• Преподавателю
  • Другое
  • Содоклад на МО учителей профессионально-трудового обучения на тему Компетентность учителя - основа компетентности учащегося

Содоклад на МО учителей профессионально-трудового обучения на тему Компетентность учителя - основа компетентности учащегося

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентность учителя - основа компетентности учащегося.

11.01.2016 г.

Содоклад из опыта работы учителя Серафимович Л.В.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:

- педагогическая деятельность;

- личность учителя;

- психолого-педагогическое общение.

Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Готовясь к очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос - что важнее для моих учеников: постичь не постижимое, или обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Я считаю, необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.

Урок формирования учебных компетенций является дидактической системой и требует особого подхода. Такой урок основан на учебно-педагогическом прогнозировании ожидаемого результата. Структура урока подчинена триединой цели, каждый этап имеет свою учебную задачу и предполагает получение промежуточного образовательного продукта, качество которого служит гарантом результативности урока. Итоговый образовательный продукт представляет собой своеобразную материализацию заявленной цели. Эффективно организованный процесс учения (а не обучения) - это активная творческая деятельность учащихся, основанная на познавательном интересе, что даёт возможность избежать учебных перегрузок, предупредить снижение работоспособности на определённых этапах урока.

Я считаю, что необходимо выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода:

  1. К целям:

  • Цели образования необходимо описывать в терминах,

отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

  • Цели обучения должны быть направлены на развитие у

учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

  1. К отбору содержания:

  • Определение целей предмета должно предшествовать

отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный материал, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности. Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить школьники.

  1. К отбору приемов, методов, средств:

  • Учащиеся должны достигать личностные результаты

путем получения опыта самостоятельного решения проблем.

  • Необходимо взаимодействие учебного предмета с

другими составляющими образовательного процесса.

Формирование и совершенствование учебных компетенций требует особого подхода и в отслеживании результатов образовательной деятельности учащегося.

В соответствии с современным технологическим подходом к системе образования должны быть поставлены новые задачи: в центре внимания педагога -познавательная деятельность самого учащегося и ее продуктивные формы работы в рамках компетентностного подхода. Хотя с нашими детьми эти задачи не выполнимы. Есть единицы, которым, что-то интересно.

Адаптивная система контроля знаний опирается на само целеполагание и самооценку уровня достижения поставленной цели, что позволяет самим учащимся решать проблему развития себя как личности в соотнесенности с образовательными запросами, ценностными приоритетами.

Я, считаю критериями сформированной познавательной мотивации являются:

-наличие интереса к выполняемому заданию,

-потребности видеть новое,

-умение посмотреть на известное с новой точки зрения.

Центральным моментом в организации обучения с целью формирования компетенций, необходимых школьнику в современных условиях, является поиск и освоение таких технологий и форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Задавая большое количество вопросов. Например: стараются оценивать сами себя (хотя самооценка у всех занижена).

В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное. К этому я пришла из опыта работы заместителем директора по воспитательной части.

Формирование, развитие и совершенствование учебных компетенций происходит в системе «урок - факультативные занятия - внеклассная деятельность».

Большое внимание уделяю формированию социально-личностных компетентностей. С этой целью создаю ситуацию успеха для своих учащихся. Пример: Хроменко Андрей 8кл. (очень плохо читает, но очень хорошо адаптируется в жизненных ситуациях, поднимаю самооценку, приводя пример из жизни).

Компетенцию в постановке целей и задач педагогической деятельности обеспечиваю эффективное целеполагание в учебном процессе. На уроках обеспечиваю реализацию личностного подхода, ставя ученика в позицию субъекта деятельности. Например: собрать пылесос и провести чистку мебели (7 кл. ). Либо уход за комнатными растениями (6 кл.) и т.д.

Внедряю в свою деятельность такие методы, которые позволяют не просто накапливать изолированные факты и умения, а применять и использовать их, связывая с конкретными реальными проблемами. Например: изучив стиральную машину ученики 7 кл. отметили на уроках СБО, что они уже знают многие нюансы при работе на стиральной машине.

Однако следует признать, что преобладают в моей работе все же традиционные уроки, на которых ученики часто остаются в положении пассивных слушателей. Причина этого, возможно, не только в нежелании, в частой нехватке времени, но иногда и в неумении эффективно организовать деятельность детей. И как следствие возникают следующие проблемы:

1. Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;

2. Недооценка специального продумывания задач урока;

3. Перегруженность содержания учебного материала;

4. Слабое развитее групповых и индивидуальных форм обучения;

5. Пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

6. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда.

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Думаю, что в сегодняшней совместной деятельности я постараюсь по - новому оценить свою деятельность и буду стараться работать в ногу со временем.

Мне хотелось бы подвести итог словами Василия Александровича Сухомлинского: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю".



© 2010-2022