• Преподавателю
  • Другое
  • Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный

Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неунифицированная форма 04-04-08

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия № 1

(6 часов)

Специальность: Сестринское дело

Дисциплина: ПМ.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел 1 «Здоровый ребенок»

Тема: Антенатальный и неонатальный периоды. Доношенный новорожденный.

Тип занятия: практическое

Форма проведения: комбинированное занятие

Цели занятия:

Учебная: сформировать профессиональные компетенции.

Развивающая: научить работать в группах; научить планировать деятельность; организовывать свою деятельность; самостоятельно получать дополнительную информацию из разных источников и анализировать ее.

Воспитательная: воспитать у обучающихся гуманное, милосердное отношения к пациенту, его окружению, уважение к его личности, способности учитывать его индивидуальность; понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии.

Межпредметные связи:

- с анатомией и физиологией человека

- с фармакологией

- с основами латинского языка

-с биоэтикой

- с гигиеной и экологией человека

После изучения темы обучающийся должен

Знать:

  • фазы внутриутробного периода

  • характеристику каждого из фаз

  • критический период беременности

  • основные факторы риска

  • понятие «антенатальная охрана плода»

  • признаки доношенности новорожденного

  • АФО новорожденного ребенка

  • пограничные состояния у новорожденного

  • основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения

Уметь:

  • осуществлять дородовые патронажи к беременной женщине

  • оценивать состояние беременной женщины

  • давать рекомендации по режиму дня, труда и отдыха, питанию, и гигиене беременной женщины

  • составить консультацию по приготовлению приданного для новорожденного

  • оценить состояние новорожденного по шкале Апгар

  • осуществлять первичный патронаж к новорожденному ребенку

  • осуществлять уход за новорожденным

Обеспечение занятия

А) технические средства обучения:

  • компьютер

  • классная доска (меловая), мел

  • телевизор

Б) учебные места: кабинет доклиники

В) Литература

основная:

  1. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил.

  2. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. - М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.

дополнительная:

  1. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. - 3-е изд., перераб.и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 288 с.: ил.

  2. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. -144 с.: ил

Ход занятия № 1

(270 минут)

№ п/п

Этапы занятий

Время

1

2

4

1 - 45 минут

1

Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).

Обучающиеся должны иметь записи лекций, чистые тетради для практических занятий, простые карандаши, резинки.

5 минут

2

Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса)

Значение: формирование специалистов, способных обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.

Связь с современностью, перспективы развития вопроса: профилактической работе, организованной в системе первичной медико-санитарной помощи в стране уделяется первостепенное значение.

Освещение структуры занятия:

опрос

самостоятельное изучение материала

закрепление изученного материала

5 минут

3

Контроль исходного уровня теоретических знаний

Приложение №1

35 минут

2 - 45 минут

4

Самостоятельная работа студентов - закрепление теоретических знаний

Приложение № 2

45 минут

3- 45 минут

5

Самостоятельная работа студентов - закрепление теоретических знаний

Приложение № 3,4

45 минут

4,5- 45 минут

6

Самостоятельная работа студентов - отработка манипуляций по алгоритму

  • утренний туалет новорожденного ребенка

  • обработка пупочной ранки

  • двухмоментная обработка пуповины

  • пеленание детей закрытым способом

Приложение № 5

90 минут

6 - 45 минут

7

Подведение итогов занятия

35 минут

8

Домашнее задание

Приложение № 6

5 минут

9

Всего

270 минут

Преподаватель: Ю.С. Суржик

Приложение №1.

1. Контроль исходного уровня теоретических знаний (Задания на оценку знаний - 1 уровень освоения)

Вопросы для устного опроса:


  1. Раскройте содержание понятий «Антенатальный период», «Интранатальный период», «Постнатальный период»

  2. Продолжительность внутриутробного периода.

  3. Условно беременность делится на три ______________

  4. Период от зачатия до конца 1 недели называется_________________

  5. С 8 дня по 75 день развития - _____________период

  6. С 76 дня до рождения - ____________________период

  7. Роды ранее 38 недель называются _____________________________

  8. Роды в срок 38-42 недели называются__________________________

  9. Дайте определение понятию «Эмбриопатии». Поясните причины возникновения.

  10. Дайте определение понятию «Фетопатии». Поясните причины возникновения.

  11. Перечислите факторы риска, влияющие на плод во время беременности.

  12. Назовите цели и сроки проведения первого дородового патронажа беременной женщины.

  13. Назовите цели и сроки проведения второго дородового патронажа беременной женщины.

  14. Перечислите признаки доношенности новорожденного ребенка.

  15. Назовите цели, сроки, порядок проведения первичного патронажа новорожденного ребенка.

  16. Дайте характеристику транзиторных (переходных состояний новорожденного ребенка) и тактику медицинской сестры при них.

  17. Дайте характеристику АФО органов и систем новорожденного ребенка:

  • кожи и подкожно-жировой клетчатки

  • костно-мышечной системы

  • органов пищеварения

  • дыхательной системы

  • мочевыделительной системы

  • иммунной системы

  1. Перечислите потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения.

Приложение № 2.Самостоятельная работа студентов (Задания на понимание - 2 уровень освоения).

Задание № 1. Используя данные задачи № 1, заполните бланк дородового патронажа № 1.

Задача № 1. Вам предстоит провести дородовый патронаж к беременной (Иванова Светлана Ивановна), которая встала на учет в женской консультации в сроке 8 недель. В настоящий момент - беременность - 33 недели, женщина находится первую неделю в декретном отпуске. Возраст 23 года, работает продавцом в хозяйственном магазине. Будущий папа - Иванов Василий Иванович, 25лет, работает сварщиком. Живут в отдельной 1-комнатной квартире вдвоем.

Со слов женщины, для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске, пока не знают, где организовать уголок для ребенка. Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.

При проведении патронажа выясняется, что с 13лет беременная состояла на «Д» учете с хроническим пиелонефритом. 2 раза в год проходила курс реабилитационной терапии с приемом антибиотиков, сульфаниламидов. В последние 2 года изменений в анализах мочи не было, лечение не получала. Из вредных привычек отмечает, что курила с 8 класса, боролась с этой привычкой и по настоятельному требованию молодого человека не курит с 21 года. Спиртным не увлекается, наркотики не употребляла. Замужем с 22 лет, беременность планированная. В сроке беременности 7 недель переболела легкой формой ОРЗ (насморк, редкий кашель, температура - N),лечилась травами, промывала носовые ходы соленой водой и закапывала нафтизин. У женщины наблюдается тошнота по утрам, извращение вкуса: отвращение к мясу, запахам. Отмечает, что чувствует себя в течение дня неплохо. Беспокоят запоры по 2 дня. В свободное время любит заниматься на компьютере, читать. В доме аквариум и много цветов, кошка.

В питании: ежедневно апельсины, шоколад, бананы, чипсы, соленые фисташки.

Родственники беременной: мама страдает гипертонической болезнью; папа - умер несколько лет назад от инфаркта миокарда; бабушка по линии мамы - имеет сахарный диабет 2 типа, компенсированный; у дедушки по линии мамы - снижено зрение (миопия -5дпт); у брата беременной - снижено зрение (миопия 6 дпт); у старшей сестры беременной - сахарный диабет (инсулинозависимый), ожирение 2 степени.

Родственники мужа беременной: мама - страдает бронхиальной астмой с детства на пыльцу растений, кошек, перо подушек; папа - здоров; брат мужа - в анамнезе - эпилептоидные припадки в детстве; у бабушки со стороны мамы - дальнозоркость (3 дпт), была операция по-поводу зоба щитовидной железы, ожирение 3 степени; у дедушки со стороны мамы - язвенная болезнь желудка.

Схема дородового патронажа №1

Ф.И.О. беременной_________________________________________________

Дом. Адрес________________________________________________________

Возраст_____________________ Место работы__________________________

Наличие проф. вредностей___________________________________________

Ф.И.О. мужа _____________________________________________________

Место работы____________________________________________________

Бытовые условия__________________________________________________

Здоровье родителей и членов семьи (подчеркнуть вид заболеваний):

А) туберкулез В) нервно-психич. Д) сердечно-сосудистые

Б) венер. заболевания Г) аллергические Е) эндокринные

Ж) онкологические З)Другие____________________________________

Вредные привычки _______________________________________________

Акушерский анамнез (отягощен/не отягощен)_________________________

Беременность по счету_____________________________________________

Закончились родами_______________________________________________

Живых детей_____________________________________________________

Причины смерти__________________________________________________

Выкидыш________________________________________________________

Срок настоящей беременности______________________________________

Течение беременности_____________________________________________

Самочувствие____________________________________________________

Состояние здоровья_______________________________________________

Предполагаемый срок родов________________________________________

Перенесенные острые заболевания____________________________________

Исключены ли проф. Вредности______________________________________

Советы беременной_________________________________________________

Личное впечатление________________________________________________

Дата____________ Подпись__________

Задание№ 2. Используя данные задачи № 2, заполните бланк дородового патронажа № 2.

Задача № 2. При проведении второго патронажа к беременной женщине в 32 недели выясняется, что для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске; пока не знают, где организовать уголок для ребенка.

Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.

Объективно: тошнота не беспокоит; в области голени к концу дня бывают отеки; беспокоит одышка; прибавка веса за данный период беременности - 10 кг. Женщина 1 раз в 2 недели посещает врача акушера-гинеколога. Гуляет редко - тяжело ходить. Принимает витамины для беременных (такие же, как беременная подружка); 2 раза в неделю ходит в женскую консультацию - на занятия ЛФК и кислородный коктейль. Занятия по психопрофилактической подготовке к родам еще не посещала. Школу молодой матери в детской поликлинике не посещала. Волнуется по-поводу предстоящих родов, так как акушер-гинеколог предупредила о том, что роды предстоят плановые - оперативные (показания - узкий таз).

Схема дородового патронажа №2

Ф.И.О.____________________________________________________________ С какого времени в декретном отпуске_________________________________

Самочувствие беременной___________________________________________

Какие перенесла острые заболевания во время беременности______________

на каком месяце_____________________________________

Применение сильнодействующих лекарств_____________________________

Режим дня (чередование труда с отдыхом, прогулки, сон)_________________

Реальность и полноценность питания__________________________________

Извращение вкуса_________________аппетит___________________________

Психопрофилактическая подготовка к родам____________________________

А) гимнастика

Б) посещение очной школы для беременной

В) профилактика рахита (рыбий жир и витамин D - какой и сколько_______

Приготовлено ли приданое для ребенка________________________________

Советы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Генеалогическое дерево:

Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный

Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный

Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденныйУчебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный

Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01.01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный


Дата_____________

Подпись м/с __________________

Подпись врача _________________

Приложение № 3

Самостоятельная работа студента (Задания на понимание - 2 уровень освоения)

Задание № 3

  1. Оцените состояние новорожденного по шкале Апгар.

  2. Определите по данным задач степень зрелости новорожденного ребенка.

  3. Определите переходное состояние новорожденного ребенка.

1)Родился ребенок (девочка) в сроке 40 недель с массой тела 3000 грамм, рост 53 см. При осмотре: сердцебиение 105 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер слабая, окраска кожи цианотичная. На плечах - пушковые волосы. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Половая щель прикрыта большими половыми губами. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ.

2) Родился ребенок (мальчик) в сроке 38 недель с массой тела 2890 грамм, рост 54 см. Роды длились 7 часов, естественные, без акушерского пособия. При осмотре: сердцебиение более 105 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, руками и ногами активно двигает, реакция на носовой катетер - отчетливое чихание, окраска кожи - розовая. Окружность грудной клетки: 32 см; окружность головы: 34 см. Яички опущены в мошонку. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ. Выписан из роддома на 5 сутки с остаточными явлениями желтухи, получает грудное молоко, моча - N, пуповинный остаток сохраняется, сухой.

3) Родился ребенок (девочка) в сроке 30 недель с массой тела 2400, рост 45. При осмотре: сердцебиение 90 в мин., дыхание отсутствовало, крик отсутствовал, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер слабая, окраска кожи цианотичная. После шлепка по ягодицам - закричал. На плечиках - лануго. Кожа морщинистая, с признаками шелушения.

4) Родился ребенок (мальчик) в сроке 38 недель с массой тела 3200 грамм, рост 51 см, роды - оперативные, плановые. При осмотре: сердцебиение более 100 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер - кашель, окраска кожи туловища - розовая, конечности - синюшные.

5) Родился ребенок (девочка) в сроке 38 недель с массой тела 3080 грамм, рост 51 см, роды - оперативные, плановые. При осмотре: сердцебиение 110 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности согнуты, реакция на носовой катетер - кашель, окраска кожи туловища - розовая, конечности - бледные. На плечах - пушковые волосы. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Половая щель прикрыта большими половыми губами. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ. Ребенок выписан на 3-и сутки. Вес после выписки - 3050 грамм. Мать кормит ребенка по требованию, лактации достаточно. Ребенок сосет активно, длительность кормления - 20-25 минут. На 3-е сутки к вечеру (сразу после выписки из роддома) у ребенка появилась иктеричность слизистых оболочек и желтушная окраска кожи.

При осмотре во время первичного врачебно-сестринского патронажа: состояние ребенка не нарушено; сосет грудь активно; стул, мочеиспускания - N. Температура тела - 37,1. Тонус мышц и тургор тканей удовлетворительный.

Приложение № 4

Самостоятельная работа студентов (задания на применение теоретических знаний на практике- 3 уровень освоения)

Задание № 4

  • Используя данные дородовых патронажей № 1 и № 2; задачи № 5 задания № 3, учебный материал, заполнить бланк первичного патронажа новорожденного и составить беседу-консультацию по уходу за новорожденным.

Схема первого патронажа к новорожденному:

  1. Паспортная часть

  • Ф.И.О. ребенка

  • Дата рождения

  • Место рождения

  • Ф.И.О. матери

  • Возраст

  • Место работы, профессия

  • Ф.И.О. отца, возраст

  • Место его работы, должность

  • Домашний адрес

  • Дата патронажа

  • Возраст ребенка (в днях)

  1. Субъективное обследование:

  • От какой по счету беременности родился ребенок

  • Как протекала беременность (отеки, тошнота, рвота, повышение АД, прибавка в весе)

  • От каких по счету родов ребенок

  • как протекали роды (быстрые, стремительные, слабость родовых сил, акушерские пособия, раннее отхождение околоплодных вод)

  • масса тела при рождении, длина, окружность головы, окружность груди

  • когда приложен к груди (на какие сутки, через сколько часов)

  • на какие сутки отпал остаток пуповины

  • сделана ли вакцинация БЦЖ в роддоме (на какие сутки)

  • на какие сутки выписан домой

  • На каком вскармливании находится ребенок

  • через сколько часов кормится

  • продолжительность одного кормления

  • соблюдается ли ночной перерыв

  • получает ли воду между кормлениями

  • где находится кроватка

  • есть ли все необходимое для ухода за новорожденным

  • в каком состоянии его белье

  1. Осмотр ребенка

  • активность, рефлексы новорожденного

  • состояние кожных покровов (цвет, эластичность, влажность) и слизистых оболочек

  • характеристика подкожного жирового слоя и мышечной ткани

  • состояние костной системы (роднички, швы, позвоночник)

  • состояние пупочной ранки

  • осмотр и пальпация живота

  • стул (цвет, консистенция, сколько раз в день, гомогенность, примеси: слизь, зелени, белых комочков)

  • мочеиспускание (частота, цвет, болезненность, окрашивание пеленок)

  1. Заключение

  • вид вскармливания, степень лактации

  • группы риска

  • группа здоровья

  1. Рекомендации

  • по организации вскармливания

  • по уходу за ребенком

Приложение № 5

Самостоятельная работа студентов - отработка манипуляций по алгоритму.

Лист оценки

Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________

Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1.

Кипяченая вода

1

2.

Стерильное растительное масло

1

3.

Ватные шарики и жгутики

1

4.

Лоток для обработки материала

1

5.

Чистый набор для пеленания или одежда

1

6.

Резиновые перчатки

1

7.

Дезинфицирующий раствор, ветошь

1

8.

Мешок для грязного белья

1

Подготовка к процедуре

1.

Объяснить маме цель и ход процедуры

1

2.

Подготовить необходимое оснащение

1

3.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

1

4.

Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку *

2

5.

Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик

1

6.

Сбросить одежду в мешок для грязного белья

1

Выполнение манипуляции

10.

Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой.

1

11.

Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченной водой ( для каждого носового хода использовать отдельный тампоном)

1

12.

Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами

1

13.

Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)

1

14.

Вращательными движениями прочистить слуховые ходы тугими ватными турундами, смоченными в стерильном растительном масле ( для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)

Примечание: уши ребенка обработать 1 раз в неделю или по мере необходимости

1

Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта

1

Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обработать в строгой последовательности:

а) заушные

б) шейные

в) подмышечные

г) локтевые

д) лучезапястные

е) подколенные

ж) голеностопные

з) паховые

и) ягодичные

1

Завершение процедуры

15.

Одеть ребенка и уложить в кроватку

1

16.

Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья

1

17.

Протереть рабочую поверхность стола дезинфектантом

2

18.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

1

Всего баллов:

27

Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

21-22

2

23-24

3

25-26

4

27

5Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________

Подпись студента (ки) ____________________________

Комментарии преподавателя _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную

Лист оценки

Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________


Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1.

Детская ванночка

1

2.

Термометр для измерения t° C воды

1

3.

Детское мыло

1

4.

Кувшин

1

5

Полотенце

1

6.

Чистое, сухое сменное бельё

1

7.

Расческа

1

8.

Стерильное растительное масло или детское масло

1

9.

Присыпка детская

1

10.

Детский крем

1

11.

Стерильные ватные шарики

1

12.

Фланелевая рукавичка

1

13.

Холодная и горячая вода

1

14.

Ветошь

1

Подготовка к процедуре

15.

Объяснить родственникам цель и ход проведения процедуры

1

16.

Подготовить необходимое оснащение, вымыть и осушить руки

1

17.

Разложить на пеленальном столе чистые пеленки и распашонки

1

18.

Вымыть ванночку ветошью с мылом, ополоснуть её кипятком, поставить ванночку в устойчивое положение*

2

19.

Наполнить ванночку холодной водой, положить термометр в воду*

2

20.

Добавлять горячую воду до t 35° - 37° С, наполнить ванну на 1/2 или 1/3*

2

21.

Наполнить из ванны в кувшин воды для ополаскивания t38°С, поставить кувшин возле ванночки

1

22.

Ребенка раздеть (распеленать)

1

Выполнение манипуляции


23.

Положить ребенка на руки так, чтобы одной рукой фиксировать голову и спину, а другой - охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов

1

24.

Погрузить ребенка медленно в воду, начиная с ножек, так чтобы голова находилась над поверхностью воды

1

25.

Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой

1

26.

Поливать на тельце ребенка водой правой руки в течении 3х минут

1

27.

Надеть на свободную руку рукавичку, намылить её

1

28.

Помыть намыленной рукавичкой шею, туловище, конечности, затем голову (от лба к затылку)

1

29.

Снять рукавичку

1

30.

Приподнять ребенка над водой

1

31.

Перевернуть ребенка над ванной спиной кверху, зафиксировать голову.

1

32.

Облить ребенка водой из кувшина, накрыть ребенка полотенцем

1

Завершение процедуры.


33.

Положить ребенка на спину на пеленальный столик

1

34.

Осушить кожу промокательными движениями

1

35.

Обработать естественные складки стерильным маслом или детской присыпкой

1

36.

Запеленать ребенка в чистые пеленки, уложить в кроватку

1

Примечание.

1

37.

Во время процедуры следить за состоянием ребенка, его дыхание, цвет кожи, движениями, разговаривать с ним.

1

Всего баллов:

40


Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

34-35

2

36-37

3

38-39

4

40

5Дата _________________ Подпись преподавателя ____________________________

Подпись студента (ки) _____________________________

Комментарии преподавателя ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценка!

Лист оценки

Подмывание грудного ребенка

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________


Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1

Проточная вода (температура 37 - 38оС)

1

2

Марлевые салфетки

1

3

Полотенце или мягкая пеленка

1

4

Стерильное растительное масло

1

5

Чистое белье, расположенное на пеленальном столике

1

6

Резиновые перчатки

1

7

Емкость с дезинфицирующим раствором

1

8

Ветошь

1

Подготовка к процедуре


9

Информировать маму о правилах проведения манипуляции

1

10

Подготовить необходимое оснащение

1

11

Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем

2

12

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

2

13

Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья

1

Выполнение манипуляции


14

Положить ребенок на левое предплечье и кисть руки

1

15

Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки

1

Завершение процедуры


16

Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу

1

17

Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом

1

18

Запеленать (одеть ребенка)

1

19

Снять перчатки, поместить их в дезсредство

1

20

Вымыть и осушить руки

1

21

Примечание: Необходимо помнить, что девочек подмывать только движениями спереди назад для предупреждения инфицирования мочевых путей. Если подмывание девочки производится с помощью влажной салфетки, менять ее после каждого движения сверху вниз.

Подмывать мальчиков раннего возраста, не обнажать головку полового члена, так как у детей до 3 - 5 лет отмечается эпителиальное слипание крайней плоти с головкой полового члена.

2

Всего баллов:

24


Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

18-19

2

20-21

3

22-23

4

24

5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________

Подпись студента (ки) ________________________

Комментарии преподавателя ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!

Лист оценки

Пеленание детей закрытым способом

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________


Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1

Тонкая и теплая распашонка

1

2

Фланелевая и тонкая пеленки

1

3

Подгузник марлевый или одноразовый

1

4

Пеленальный стол

1

5

Резиновые перчатки

1

6

Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь

1

Подготовка к процедуре


7

Объяснить маме цель и ход предстоящей манипуляции

1

8

Подготовить необходимое оснащение

1

9

Вымыть и осушить руки, надеть печатки.

1

10

Обработать пеленальный столик дезраствором

1

11

Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, токая пеленка, подгузник). Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу.

1

12

Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

1

Выполнение манипуляции


13

Надеть на ребенка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед

1

14

Надеть подгузник.

Для этого необходимо:

  • уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы;

  • провести нижний край подгузника между ножками ребенка;

  • обернуть боковые концы подгузника вокруг тела;

Примечание: марлевый подгузник можно заменить одноразовым

1

15

Завернуть ребенка в тонкую пеленку:

  • проводя один край ее между ножек;

  • другим краем обернуть ребенка;

  • подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;

  • зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди.

1

16

Запеленать ребёнка в теплую пеленку:

  • расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;

  • одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

  • другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

  • подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка;

  • зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди

1

17

Широкое пеленание:

Завернутого в подгузник ребенка уложить на фланелевую пеленку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10 - 12 см.

На один конец ее уложить головку ребенка, а другой перебросить через промежность на живот.

Затем запеленать ребенка, используя тонкую и фланелевую пеленки, как сказано в предыдущих пунктах.

1

Завершение процедуры


18

Уложить ребенка в кроватку

1

19

Протереть рабочую поверхность пеленального ствола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

1

Всего баллов:

19


Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

13-14

2

15-16

3

17-18

4

19

5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________

Подпись студента (ки) ________________________

Комментарии преподавателя ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лист оценки

Обработка пупочной раны

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________


Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1

3% раствор перекиси водорода

1

2

1% спиртовый раствор бриллиантового зеленого

1

3

Марлевые тампоны или ватные палочки

1

4

Стерильные перчатки

1

Подготовка к процедуре


5

Приготовить оснащение

1

6

Ребенка распеленать

1

7

Вымыть руки, осушить, обработать антисептиком гигиеническим способом*

2

8

Надеть стерильные перчатки

2

Выполнение манипуляции


9

Обработать пупочную ранку 3% раствором перекиси водорода. После того как перекись водорода перестанет шипеть и пениться, аккуратно собирают размягченные корочки тампонами или палочками. Эту манипуляцию совершают осторожно, убирая только те остатки, которые находятся на поверхности. Вглубь ранки лезть нельзя!

1

10

Обработать пупочную ранку 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого от центра к периферии

1

Всего баллов:

12


Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

6-7

2

8-9

3

10-11

4

12

5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________

Подпись студента (ки) ________________________

Комментарии преподавателя ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лист оценки

Двухмоментная обработка пуповины

Студент (ка) _____________________________________________________

Группа _________________________ бригада _________________________


Алгоритм действия

Исходный балл

Полученный балл

Оснащение

1

Зажимы - 3

1

2

Пинцеты - 4

1

3

Ножницы - 2

1

4

Ватные тампоны

1

5

Растворы спирта, иодоната, 6% раствора перманганата калия

1

6

Пипетка

1

7

Скобочник Роговина

1

8

Скобка Роговина

1

9

Стерильная марля

1

10

Перчатки

1

Подготовка к манипуляции:

Подготовить оснащение

1

Вымыть руки, высушить, надеть перчатки, обработать антисептиком гигиеническим способом*

2

Выполнение манипуляции

1-й момент:

1

Наложить первый зажим на пуповину на расстояние 10 см от пупка

1

2

Наложить второй зажим на 2 см выше первого

1

3

Наложить третий зажим у промежности матери

1

4

Взять первым пинцетом ватный тампон

1

5

Смочить тампон в спирте

1

6

Обработать тампоном пуповину между первым и вторым зажимами по направлению от ребенка к периферии

1

7

Рассечь ножницами обработанный отрезок пуповины

1

8

Взять вторым пинцетом ватный тампон

1

9

Смочить тампон в иодонате

1

10

Обработать оставшуюся культю пуповины

1

2-й момент:

11

Взять третьим пинцетом ватный тампон

1

12

Смочить тампон в спирте

1

13

Обработать тампоном пупочное кольцо и пуповинный остаток на 2 см выше пупочного кольца

1

14

Поместить скобку Роговина в скобочник Роговина

1

15

Наложить скобку на границе между пупком и пуповинным остатком с помощью скобочника

1

16

Отсечь вторыми ножницами пуповину на 1 см выше скобки Роговина

1

17

Взять четвертым пинцетом ватный тампон

1

18

Смочить тампон 6% раствором перманганата калия

1

19

Обработать тампоном культю пуповины

1

20

Наложить на культю стерильную марлевую повязку

1

Всего баллов:


Оценочный контроль Оценка _______________________________

Кол-во баллов

Оценка

16-17

2

18-19

3

20-21

4

22

5Дата _________________ Подпись преподавателя __________________________

Подпись студента (ки) __________________________

Комментарии___________________________________ ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!

Приложение № 6

Домашнее задание


  1. Самостоятельное изучение материала по теме: «Физическое и нервно-психическое развитие ребенка грудного возраста» по учебнику Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил. страницы: 101-120

  2. Подготовка к занятию - ответы на вопросы:

  1. Дайте характеристику грудного периода ребенка.

  2. Назовите закономерности физического развития детей первого года жизни, способы его оценки.

  3. Нарастание массы тела в граммах ежемесячно.

  4. Нарастание роста в сантиметрах ежемесячно.

  5. Режим дня, его основы; с учетом чего строится режим дня.

  6. Положения, на основании которых строится режим дня.

  7. Сон, длительность сна, его кратность.

  8. Длительность бодрствования у детей грудного возраста

  9. Температура в комнате; проветривание комнаты, кратность и длительность проветривания

  10. Закаливание, определение.

  11. Принципы закаливание по Г.Н.Сперанскому.

  12. Группы детей, выделяемые перед закаливанием.

  13. Закаливание водой, виды водных процедур (местные и общие). Фазы действия воды на организм.

  14. Закаливание водой - умывание; обтирание водой (местные и общие) с 6 месяцев.

  15. Закаливание воздухом - воздушные ванны.

  16. Массаж, сроки проведения, результат массажа. Основные приемы массажа, последовательность проведения.

  17. Гимнастика, определение, задачи гимнастики, ее результат.

  18. Дайте характеристику АФО органов и систем ребенка грудного возраста:

  • кожи и подкожно-жировой клетчатки

  • костно-мышечной системы

  • органов пищеварения

  • дыхательной системы

  • мочевыделительной системы

  • иммунной системы

  1. АФО нервной системы:

  • Особенности вегетативной нервной системы, периферической нервной системы.

  • Безусловные рефлексы-оральные и спинальные. Формирование условных рефлексов.

  1. Особенности функционирования органов чувств- особенности слухового , зрительного анализаторов, органов чувств-осязания, обоняния.

  2. Основные критерии (линии)развития-АЗ. АС, ДО и т.д.

  3. Дайте характеристику НПР ребенка младенческого возраста по месяцам и правила его оценки. Укажите характерные новообразования в разные периоды грудного возраста.

  4. Укажите основные потребности детей грудного возраста и способы их удовлетворения.

  5. Дайте характеристику методам физического воспитания и закаливания на 1-м году жизни.

17

© 2010-2022