Конспект к проекту Репетитор

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по татарскому языку для проекта «Репетитор»

учителя татарского языка и литературы СОШ №8

Исмагиловой Резеды Раифовны


6 нчы дәрес.

Тема: Вакытлы матбугат. Фигыль заманнары.

Максат:

- яңа лексика: гәҗит, журнал, балалар өчен, зурлар өчен, маҗаралы, кызыклы, укыйм, карыйм, яратам;

- диалогик сөйләмгә чыгу;

- татар теленә генә хас булган авазларының дөрес әйтелеше өстендә эшне дәвам итү;

- фигыльнең заман формалары һәм аның барлык-юклык формалары белән танышу,

- диалогик сөйләмгә чыгу.

Дәрес барышы:

1.Оештыру өлеше.

- Исәнмесез, хөрмәтле телевизор караучылар!

- Здравствуйте, уважаемые телезрители!

- Вы смотрите очередной урок из цикла " Туган телем - нәселем мирасы" - "Родной язык - наследие предков". Напоминаю вам, что наши уроки доступны для всех. В основном мы рассматриваем те разделы татарского языка, которые вызывают трудности у русскоязычных учащихся.

2. Өй эшен тикшерү.

-На последнем занятии было задано домашнее задание. Самыми первыми на сайт творческой группы учителей татарского языка прислали правильные ответы

3. Яңа теманы аңлату.

Сегодня тема урока " Вакытлы матбугат", что в переводе означает "Периодическая печать". Хочется сказать,что эта тема была выбрана не случайно. В современном мире человек имеет много источников для получения информации, и один из них и есть периодическая печать. У многих из нас есть любимые газеты и журналы, которым мы больше всего доверяем. Периодическая печать на татарском языке тоже не исключение. Есть газеты и журналы как для детей, так и для взрослых.

Вашему вниманию предлагаются новые слова, которые помогут вам понять смысл выражений в некоторых изданиях.

1) Сүзлек өстендә эш.

Объясняется транскрипция каждого слова гәҗит (гәҗит ) газета

журнал (журнал) журнал

кызыклы (қызықлы) интересный

балалар өчен (ба°лалар өчөн) для детей

зурлар өчен (зурлар өчөн) для взрослых

маҗаралы (ма°җаралы) приключенческий

китапханә (китапха°нә) библиотека (обратите внимание на то, что это слово состоит из двух основ "китап" и "ханә", поэтому во втором слоге буква А звучит огубленно)

укыйм (уқыйм) читаю

карыйм (қа°рыйм) смотрю

яратам (йа°ратам ) люблю


  • Вы заметили, что сегодня у нас много слов с твердым произношением.

Кабатлагыз:

Гәҗит

журнал

кызыклы

балалар өчен

зурлар өчен

маҗаралы

китапханә

укыйм

карыйм

яратам

2) Сүзтезмәләр белән эш.

-Сейчас, я предлагаю вам составить словосочетания из данных слов:

Кызыклы, маҗаралы, яратам, китаплар, укырга, журналлар

1. Кызыклы журналлар

2. Маҗаралы китаплар

3.Укырга яратам

- А сейчас время рекламы. В периодической печати есть очень много газет и журналов на татарском языке. Один из таких - журнал для детей "Салават күпере", что в переводе означает "Радуга". В этом журнале много интересного и маленьким детям, и тем кто постарше. По- татарски это звучит так: "Салават күпере "балалар өчен кызыклы журнал. Обратите внимание, что этот журнал читают даже взрослые ребята. Вот один из них по этому поводу говорит так:

"Мин "Салават күпере" журналын укырга яратам. Ул кызыклы."

- Для более старших читателей предлагается молодежный журнал "Ялкын"(Костер)

- По-татарски это можно сказать следующим образом: "Ялкын" журналы зурлар өчен бик кызыклы. Обратите внимание какой монолог составили двое учащихся:

Малайлар китапханәгә килделәр. Алар "Ялкын" журналын карыйлар. Журнал бик кызыклы.

3) Фигыльләр турында мәгълүмат.

- Сегодня на уроке мы будем много говорить о глаголах. В татарском языке глагол имеет много временных форм. Можно сказать, что знание глагола - это основа знаний в татарском языке. Остановимся на трёх глаголах: укый, карый, ярата. Мы не зря выбрали эти слова. Они помогают сегодня в нашей теме. С помощью этих глаголов мы можем высказать своё отношение о прочитанном. Глаглы татарского языка изменяются по 8 временам, но мы рассмотрим только основные три. Это глаголы настоящего (хәзерге заман), прошедшего (үткән заман) и будущего (киләчәк заман) времени. ( Работа с таблицами на слайдах)

4) Диалогик сөйләмгә чыгу.

- А теперь почитаем диалоги:

1. - Син нәрсә укыйсың? (Что ты читаешь?)

-Мин китап укыйм (Я книгу читаю)

-Ул нинди? (Она какая?)

- Маҗаралы.(Приключенческая)

2. Попробуйте составить диалог по схеме:

-?

- отрицание

-Алсу, син китап укырга яратасыңмы?( Алсу, ты любишь читать книги?)

Юк, мин әле укый алмыйм. (Нет, я ещё не умею читать)

3. -?

- отрицание

- ?

- согласие

- Бу китап кызыклымы?

- Юк.

- Ә син аны укыдыңмы?

- Әйе, укыдым.

4. - Син нәрсә укыдың?

- Мин журнал укыдым.

- Гәҗит укыдыңмы?

- Юк, укымадым.

-Такие диалоги вы сможете составить самостоятельно, когда придете в библиотеку, или в магазин.

- А сейчас вашему вниманию предлагаются ситуативные упражнения, т.е как бы вы ответили в данной ситуации:

1. Как скажешь о том, что:

а) ты не прочитал книгу

- Мин китапны укымадым

б) ты прочитаешь книгу

- Мин китапны укырмын

в) ты читаешь журналы для детей

-Мин балалар өчен журналлар уыйм

г) ты не читаешь приключенческие книги

- Мин маҗаралы китаплар укымыйм


  1. - Уважаемые наши телеученики. При составлении словосочетаний или целых предложений необходимо учитывать, что слова должны быть грамматически связаны между собой.

-На сегодня наш урок закончен. Надеемся, что вы хорошо усвоили новую тему.

4. Өй эше.

1. Измените глаголы яратам, пешерәм по временам

2. Составьте диалог по теме « Я люблю читать"

Ждем ваших ответов.

-До скорой встречи!


© 2010-2022