Рабочая программа БД И-31 углубленный

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 230401 Информационные системы (по отраслям) (углубленный уровень подготовки), 3 курс Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж».     Разработчик рабочей программы: Селедцова Анжелика Миха...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Невинномысский химический колледж»

Утверждаю

Заместитель директора по

учебно-методческой работе

____________Ю.С. Маркова

«_____» _____________ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Основы проектирования баз данных






























2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):

230401 Информационные системы (по отраслям) (углубленный уровень подготовки), 3 курс

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж».

Разработчик: Селедцова Анжелика Михайловна, преподаватель профессионального цикла.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы проектирования баз данных»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), углубленный уровень подготовки, 3 курс.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по группе специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы проектирования баз данных» входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен

уметь:

  • создавать концептуальные модели;

  • создавать базы данных средствами Access;

  • составлять запросы к базам данных.

знать:

  • основные понятия баз данных;

  • архитектура СУБД и модели данных;

  • основы реляционной алгебры;

  • принципы проектирования баз данных;

  • логическое проектирование;

  • физическое проектирование;

  • СУБД Access.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 124 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 46 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

В том числе:


подготовка сообщений и презентаций на тему "Развитие технологий обработки данных"

4

сравнительный анализ моделей технологии "Клиент-Сервер"

4

выполнение заданий по теме "Основы реляционной алгебры"

4

анализ предметной области по индивидуальному задания.

6

выявление функциональных, транзитивных и многозначных зависимостей между атрибутами данных для варианта заданной предметной области

2

проектирование концептуальной модели заданной предметной области в соответствии с индивидуальным заданием

4

проектирование логической модели заданной предметной области в соответствии с индивидуальным заданием

4

разработка и создание базы данных и таблиц в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access.

4

создание запросов в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access.

4

создание форм для ввода и просмотра данных в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access.

4

создание отчетов в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access.

6

Итоговая аттестация в форме


Зачета в VI семестре


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Основы теории баз данных

34


Тема 1.1.

Основные понятия теории баз данных

Содержание учебного материала:

Основы теории баз данных, основные понятия и определения баз и банков данных. Преимущества централизованного управления данными. Типы запросов пользователей. Требования к банку данных со стороны пользователей. Основные понятия и определения баз и банков данных. Преимущества централизованного управления данными. Типы запросов пользователей. Требования к банку данных со стороны пользователей.

4

1

Самостоятельная работа:

Подготовка сообщений и презентаций на тему «Развитие технологий обработки данных»

4


Тема 1.2.

Архитектура СУБД и модели данных

Содержание учебного материала:

Трехуровневая архитектура описания базы данных. Режимы работы с базой данных. Модели данных: понятие, основные компоненты и классификация. Сетевая модель данных: элементы структуры, основные операции над данными и ограничения целостности. Иерархическая модель данных: элементы структуры, основные операции над данными и ограничения целостности. Реляционная модель данных. Особенности реляционной модели. Правила Кодда. Реляционная модель данных: элементы структуры, основные операции над данными и ограничения целостности. Виды отношений и ключей.

12

1


Самостоятельная работа:

Провести сравнительный анализ моделей технологии "Клиент-Сервер"

4


Тема 1.3.

Основы реляционной алгебры

Содержание учебного материала:

Основы реляционной алгебры. Операции над отношениями.

2

1

Практическая работа:

Операции над отношениями

4

2

Самостоятельная работа:

Выполнение заданий по теме «Основы реляционной алгебры»

4


Раздел 2.

Принципы проектирования реляционной базы данных.

40


Тема 2.1. Концептуальный и логический уровни описания баз данных

Содержание учебного материала:

Основные принципы проектирования баз данных. Этапы проектирования: инфологическое моделирование, даталогическое проектирование, физическое проектирование. Информационно-логическое моделирование. Понятие и назначение ER-модели. Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании. Избыточность данных и аномалии обновления в базе данных. Функциональные зависимости между атрибутами. Нормализация отношений. Преобразование ER-модели в схему реляционной базы данных.

8

1


Практическая работа:

Построение концептуальной модели заданной предметной области

Проектирование логической модели заданной предметной области

8

2


Самостоятельная работа:

Анализ предметной области по индивидуальному задания. Выявление функциональных, транзитивных и многозначных зависимостей между атрибутами данных для варианта заданной предметной области. Проектирование концептуальной модели заданной предметной области в соответствии с индивидуальным заданием. Проектирование логической модели заданной предметной области в соответствии с индивидуальным заданием.

16


Тема 2.2.

Физическое проектирование баз данных

Содержание учебного материала:

Физическое проектирование. Особенности, влияющие на организацию внешней памяти. Технологии хранения данных.

2

1

Тема 2.3.

СУБД и средства проектирования структур данных

Содержание учебного материала:

СУБД: основные функции, типы. Свойства и сравнительные характеристики СУБД. Автоматизированные системы проектирования баз данных. Основные возможности CASE-средств. Классификация CASE-средств. Контрольная работа по теме "Основы теории баз данных. Принципы проектирования реляционной базы данных".

6

1

Раздел 3.

Технология обработки баз данных средствами Microsoft Access

50


Тема 3.1.

СУБД Access

Содержание учебного материала:

Основные возможности СУБД Access. Принципы работы с программой. Меню программы. Панели инструментов. Объекты СУБД Access. Зачетное занятие.

4



Практическая работа:

Разработка и создание базы данных и таблиц.

Поиск, сортировка и фильтрация данных в таблицах.

Установление связей между таблицами

Создание запросов

Создание форм для ввода и просмотра данных

Создание отчетов

28

2


Самостоятельная работа:

Разработка и создание базы данных и таблиц в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access. Создание запросов в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access. Создание форм для ввода и просмотра данных в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access. Создание отчетов в соответствии с индивидуальным заданием средствами СУБД Access.

18


Всего:

124


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информационных систем, программирования и баз данных».

Оборудование учебного кабинета:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;

  2. рабочее место преподавателя;

  3. таблицы и схемы.

Технические и программные средства обучения:

  1. Видеопроектор.

  2. Интерактивная доска.

  3. ПЭВМ Pentium.

  4. Операционная система Windows.

  5. Офисный пакет MS Office.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Т.Карпова Базы данных. Модели, разработка, реализация. СПб. Питер, 2011 -304с.

  2. Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. СПб. БХВ-Петербург, 2014-512с.

  3. Т.Конноли, К. Бегг. Базы данных. Проектирование, реализация, сопровождение. Теория и практика. Пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2011. - 1120 с.

  4. Г.Хансен, Д.Хансен. Базы данных. Разработка и управление. М.: Бином, 2011-695с.

Дополнительные источники


  • М. Нагао, Т. Катаяма, С. Уэмура. Структуры и базы данных. - М.: Мир, 2001.- 194 с.

  • Журнал «Информационные технологии»

Интернет источники

1. bazydannyh.ru

2. intuit.ru

3. iprbooks.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

создавать концептуальные модели;

Выполнение практических работ, индивидуальных заданий, защита практических работ


создавать базы данных средствами Access;

составлять запросы к базам данных.

знать:

основные понятия баз данных;

Опрос: устный, письменный

архитектура СУБД и модели данных;

Понятийный диктант, интерактивная беседа

основы реляционной алгебры;

Опрос: устный, письменный

принципы проектирования баз данных;

Выполнение практических работ

логическое проектирование;

Выполнение практических работ

физическое проектирование;

Выполнение практических работ

СУБД Access.

Выполнение практических работ


Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК и утверждена Методическим советом.

Протокол №________от __________2015г.

5

© 2010-2022