Дополнительная общеразвивающая программа Культура общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» г. Усинска

«Челядьлы содтöд тöдöмлун сетан шöрин» содтöд тöдöмлун сетанУсинск карса

муниципальнöй сьöмкуд учреждение



РАССМОТРЕНА

Методическим советом

Протокол №

от «____» _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «ЦДОД» г. Усинска

______________ Е.В. Камашева

«____» ______________ 2014 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № ____

от «____» _____________ 2014 г.



Дополнительная общеразвивающая программа

«Культура общения»







Направленность -

социально-педагогическая

Возраст обучающихся - 8 - 10 лет


Срок обучения - 3 года

Составитель -

Рафальская Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования












г. Усинск

2014 г.

Пояснительная записка

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

Ежедневно - и в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким, уж легким.

Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению. В связи с этим возникла необходимость введения в Школе программистов научно-технического отдела предмета «Культура общения».

Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учётом возраста учащихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых форм к более сложным. Концепция обучения культуре общения состоит в следующем: от освоения элементарных навыков культуры поведения (занятия построены на беседах и на анализе поступков героев сказок, рассказов, героев мультфильмов и т.д. - это помогает создавать определённые условия для развития у детей способности обнаруживать в окружающей жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми ситуаций, аналогичных литературным, помогает обучать детей (в ситуации игры) предпочтению соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, через освоение этикетных форм поведения и общения, к освоению эффективной коммуникации.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Программа модифицированная, составлена на основе программы дополнительного образования детей «Экспериментальная программа по этике для 1-4 классов» (Губкина Т.), примерных программ начального образования и авторской программы Ладыженской Т.А. «Риторика», а также программы доктора филологических наук, профессора И.А. Стернина «Культура общения» I-IV классы.

Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа «Культура общения» (тип - общеразвивающая) направлена на формирование коммуникативных навыков культурного поведения и развития речи ребенка.

С содержанием курса дети знакомятся, играя в ролевые игры, выполняя действия, направленные на социализацию в обществе. На занятиях, обеспечивая единство развития воспитания и обучения, создаются условия для осмысления принципов нравственной коммуникации, определения собственной моральной позиции каждым ребёнком, воспитания уважения и доброжелательности к окружающим.

Характеристика программы

Тип - дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа

Вид - модифицированная

Направленность - социально-педагогическая

Классификация: по характеру деятельности - познавательная

по возрастному принципу - одновозрастная

по масштабу действия - учрежденческая

по срокам реализации - 3-х годичная.

Занятия проводятся для каждого года обучения по 1 часу в неделю, 36 часов в год. Предлагаемая программа рассчитана на 3 года.

Цель программы: Формирование коммуникативных навыков культурного поведения и этической культуры учащихся.

Цель и задачи для 1 года обучения:

Цель: Формирование первичных представлений о культуре общения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство со значением речи, как важнейшего средства общения, понятие о неразрывной связи поведения и речи.

  2. Знакомство с особенностью устной речи, тембром голоса, значение громкости речи в той или иной речевой ситуации.

  3. Знакомство с основными требованиями к дикции, темпу речи. Знакомство со скороговорками, их значением.

  4. Формирование первичных представлений о роли мимики, жестов в процессе общения.

  5. Знакомство с назначением, этимологией, особенностями употребления в речи слов приветствий, прощания, выражения просьбы, благодарности, извинения и т.д.

  6. Формирование первичных навыков культурно - речевого поведения телефонного разговора.

  7. Объяснить детям важность соблюдения правил поведения

  8. Формирование навыков культурного поведения в обществе.

Развивающие:

1. Формирование осознанного стремления выполнять правила гигиены и вести здоровый образ жизни.

2. Развитие сообразительности, памяти, внимания, логического мышления.

3. Развитие коммуникативных умений.

Воспитывающие:

1. Воспитание дружелюбия, чуткости, чувства сопереживания, взаимопонимания, доброты, уважения к старшим, сострадания к окружающим.

2. Воспитание ответственности за себя и за друзей, за Родину, свой край,

  1. Воспитание интереса и уважение к национальным ценностям и особенностям Республики Коми.

Цель и задачи для 2 года обучения:

Цель: Формирование и развитие коммуникативных навыков культурно - речевого поведения в зависимости от ситуации.

Задачи:

Обучающие:

  1. Знакомство с начальными сведениями об именах, фамилиях, их происхождение и значение.

  2. Формирование первичных представлений о роли неязыковых средств речи в процессе общения.

  3. Знакомство с особенностью устной речи, тембром голоса, значение громкости речи в той или иной речевой ситуации. Знакомство с основными требованиями к дикции, темпу речи. Знакомство со скороговорками, их значением.

  4. Формирование навыков культурного поведения в культурных, зрелищных и социальных учреждениях.

  5. Формирование навыков критичного оценивания себя и других в отношении с окружающими с позиции этикета.

Развивающие:

  1. Развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

  2. Развитие коммуникативных умений.

  3. Формирование осознанного стремления выполнять правила гигиены и вести здоровый образ жизни.

  4. Развитие сообразительности, памяти, внимания, логического мышления.

Воспитывающие:

  1. Воспитание бережного отношения к родному языку.

  2. Воспитание чуткости, взаимопонимания.

  3. Формирование потребности быть культурным человеком.

  4. Воспитание доброты, вежливости, доброжелательности, уважение к старшим, сострадание к окружающим.

  5. Воспитание ответственности за себя и за друзей, за Родину, свой край,

  6. Приобщение к нравственным общечеловеческим и культурным ценностям.

  7. Воспитание интереса и уважение к национальным ценностям и особенностям Республики Коми.



Цель и задачи для 3 года обучения:

Цель: Владеть коммуникативными навыками культурно - речевого поведения в зависимости от ситуации.

Задачи:

Обучающие:

  1. Владение знаниями об именах, фамилиях, отчествах своей семьи, их происхождение и значение.

  2. Знание основных правил этикета, правил поведения, предписывающих безусловное уважение человека и умение применять их на практике.

  3. Владение опытом работы с различными источниками информации: словарь, энциклопедия, веб-ресурсы и т.д.

Развивающие:

  1. Развитие правильной, красивой, чёткой речи.

  2. Развитие коммуникативных умений культурно - речевого поведения в зависимости от ситуации.

  3. Развитие умений культурного поведения в обществе.

  4. Развитие сообразительности, памяти, внимания, логического мышления.

Воспитывающие:

  1. Формирование потребности быть культурным человеком.

  2. Воспитание доброго отношения к окружающим, уважения к старшим.

  3. Воспитание ответственности за себя и за друзей, за Родину, свой край,

  4. Приобщение к нравственным общечеловеческим и культурным ценностям.

  5. Воспитание интереса и уважение к национальным ценностям и особенностям Республики Коми.


Требования к образовательным результатам по программе

По окончании обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Культура общения» у учащихся формируется предметная и основные общеучебные компетенции. Диагностика сформированности компетенций осуществляется в конце первого и второго полугодия посредствам мониторинга освоения дополнительной общеразвивающей программы, с учётом возрастных особенностей учащихся по трём уровням (высокий, низкий, средний).

Компетенции

Значимые действия и умения



Предметная

- умение применять основные правила этикета и этических норм в отношении с окружающим миром;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения этикетных задач в зависимости от ситуации;

- умение использовать в своей речи (с учётом ситуации общения) изученные формы словесной вежливости,

- умение уместно использовать звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения (поза, жесты, мимика).

- умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации;

- умение оценивать себя в отношениях с окружающими с позиции этикета;

Информационная

- умение самостоятельно при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) искать, анализировать и отбирать необходимую информацию для эффективного общения, а так же преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная

- умение адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

- навыки эффективного общения;

- навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- не делать другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;


Организационная

- выполнять требования педагогов, других работников Центра;

- бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам и вещам других;

Личного самосовершенствования

- умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;

- умение применять конкретные правила поведения в нестандартных ситуациях;

- быть дисциплинированным, регулярно посещать занятия и не опаздывать;

- умение управлять своими эмоциями;

- умение подбирать гардероб в соответствии от ситуации;

- бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, сквернословием и др

- желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям;

- стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами.


Ожидаемый результат.

К концу 1 года обучения учащийся знает/понимает основные понятия которые заложены в программе (этикет, вежливость, воспитанность т.д). Использует в своей речи (с учётом ситуации общения) изученные формы словесной вежливости. Уместно использует звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения (поза, жесты, мимика) в речевой практике.

К концу 2 года обучения учащийся активно использует звучание своего голоса (тембр, темп, громкость) и невербальные средства общения. Знает и соблюдает правила этикета. Умеет вступать в контакт с собеседником. Умеет употреблять различные формы словесной вежливости в зависимости от ситуации общения. Умеет оценивать себя в отношениях с окружающими с позиции этикета.

К концу 3 года обучения учащийся активно применяет правила культурного поведения, активно употребляет различные формы словесной вежливости в речевой практике, правильно использует звучание своего голоса и невербальные средства общения. Умеет оценивать себя и других, в отношениях с окружающими, с позиции этикета. Умеет быть внимательным собеседником и слушателем.

Организационно-педагогические основы обучения.

Основная задача курса - формирование у учащихся умение применять основные правила этикета и этических норм в отношении с окружающим миром, овладение детьми навыками эффективного общения. Как показывает практика, дети не владеют основными знаниями в области общения, они не знают, что надо говорить в той или иной ситуации. Именно это и составляет основное содержание курса. Необходимо иметь в виду, что в рамках только занятий «Культура общения» умения и особенно навыки общения сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков - это задача всех педагогов, учителей, воспитателей и, конечно, родителей.

Курс носит практический характер, центральное место занимают коммуникативные умения. На занятиях необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны общения, выработать навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны понять, что надо делать и говорить и как.

Занятие обычно включает речевую разминку, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Система работы также предусматривает использование работу в группах, по парам, использование ролевых игр, дискуссий, моделирования, проигрывания, коллективного сочинения сказок, рисования и т.д.

Этнокультурная составляющая и региональные особенности используются практически на каждом занятии (культура поведения на улицах Усинска, в Усинском ДК и т.д.).

Все занятия имеют комбинированную форму, включают в себя и теоретические и практические задания. На занятиях используются следующие методы, методические приёмы:

  • беседа;

  • коммуникативные игры;

  • конкурсы, викторины, игры;

  • анализ коммуникативных ситуаций;

  • анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

  • практические задания и упражнения;

  • самостоятельная работа;

  • проектная работа;

  • упражнения-тренинги;

  • решение коммуникативных задач;

В конце учебного года в каждом классе проводятся уроки-праздники, где учащиеся демонстрируют полученные навыки культурного общения.

Учебно-тематический план. 1 год обучения:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практи-ческие занятия

1. Культура речи

8

2

6

Устный опрос

2. Волшебные слова

8

4

4

Тест

3. Как стать волшебником

12


12

Практическая работа

4. Если вы вежливы…

8

2

6

Игра

Итого

36

8

28



Содержание

1 год обучения (2 класс)

  1. Культура речи. 8 ч.

Теория: Речь. Культура речи. Техника речи (дыхание, громкость, тембр, дикция, темп). Помощники устного слова (мимика, жесты, поза).

Практика: Упражнения на отработку правильного дыхания, на силу голоса. Чтение и работа со сказками «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и др. Упражнения, скороговорки, чистоговорки на отработку дикции, темпа с использованием РК. Чтение и работа со стихотворениями с использованием НРК. Упражнения и задания на уместность использования жестов. Работа с «Азбукой настроения».

  1. Волшебные слова. 8 ч.

Теория: Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Слова извинения. Знакомство.

Практика: Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с учетом ситуации общения с использованием НРК.

  1. Как стать волшебником. 12 ч.

Практика: Этикетные задачи на применение нужной этикетной формулы с учетом ситуации общения. Работа по книге Н. Пикулевой «Слово на ладошке».

4. Если вы вежливы… 8 ч.

Теория: День рождения. Как нужно вести себя во время разговора. Если вы вежливы…

Практика: Этикетные задачи. Работа с пословицами и поговорками с использованием НРК.

Примерные проверочные работы

1 год обучения (2 класс).

  1. Культура речи.

  • Устный опрос:

  1. Что такое речь?

  2. Чем отличается культурная речь от некультурной?

  3. Какую речь приятно слушать?

  4. Каких помощников устного слова вы знаете?

  5. Мимика и жесты помогают или мешают общаться?

  6. Есть жесты, которые мешают общению?

  • Игра «Узнай по голосу».

  • Правильно используя силу голоса (громкость), темп (скорость) речи прочитайте стихотворение:

Глупый гном глядел, глядел.

Громкий горн гудел, гудел.

Громче горна грянул гром.

Громче горна гаркнул гном.

  • Работа с дидактической игрой «Азбука настроения»

  1. Волшебные слова.

  • Устный опрос:

Что лишнее?

А) здравствуйте, прошу Вас, привет.

Б) спасибо, от всей души, до свидания.

В) привет, извините, простите.

Г) счастливо, до вечера, извините.

Д) прошу извинения, вы очень добры, прошу прощения

Е) привет, всего доброго, пока.

  • Игра.

Отгадайте загадки и из первых букв отгадок составьте слово вежливости:

  • Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

  • Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

  • На грядке длинный и зелёный,

А кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

  • На узкой дорожке голова, да ножки.

Кто так медленно ползёт

На себе свой дом везёт? (Улитка)

  • Днём слепа бывает.

А ночью прозревает. (Сова)

  • Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

  • Не ездок, а со шпорами.

Не будильник, а всех будит. (Петух)

  • Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …. (Жираф)

    • Добавьте букву «й» и составьте слово.

  • Игра «Будь внимателен»

Простите - руки у груди

Благодарю - руки вверх

Пожалуйста - 3 хлопка

  • Игра «Найди слово в слове»

Извините

  • Закончи предложение:

«Спасибо я говорю, когда…..»

«Извините я говорю, когда…»

«Когда прощаюсь я говорю…»

«Когда встречаюсь с друзьями я говорю…»

«А со взрослыми я здороваюсь….»

«Счастливого пути я желаю, когда….»

3.Как стать волшебником.

Мини-сочинение - рассуждение. «Что в другом не любишь, того не делай сам».

4. Если вы вежливы…

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов;

Решение этикетных задач: В гостях. За столом и т.д.

Критерии оценок для устных опросов и игр:

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в играх.

«2» - не участие в играх.

Критерии оценок для сочинений и проективных рассказов:

«5» - тема полностью раскрыта, серьезные интересные размышления.

«4» - тема раскрыта полностью, но не хватает глубины изложения.

«3» - тема раскрыта не полностью, поверхностный подход.

Этапы педагогического контроля. 1 год обучения.

Срок

Вид контроля, задачи

Тема

Форма, содержание

Критерии

Октябрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Культура речи.


  • Устный опрос «Культура речи»

  • Правильно используя технику речи прочитать стихотворение.

  • Дидактическая игра «Азбука настроения»

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в игре. «4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в игре. «3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в игре.

«2» отсутствие ответов на вопросы, не участие в игре.

Декабрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Волшебные слова.

Тест:

  • «Что лишнее»

  • «Составь слово»

  • «Найди слово в слове»

  • «Закончи предложение».

«5» - 90-100% выполненных заданий теста

«4» - 80-90% выполненных заданий теста

«3» - 60-80% выполненных заданий теста

«2» - менее 60% выполненных заданий теста

Март

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Как стать волшебником.

Мини-сочинение - рассуждение: «Что в другом не любишь, того не делай сам».

«5» - тема раскрыта полностью

«4» - тема раскрыта, есть небольшие недочеты

«3» - тема раскрыта не полностью

«2» - тема не раскрыта

Май

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Если вы вежливы…

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов.

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в обсуждениях.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в обсуждениях.

«2» отсутствие ответов на вопросы, не участие в обсуждениях.

Итоговый выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков за год

Ролевая игра: Решение этикетных задач: В гостях. За столом и т.д.

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в игре. «4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в игре. «3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в игре.

«2» отсутствие ответов на вопросы, не участие в игре.

Учебно-тематический план. 2 год обучения:

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практи-ческие занятия

1. Культура речи

10

2

8

Практическая работа

2. Культура общения

18

4

14

Тест

3. От чего зависит настроение

8

2

6

Игра

Итого

36

8

28




Содержание


2 год обучения (3 класс)

  1. Культура речи. 10 ч.

Теория: Ты и твоё имя. Ты и твоя фамилия. Значение речи в деятельности человека. Устная и письменная речь. Мимика и жесты в устной речи. Техника речи (громкость, тембр, темп, дикция).

Практика: Работа со словарями. Упражнения на изменение силы голоса, темпа речи. Упражнения, скороговорки на отработку дикции с использованием НРК.

  1. Культура общения. 18 ч.

Теория: Что такое этикет? Культура общения: знакомство, обращение, формы приветствия, формы прощания, формы выражения извинения, вежливая просьба, слова благодарности. Поведение в общественном транспорте. Школьные правила этикета. Культура поведения в общественных местах: театр, кино, библиотека, музей, больница, магазин. Культура общения по телефону.

Практика: Упражнения и задания на использование мимики и жестов в речи. Этикетные задачи и задания «знакомство», «обращение», «приветствие», «прощание», «выражения извинения», «выражения просьбы, благодарности» с использованием НРК. Этикетные задачи «правила поведения в транспорте», «правила поведения в школе», «правила поведения в общественных местах», «правила общения по телефону» с использованием НРК.

  1. От чего зависит настроение. 8 ч.

Теория: Письмо, правила написания письма. Приглашение и ответ на него. Мы идём в гости. Мы приглашаем гостей. Поведение за столом.

Практика: Практическая работа «письмо», «письменное приглашение». Этикетные задачи «гостеприимство», «поведение в гостях», «поведение за столом». Работа с пословицами с использованием НРК.



Примерные проверочные работы:


2 год обучения (3 класс).

  1. Культура речи.

Практическая работа «Письмо мне в конец учебного года»

Написать о себе какой ты сейчас, что тебе сейчас интересно, что ты ожидаешь в этом году, что ты хочешь в себе изменить, каким ты себя представляешь в конце учебного года, что изменилось к концу года в тебе.

  1. Культура общения.

  • Устный опрос:

Прочитайте слова: Здравствуйте. Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер. Привет. Рад вас видеть. Как вы поживаете. Пока. Приветики.

Какие слова употребляют, приветствуя друг друга?

С какими из них обращаются к любому собеседнику? Только близкому знакомому?

Как говорят, желая подчеркнуть особенно хорошее расположение к собеседнику?

  • Кто должен поздороваться первым?

Мальчик или девочка?

Бабушка, сидящая на скамейке, или девочка, проходящая мимо?

Ученица или учитель?

  • Почему. Здороваясь, мужчины обычно протягивают друг другу руки и пожимают их?

Чтобы продемонстрировать силу своих мускулов.

Чтобы показать, что руки чистые.

Чтобы убедиться в дружеских чувствах и добрых намерениях друг друга.

  • Почему, приветствуя друг друга, мужчины приподнимают шляпы?

Чтобы видеть лица друг друга.

Чтобы продемонстрировать, какая хорошая и дорогая шляпа.

Чтобы показать свою прическу.

Чтобы подчеркнуть соё уважение друг к другу.

  • Посмотрите на рисунки и скажите, какие этикетные ошибки допустили мальчики.

Дополнительная общеразвивающая программа Культура общения

Дидактическая игра « В школе изящных манер»

  1. От чего зависит настроение.

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов.

Поведение за столом.

Занятие проводится как чаепитие, где учитель помогает детям накрыть стол по правилам этикета, а дети в своём поведении стараются закрепить усвоенные правила.


Критерии оценок для устных опросов и игр:

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в играх.

«2» - не участие в играх.

Критерии оценок для сочинений и проективных рассказов:

«5» - тема полностью раскрыта, серьезные интересные размышления.

«4» - тема раскрыта полностью, но не хватает глубины изложения.

«3» - тема раскрыта не полностью, поверхностный подход.



Этапы педагогического контроля. 2 год обучения

Срок

Вид контроля, задачи

Тема

Форма, содержание

Критерии

Октябрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Введение.

Практическая работа «Письмо мне в конец учебного года»

«5» - тема раскрыта полностью, интересные сюжеты, аккуратная работа.

«4» - тема раскрыта, есть небольшие недочеты.

«3» - тема раскрыта не полностью, работа не аккуратная.

«2» - тема не раскрыта.

Декабрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Культура общения.

Тест:

- слова приветствия

- правила приветствия

- этикетные ошибки

«5» - 90-100% выполненных заданий теста

«4» - 80-90% выполненных заданий теста

«3» - 60-80% выполненных заданий теста

«2» - менее 60% выполненных заданий теста

Март

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Культура поведения.

Дидактическая игра « В школе изящных манер»

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в игре. «4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в игре. «3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в игре.

«2» - не участие в игре.

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

От чего зависит настроение.

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов.

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в обсуждениях.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в обсуждениях.

«2» отсутствие ответов на вопросы, не участие в обсуждениях.

Май

Итоговый выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков за год

Ролевая игра: Чаепитие, где дети накрывают стол по правилам этикета, в поведении демонстрируют усвоенные правила.

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в игре. «4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в игре. «3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в игре.

«2» - не участие в игре.


Учебно-тематический план. 3 год обучения

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практи-ческие занятия

1. Познакомимся

7

1

6

Практическая работа

2. Я в мире людей

8

4

4

Тест

3. Человек без дружбы, что дерево без корня

13

3

10

Игра

4. В человеке все должно быть прекрасно

8

2

6

Практическая работа

Итоговая работа

Итого

36

10

26


Содержание


3 год обучения (4 класс)

  1. Познакомимся. 7 ч.

Теория: Я и моё имя. Я и моя фамилия. Речь - средство передачи мыслей и чувств. Техника речи (дикция).

Практика: «Моё генеалогическое древо». Работа со словарями. Упражнения на отработку дикции. Работа с пословицами (с использованием НРК).

2. Я в мире людей. 8 ч.

Теория: Этика и этикет. Золотое правило этикета. Я в школе. Я - гость. Я - хозяин. Я за столом. Я в общественных местах: театр, кино, библиотека, музей, больница, магазин.

Практика: Этикетные задачи «правила поведения в школе», «правила поведения в гостях», «правила поведения за столом», «правила поведения в общественных местах» с использованием НРК.

3. Человек без дружбы, что дерево без корня. 13 ч.

Теория: Я и мои друзья. Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. «Шестое чувство» (тактичность). Два мира (мальчики и девочки). Кто такая леди? Легко ли быть джентльменом? Злая и добрая шутка.

Практика: Этикетные задачи «коллектив и я», «у постели больного», «гостеприимство», «тактичность», «мальчики и девочки».

4. В человеке все должно быть прекрасно.. 8 ч.

Теория: Как стать красивым: осанка, походка, жесты, мимика. Тайна одежды. Режим дня. Правила гигиены.

Практика: Этикетные задачи «внешний вид», «деловая школьная одежда». Практическая работа «режим дня». Упражнения и задания «мимика», «жест». Использование НРК.


Примерные проверочные работы.

  1. Познакомимся.

Мини-сочинение: «Чем я горжусь».

  1. Я в мире людей.

Контрольные вопросы:

  • Что такое этикет?

  • Как пользоваться вилкой и ножом?

  • Как брать хлеб с общей посуды?

  • Как звучит золотое правило этикета?

  • Каким должен быть хозяин? Почему?

  • Какие правила поведения в школе ты знаешь?

  • Можно ли играть на перемене в догонялки? Почему?

  • Как развлечь гостей?

  • Вы пришли в музей. Как будете вести себя?

  • Какие правила этикета необходимо соблюдать в гостях?

  • Какие правила поведения на улице ты знаешь?

  • Зачем надо соблюдать правила этикета?

  • Льняную салфетку ты положишь на колени или зацепишь за воротник? Как пользоваться бумажной салфеткой?

  • Что едят ложкой? Столовой? Чайной? Десертной?

  • Ты пришёл навестить друга в больнице. Как ты поступишь?

  • Котлету едят вилкой ?Вилкой ножом? Ложкой?

3. Человек без дружбы, что дерево без корня.

Проективные рассказ: «Мой друг»

4. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов

Мини-сочинение - рассуждение. «Скажи себе сам». (Каждый попробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет: вспомните какими вы были, когда начинали знакомится с этикетом, и какими стали сейчас, и почему?)

Критерии оценок:

Критерии оценок для устных опросов и игр:

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие в играх.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в играх.

«2» - не участие в играх.

Критерии оценок для сочинений и проективных рассказов:

«5» - тема полностью раскрыта, серьезные интересные размышления.

«4» - тема раскрыта полностью, но не хватает глубины изложения.

«3» - тема раскрыта не полностью, поверхностный подход.

Этапы педагогического контроля. 3 год обучения

Срок

Вид контроля, задачи

Тема

Форма, содержание

Критерии

Октябрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Познакомимся.

Мини-сочинение: «Чем я горжусь».

«5» - тема раскрыта полностью, интересные сюжеты.

«4» - тема раскрыта, есть небольшие недочеты.

«3» - тема раскрыта не полностью, работа не аккуратная.

«2» - тема не раскрыта.

Декабрь

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Я в мире людей.

Тест:

правила поведения в школе,

в общественных местах,

в гостях, за столом, вы принимаете гостей.

«5» - 90-100% выполненных заданий теста

«4» - 80-90% выполненных заданий теста

«3» - 60-80% выполненных заданий теста

«2» - менее 60% выполненных заданий теста

Март

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

Человек без дружбы, что дерево без корня.

Проективный рассказ: «Мой друг»

«5» - тема раскрыта полностью

«4» - тема раскрыта, есть небольшие недочеты

«3» - тема раскрыта не полностью.

«2» - тема не раскрыта.

Май

Тематический, выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков по теме

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Решение коммуникативных задач, анализ коммуникативных ситуаций, анализ героев видеосюжетов.

«5» - недочеты при ответах на вопросы, активное участие в обсуждениях.

«4» - 2 ошибки при ответах на вопросы, активное участие.

«3» - 3-4 ошибки при ответах на вопросы, участие в обсуждениях.

«2» отсутствие ответов на вопросы, не участие в обсуждениях.

Май

Итоговый выявление уровня усвоения знаний, сформированности навыков за год

Мини-сочинение - рассуждение: «Скажи себе сам».

«5» - тема раскрыта полностью, интересные сюжеты, аккуратная работа.

«4» - тема раскрыта, есть небольшие недочеты.

«3» - тема раскрыта не полностью, работа не аккуратная.

«2» - тема не раскрыта.

Методическое обеспечение программы.

Блок (раздел)

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, ТСО.

1 год обучения

1. Культура речи

Учебное занятие, игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические.

Рассказ, беседа, демонстрация, театрализация.

наглядные пособия, презентации, видеоматериалы

2. Волшебные слова

Учебное занятие, занятие-практикум,

игровые занятия

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Рассказ, объяснения, упражнения,

беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы


  1. Как стать волшебником

Учебное занятие, занятие-практикум,

игровые занятия

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы, дидактические игры


  1. Если вы вежливы

Учебное занятие, занятие-практикум,

игровые занятия, занятие-праздник.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы

2 год обучения

  1. Культура речи

Учебное занятие, игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач.

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы


  1. Культура общения

Учебное занятие, занятие-практикум,

игровые занятия

Словесные, наглядные, практические, игровые, поисковые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы


  1. От чего зависит настроение

Учебное занятие, занятие-практикум,

игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические, игровые, поисковые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы

3 год обучения

  1. Познакомимся

Учебное занятие, занятие -практикум,

игровые занятия.

Словесные, наглядные, игровые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы


  1. Я в мире людей

Учебное занятие, занятие -практикум,

игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические, игровые, поисковые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы

3. Человек без дружбы, что дерево без корня

Учебное занятие, занятие- практикум, занятие - тренинг,

игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические, игровые, поисковые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы

4. В человеке все должно быть прекрасно

Учебное занятие, занятие -практикум, занятие - тренинг,

игровые занятия.

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Беседа;

коммуникативные игры;

конкурсы, викторины, игры;

анализ коммуникативных ситуаций;

практические задания и упражнения;

решение коммуникативных задач;

анализ поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов, видеосюжетов;

наглядные пособия, презентации, аудио и видеоматериалы

Литература

Для педагога:


  1. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «что такое хорошо и что такое плохо». - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003.

  2. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. - М.: Дрофа, 1995.

  3. Дидактический материал к урокам речевой культуры в 1-ом классе (составитель Якимова Н.Б.) - Сыктывкар, 1992.

  4. Журнал «Педсовет» № 5, № 10 - 1996 г, №11 - 1997 г.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  6. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. - М.: ОМА - Пресс, 2001.

  7. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. - Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. Изд-во, 1996.

  8. Овчарова О.А. Уроки развития речи. - Сыктывкар, 1993.

  9. Пахомова О.Н. Добрые сказки: Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2004.

  10. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости - с вами вместе. - М.: Новая школа, 1997.

  11. Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1: Развивающие игры и упражнения. - М.: Советский спорт,2002.

  12. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: пособие для учителей и родителей учащихся нач. кл. - М.: Школьная пресса, 2002.

  13. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: КАРО, 2003.

  14. Хаткина М.А. Веселые уроки кота Этикета. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007.

  15. Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. - М.: Книголюб, 2004.

  16. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2004.

Для учащихся:

  1. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса (составитель Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Д.: Сталкер, 1997.

  2. Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну слов. - М.: Дрофа, 1995.

  3. Лаврентьева Е.В. Занимательная риторика и этикет. - М.: ОМА - Пресс, 2001.

  4. Лихачева Л.С. Рабочая тетрадь по этикету. - Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. Изд-во, 1996.







© 2010-2022