- Преподавателю
- Другое
- Карта инновационного опыта Ковтун В. В
Карта инновационного опыта Ковтун В. В
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковтун В.В. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Формальные параметры
1.1. Наименование педагогического опыта
Развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения
1.2. Автор-разработчик педагогического опыта
Ковтун Валерия Викторовна
1.3. Тип и вид представляемого учреждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
1. 4. Период формирования и функционирования педагогического опыта
2008-2013гг.
1.5. Адрес педагогического опыта
ХМАО - Югра, Берёзовский район, пгт. Игрим,
ул. Строителей-1
2. Содержательные параметры | |
2.1. Актуальность педагогического опыта
| Актуальность опыта "Развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения" обусловлена развитием системы отечественного образования, которое неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих в России. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указаны тенденции, которые отразились на деятельности учреждений дополнительного образования. Общество заинтересовано в воспитании граждан, способных нести самостоятельную ответственность за принятые ими решения и определять цели, исходя из собственных ценностных оснований, являя собой, таким образом, индивидуальность, обладающую способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и проектировать будущее. В Стратегии модернизации образования РФ компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования, поскольку в его основе лежит культура самоопределения личности (ее способность и готовность к саморазвитию и самореализации), а этот образовательный аспект сейчас является одним из самых актуальных. Данный инновационный опыт востребован в педагогической практике, так как он направлен на решение существующего противоречия: между требованиями компетентностного подхода к созданию педагогических условий для формирования у обучаемых познавательных, коммуникативных, социальных, нравственных качеств и недостаточной разработанностью этих условий в теории и на практике в хореографических творческих объединениях дополнительного образования детей. Ориентация на компетентностный подход в образовательно-воспитательном процессе хореографического объединения создает для учащихся среду, которая способствует развитию ключевых компетенций личности, а значит всестороннему удовлетворению образовательных потребностей граждан, общества, государства. |
2.2. Содержательная форма представления опыта | Программа дополнительного образования детей "Танец на языке вдохновения". Диагностический инструментарий результатов развития ключевых компетенций обучающихся (методика «Танцевальный зачет»; анкета "Профиль умений"; критерии оценивания проектных работ учащихся); Рабочая программа профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования. |
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта | Данный опыт может быть использован в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей. Инновационная направленность педагогического опыта заключается в: -обосновании педагогических условий, влияющих на развитие ключевых компетенций подростков в образовательном процессе хореографического творческого объединения учреждения дополнительного образования детей; -интеграции образовательного процесса хореографического творческого объединения и школьного образования; -обогащении содержания образовательно-воспитательного процесса в хореографическом творческом объединении игровыми, проектными и другими инновационными технологиями; Новизна педагогического опыта в теоретическом плане: - обогащение педагогической теории и практики идей компетентностного подхода в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования детей; -расширением имеющихся представлений о характере образовательно-воспитательного процесса в детском хореографическом объединении. Новизна педагогического опыта в прикладном плане заключается в: - разработке дополнительной образовательной программы нового поколения, ориентированной на развитие ключевых компетенций подростков (программа «Танец на языке вдохновения»); -разработке методов диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов. - разработке рабочей программы профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования. |
2.4.Методологическая база педагогического опыта | В реализации опыта использована система следующих принципов и подходов: - системно - деятельностный подход, позволяющий установить особенности развития ключевых компетенций подростков (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.); - идеи ресурсного подхода, которые обращают внимание на необходимость учета разнообразных ресурсов в образовательном процессе для наиболее эффективного развития подростков в комфортных условиях (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская, и др.); - теория личностно-ориентированного обучения и воспитания, которая предполагает постоянное обращение к субъектному опыту ученика, к опыту его собственной жизнедеятельности с обязательным признанием самобытности и уникальности (И.С. Якиманская); - идеи аксиологического подхода, где ценности имеют личностные проявления, отношение личности к окружающему миру и самому себе (Н. Е. Щуркова, Л.M. Архангельский); - теоретические исследования по возрастной педагогике и психологии, раскрывающие возрастные особенности детей и подростков (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.); - исследования, посвященные проблеме интеграции, на основе целостности, дидактического синтеза, межпредметных связей общего и дополнительного образования детей (Т.Н. Гущина, Е.Б. Евладова, и др.). Понятийно-терминологический аппарат инновационного опыта: В реализации данного опыта под ключевыми компетентностями понимается - способность решать проблемы и типичные задачи реальных жизненных ситуаций на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Предметные результаты - знания, умения, навыки, опыт решения проблем, творческой деятельности, система ценностей, в рамках изучения отдельного предмета. Метапредметные результаты - способы деятельности освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в жизненных ситуациях. Личностные результаты - индивидуальные достижения в освоении предметной области, самооценка образовательного опыта, готовность к решению социальных и личностных проблем. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. |
2.5. Педагогическая целесообразность опыта | Цель данного опыта: выявить, обосновать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе хореографического творческого объединения учреждения дополнительного образования детей. Задачи:
Реализация инновационного опыта началась с изучения теоретических основ развития ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей. Теоретические выводы позволили обратиться к выяснению реального состояния уровня развития ключевых компетенций учащихся хореографического творческого объединения "Отражение" "Детско-юношеского центра" п. Игрим. Следующим этапом была реализация педагогических условий, влияющих на развитие ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе творческого объединения, диагностика исходного уровня ключевых компетенций подростков. Была разработана программа «Танец на языке вдохновения». Выбраны и апробированы методики: -методика «Танцевальный зачет» позволила отследить в комплексе освоение теоретической информации, уровень развития практических навыков, приемов творческой деятельности; - анкета "Профиль умений" была направлена на оценивание личностных и метапредметных результатов; - критерии оценивания проектных работ учащихся. Содержание образовательно-воспитательного процесса в хореографическом творческом объединении пополнилось и обогатилось проектными технологиями. Особое внимание было уделено интеграции основного и дополнительного образования детей, которая прослеживается во взаимодействии танцевального творчества с другими образовательными предметами, что даёт возможность разностороннего развития учащихся. Далее проходило обобщение и систематизация информации, проверяющей результативность опыта. В реализации инновационного опыта использовался комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ методологической и психолого-педагогической литературы); эмпирические методы (анкетирование, наблюдение); методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
|
2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта | Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются учащиеся и педагоги ДЮЦ. В опыте приняли участие подростки хореографического творческого объединения "Отражение" Детско - юношеского центра п. Игрим. В работе учитывались особенности развития подростка, которые характеризуются изменениями детства, влияющими на развитие их ключевых компетенций. Определяющими являются изменения в общении (между подростком и педагогом; между подростками), социальных установках, трансформации ценностей. В данном опыте образовательно-воспитательная деятельность в хореографическом творческом объединении понимается как целостная система педагогического и психологического взаимодействия педагога и воспитанника, нацеливающая подростка на познание и освоение нового опыта, опыта субъективного переживания осмысленности собственной жизни, на возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей. Наличие сотворчества между детьми и педагогами на занятиях и при подготовке к мероприятиям - всё это свидетельствует об эффективности взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.
|
2.7. Социальная направленность педагогического опыта | Педагогический опыт направлен: - на обеспечение приоритета образования и здоровья обучающихся, адаптацию их в социуме, через создание педагогических условий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций подростков в образовательно-воспитательном процессе; - на сохранность психического и физического здоровья, через оптимальный выбор режима работы, постоянный контроль и инструктирование по технике безопасности и жизнедеятельности учащихся; - на обогащение содержания образовательного процесса проектными технологиями, обеспечивающими учеников возможностью выбора-самоопределения; - на готовность к взаимодействию с родителями и педагогами Центра; - на сотрудничество с различными социальными партнёрами: (комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс»; Социально-реабилитационный центр «Росток»; Воскресная школа; Дом культуры; концертно-выставочный зал). - на интеграцию основного и дополнительного образования детей, которая прослеживается во взаимодействии хореографического творчества с другими образовательными предметами, что даёт возможность разностороннего развития учащихся, повышения мотивации к познанию нового: а) интегрирование хореографического искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, дизайн, изобразительное искусство и др.); б) взаимосвязь с предметами:
Необходимо отметить, что данный инновационный опыт дает возможность для самореализации педагога, повышения его профессионального уровня в решении комплексных дидактических проблем, связанных с развитием ключевых компетенций подростка. В реализацию данного опыта были вовлечены педагоги музыкально-хореографического методического объединения ДЮЦ. Это позволило мотивировать их на работу по развитию ключевых компетенций подростков в своих творческих объединениях, на развитие интереса к опытно-экспериментальной работе, к более тесному сотрудничеству с коллегами.
|
2.8.Воспроизводимость педагогического опыта | Представленный педагогический опыт апробирован на уровне образовательного учреждения, может быть использован педагогами дополнительного образования и руководителями кружков, студий в работе образовательных и культурно-досуговых учреждений. Опыт распространяется в рамках центра. Формы распространения опыта: творческие отчеты, концерты, мастер-классы, семинары-практикумы. Разработанная рабочая программа профессионального модуля "Методическое обеспечение образовательного процесса" в соответствии с ФГОС по специальности СПО Педагогика дополнительного образования, в которой содержатся результаты данного опыта, будет апробирована в Игримском профессиональном колледже в 2013-14 учебном году. Она может быть использована в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в области дополнительного образования детей. По содержанию данный опыт вариативен, поэтому не вызывает трудностей с точки зрения соотнесения затрат на воспроизведение. |
2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта | Кадровые ресурсы: педагоги ДО, педагог-психолог, социальный педагог, организатор. Материально-технические ресурсы: танцевальный класс для проведения занятий, мероприятий, мастер-классов. Оснащённость кабинета: зеркала, станки, компьютер, экран, проектор, магнитофон. Информационно-методическая среда: теоретико- практические, учебно-методические семинары, педагогическая мастерская, единая методическая тема. Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплексы по танцевальному творчеству, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, творческие развивающие игры, дидактический материал, тематические презентации. Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения детей (грамоты, призы). Научно-методические ресурсы: программы, проекты, методические разработки.
|
3. Результативные параметры
3.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Об эффективности инновационного опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных умений свидетельствуют результаты итоговой аттестации учащихся, где представлены оценки успеваемости по трехуровнему определению:
2008-2009 г.
высокий - 54%, средний - 33%, низкий - 13%
2009-2010 г.
высокий - 67%, средний - 33%, низкий - 0%
2010-2011 г.
высокий - 85%, средний - 15%, низкий - 0%
2011-2012 г.
высокий -90%, средний - 10%, низкий -0%
2012-2013 г.
высокий -90%, средний - 10%, низкий -0%
Учащиеся объединения выступают с презентацией своих проектов перед педагогами ДЮЦ. В 2011 году на Конференции ДЮЦ: Инновационная деятельность педагогов ДО в рамках Программы развития «Компетентность. Выбор. Ответственность.» Вагина Алена представила свой проект «В век нанотехнологий», Ковтун Ольга - проект "Мир детства".
Уровень метапредметных результатов, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике подтвержден результатами диагностических исследований, куда вошли компоненты, содержащие в себе сущность ключевых компетенций личности.
Мотивационный компонент рассматривался как потребность детей к выполнению проектных работ - танцев. Результат: стойкая мотивация учащихся к занятиям, о чем свидетельствует стабильность состава, активность детей при участии в мероприятиях, готовность к работе над проектами. Опрос и анкетирование выпускников объединения показали, что занятия с применением технологии проектного обучения у 90% обучаемых вызывают интерес. Они высказывали желания узнавать новое, участвовать в творческом процессе, создавать свои танцевальные номера, общаться с разными людьми.
Ценностно-ориентированный компонент выявлялся на основе тестирования. Выяснилось, что происходит пересмотр ценностных ориентации с сугубо личностного уровня в сторону взаимопомощи, сострадания, ответственности за порученное дело, желание участвовать в решении проблем.
Креативный компонент оценивался степенью авторства в танцах, участия воспитанников в концертной и конкурсной деятельности. Исследования показали, что в объединении прослеживается стремление воспитанников к показу в социуме результатов своей деятельности: 100% учащихся принимали участие мероприятиях объединения; 77% - в концертах и мероприятиях ДЮЦ, поселка, района; 56% - в поселковых и районных конкурсах.
Подтверждением сформированности личностных результатов служат: наличие ученических творческих проектов, принявших участие в концертах и конкурсах (56%); рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью.
За последние пять лет (2008-2013гг.) в объединении «Отражение» выпускницами было создано несколько танцевальных проектов.
Проект учащихся Денисовой Ольги, Ковтун Ольги, Щеколдиной Анастасии "Куклы" был представлен на районном конкурсе «Божий дар» в 2009году и отмечен жюри Дипломом 3 степени.
В 2011году проект Вагиной Алены «В век нанотехнологий» получил Диплом 1 степени на районном конкурсе «Божий дар», Дипом 1 степени в открытом международном интернет - конкурсе детского и молодежного творчества ART KINDER HOUS.
Ковтун Ольгой в 2011г. был создан интегрированный проект «Мир детства», в котором она кроме создания и постановки танца, использовала свои навыки в изобразительном искусстве, создала декорации и разработала костюмы.
В 2013 году проектные работы Шороховой Яны, Вагиной Натальи "Танцевальный флеш-моб" и "Однажды на концерте" были представлены на районном конкурсе «Божий дар» (дипломант) и в открытом международном интернет - конкурсе детского и молодежного творчества ART KINDER HOUS (диплом 1 степени).
3.2. Распространение педагогического опыта
Инновационный педагогический опыт демонстрировался в рамках профессионального сообщества:
2009год - Круглый стол образовательных учреждений поселка "Профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних в п. Игрим";
2010год - Районный семинар "Новые подходы, использование информационных технологий в организации и содержании методической работы в системе дополнительного образования детей";
2011год - Конференция ДЮЦ: Инновационная деятельность педагогов ДО в рамках Программы развития ДЮЦ «Компетентность. Выбор. Ответственность.»;
2012год - публикация образовательного материала "Занятие в коллективе современной пластики "Композиция и импровизация" на сайте Факультета "Технологий интерактивного обучения" образовательного портала "Мой университет";
2012 год - Педагогический Совет ДЮЦ «К здоровью - через творчество»;
С 2011-2012 уч.года - преподаватель специальных дисциплин «Теория и практика дополнительного образования детей», «Практикум работы с творческим объединением» в Бюджетном учреждении среднего профессионального образования ХМАО - Югры «Игримский профессиональный колледж».
Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства:
2008г. - участие в районном конкурсе программ по работе с семьей, программа "Гармония общения" (грамота).
2009 г. - Грант главы Березовского района в номинации "Лучший проект педагога дополнительного образования детей".
2012 г. - участие в международном открытом профессиональном конкурсе педагогов "Активные методы обучения в образовательном процессе" (12 место).
2012г. - участие в конкурсе на Премию главы района в номинации "Лучший педагог Березовского района".
2012 г. - Премия главы Березовского района в номинации "Лидер в образовании".
3.3.Стабильность
эффективности опыта
В целом результаты педагогического опыта подтвердили обоснованность его внедрения и положительное влияние на качество образования в творческом объединении учреждения дополнительного образования детей.
Практическая реализация педагогических условий способствует успешному развитию ключевых компетенций подростков в образовательном процессе учреждения дополнительного образования. О чем свидетельствует динамика результатов (личностного, предметного и метапредметного критериев):
личностные
Показатели
высокий
средний
низкий
2008год
11%
33%
56%
2013год
56%
22%
22%
мета
предметные
Показатели
Высокий
Средний
Низкий
2008год
45%
44%
11%
2013год
77%
33%
0%
предметные
Показатели
высокий
средний
низкий
2008год
54%
33%
13%
2013год
90%
10%
0%
Необходимо отметить, что процент обучающихся, освоивших дополнительную образовательную программу за пять лет - 100%
Результаты опыта показали, что произошли положительные изменения в развитии ключевых компетенций подростков. Значительные и положительные изменения всех исследуемых показателей говорят о решении поставленных задач педагогического опыта.
3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта
В реализацию данного опыта были вовлечены педагоги музыкально-хореографического методического объединения ДЮЦ. В реализации участвовало 6 педагогов, которые продолжили сотрудничать друг с другом и внедрять компетентностно-ориентированные образовательные ситуации и современные педагогические технологии.
В методических неделях методического объединения музыкально-хореографической направленности приняли участие 20 педагогов; в мастер - классах и открытых занятиях по хореографическому направлению -12 педагогов.
Количественные показатели участия учащихся в осуществлении педагогического опыта (за пять лет):
- участие в создании индивидуальных и коллективных творческих проектов - 12 учащихся;
- участники конкурсов - 29 учащихся;
- призёры конкурсов - 19 учащихся;
- участие в концертах и мероприятиях ДЮЦ, поселка, района - 40 учащихся.
3.5. Необходимый период времени для освоения опыта
5 лет
3.6. Публикация педагогического опыта в печати
2012год - публикация образовательного материала "Занятие в коллективе современной пластики "Композиция и импровизация" на сайте Факультета "Технологий интерактивного обучения" образовательного портала "Мой университет".