• Преподавателю
  • Другое
  • Фонопедический метод развития голоса как оптимальное средство для развития вокального мастерства школьников

Фонопедический метод развития голоса как оптимальное средство для развития вокального мастерства школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фонопедический метод развития голоса

как оптимальное средство для развития

вокального мастерства школьников

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка.

С каждым годом возрастает роль ДО в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предусмотрено развитие системы поддержки талантливых детей, что возможно осуществить через практику дополнительного образования, развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в общеобразовательной школе.

Но мы понимаем, что детей неодаренных от природы не существует и наша задача создать такие условия и педагогическую поддержку, которые будут благоприятно воздействовать на его психологическое состояние, позволяющее максимально развить и реализовать свои способности.

Наша основная задача не выбрать лучших детей, а работать со всеми детьми, пришедшими в коллектив. Поэтому необходимо подобрать оптимальные методы постановки голоса для развития вокального мастерства воспитанников.

Методика, разработанная в 60-х годах прошлого столетия педагогом, музыкантом, учёным Дмитрием Ерофеевичем Огородновым- методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека - была хороша в своё время, имеет много последователей и поклонников, многие педагоги до сих пор работают по ней.

На мой взгляд, существует прекрасная методика, отвечающая многим современным требованиям - «Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)».

«ФМРГ» - это многоуровневая обучающая методика установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Автор методики - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета Виктор Вадимович Емельянов.

Цель метода - включение и развитие защитных механизмов фонации.

Основные критерии - акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность.

Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Чем выше уровень развития участвующих в звукообразовании мышц, тем совершеннее акустика певца и его слуховые представления. Эти качества не одинаковы у людей от рождения, однако их можно успешно развивать при помощи ФМРГ.

Метод способствует улучшению психо-эмоционального фона ребенка, развитию и гармонизации личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении, развитием топографии собственных певческих ощущений. Вокалист обретает способность понимать собственные вибро-и проприорецептивные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Применение метода позволяет сформировать следующие навыки:

- осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании;

- осознание работы голосового аппарата в разных регистрах через разные ощущения;

- осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;

- осознание выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины.

Методика хороша ещё тем, что последовательность и количество упражнений ни в коей мере не является обязательным и каждый педагог на базе приемов, упражнений, а так же исходя из индивидуальных особенностей воспитанников и звучания всего коллектива в целом, может разработать свою собственную систему. Что и было мной сделано и вошло в долгосрочную дополнительную образовательную программу «Эстрадный вокал»

Структура занятия примерно одна и та же:

1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса

  • Дыхательная гимнастика

  • Проверка работы мышц мягкого неба

  • Гимнастика для губ и языка

  • Упражнения на развитие резонаторных ощущений

  • Попевки с использование различных слогов

По методике «ФМРГ» В.В. Емельянова

  1. Работа над произведением

  • Показ - исполнение песни, прослушивание записи

  • Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности

  • Разучивание мелодии, работа над отдельными фразами и слогами

  • Работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения, решение актерских задач

  • Пение под фонограмму

  1. Постановка номера

  • Работа с микрофоном под фонограмму

  • Разучивание танцевальных движений для номера (консультация хореографа)

  • Выполнение этюдов, сценок, импровизаций

Таким образом, на основе фонопедической методики развития голоса В.В. Емельянова мною был построен целый раздел занятия (Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса) , а так же разработаны отдельные темы для изучения:

Тема 1. Диагностика музыкальных способностей детей (проверка музыкального слуха, ритма, голоса). Выявление уровня музыкального развития, индивидуальных музыкальных возможностей.

Тема 2. Теория образования звука и работа вокального аппарата, охрана и гигиена голоса.

Тема 3. Постановка голоса

3.1 Голосовой аппарат, техника дыхания. Дыхательные упражнения

3.2 Дикция, артикуляция. Гимнастика для губ и языка. Работа над дикцией.

3.3 Вокально-хоровые упражнения. Элементы многоголосия. Развитие диапазона.

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, но и как средство достижения цели, обеспечения качества обучения.

Для определения уровня развития вокальных навыков, а именно чистота интонирования, диапазон, гармонический слух, тембральная окраска разработан мониторинг «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА», где можно отследить постоянный рост уровня навыков воспитанников.


© 2010-2022