Карта инновационного опыта Ковтун В. В

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


1. Формальные параметры


1.1. Наименование педагогического опыта

Развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения



1.2. Автор-разработчик педагогического опыта

Ковтун Валерия Викторовна

1.3. Тип и вид представляемого учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

1. 4. Период формирования и функционирования педагогического опыта

2008-2013гг.

1.5. Адрес педагогического опыта

ХМАО - Югра, Берёзовский район, пгт. Игрим,

ул. Строителей-1




2. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта


Актуальность опыта "Развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения" обусловлена развитием системы отечественного образования, которое неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих в России.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые отразились на деятельности учреждений дополнительного образования. Общество заинтересовано в воспитании граждан, способных нести самостоятельную ответственность за принятые ими решения и определять цели, исходя из собственных ценностных оснований, являя собой, таким образом, индивидуальность, обладающую способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и проектировать будущее.

В Стратегии модернизации образования РФ компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования, поскольку в его основе лежит культура самоопределения личности (ее способность и готовность к саморазвитию и самореализации), а этот образовательный аспект сейчас является одним из самых актуальных.

Данный инновационный опыт востребован в педагогической практике, так как он направлен на решение существующего противоречия: между требованиями компетентностного подхода к созданию педагогических условий для формирования у обучаемых познавательных, коммуникативных, социальных, нравственных качеств и недостаточной разработанностью этих условий в теории и на практике в хореографических творческих объединениях дополнительного образования детей.

Ориентация на компетентностный подход в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения создает для учащихся среду, которая способствует развитию ключевых компетенций личности, а значит всестороннему удовлетворению образовательных потребностей граждан, общества, государства.

2.2. Содержательная форма представления опыта

Программа дополнительного образования детей "Танец на языке вдохновения".

Диагностический инструментарий результатов развития ключевых компетенций обучающихся (методика «Танцевальный зачет»; анкета "Профиль умений"; критерии оценивания проектных работ учащихся);

Рабочая программа профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования.

2.3. Инновационная направленность

педагогического опыта

Данный опыт может быть использован в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в:

-обосновании педагогических условий, влияющих на развитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе хореографического творческого объединения учреждения дополнительного образования детей;

-интеграции образовательного процесса хореографического творческого объединения и школьного образования;

-обогащении содержания образовательно-воспитательного процесса в хореографическом творческом объединении игровыми, проектными и другими инновационными технологиями;

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане:

- обогащение педагогической теории и практики идей компетентностного подхода в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования детей;

-расширением имеющихся представлений о характере образовательно-воспитательного процесса в детском хореографическом объединении.

Новизна педагогического опыта в прикладном плане заключается в:

- разработке дополнительной образовательной программы нового поколения, ориентированной на развитие ключевых компетенций подростков (программа «Танец на языке вдохновения»);

-разработке методов диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов.

- разработке рабочей программы профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования.

2.4.Методологическая база педагогического опыта

В реализации опыта использована система следующих принципов и подходов:

- системно - деятельностный подход, позволяющий установить особенности развития ключевых компетенций подростков (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.);

- идеи ресурсного подхода, которые обращают внимание на необходимость учета разнообразных ресурсов в образовательном процессе для наиболее эффективного развития подростков в комфортных условиях (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская, и др.);

- теория личностно-ориентированного обучения и воспитания, которая предполагает постоянное обращение к субъектному опыту ученика, к опыту его собственной жизнедеятельности с обязательным признанием самобытности и уникальности (И.С. Якиманская);

- идеи аксиологического подхода, где ценности имеют личностные проявления, отношение личности к окружающему миру и самому себе (Н. Е. Щуркова, Л.M. Архангельский);

- теоретические исследования по возрастной педагогике и психологии, раскрывающие возрастные особенности детей и подростков (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.);

- исследования, посвященные проблеме интеграции, на основе целостности, дидактического синтеза, межпредметных связей общего и дополнительного образования детей (Т.Н. Гущина, Е.Б. Евладова, и др.).

Понятийно-терминологический аппарат инновационного опыта:

В реализации данного опыта под ключевыми компетентностями понимается - способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Предметные результаты - знания, умения, навыки, опыт решения проблем, творческой деятельности, система ценностей, в рамках изучения отдельного предмета.

Метапредметные результаты - способы деятельности освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в жизненных ситуациях.

Личностные результаты - индивидуальные достижения в освоении предметной области, самооценка образовательного опыта, готовность к решению социальных и личностных проблем.

Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

2.5. Педагогическая целесообразность опыта

Цель данного опыта: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического творческого объединения учреждения дополнительного образования детей.

Задачи:

  1. Выявить особенности образовательно-воспитательного процесса в хореографическом творческом объединении учреждения дополнительного образования детей на основе тенденций развития современного образования и анализа психолого-педагогической литературы;

  2. Выявить характеристики ключевых компетенций подростка;

  3. Определить механизм и основания интеграции образовательных процессов общего и дополнительного образования;

  4. Апробировать метод проектов в образовательно-воспитательном процессе хореографического творческого объединения.

Реализация инновационного опыта началась с изучения теоретических основ развития ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей.

Теоретические выводы позволили обратиться к выяснению реального состояния уровня развития ключевых компетенций учащихся хореографического творческого объединения "Отражение" "Детско-юношеского центра" п. Игрим.

Следующим этапом была реализация педагогических условий, влияющих на развитие ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе творческого объединения, диагностика исходного уровня ключевых компетенций подростков. Была разработана программа «Танец на языке вдохновения». Выбраны и апробированы методики:

-методика «Танцевальный зачет» позволила отследить в комплексе освоение теоретической информации, уровень развития практических навыков, приемов творческой деятельности;

- анкета "Профиль умений" была направлена на оценивание личностных и метапредметных результатов;

- критерии оценивания проектных работ учащихся.

Содержание образовательно-воспитательного процесса в хореографическом творческом объединении пополнилось и обогатилось проектными технологиями.

Особое внимание было уделено интеграции основного и дополнительного образования детей, которая прослеживается во взаимодействии танцевального творчества с другими образовательными предметами, что даёт возможность разностороннего развития учащихся.

Далее проходило обобщение и систематизация информации, проверяющей результативность опыта.

В реализации инновационного опыта использовался комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ методологической и психолого-педагогической литературы); эмпирические методы (анкетирование, наблюдение); методы обработки данных (качественный и количественный анализ).


2.6. Психологическая целесообразность

педагогического опыта

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются учащиеся и педагоги ДЮЦ. В опыте приняли участие подростки хореографического творческого объединения "Отражение" Детско - юношеского центра п. Игрим.

В работе учитывались особенности развития подростка, которые характеризуются изменениями детства, влияющими на развитие их ключевых компетенций. Определяющими являются изменения в общении (между подростком и педагогом; между подростками), социальных установках, трансформации ценностей.

В данном опыте образовательно-воспитательная деятельность в хореографическом творческом объединении понимается как целостная система педагогического и психологического взаимодействия педагога и воспитанника, нацеливающая подростка на познание и освоение нового опыта, опыта субъективного переживания осмысленности собственной жизни, на возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей.

Наличие сотворчества между детьми и педагогами на занятиях и при подготовке к мероприятиям - всё это свидетельствует об эффективности взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.


2.7. Социальная направленность педагогического опыта

Педагогический опыт направлен:

- на обеспечение приоритета образования и здоровья обучающихся, адаптацию их в социуме, через создание педагогических условий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе;

- на сохранность психического и физического здоровья, через оптимальный выбор режима работы, постоянный контроль и инструктирование по технике безопасности и жизнедеятельности учащихся;

- на обогащение содержания образовательного процесса проектными технологиями, обеспечивающими учеников возможностью выбора-самоопределения;

- на готовность к взаимодействию с родителями и педагогами Центра;

- на сотрудничество с различными социальными партнёрами: (комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс»; Социально-реабилитационный центр «Росток»; Воскресная школа; Дом культуры; концертно-выставочный зал).

- на интеграцию основного и дополнительного образования детей, которая прослеживается во взаимодействии хореографического творчества с другими образовательными предметами, что даёт возможность разностороннего развития учащихся, повышения мотивации к познанию нового:

а) интегрирование хореографического искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, дизайн, изобразительное искусство и др.);

б) взаимосвязь с предметами:

  • анатомия - фигура человека, возраст человека;

  • биология - изображение повадок животных в танцах;

  • история - изучение истории танца;

  • психология - овладение навыками невербального общения;

  • компьютерные технологии - подготовка презентаций.

Необходимо отметить, что данный инновационный опыт дает возможность для самореализации педагога, повышения его профессионального уровня в решении комплексных дидактических проблем, связанных с развитием ключевых компетенций подростка.

В реализацию данного опыта были вовлечены педагоги музыкально-хореографического методического объединения ДЮЦ. Это позволило мотивировать их на работу по развитию ключевых компетенций подростков в своих творческих объединениях, на развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, к более тесному сотрудничеству с коллегами.


2.8.Воспроизводимость педагогического опыта

Представленный педагогический опыт апробирован на уровне образовательного учреждения, может быть использован педагогами дополнительного образования и руководителями кружков, студий в работе образовательных и культурно-досуговых учреждений.

Опыт распространяется в рамках центра. Формы распространения опыта: творческие отчеты, концерты, мастер-классы, семинары-практикумы.

Разработанная рабочая программа профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования, в которой содержатся результаты данного опыта, будет апробирована в Игримском профессиональном колледже в 2013-14 учебном году. Она может быть использована в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области дополнительного образования детей.

По содержанию данный опыт вариативен, поэтому не вызывает трудностей с точки зрения соотнесения затрат на воспроизведение.

2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Кадровые ресурсы: педагоги ДО, педагог-психолог, социальный педагог, организатор.

Материально-технические ресурсы: танцевальный класс для проведения занятий, мероприятий, мастер-классов.

Оснащённость кабинета: зеркала, станки, компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Информационно-методическая среда: теоретико- практические, учебно-методические семинары, педагогическая мастерская, единая методическая тема.

Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплексы по танцевальному творчеству, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, творческие развивающие игры, дидактический материал, тематические презентации.

Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения детей (грамоты, призы).

Научно-методические ресурсы: программы, проекты, методические разработки.


3. Результативные параметры

3.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Об эффективности инновационного опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных умений свидетельствуют результаты итоговой аттестации учащихся, где представлены оценки успеваемости по трехуровнему определению:

2008-2009 г.

высокий - 54%, средний - 33%, низкий - 13%

2009-2010 г.

высокий - 67%, средний - 33%, низкий - 0%

2010-2011 г.

высокий - 85%, средний - 15%, низкий - 0%

2011-2012 г.

высокий -90%, средний - 10%, низкий -0%

2012-2013 г.

высокий -90%, средний - 10%, низкий -0%

Учащиеся объединения выступают с презентацией своих проектов перед педагогами ДЮЦ. В 2011 году на Конференции ДЮЦ: Инновационная деятельность педагогов ДО в рамках Программы развития «Компетентность. Выбор. Ответственность.» Вагина Алена представила свой проект «В век нанотехнологий», Ковтун Ольга - проект "Мир детства".

Уровень метапредметных результатов, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике подтвержден результатами диагностических исследований, куда вошли компоненты, содержащие в себе сущность ключевых компетенций личности.

Мотивационный компонент рассматривался как потребность детей к выполнению проектных работ - танцев. Результат: стойкая мотивация учащихся к занятиям, о чем свидетельствует стабильность состава, активность детей при участии в мероприятиях, готовность к работе над проектами. Опрос и анкетирование выпускников объединения показали, что занятия с применением технологии проектного обучения у 90% обучаемых вызывают интерес. Они высказывали желания узнавать новое, участвовать в творческом процессе, создавать свои танцевальные номера, общаться с разными людьми.

Ценностно-ориентированный компонент выявлялся на основе тестирования. Выяснилось, что происходит пересмотр ценностных ориентации с сугубо личностного уровня в сторону взаимопомощи, сострадания, ответственности за порученное дело, желание участвовать в решении проблем.

Креативный компонент оценивался степенью авторства в танцах, участия воспитанников в концертной и конкурсной деятельности. Исследования показали, что в объединении прослеживается стремление воспитанников к показу в социуме результатов своей деятельности: 100% учащихся принимали участие мероприятиях объединения; 77% - в концертах и мероприятиях ДЮЦ, поселка, района; 56% - в поселковых и районных конкурсах.

Подтверждением сформированности личностных результатов служат: наличие ученических творческих проектов, принявших участие в концертах и конкурсах (56%); рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

За последние пять лет (2008-2013гг.) в объединении «Отражение» выпускницами было создано несколько танцевальных проектов.

Проект учащихся Денисовой Ольги, Ковтун Ольги, Щеколдиной Анастасии "Куклы" был представлен на районном конкурсе «Божий дар» в 2009году и отмечен жюри Дипломом 3 степени.

В 2011году проект Вагиной Алены «В век нанотехнологий» получил Диплом 1 степени на районном конкурсе «Божий дар», Дипом 1 степени в открытом международном интернет - конкурсе детского и молодежного творчества ART KINDER HOUS.

Ковтун Ольгой в 2011г. был создан интегрированный проект «Мир детства», в котором она кроме создания и постановки танца, использовала свои навыки в изобразительном искусстве, создала декорации и разработала костюмы.

В 2013 году проектные работы Шороховой Яны, Вагиной Натальи "Танцевальный флеш-моб" и "Однажды на концерте" были представлены на районном конкурсе «Божий дар» (дипломант) и в открытом международном интернет - конкурсе детского и молодежного творчества ART KINDER HOUS (диплом 1 степени).

3.2. Распространение педагогического опыта

Инновационный педагогический опыт демонстрировался в рамках профессионального сообщества:

2009год - Круглый стол образовательных учреждений поселка "Профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних в п. Игрим";

2010год - Районный семинар "Новые подходы, использование информационных технологий в организации и содержании методической работы в системе дополнительного образования детей";

2011год - Конференция ДЮЦ: Инновационная деятельность педагогов ДО в рамках Программы развития ДЮЦ «Компетентность. Выбор. Ответственность.»;

2012год - публикация образовательного материала "Занятие в коллективе современной пластики "Композиция и импровизация" на сайте Факультета "Технологий интерактивного обучения" образовательного портала "Мой университет";

2012 год - Педагогический Совет ДЮЦ «К здоровью - через творчество»;

С 2011-2012 уч.года - преподаватель специальных дисциплин «Теория и практика дополнительного образования детей», «Практикум работы с творческим объединением» в Бюджетном учреждении среднего профессионального образования ХМАО - Югры «Игримский профессиональный колледж».

Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства:

2008г. - участие в районном конкурсе программ по работе с семьей, программа "Гармония общения" (грамота).

2009 г. - Грант главы Березовского района в номинации "Лучший проект педагога дополнительного образования детей".

2012 г. - участие в международном открытом профессиональном конкурсе педагогов "Активные методы обучения в образовательном процессе" (12 место).

2012г. - участие в конкурсе на Премию главы района в номинации "Лучший педагог Березовского района".

2012 г. - Премия главы Березовского района в номинации "Лидер в образовании".

3.3.Стабильность

эффективности опыта

В целом результаты педагогического опыта подтвердили обоснованность его внедрения и положительное влияние на качество образования в творческом объединении учреждения дополнительного образования детей.

Практическая реализация педагогических условий способствует успешному развитию ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования. О чем свидетельствует динамика результатов (личностного, предметного и метапредметного критериев):

личностные

Показатели

высокий

средний

низкий

2008год

11%

33%

56%

2013год

56%

22%

22%

мета

предметные

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

2008год

45%

44%

11%

2013год

77%

33%

0%

предметные

Показатели

высокий

средний

низкий

2008год

54%

33%

13%

2013год

90%

10%

0%

Необходимо отметить, что процент обучающихся, освоивших дополнительную образовательную программу за пять лет - 100%

Результаты опыта показали, что произошли положительные изменения в развитии ключевых компетенций подростков. Значительные и положительные изменения всех исследуемых показателей говорят о решении поставленных задач педагогического опыта.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

В реализацию данного опыта были вовлечены педагоги музыкально-хореографического методического объединения ДЮЦ. В реализации участвовало 6 педагогов, которые продолжили сотрудничать друг с другом и внедрять компетентностно-ориентированные образовательные ситуации и современные педагогические технологии.

В методических неделях методического объединения музыкально-хореографической направленности приняли участие 20 педагогов; в мастер - классах и открытых занятиях по хореографическому направлению -12 педагогов.

Количественные показатели участия учащихся в осуществлении педагогического опыта (за пять лет):

- участие в создании индивидуальных и коллективных творческих проектов - 12 учащихся;

- участники конкурсов - 29 учащихся;

- призёры конкурсов - 19 учащихся;

- участие в концертах и мероприятиях ДЮЦ, поселка, района - 40 учащихся.

3.5. Необходимый период времени для освоения опыта

5 лет

3.6. Публикация педагогического опыта в печати

2012год - публикация образовательного материала "Занятие в коллективе современной пластики "Композиция и импровизация" на сайте Факультета "Технологий интерактивного обучения" образовательного портала "Мой университет".


© 2010-2022