Рабочая программа по статистике

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Организация-разработчик:

ТОГОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»

Разработчик:

Паршина З.А.. - преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрена на заседании предметно цикловой комиссии специальных дисциплин, одобрена Научно - методическим советом

Протокол №____________ от «____»__________20__ г.

©

©

©

©

©


Содержание


стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины.

6

3.


Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.

11

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

13


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Статистика»


  1. 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).


  1. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


  1. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;

  • статистическое изучение связей между явлениями;

  • абсолютные и относительные величины;

  • средние величины и показатели вариации

  • ряды динамики и ряды распределения, индексы

  • современные тенденции развития статистического учета;

  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации;

  • формы, виды и способы статистических наблюдений;

  • основные формы статистической отчетности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента____72___часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 50 часов;

самостоятельной работы студента 22 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


практические занятия

24

лабораторные занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

22

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

--

Доклады

Рефераты

Разработка материалов программы статистического наблюдения

4

16

2

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, студента , курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

Содержание учебного материала

2


1

Понятие о статистике как науке. Зарождению статистической науки. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, единица наблюдения. Признаки, их измерения. Статистические показатели. Система статистических показателей. Метод статистики. Статистическое исследование и его стадии. Особенности статистической методологии. Статистическая закономерность. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей. Основные научные принципы организации статистики в Российской Федерации. Задачи статистики, их особенности на современном этапе. Отечественные и международные статистические организации.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента:

Реферат на тему:1 История возникновения статистической науки.

2.Статистическое исследование и его стадии

3. Основные научные принципы организации статистики в Российской Федерации.

4

Тема 2. Статистическое наблюдение

Содержание учебного материала

2

1

Статистическое наблюдение: понятие. Организационные формы, виды по полноте охвата, времени, систематичности данных, источникам сведений. Способы собирания статических сведений. Программно-методические вопросы статистического наблюдения: цель, объект и единица наблюдения, программа (формуляр) и инструкция по её заполнению. Критический момент или период регистрации данных наблюдений. Первичный учет и отчетность, принципы организации отчетности, виды. Задачи органов государственной статистики по сокращению и упрощению отчетности. Прогрессивные формы статистического наблюдения. Меры по обеспечению точности наблюдения. Ошибки наблюдения и методы проверки достоверности данных. Использование ЭВМ для сбора и обобщения статистических данных.

3

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента

Доклад на темы: 1. Способы собирания статических сведений.

2. Меры по обеспечению точности наблюдения.

2

Тема 3. Методы обобщения статистической информации



Содержание учебного материала


1

Задачи и программа разработки материалов статистического наблюдения. Понятие о статистической сводке. Особенности сводки материалов отчетности и специального статистического наблюдения. Статистические ряды распределения, их виды: атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные (интервальные). Частоты: абсолютные, относительные кумулятивные. Графическое изображение рядов распределения. Метод группировок, его значение, задачи. Виды группировок: типологические, аналитические, структурные, простые и комбинированные. Выбор группировочных признаков. Определение числа групп и интервалов. Метод вторичной группировки. Груп­пировки по атрибутивному признаку. Понятие о классификации. Понятие о статистической таблице. Макет, подлежащие и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц, их чтение и анализ. Графический метод в статистике, виды и принципы построения.

4

2


Лабораторные работы:

-

Практические занятия: 1. Построение ряда распределения и группировка по приведенному показателю.

2. Построение и анализ статистических таблиц

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента: 1. Разработка материалов программы статистического наблюдения

2

Тема 4. Обобщающие статистические показатели.

Содержание учебного материала


1

Классификация статистических показателей, объемных и качественных признаков, индивидуальных и общих. Понятие об абсолютных и относительных величинах как категориях статистической науки. Абсолютная величина - исходная форма статистических показателей: значение, виды, способы исчисления. Единицы измерения абсолютных величин. Относительные величины, условия их применения. Виды, способы расчета и формы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин

2

3

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:1. Обобщение результатов группировки занятия № 1, расчет абсолютных и относительных величин.

2. Оформление результатов в статистические таблицы и графики.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента

-

Тема 5.Средние величины и показатели вариации

Содержание учебного материала

2

1

Средняя величина, сущность, определение, виды. Взаимосвязь средних величин и методы группировок, типичность средних. Средняя арифметическая, её свойства. Другие формы средних. Мажорантность средних. Понятие о структурных средних. Мода и медиана, квартили, децили. Их смысл, значение, способы вычисления. Понятие о вариации. Причины, порождающие вариацию признаков общественных явлений, необходимость и задачи статистического изучения вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Виды дисперсий. Свойства дисперсий. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариации: коэффициент осцилляции, относительного линейного отклонения. Коэффициент вариации. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Средняя величина и дисперсия альтернативного признака.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия 1. Расчеты средних величин с учетом исходных данных (первичных и сгруппированных), а также показателей вариации признака в изучаемой совокупности и обобщение получаемых результатов.

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Реферат на тему: 1.Средняя арифметическая, её свойства

2

Тема 6. Метод выборочного наблюдения

Содержание учебного материала


1

Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения, практическая и экономическая целесообразность. Генеральная и выборочная совокупность. Основные обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Методы и способы отбора. Ошибки выборочного наблюдения при различных видах отбора. Определение доверительных границ обобщающих характеристик генеральной совокупности. Определение необходимой численности выборочной совокупности. Понятие о малой выборке и особенности определения ошибок и оценки параметров при малой выборке. Практика применения выборочного наблюдения

2

2


Лабораторные работы:.


Практические занятия:1. Применение выборочного метода методики расчета средней и предельной ошибки выборки при различных способах отбора, границ значений генеральных характеристик с определенной степенью вероятности.

2

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

-

Тема 7. Статистическое изучение взаимосвязей.

Содержание учебного материала

2

1

Всеобщая связь явлений, виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Роль качественного анализа в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения связей: графический метод, метод параллельных рядов, метод аналитических группировок, балансовый метод. Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи. Уравнение регрессии: отбор факторных признаков, выбор уравнения. Интерпретация уравнений регрессии.

Линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции - оценка тесноты взаимосвязи между исследуемыми признаками. Показатели взаимосвязи альтернативных признаков.

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия 1. Освоение методики статистического анализа взаимосвязей экономических и социальных явлений и процессов, зависимостей исследуемых показателей: построением параллельных рядов на основе средних величин факторного и результативного признаков, их графического изображения: выбора уровней связи и расчета соответствующих параметров и показателей тесноты связи

2

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Реферат на тему: 1. Статистические методы изучения связей: графический метод

  1. Статистический метод параллельных рядов.

  2. Статистический метод аналитических группировок.

  3. Статистический балансовый метод.

  4. Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи

6

Тема 8. Ряды динамики

Содержание учебного материала



1

Ряды динамики: понятие, виды, основные правила построения, сопоставимость данных. Статистические показатели характеристики рядов динамики, основные примеры анализа рядов динамики. Средние величины в рядах динамики. Приведение рядов динамики к одному основанию. Коэффициент опережения (отставания).Статистические методы выявления основной тенденции рядов динамик скользящей средней, аналитического выравнивания. Методы вычисления. Статистические методы прогнозирования уровней рядов динамики. Интерполяция и экстраполяция рядов динамики. Циклические и сезонные колебания, методы их изучения. Графическое изображение рядов динамики.

4

2


Лабораторные работы:.

-

Практические занятия: 1. Освоение системы показателей выявления основных закономерностей изменения процессов и явлений, методики их расчета, анализа с оформлением результатов в табличной форме.

4

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Реферат на тему: 1. Циклические и сезонные колебания, методы их изучения

4

Тема 9. Статистические индексы

Содержание учебного материала


Статистические индексы: понятие, виды по охвату единиц, формам построения, изменяемому признаку, временным и весовым параметрам. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса. Средние индексы с различной базой сравнения и различными весами. Индексы средних величин и их субиндексы: постоянного состава и структурные сдвигов. Методы факторного анализа взаимосвязи индексов, выявление абсолютных и относительных изменений. Базисные и ценные индексы с постоянной и переменной базой сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь. Территориальные индексы.

4


Лабораторные работы

-

3

Практические занятия 1. Освоение методики расчета различных индексов, учитывая исходную информацию. Расчет индексов, средних величин, определяя влияние сопряженных факторов в относительных и абсолютных величинах

6

Контрольные работы:

-

Самостоятельная работа студента:

Подготовка доклада на тему: 1. Статистические индексы: понятие, виды

2

Всего:

72


3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор, интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Статистика: Учебник/ под ред. B.C. Мхитаряна М:"Академия" 2006, с.272

  2. Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ под ред. О.Э. Башиной, А. А. Спирина.

- М.: "Финансы и статистика", 1999, 2000, 2002, с. 440

3. Практикум по теории статистики. Учебное пособие/, под ред. проф.
Р.А. Шмойловой. - М.: "Финансы и статистика", 2000, с. 416.

Дополнительные источники:

1. Статистика. Курс лекций, Л.П. Харченко, В.Т. Ионин, М. «Инфра - М» 1997.

2. Общая теория статистики. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев, М. «Финансы и статистика» 1995.

  1. Статистика. И.Л. Елисеева, М. «Проспект» 2002.

  2. Статистика. Н.В. Толстяк, Н.М. Матегорина, Ростов-на-Дону Феникс, 2000.

  3. Теория статистики. Р.А. Шмойлова, Москва «Финансы и статистика» 2004.

  4. Сборник тестов и задач. A.M. Болтнев, Л.Л. Мешкова, Тамбов, ТГУ, 2001

Газеты и журналы:

  • «Жизнь в цифрах»,

  • «Теория вероятности», и др.

Интернет-ресурсы:

finansy.ru/publ.htm,

business.kulichki.net/,

econline.h1.ru/,

aup.ru/ и др.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- предмет, метод и задачи статистики;

- статистическое изучение связей между явлениями;

- абсолютные и относительные величины;

- средние величины и показатели вариации

- ряды динамики и ряды распределения, индексы

- современные тенденции развития статистического учета;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации;

- формы, виды и способы статистических наблюдений;

- основные формы статистической отчетности.

Экспертная оценка защиты реферата


Экспертная оценка защиты доклада

Экспертная оценка выполнения практического задания

Экспертная оценка выполнения практического задания


Устный опрос

Устный опрос, экспертная оценка защиты доклада

Письменный опрос, экспертная оценка выполнения практического задания

Экспертная оценка выполнения практического задания

Экспертная оценка выполнения практического задания, тестирование

Экспертная оценка выполнения практического задания, устный опрос

Устный опрос, тестирование


Экспертная оценка выполнения практического задания, тестирование

тестирование

5

© 2010-2022