Рабочая программа по СВПО

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята Введена в действие

на заседании педагогического совета директор МБОУ

Протокол № от .08. 2015 г. «Большеугонская СОШ»

___________/ С. В. Мануйлова / приказ № от 2015 г.




Рабочая программа

по СВПО

в 9 (общеобразовательном) классе

на 2015- 2016 учебный год






Рассмотрена на заседании Составила: Н.В.Ревенко

методического объединения

Протокол № 1 от « » августа 2015г. 25 августа 2015 г.

Руководитель МО_______(Жебенева В.И.)

Раздел 1. Пояснительная записка.

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс». М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение слагаемого выбора профиля обучения в 9 классе отводится 1 час в неделю

( 34 часа).

Цель курса - оказание психолого- педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

Задачи курса:

  • Сформировать у обучающихся представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам.

  • Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.

  • Обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.

  • Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей. Этот курс знакомит обучающихся с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих слов обеспечивает учащимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, а также позволяет им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.).

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.

Также целесообразно предложить обучающимся сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и реальное «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать « педагогически - провокационную» ситуацию столкновения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит обучающимся формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.

Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.

Раздел 2.

Содержание учебного материала.

Твои возможности без границ (6 ч).

Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда. Человек как «деятель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий.

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (5 ч).

Особенности индустриального общества и постиндустриального. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности. Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека. Самобытность человека в меняющемся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Выполнение эвристических заданий.

Рынок труда и образовательных услуг (6 ч).

Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. «Синие», « белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знаний. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий.

Пути продолжения образования и приобретения профессии (4 ч).

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий.

Притязания человека и его профессиональная карьера (4 ч).

Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности. Определение и характеристика « формулы успеха». Практическая работа.

Принятие решения о выборе профиля обучения ( 4 ч).

Определения понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая работа.

Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории (3 ч ).

Значимость способностей в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа.

Индивидуальные и групповые консультации (2 ч).

Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. Информирование о возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи специалистов.

Раздел 3.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Примечание


Твои возможности без границ




1

Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы



1

2

Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования.

1

3

Возможности и ограничения. Вера в успех.

1

4

Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда.

1

5

Человек как «деятель» общественной пользы.

1

6

Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий

1

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда

7

Особенности индустриального общества и постиндустриального.

1

8

От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности.

1

9

Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека.

1

10

Самобытность человека в меняющемся мире.

1

11

Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала.

Выполнение эвристических заданий.

1

Рынок труда и образовательных услуг

12

Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура.

1

13

«Синие», « белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знаний.

1

14

Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.

1

15

Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека.

1

16

Помощники человека в поиске работы.

1

17

Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий

1

Пути продолжения образования и приобретения профессии

18

Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений.

1

19

Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории).

1

20

Рынок образовательных услуг.

1

21

Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий.

1

Притязания человека и его профессиональная карьера

22

Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры.

1

23

Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех.

1

24

Способы согласования притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности.

1

25

Определение и характеристика « формулы успеха». Практическая работа.

1

Принятие решения о выборе профиля обучения

26

Определения понятия « готовность к принятию решения»

1

27

Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения.

1

28

«Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения.

1

29

Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая работа.

1

Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории

30

Значимость способностей в выборе профиля обучения и пути продолжения образования.

1

31

Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы.

1

32

Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа.

1

Индивидуальные и групповые консультации

33

Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения.

1

34

Информирование о возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи специалистов.

1

Итого

34

Раздел 4.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

знать:

  • - требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

  • рынок профессионального труда и образовательных услуг;

  • - возможности получения образования по избранному профилю и перспективы;

  • психологические основы принятия решения в целом и выбор профиля обучения в частности;

уметь:

  • - находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

  • - объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • - ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • - выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы:

- представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе;

- о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Раздел 5.

Информационно-методическое сопровождение .

  1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособиедля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.

  2. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтениядля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).


Сводная таблица по видам контроля.


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

Четверть

Год


итого

Административный контроль ЗУНов


Количество плановых контрольных работ


практических работ


сочинений


Зачётные работы


Проектные работы



6


© 2010-2022