- Преподавателю
- Другое
- Фонопедический метод развития голоса как оптимальное средство для развития вокального мастерства школьников
Фонопедический метод развития голоса как оптимальное средство для развития вокального мастерства школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербинина Н.В. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Фонопедический метод развития голоса
как оптимальное средство для развития
вокального мастерства школьников
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка.
С каждым годом возрастает роль ДО в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предусмотрено развитие системы поддержки талантливых детей, что возможно осуществить через практику дополнительного образования, развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в общеобразовательной школе.
Но мы понимаем, что детей неодаренных от природы не существует и наша задача создать такие условия и педагогическую поддержку, которые будут благоприятно воздействовать на его психологическое состояние, позволяющее максимально развить и реализовать свои способности.
Наша основная задача не выбрать лучших детей, а работать со всеми детьми, пришедшими в коллектив. Поэтому необходимо подобрать оптимальные методы постановки голоса для развития вокального мастерства воспитанников.
Методика, разработанная в 60-х годах прошлого столетия педагогом, музыкантом, учёным Дмитрием Ерофеевичем Огородновым- методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека - была хороша в своё время, имеет много последователей и поклонников, многие педагоги до сих пор работают по ней.
На мой взгляд, существует прекрасная методика, отвечающая многим современным требованиям - «Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)».
«ФМРГ» - это многоуровневая обучающая методика установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Автор методики - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета Виктор Вадимович Емельянов.
Цель метода - включение и развитие защитных механизмов фонации.
Основные критерии - акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность.
Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Чем выше уровень развития участвующих в звукообразовании мышц, тем совершеннее акустика певца и его слуховые представления. Эти качества не одинаковы у людей от рождения, однако их можно успешно развивать при помощи ФМРГ.
Метод способствует улучшению психо-эмоционального фона ребенка, развитию и гармонизации личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении, развитием топографии собственных певческих ощущений. Вокалист обретает способность понимать собственные вибро-и проприорецептивные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Применение метода позволяет сформировать следующие навыки:
- осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании;
- осознание работы голосового аппарата в разных регистрах через разные ощущения;
- осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;
- осознание выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины.
Методика хороша ещё тем, что последовательность и количество упражнений ни в коей мере не является обязательным и каждый педагог на базе приемов, упражнений, а так же исходя из индивидуальных особенностей воспитанников и звучания всего коллектива в целом, может разработать свою собственную систему. Что и было мной сделано и вошло в долгосрочную дополнительную образовательную программу «Эстрадный вокал»
Структура занятия примерно одна и та же:
1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса
-
Дыхательная гимнастика
-
Проверка работы мышц мягкого неба
-
Гимнастика для губ и языка
-
Упражнения на развитие резонаторных ощущений
-
Попевки с использование различных слогов
По методике «ФМРГ» В.В. Емельянова
-
Работа над произведением
-
Показ - исполнение песни, прослушивание записи
-
Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности
-
Разучивание мелодии, работа над отдельными фразами и слогами
-
Работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения, решение актерских задач
-
Пение под фонограмму
-
Постановка номера
-
Работа с микрофоном под фонограмму
-
Разучивание танцевальных движений для номера (консультация хореографа)
-
Выполнение этюдов, сценок, импровизаций
Таким образом, на основе фонопедической методики развития голоса В.В. Емельянова мною был построен целый раздел занятия (Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса) , а так же разработаны отдельные темы для изучения:
Тема 1. Диагностика музыкальных способностей детей (проверка музыкального слуха, ритма, голоса). Выявление уровня музыкального развития, индивидуальных музыкальных возможностей.
Тема 2. Теория образования звука и работа вокального аппарата, охрана и гигиена голоса.
Тема 3. Постановка голоса
3.1 Голосовой аппарат, техника дыхания. Дыхательные упражнения
3.2 Дикция, артикуляция. Гимнастика для губ и языка. Работа над дикцией.
3.3 Вокально-хоровые упражнения. Элементы многоголосия. Развитие диапазона.
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, но и как средство достижения цели, обеспечения качества обучения.
Для определения уровня развития вокальных навыков, а именно чистота интонирования, диапазон, гармонический слух, тембральная окраска разработан мониторинг «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА», где можно отследить постоянный рост уровня навыков воспитанников.