- Преподавателю
- Другое
- Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный
Учебно-методическая карта практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Антенатальный и неонатальный период. Доношенный новорожденный
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суржик Ю.С. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Неунифицированная форма 04-04-08
БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
практического занятия № 1
(6 часов)
Специальность: Сестринское дело
Дисциплина: ПМ.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел 1 «Здоровый ребенок»
Тема: Антенатальный и неонатальный периоды. Доношенный новорожденный.
Тип занятия: практическое
Форма проведения: комбинированное занятие
Цели занятия:
Учебная: сформировать профессиональные компетенции.
Развивающая: научить работать в группах; научить планировать деятельность; организовывать свою деятельность; самостоятельно получать дополнительную информацию из разных источников и анализировать ее.
Воспитательная: воспитать у обучающихся гуманное, милосердное отношения к пациенту, его окружению, уважение к его личности, способности учитывать его индивидуальность; понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии.
Межпредметные связи:
- с анатомией и физиологией человека
- с фармакологией
- с основами латинского языка
-с биоэтикой
- с гигиеной и экологией человека
После изучения темы обучающийся должен
Знать:
-
фазы внутриутробного периода
-
характеристику каждого из фаз
-
критический период беременности
-
основные факторы риска
-
понятие «антенатальная охрана плода»
-
признаки доношенности новорожденного
-
АФО новорожденного ребенка
-
пограничные состояния у новорожденного
-
основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения
Уметь:
-
осуществлять дородовые патронажи к беременной женщине
-
оценивать состояние беременной женщины
-
давать рекомендации по режиму дня, труда и отдыха, питанию, и гигиене беременной женщины
-
составить консультацию по приготовлению приданного для новорожденного
-
оценить состояние новорожденного по шкале Апгар
-
осуществлять первичный патронаж к новорожденному ребенку
-
осуществлять уход за новорожденным
Обеспечение занятия
А) технические средства обучения:
-
компьютер
-
классная доска (меловая), мел
-
телевизор
Б) учебные места: кабинет доклиники
В) Литература
основная:
-
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил.
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. - М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
дополнительная:
-
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. - 3-е изд., перераб.и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 288 с.: ил.
-
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. -144 с.: ил
Ход занятия № 1
(270 минут)
№ п/п
Этапы занятий
Время
1
2
4
1 - 45 минут
1
Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Обучающиеся должны иметь записи лекций, чистые тетради для практических занятий, простые карандаши, резинки.
5 минут
2
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса)
Значение: формирование специалистов, способных обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
Связь с современностью, перспективы развития вопроса: профилактической работе, организованной в системе первичной медико-санитарной помощи в стране уделяется первостепенное значение.
Освещение структуры занятия:
опрос
самостоятельное изучение материала
закрепление изученного материала
5 минут
3
Контроль исходного уровня теоретических знаний
Приложение №1
35 минут
2 - 45 минут
4
Самостоятельная работа студентов - закрепление теоретических знаний
Приложение № 2
45 минут
3- 45 минут
5
Самостоятельная работа студентов - закрепление теоретических знаний
Приложение № 3,4
45 минут
4,5- 45 минут
6
Самостоятельная работа студентов - отработка манипуляций по алгоритму
-
утренний туалет новорожденного ребенка
-
обработка пупочной ранки
-
двухмоментная обработка пуповины
-
пеленание детей закрытым способом
Приложение № 5
90 минут
6 - 45 минут
7
Подведение итогов занятия
35 минут
8
Домашнее задание
Приложение № 6
5 минут
9
Всего
270 минут
Преподаватель: Ю.С. Суржик
Приложение №1.
1. Контроль исходного уровня теоретических знаний (Задания на оценку знаний - 1 уровень освоения)
Вопросы для устного опроса:
-
Раскройте содержание понятий «Антенатальный период», «Интранатальный период», «Постнатальный период»
-
Продолжительность внутриутробного периода.
-
Условно беременность делится на три ______________
-
Период от зачатия до конца 1 недели называется_________________
-
С 8 дня по 75 день развития - _____________период
-
С 76 дня до рождения - ____________________период
-
Роды ранее 38 недель называются _____________________________
-
Роды в срок 38-42 недели называются__________________________
-
Дайте определение понятию «Эмбриопатии». Поясните причины возникновения.
-
Дайте определение понятию «Фетопатии». Поясните причины возникновения.
-
Перечислите факторы риска, влияющие на плод во время беременности.
-
Назовите цели и сроки проведения первого дородового патронажа беременной женщины.
-
Назовите цели и сроки проведения второго дородового патронажа беременной женщины.
-
Перечислите признаки доношенности новорожденного ребенка.
-
Назовите цели, сроки, порядок проведения первичного патронажа новорожденного ребенка.
-
Дайте характеристику транзиторных (переходных состояний новорожденного ребенка) и тактику медицинской сестры при них.
-
Дайте характеристику АФО органов и систем новорожденного ребенка:
-
кожи и подкожно-жировой клетчатки
-
костно-мышечной системы
-
органов пищеварения
-
дыхательной системы
-
мочевыделительной системы
-
иммунной системы
-
Перечислите потребности новорожденного ребенка и способы их удовлетворения.
Приложение № 2.Самостоятельная работа студентов (Задания на понимание - 2 уровень освоения).
Задание № 1. Используя данные задачи № 1, заполните бланк дородового патронажа № 1.
Задача № 1. Вам предстоит провести дородовый патронаж к беременной (Иванова Светлана Ивановна), которая встала на учет в женской консультации в сроке 8 недель. В настоящий момент - беременность - 33 недели, женщина находится первую неделю в декретном отпуске. Возраст 23 года, работает продавцом в хозяйственном магазине. Будущий папа - Иванов Василий Иванович, 25лет, работает сварщиком. Живут в отдельной 1-комнатной квартире вдвоем.
Со слов женщины, для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске, пока не знают, где организовать уголок для ребенка. Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.
При проведении патронажа выясняется, что с 13лет беременная состояла на «Д» учете с хроническим пиелонефритом. 2 раза в год проходила курс реабилитационной терапии с приемом антибиотиков, сульфаниламидов. В последние 2 года изменений в анализах мочи не было, лечение не получала. Из вредных привычек отмечает, что курила с 8 класса, боролась с этой привычкой и по настоятельному требованию молодого человека не курит с 21 года. Спиртным не увлекается, наркотики не употребляла. Замужем с 22 лет, беременность планированная. В сроке беременности 7 недель переболела легкой формой ОРЗ (насморк, редкий кашель, температура - N),лечилась травами, промывала носовые ходы соленой водой и закапывала нафтизин. У женщины наблюдается тошнота по утрам, извращение вкуса: отвращение к мясу, запахам. Отмечает, что чувствует себя в течение дня неплохо. Беспокоят запоры по 2 дня. В свободное время любит заниматься на компьютере, читать. В доме аквариум и много цветов, кошка.
В питании: ежедневно апельсины, шоколад, бананы, чипсы, соленые фисташки.
Родственники беременной: мама страдает гипертонической болезнью; папа - умер несколько лет назад от инфаркта миокарда; бабушка по линии мамы - имеет сахарный диабет 2 типа, компенсированный; у дедушки по линии мамы - снижено зрение (миопия -5дпт); у брата беременной - снижено зрение (миопия 6 дпт); у старшей сестры беременной - сахарный диабет (инсулинозависимый), ожирение 2 степени.
Родственники мужа беременной: мама - страдает бронхиальной астмой с детства на пыльцу растений, кошек, перо подушек; папа - здоров; брат мужа - в анамнезе - эпилептоидные припадки в детстве; у бабушки со стороны мамы - дальнозоркость (3 дпт), была операция по-поводу зоба щитовидной железы, ожирение 3 степени; у дедушки со стороны мамы - язвенная болезнь желудка.
Схема дородового патронажа №1
Ф.И.О. беременной_________________________________________________
Дом. Адрес________________________________________________________
Возраст_____________________ Место работы__________________________
Наличие проф. вредностей___________________________________________
Ф.И.О. мужа _____________________________________________________
Место работы____________________________________________________
Бытовые условия__________________________________________________
Здоровье родителей и членов семьи (подчеркнуть вид заболеваний):
А) туберкулез В) нервно-психич. Д) сердечно-сосудистые
Б) венер. заболевания Г) аллергические Е) эндокринные
Ж) онкологические З)Другие____________________________________
Вредные привычки _______________________________________________
Акушерский анамнез (отягощен/не отягощен)_________________________
Беременность по счету_____________________________________________
Закончились родами_______________________________________________
Живых детей_____________________________________________________
Причины смерти__________________________________________________
Выкидыш________________________________________________________
Срок настоящей беременности______________________________________
Течение беременности_____________________________________________
Самочувствие____________________________________________________
Состояние здоровья_______________________________________________
Предполагаемый срок родов________________________________________
Перенесенные острые заболевания____________________________________
Исключены ли проф. Вредности______________________________________
Советы беременной_________________________________________________
Личное впечатление________________________________________________
Дата____________ Подпись__________
Задание№ 2. Используя данные задачи № 2, заполните бланк дородового патронажа № 2.
Задача № 2. При проведении второго патронажа к беременной женщине в 32 недели выясняется, что для будущего ребенка куплена коляска, кроватки пока нет, планируют первое время укладывать ребенка в коляске; пока не знают, где организовать уголок для ребенка.
Из приданного куплено: комплект на выписку, памперсы (1 упаковка), аптечка для новорожденного, комплект для роддома, 10 фланелевых пеленок, ванночка.
Объективно: тошнота не беспокоит; в области голени к концу дня бывают отеки; беспокоит одышка; прибавка веса за данный период беременности - 10 кг. Женщина 1 раз в 2 недели посещает врача акушера-гинеколога. Гуляет редко - тяжело ходить. Принимает витамины для беременных (такие же, как беременная подружка); 2 раза в неделю ходит в женскую консультацию - на занятия ЛФК и кислородный коктейль. Занятия по психопрофилактической подготовке к родам еще не посещала. Школу молодой матери в детской поликлинике не посещала. Волнуется по-поводу предстоящих родов, так как акушер-гинеколог предупредила о том, что роды предстоят плановые - оперативные (показания - узкий таз).
Схема дородового патронажа №2
Ф.И.О.____________________________________________________________ С какого времени в декретном отпуске_________________________________
Самочувствие беременной___________________________________________
Какие перенесла острые заболевания во время беременности______________
на каком месяце_____________________________________
Применение сильнодействующих лекарств_____________________________
Режим дня (чередование труда с отдыхом, прогулки, сон)_________________
Реальность и полноценность питания__________________________________
Извращение вкуса_________________аппетит___________________________
Психопрофилактическая подготовка к родам____________________________
А) гимнастика
Б) посещение очной школы для беременной
В) профилактика рахита (рыбий жир и витамин D - какой и сколько_______
Приготовлено ли приданое для ребенка________________________________
Советы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Генеалогическое дерево:
Дата_____________
Подпись м/с __________________
Подпись врача _________________
Приложение № 3
Самостоятельная работа студента (Задания на понимание - 2 уровень освоения)
Задание № 3
-
Оцените состояние новорожденного по шкале Апгар.
-
Определите по данным задач степень зрелости новорожденного ребенка.
-
Определите переходное состояние новорожденного ребенка.
1)Родился ребенок (девочка) в сроке 40 недель с массой тела 3000 грамм, рост 53 см. При осмотре: сердцебиение 105 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер слабая, окраска кожи цианотичная. На плечах - пушковые волосы. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Половая щель прикрыта большими половыми губами. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ.
2) Родился ребенок (мальчик) в сроке 38 недель с массой тела 2890 грамм, рост 54 см. Роды длились 7 часов, естественные, без акушерского пособия. При осмотре: сердцебиение более 105 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, руками и ногами активно двигает, реакция на носовой катетер - отчетливое чихание, окраска кожи - розовая. Окружность грудной клетки: 32 см; окружность головы: 34 см. Яички опущены в мошонку. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ. Выписан из роддома на 5 сутки с остаточными явлениями желтухи, получает грудное молоко, моча - N, пуповинный остаток сохраняется, сухой.
3) Родился ребенок (девочка) в сроке 30 недель с массой тела 2400, рост 45. При осмотре: сердцебиение 90 в мин., дыхание отсутствовало, крик отсутствовал, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер слабая, окраска кожи цианотичная. После шлепка по ягодицам - закричал. На плечиках - лануго. Кожа морщинистая, с признаками шелушения.
4) Родился ребенок (мальчик) в сроке 38 недель с массой тела 3200 грамм, рост 51 см, роды - оперативные, плановые. При осмотре: сердцебиение более 100 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности слегка согнуты, реакция на носовой катетер - кашель, окраска кожи туловища - розовая, конечности - синюшные.
5) Родился ребенок (девочка) в сроке 38 недель с массой тела 3080 грамм, рост 51 см, роды - оперативные, плановые. При осмотре: сердцебиение 110 в мин., дыхание ритмичное, громкий крик, конечности согнуты, реакция на носовой катетер - кашель, окраска кожи туловища - розовая, конечности - бледные. На плечах - пушковые волосы. В родзале приложен к груди сразу после перевязки пуповины. Половая щель прикрыта большими половыми губами. Сделана вакцинация: БЦЖ, ВГВ. Ребенок выписан на 3-и сутки. Вес после выписки - 3050 грамм. Мать кормит ребенка по требованию, лактации достаточно. Ребенок сосет активно, длительность кормления - 20-25 минут. На 3-е сутки к вечеру (сразу после выписки из роддома) у ребенка появилась иктеричность слизистых оболочек и желтушная окраска кожи.
При осмотре во время первичного врачебно-сестринского патронажа: состояние ребенка не нарушено; сосет грудь активно; стул, мочеиспускания - N. Температура тела - 37,1. Тонус мышц и тургор тканей удовлетворительный.
Приложение № 4
Самостоятельная работа студентов (задания на применение теоретических знаний на практике- 3 уровень освоения)
Задание № 4
-
Используя данные дородовых патронажей № 1 и № 2; задачи № 5 задания № 3, учебный материал, заполнить бланк первичного патронажа новорожденного и составить беседу-консультацию по уходу за новорожденным.
Схема первого патронажа к новорожденному:
-
Паспортная часть
-
Ф.И.О. ребенка
-
Дата рождения
-
Место рождения
-
Ф.И.О. матери
-
Возраст
-
Место работы, профессия
-
Ф.И.О. отца, возраст
-
Место его работы, должность
-
Домашний адрес
-
Дата патронажа
-
Возраст ребенка (в днях)
-
Субъективное обследование:
-
От какой по счету беременности родился ребенок
-
Как протекала беременность (отеки, тошнота, рвота, повышение АД, прибавка в весе)
-
От каких по счету родов ребенок
-
как протекали роды (быстрые, стремительные, слабость родовых сил, акушерские пособия, раннее отхождение околоплодных вод)
-
масса тела при рождении, длина, окружность головы, окружность груди
-
когда приложен к груди (на какие сутки, через сколько часов)
-
на какие сутки отпал остаток пуповины
-
сделана ли вакцинация БЦЖ в роддоме (на какие сутки)
-
на какие сутки выписан домой
-
На каком вскармливании находится ребенок
-
через сколько часов кормится
-
продолжительность одного кормления
-
соблюдается ли ночной перерыв
-
получает ли воду между кормлениями
-
где находится кроватка
-
есть ли все необходимое для ухода за новорожденным
-
в каком состоянии его белье
-
Осмотр ребенка
-
активность, рефлексы новорожденного
-
состояние кожных покровов (цвет, эластичность, влажность) и слизистых оболочек
-
характеристика подкожного жирового слоя и мышечной ткани
-
состояние костной системы (роднички, швы, позвоночник)
-
состояние пупочной ранки
-
осмотр и пальпация живота
-
стул (цвет, консистенция, сколько раз в день, гомогенность, примеси: слизь, зелени, белых комочков)
-
мочеиспускание (частота, цвет, болезненность, окрашивание пеленок)
-
Заключение
-
вид вскармливания, степень лактации
-
группы риска
-
группа здоровья
-
Рекомендации
-
по организации вскармливания
-
по уходу за ребенком
Приложение № 5
Самостоятельная работа студентов - отработка манипуляций по алгоритму.
Лист оценки
Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1.
Кипяченая вода
1
2.
Стерильное растительное масло
1
3.
Ватные шарики и жгутики
1
4.
Лоток для обработки материала
1
5.
Чистый набор для пеленания или одежда
1
6.
Резиновые перчатки
1
7.
Дезинфицирующий раствор, ветошь
1
8.
Мешок для грязного белья
1
Подготовка к процедуре
1.
Объяснить маме цель и ход процедуры
1
2.
Подготовить необходимое оснащение
1
3.
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
1
4.
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку *
2
5.
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик
1
6.
Сбросить одежду в мешок для грязного белья
1
Выполнение манипуляции
10.
Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой.
1
11.
Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченной водой ( для каждого носового хода использовать отдельный тампоном)
1
12.
Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами
1
13.
Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)
1
14.
Вращательными движениями прочистить слуховые ходы тугими ватными турундами, смоченными в стерильном растительном масле ( для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)
Примечание: уши ребенка обработать 1 раз в неделю или по мере необходимости
1
Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта
1
Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обработать в строгой последовательности:
а) заушные
б) шейные
в) подмышечные
г) локтевые
д) лучезапястные
е) подколенные
ж) голеностопные
з) паховые
и) ягодичные
1
Завершение процедуры
15.
Одеть ребенка и уложить в кроватку
1
16.
Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья
1
17.
Протереть рабочую поверхность стола дезинфектантом
2
18.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
1
Всего баллов:
27
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
21-22
2
23-24
3
25-26
4
27
5Дата _________________ Подпись преподавателя ___________________________
Подпись студента (ки) ____________________________
Комментарии преподавателя _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную
Лист оценки
Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
-
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1.
Детская ванночка
1
2.
Термометр для измерения t° C воды
1
3.
Детское мыло
1
4.
Кувшин
1
5
Полотенце
1
6.
Чистое, сухое сменное бельё
1
7.
Расческа
1
8.
Стерильное растительное масло или детское масло
1
9.
Присыпка детская
1
10.
Детский крем
1
11.
Стерильные ватные шарики
1
12.
Фланелевая рукавичка
1
13.
Холодная и горячая вода
1
14.
Ветошь
1
Подготовка к процедуре
15.
Объяснить родственникам цель и ход проведения процедуры
1
16.
Подготовить необходимое оснащение, вымыть и осушить руки
1
17.
Разложить на пеленальном столе чистые пеленки и распашонки
1
18.
Вымыть ванночку ветошью с мылом, ополоснуть её кипятком, поставить ванночку в устойчивое положение*
2
19.
Наполнить ванночку холодной водой, положить термометр в воду*
2
20.
Добавлять горячую воду до t 35° - 37° С, наполнить ванну на 1/2 или 1/3*
2
21.
Наполнить из ванны в кувшин воды для ополаскивания t38°С, поставить кувшин возле ванночки
1
22.
Ребенка раздеть (распеленать)
1
Выполнение манипуляции
23.
Положить ребенка на руки так, чтобы одной рукой фиксировать голову и спину, а другой - охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов
1
24.
Погрузить ребенка медленно в воду, начиная с ножек, так чтобы голова находилась над поверхностью воды
1
25.
Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой
1
26.
Поливать на тельце ребенка водой правой руки в течении 3х минут
1
27.
Надеть на свободную руку рукавичку, намылить её
1
28.
Помыть намыленной рукавичкой шею, туловище, конечности, затем голову (от лба к затылку)
1
29.
Снять рукавичку
1
30.
Приподнять ребенка над водой
1
31.
Перевернуть ребенка над ванной спиной кверху, зафиксировать голову.
1
32.
Облить ребенка водой из кувшина, накрыть ребенка полотенцем
1
Завершение процедуры.
33.
Положить ребенка на спину на пеленальный столик
1
34.
Осушить кожу промокательными движениями
1
35.
Обработать естественные складки стерильным маслом или детской присыпкой
1
36.
Запеленать ребенка в чистые пеленки, уложить в кроватку
1
Примечание.
1
37.
Во время процедуры следить за состоянием ребенка, его дыхание, цвет кожи, движениями, разговаривать с ним.
1
Всего баллов:
40
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
34-35
2
36-37
3
38-39
4
40
5Дата _________________ Подпись преподавателя ____________________________
Подпись студента (ки) _____________________________
Комментарии преподавателя ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценка!
Лист оценки
Подмывание грудного ребенка
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
-
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1
Проточная вода (температура 37 - 38оС)
1
2
Марлевые салфетки
1
3
Полотенце или мягкая пеленка
1
4
Стерильное растительное масло
1
5
Чистое белье, расположенное на пеленальном столике
1
6
Резиновые перчатки
1
7
Емкость с дезинфицирующим раствором
1
8
Ветошь
1
Подготовка к процедуре
9
Информировать маму о правилах проведения манипуляции
1
10
Подготовить необходимое оснащение
1
11
Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем
2
12
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
2
13
Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья
1
Выполнение манипуляции
14
Положить ребенок на левое предплечье и кисть руки
1
15
Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки
1
Завершение процедуры
16
Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу
1
17
Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом
1
18
Запеленать (одеть ребенка)
1
19
Снять перчатки, поместить их в дезсредство
1
20
Вымыть и осушить руки
1
21
Примечание: Необходимо помнить, что девочек подмывать только движениями спереди назад для предупреждения инфицирования мочевых путей. Если подмывание девочки производится с помощью влажной салфетки, менять ее после каждого движения сверху вниз.
Подмывать мальчиков раннего возраста, не обнажать головку полового члена, так как у детей до 3 - 5 лет отмечается эпителиальное слипание крайней плоти с головкой полового члена.
2
Всего баллов:
24
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
18-19
2
20-21
3
22-23
4
24
5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________
Подпись студента (ки) ________________________
Комментарии преподавателя ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!
Лист оценки
Пеленание детей закрытым способом
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
-
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1
Тонкая и теплая распашонка
1
2
Фланелевая и тонкая пеленки
1
3
Подгузник марлевый или одноразовый
1
4
Пеленальный стол
1
5
Резиновые перчатки
1
6
Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
1
Подготовка к процедуре
7
Объяснить маме цель и ход предстоящей манипуляции
1
8
Подготовить необходимое оснащение
1
9
Вымыть и осушить руки, надеть печатки.
1
10
Обработать пеленальный столик дезраствором
1
11
Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, токая пеленка, подгузник). Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу.
1
12
Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол
1
Выполнение манипуляции
13
Надеть на ребенка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед
1
14
Надеть подгузник.
Для этого необходимо:
-
уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы;
-
провести нижний край подгузника между ножками ребенка;
-
обернуть боковые концы подгузника вокруг тела;
Примечание: марлевый подгузник можно заменить одноразовым
1
15
Завернуть ребенка в тонкую пеленку:
-
проводя один край ее между ножек;
-
другим краем обернуть ребенка;
-
подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;
-
зафиксировать пеленку, расположив «замочек» пеленки спереди.
1
16
Запеленать ребёнка в теплую пеленку:
-
расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;
-
одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
-
другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
-
подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка;
-
зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди
1
17
Широкое пеленание:
Завернутого в подгузник ребенка уложить на фланелевую пеленку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10 - 12 см.
На один конец ее уложить головку ребенка, а другой перебросить через промежность на живот.
Затем запеленать ребенка, используя тонкую и фланелевую пеленки, как сказано в предыдущих пунктах.
1
Завершение процедуры
18
Уложить ребенка в кроватку
1
19
Протереть рабочую поверхность пеленального ствола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
1
Всего баллов:
19
-
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
13-14
2
15-16
3
17-18
4
19
5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________
Подпись студента (ки) ________________________
Комментарии преподавателя ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Лист оценки
Обработка пупочной раны
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
-
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1
3% раствор перекиси водорода
1
2
1% спиртовый раствор бриллиантового зеленого
1
3
Марлевые тампоны или ватные палочки
1
4
Стерильные перчатки
1
Подготовка к процедуре
5
Приготовить оснащение
1
6
Ребенка распеленать
1
7
Вымыть руки, осушить, обработать антисептиком гигиеническим способом*
2
8
Надеть стерильные перчатки
2
Выполнение манипуляции
9
Обработать пупочную ранку 3% раствором перекиси водорода. После того как перекись водорода перестанет шипеть и пениться, аккуратно собирают размягченные корочки тампонами или палочками. Эту манипуляцию совершают осторожно, убирая только те остатки, которые находятся на поверхности. Вглубь ранки лезть нельзя!
1
10
Обработать пупочную ранку 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого от центра к периферии
1
Всего баллов:
12
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
6-7
2
8-9
3
10-11
4
12
5Дата _________________ Подпись преподавателя _______________________
Подпись студента (ки) ________________________
Комментарии преподавателя ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Лист оценки
Двухмоментная обработка пуповины
Студент (ка) _____________________________________________________
Группа _________________________ бригада _________________________
-
№
Алгоритм действия
Исходный балл
Полученный балл
Оснащение
1
Зажимы - 3
1
2
Пинцеты - 4
1
3
Ножницы - 2
1
4
Ватные тампоны
1
5
Растворы спирта, иодоната, 6% раствора перманганата калия
1
6
Пипетка
1
7
Скобочник Роговина
1
8
Скобка Роговина
1
9
Стерильная марля
1
10
Перчатки
1
Подготовка к манипуляции:
Подготовить оснащение
1
Вымыть руки, высушить, надеть перчатки, обработать антисептиком гигиеническим способом*
2
Выполнение манипуляции
1-й момент:
1
Наложить первый зажим на пуповину на расстояние 10 см от пупка
1
2
Наложить второй зажим на 2 см выше первого
1
3
Наложить третий зажим у промежности матери
1
4
Взять первым пинцетом ватный тампон
1
5
Смочить тампон в спирте
1
6
Обработать тампоном пуповину между первым и вторым зажимами по направлению от ребенка к периферии
1
7
Рассечь ножницами обработанный отрезок пуповины
1
8
Взять вторым пинцетом ватный тампон
1
9
Смочить тампон в иодонате
1
10
Обработать оставшуюся культю пуповины
1
2-й момент:
11
Взять третьим пинцетом ватный тампон
1
12
Смочить тампон в спирте
1
13
Обработать тампоном пупочное кольцо и пуповинный остаток на 2 см выше пупочного кольца
1
14
Поместить скобку Роговина в скобочник Роговина
1
15
Наложить скобку на границе между пупком и пуповинным остатком с помощью скобочника
1
16
Отсечь вторыми ножницами пуповину на 1 см выше скобки Роговина
1
17
Взять четвертым пинцетом ватный тампон
1
18
Смочить тампон 6% раствором перманганата калия
1
19
Обработать тампоном культю пуповины
1
20
Наложить на культю стерильную марлевую повязку
1
Всего баллов:
Оценочный контроль Оценка _______________________________
Кол-во баллов
Оценка
16-17
2
18-19
3
20-21
4
22
5Дата _________________ Подпись преподавателя __________________________
Подпись студента (ки) __________________________
Комментарии___________________________________ ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
* При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает неудовлетворительную оценку!
Приложение № 6
Домашнее задание
-
Самостоятельное изучение материала по теме: «Физическое и нервно-психическое развитие ребенка грудного возраста» по учебнику Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил. страницы: 101-120
-
Подготовка к занятию - ответы на вопросы:
-
Дайте характеристику грудного периода ребенка.
-
Назовите закономерности физического развития детей первого года жизни, способы его оценки.
-
Нарастание массы тела в граммах ежемесячно.
-
Нарастание роста в сантиметрах ежемесячно.
-
Режим дня, его основы; с учетом чего строится режим дня.
-
Положения, на основании которых строится режим дня.
-
Сон, длительность сна, его кратность.
-
Длительность бодрствования у детей грудного возраста
-
Температура в комнате; проветривание комнаты, кратность и длительность проветривания
-
Закаливание, определение.
-
Принципы закаливание по Г.Н.Сперанскому.
-
Группы детей, выделяемые перед закаливанием.
-
Закаливание водой, виды водных процедур (местные и общие). Фазы действия воды на организм.
-
Закаливание водой - умывание; обтирание водой (местные и общие) с 6 месяцев.
-
Закаливание воздухом - воздушные ванны.
-
Массаж, сроки проведения, результат массажа. Основные приемы массажа, последовательность проведения.
-
Гимнастика, определение, задачи гимнастики, ее результат.
-
Дайте характеристику АФО органов и систем ребенка грудного возраста:
-
кожи и подкожно-жировой клетчатки
-
костно-мышечной системы
-
органов пищеварения
-
дыхательной системы
-
мочевыделительной системы
-
иммунной системы
-
АФО нервной системы:
-
Особенности вегетативной нервной системы, периферической нервной системы.
-
Безусловные рефлексы-оральные и спинальные. Формирование условных рефлексов.
-
Особенности функционирования органов чувств- особенности слухового , зрительного анализаторов, органов чувств-осязания, обоняния.
-
Основные критерии (линии)развития-АЗ. АС, ДО и т.д.
-
Дайте характеристику НПР ребенка младенческого возраста по месяцам и правила его оценки. Укажите характерные новообразования в разные периоды грудного возраста.
-
Укажите основные потребности детей грудного возраста и способы их удовлетворения.
-
Дайте характеристику методам физического воспитания и закаливания на 1-м году жизни.
17