• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

Представленный в занимательной форме материал способствует обобщению, систематизации и пополнению знаний детей о шляпочных грибах. Данный материал в целом или в качестве отдельных фрагментов (конкурсы "Грибное домино", "Грибы - двойники", викторина "Да" и "Нет", загадки и ребусы о грибах) может быть использован при проведении внеклассных занятий, занятий в летних оздоровительных лагерях. Предпочтительная форма организации занятия групповая, например, в виде соревнования команд.
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия «Грибная мозаика»

О.А. Курчакова,

МБОДО «Центр детского творчества»,

методист

На занятии детям предстоит в ходе игровой деятельности обобщить, систематизировать и пополнить знания о шляпочных грибах.

Автором-составителем занятие было проведено в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог». Представленный материал в целом или в качестве отдельных фрагментов может использоваться при проведении внеклассных занятий, занятий в летних оздоровительных лагерях. Предпочтительная форма организации занятия групповая, например, в виде соревнования команд. За каждый правильный ответ команды получают жетоны: кто больше соберёт жетонов тот победитель.

Образовательная цель: обобщение, систематизация имеющихся и приобретение новых знаний.

Развивающая цель: развитие внимания, воображения, логического мышления, коммуникативных способностей.

Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к природе

Оборудование: плакаты или открытки с изображением грибов, наборы карточек для проведения конкурсов, которые представлены в приложениях, комплект жетонов.

Возраст детей: 4 класс

Длительность занятия: 45 мин

Вводное слово педагога: Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в XIX веке грибы выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а самые опытные грибники берут в свою корзину до 25. А сколько радости и удовольствия приносит людям поход в лес за грибами! Весной мы собираем грибы подснежники - сморчки. Летом, когда колосится рожь - колосовики. В начале осени грибная пора в самом разгаре. В народе наступление осени связывают с появлением опят в лесах. Даже пословица есть такая «Подошли опёнки - лето кончилось».

Значение грибов на всю нашу жизнь очень слабо изучено. Всем известно, что человек с удовольствием использует грибы в пищу. Грибы, как и бактерии, разлагают органические вещества, остатки растений и останки животных. Многие грызуны, лоси и кабаны, птицы и всевозможные насекомые питаются грибами. Не только питаются, но и успешно лечатся от всевозможных болезней.

Наше занятие называется «Грибная мозаика», а это значит все наши сегодняшние игры, викторины, загадки на грибную тему.

  1. Конкурс «ГРИБНОЕ ДОМИНО»

Домино - игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. [5]

Учащиеся получают набор карточек (Приложение 1), имитирующих карточки домино. Командам предлагается составить цепочку из этих карточек. Победитель тот, кто первым правильно составит цепочку. Подсказка: первая карточка обозначена цифрой 1, последняя карточка в цепочке - имеет пустое окошко. Если цепочка составлена правильно, то в нижней части карточек получится слово - наука о грибах - МИКОЛОГИЯ. [1]

  1. Викторина «ДА» или «НЕТ»

Команды учащихся получают набор карточек со словами «Да» и «Нет». После прослушивания утверждения и короткого обсуждения в группе, в случае согласия - поднять карточку «Да», в случае несогласия - карточку «Нет». Желательно пояснить утверждения (7, 10).

1. Грибы - это растения. Нет

2. Грибы - это отдельное царство живых организмов. Да

3. Сбор грибов называют «тихой охотой». Да

4. Деревья и грибы дружат между собой. Да

5. Грибы - это санитары леса, они разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Да

6. Встретив в лесу мухоморы, лучше их уничтожить: ведь они ядовиты. Нет

7.Грибы лучше собирать не в вёдра, сумки и пакеты, а в корзины. Да

8. Белка запасает грибы на зиму, накалывая их на веточки. Да

9. Вы увидели в лесу большой белый гриб, но у Вас не оказалось ножика. Вы сорвёте гриб с корнем. Нет

10. Очень удобно собирать грибы вблизи дороги: не надо далеко ходить в лес. Нет

Пояснения:

7. Пока ты будешь ходить по лесу, через щели корзины будут высыпаться споры собранных тобой грибов. Так каждый грибник станет «сеятелем грибов», что очень неплохо. [3]

10. Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух много вредных веществ. Они распространяются вокруг и накапливаются в растущих грибах. Такие грибы становятся опасными для здоровья. Не собирай грибы и в других местах, загрязнённых разными отходами и мусором [3].

  1. ЗАГАДКИ О ГРИБАХ

Загадки содержат описания характерных внешних признаков грибов, свойства (например, изменение цвета на изломе), съедобный или ядовитый. Загадывать загадки по очереди командам, после правильного ответа найти гриб на плакате или среди открыток.

Вводное слово педагога: Очевидно, что сбор грибов нередко даже опытным грибникам преподносит «подводные камни», а для непосвященного человека вообще может оказаться опасным занятием. Поэтому нужно знать, как грибы называются, и какие из них можно собирать в корзину.

1. Он на толстой ножке белой,

В яркой шляпке загорелой,

Кто в лесу его найдет

Тот от радости поет. (Белый гриб)

2. Ловко спрятаться умеет,

Там, где лес с березняком,

При засушке он чернеет,

Хоть и бел его излом. (Подберезовик)

3. Меж осиновых ветвей

Красной шапочкой своей,

Словно ягодка горит,

Будто - «Вот я!» - говорит.

И хоть яркий вид имеет,

Срежь - мгновенно посинеет. (Подосиновик)

4. Этот гриб смертельно страшен

И не менее опасен.

Бледен, чуть зеленоват

И таит сильнейший яд. (Бледная поганка)

5. За семьей семья в сосенках,

Малышата в клейких пленках.

Сжались в желтые комочки,

Словно маленькие кочки. (Маслята)

6. Маскируются под мох,

Снизу желт и скромен,

Этот гриб не так уж плох,

С синью на изломе. (Моховик)

7. Не тигренок, не лисенок,

Кругл, пластиночками тонок,

С головы до самых ног

Ярко-рыжий паренек. (Рыжик)

8. Он меж зелени желтеет,

Имя «хитрое» имеет.

Хоть и не кусается,

Странно называется. (Лисичка)

9. Разноцветные береты -

Лета яркие приметы

Разбрелись в лесу, как стая,

Чудо-радуга грибная. (Сыроежка)

10. То светлы, то темноваты,

Краешек короночкой.

Розоваты, чуть мохнаты,

Шапочки вороночкой. (Волнушки)

11. Этот крепкий Кабальеро

Носит белое сомбреро,

Под листвою и хвоей

Скрыт от взора с головой

Но когда в азарт войдешь -

Целый выводок найдешь! (Груздь)

  1. Конкурс «Перепутаница»

Конкурс заключается в том, что необходимо найти биологические ошибки в тексте. [1]

ПОДОСИНОВИКИ

Подосиновики часто встречаются в хвойных лесах. Шляпка этого гриба оранжевого цвета. Нижняя часть его шляпки, как и всех других грибов, состоит из пластинок. Гриб несъедобный. (3 ошибки, выделены курсивом)

ШАМПИНЬОНЫ

Шампиньоны часто встречаются в лиственных и хвойных лесах. Шляпка этого гриба коричневого цвета. Нижняя часть его шляпки состоит из трубочек. Гриб съедобный. (3 ошибки, выделены курсивом)

  1. Конкурс «ГРИБЫ-ДВОЙНИКИ»

Каждая команда учащихся получает набор карточек с изображением грибов-двойников и описанием к ним (Приложение 2). Надо внимательно рассмотреть изображение грибов-двойников и прочитать описание. Найти соответствие между изображением и описанием.

Вводное слово педагога: Бывали жуткие истории. В разные годы и в разных странах, поев грибов, в мучениях умирали то император, то король, то папа римский. Случалось, погибали от грибного коварства и в России. Но всё-таки на Руси обычно жили с грибами в мире. Хорошо знали их и, как правило, не путали съедобные с ядовитыми. Как и во всём, в отношении к грибам одни люди до крайности мнительны, другие беспечны. Нужна золотая середина. При этом надо помнить:

1. Не собирай грибы, которых не знаешь.

2. Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.

3. Постоянно пополняй свои знания о грибах - тогда и сомнений будет меньше.

С мухомором проще всего. Никому не придёт в голову приготовить из него жаркое. Другое дело - грибы-двойники. [2]

  1. Конкурс «Чудесное превращение» (Разгадывание ребусов)

«Превратить сумеешь ты

Эти ребусы в грибы?» (Приложение 3)

Заключительное слово педагога: Итак, наше занятие заканчивается. (Подсчитывается количество жетонов, набранное каждой командой. Объявляется команда - победитель ).

Литературные источники:

  1. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы/авт.-сост. Н.И. Асташина.- Волгоград: Учитель, 2014. - 95 с.

  2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. классов.- М.: Просвещение, 1994.- 223.; ил.

  3. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Кн. для учащихся нач. классов.- М.: Просвещение, 2014.- 160; ил.

Интернет ресурсы

  1. Электронный ресурс - Режим доступа kk.docdat.com/pars_docs/refs/470/469177/469177_html_3ecfd9ae.jpg, свободный

  2. Электронный ресурс - Режим доступа ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC%E8%ED%EE, свободный

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

1.



М

Самый ценный съедобный гриб

И

Белый



К

Съедобный гриб, имеет шляпки разных цветов, нижняя сторона шляпки пластинчатая

О

Сыроежка



Л

Самый опасный ядовитый гриб

О

Бледная поганка



Г

Любят расти с осинами

И

Подосиновик



Я

Приложение 2

1.Опята - ложные опята

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

2. Лисички -ложные лисички

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

Лисичка - шляпка у гриба воронковидная с неровными, волнистыми краями. Пластинки узкие, шляпка плавно переходит в ножку. Цвет всего гриба светло-жёлтый или бледно-оранжевый.

Ложная лисичка - шляпка у гриба воронкообразная, оранжевая. Ложная лисичка похожа на съедобную, но имеет более яркую окраску.

Опята - шляпка у грибов буроватого, коричнево-желтого цвета, с мелкими чешуйками. Снизу шляпка пластинчатая, желтовато-белая, с буроватыми пятнами. Ножка с белым колечком, книзу темнее.

Ложные опята- похожи на съедобные, но шляпка у них яркая, оранжево-желтая или кирпично-красная, без чешуек. Пластинки, а желто-зеленоватые. Ножка гладкая, без колечка (у настоящего опёнка белое колечко).

Приложение 3

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

Ответ: груздь, боровик

Методические рекомендации к проведению эколого-познавательного занятия Грибная мозаика

Ответ: рыжик, опёнок

12


© 2010-2022