- Преподавателю
- Другое
- Конспект к проекту Репетитор
Конспект к проекту Репетитор
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исмагилова Р.Р. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по татарскому языку для проекта «Репетитор»
учителя татарского языка и литературы СОШ №8
Исмагиловой Резеды Раифовны
6 нчы дәрес.
Тема: Вакытлы матбугат. Фигыль заманнары.
Максат:
- яңа лексика: гәҗит, журнал, балалар өчен, зурлар өчен, маҗаралы, кызыклы, укыйм, карыйм, яратам;
- диалогик сөйләмгә чыгу;
- татар теленә генә хас булган авазларының дөрес әйтелеше өстендә эшне дәвам итү;
- фигыльнең заман формалары һәм аның барлык-юклык формалары белән танышу,
- диалогик сөйләмгә чыгу.
Дәрес барышы:
1.Оештыру өлеше.
- Исәнмесез, хөрмәтле телевизор караучылар!
- Здравствуйте, уважаемые телезрители!
- Вы смотрите очередной урок из цикла " Туган телем - нәселем мирасы" - "Родной язык - наследие предков". Напоминаю вам, что наши уроки доступны для всех. В основном мы рассматриваем те разделы татарского языка, которые вызывают трудности у русскоязычных учащихся.
2. Өй эшен тикшерү.
-На последнем занятии было задано домашнее задание. Самыми первыми на сайт творческой группы учителей татарского языка прислали правильные ответы
3. Яңа теманы аңлату.
Сегодня тема урока " Вакытлы матбугат", что в переводе означает "Периодическая печать". Хочется сказать,что эта тема была выбрана не случайно. В современном мире человек имеет много источников для получения информации, и один из них и есть периодическая печать. У многих из нас есть любимые газеты и журналы, которым мы больше всего доверяем. Периодическая печать на татарском языке тоже не исключение. Есть газеты и журналы как для детей, так и для взрослых.
Вашему вниманию предлагаются новые слова, которые помогут вам понять смысл выражений в некоторых изданиях.
1) Сүзлек өстендә эш.
Объясняется транскрипция каждого слова гәҗит (гәҗит ) газета
журнал (журнал) журнал
кызыклы (қызықлы) интересный
балалар өчен (ба°лалар өчөн) для детей
зурлар өчен (зурлар өчөн) для взрослых
маҗаралы (ма°җаралы) приключенческий
китапханә (китапха°нә) библиотека (обратите внимание на то, что это слово состоит из двух основ "китап" и "ханә", поэтому во втором слоге буква А звучит огубленно)
укыйм (уқыйм) читаю
карыйм (қа°рыйм) смотрю
яратам (йа°ратам ) люблю
-
Вы заметили, что сегодня у нас много слов с твердым произношением.
Кабатлагыз:
Гәҗит
журнал
кызыклы
балалар өчен
зурлар өчен
маҗаралы
китапханә
укыйм
карыйм
яратам
2) Сүзтезмәләр белән эш.
-Сейчас, я предлагаю вам составить словосочетания из данных слов:
Кызыклы, маҗаралы, яратам, китаплар, укырга, журналлар
1. Кызыклы журналлар
2. Маҗаралы китаплар
3.Укырга яратам
- А сейчас время рекламы. В периодической печати есть очень много газет и журналов на татарском языке. Один из таких - журнал для детей "Салават күпере", что в переводе означает "Радуга". В этом журнале много интересного и маленьким детям, и тем кто постарше. По- татарски это звучит так: "Салават күпере "балалар өчен кызыклы журнал. Обратите внимание, что этот журнал читают даже взрослые ребята. Вот один из них по этому поводу говорит так:
"Мин "Салават күпере" журналын укырга яратам. Ул кызыклы."
- Для более старших читателей предлагается молодежный журнал "Ялкын"(Костер)
- По-татарски это можно сказать следующим образом: "Ялкын" журналы зурлар өчен бик кызыклы. Обратите внимание какой монолог составили двое учащихся:
Малайлар китапханәгә килделәр. Алар "Ялкын" журналын карыйлар. Журнал бик кызыклы.
3) Фигыльләр турында мәгълүмат.
- Сегодня на уроке мы будем много говорить о глаголах. В татарском языке глагол имеет много временных форм. Можно сказать, что знание глагола - это основа знаний в татарском языке. Остановимся на трёх глаголах: укый, карый, ярата. Мы не зря выбрали эти слова. Они помогают сегодня в нашей теме. С помощью этих глаголов мы можем высказать своё отношение о прочитанном. Глаглы татарского языка изменяются по 8 временам, но мы рассмотрим только основные три. Это глаголы настоящего (хәзерге заман), прошедшего (үткән заман) и будущего (киләчәк заман) времени. ( Работа с таблицами на слайдах)
4) Диалогик сөйләмгә чыгу.
- А теперь почитаем диалоги:
1. - Син нәрсә укыйсың? (Что ты читаешь?)
-Мин китап укыйм (Я книгу читаю)
-Ул нинди? (Она какая?)
- Маҗаралы.(Приключенческая)
2. Попробуйте составить диалог по схеме:
-?
- отрицание
-Алсу, син китап укырга яратасыңмы?( Алсу, ты любишь читать книги?)
Юк, мин әле укый алмыйм. (Нет, я ещё не умею читать)
3. -?
- отрицание
- ?
- согласие
- Бу китап кызыклымы?
- Юк.
- Ә син аны укыдыңмы?
- Әйе, укыдым.
4. - Син нәрсә укыдың?
- Мин журнал укыдым.
- Гәҗит укыдыңмы?
- Юк, укымадым.
-Такие диалоги вы сможете составить самостоятельно, когда придете в библиотеку, или в магазин.
- А сейчас вашему вниманию предлагаются ситуативные упражнения, т.е как бы вы ответили в данной ситуации:
1. Как скажешь о том, что:
а) ты не прочитал книгу
- Мин китапны укымадым
б) ты прочитаешь книгу
- Мин китапны укырмын
в) ты читаешь журналы для детей
-Мин балалар өчен журналлар уыйм
г) ты не читаешь приключенческие книги
- Мин маҗаралы китаплар укымыйм
-
- Уважаемые наши телеученики. При составлении словосочетаний или целых предложений необходимо учитывать, что слова должны быть грамматически связаны между собой.
-На сегодня наш урок закончен. Надеемся, что вы хорошо усвоили новую тему.
4. Өй эше.
1. Измените глаголы яратам, пешерәм по временам
2. Составьте диалог по теме « Я люблю читать"
Ждем ваших ответов.
-До скорой встречи!