Консультация для педагогов

Большую роль в работе педагога с детьми, требующими повышенного педагогического внимания играет знание их особенностей и умения учитывать эти особенности при организации воспитательной и учебной работы. I группа:1)отсутствие жизненной перспективы; 2)равнодушие ко всему происходящему вокруг; 3)безразличие к тому, как к ним относятся окружающие; 4)нежелание думать; 5)неумение организовывать свой учебный труд; 6)оторванность от коллектива, равнодушие его жизни, целям, задачам, перспективам. Задача ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район











«Правильное общение

педагога с детьми -

залог успеха»

(консультация для педагогов)





подготовил: Н.М. Матросова

социальный педагог

















ст. Камышеватская

Большую роль в работе педагога с детьми, требующими повышенного педагогического внимания играет знание их особенностей и умения учитывать эти особенности при организации воспитательной и учебной работы.

I группа:

  1. отсутствие жизненной перспективы;

  2. равнодушие ко всему происходящему вокруг;

  3. безразличие к тому, как к ним относятся окружающие;

  4. нежелание думать;

  5. неумение организовывать свой учебный труд;

  6. оторванность от коллектива, равнодушие его жизни, целям, задачам, перспективам.

Задача пдо - возбудить у этих ребят интерес к жизни, помочь обрести жизненные перспективы.

II группа:

  1. острая и конфликтная реакция на любые требования или обращения к ним педагогов;

  2. часто обнаруживается озлобленность против всего, грубость, вызывающее поведение;

  3. демонстрируется удаль, бравада, которые прикрывают безволие, потерю веры в себя, в свои силы;

Задача пдо - в беседе с глазу на глаз в дружеской форме «развенчать» их мнимую удаль, приучить к необходимости сдерживать свои желания, пробудить потребность самовоспитания.

III группа:

  1. с неустойчивым поведением, поддаются внушению;

  2. привыкли плыть по течению;

  3. легко поддаются положительному влиянию, хотя и отрицательному тоже;

  4. быстрая смена настроений;

  5. действуют «исподтишка», стараются оставаться в тени;

  6. возможны конфликты с коллективом, но они не носят стойкого характера.

Задача пдо - воспитание волевых качеств, поддержка его усилий выдвинуть жизненные перспективы, закрепить положительное поведение.

Педагог должен являться источником заботы, примером и наставником.

Это имеет место, если он:

  1. Не отдает предпочтения одним ученикам перед другими, не имеет привычки к сарказму, не ставит ребят в неловкое положение и не делает ничего, что оскорбило бы их достоинство.

  2. Относится к обучающимся с уважением и любовью:

- создает такие взаимоотношения, которые делают ребят восприимчивыми к положительному влиянию педагога;

- приучает их к справедливости и порядочности;

- интересуется взглядами и системой ценностей обучающихся, обсуждая вместе с ними их идеи и интересы.

  1. Подает хороший пример и осуществляет правильный подход к нравственному воспитанию:

- обсуждает с ребятами важные нравственные проблемы, появляющиеся в группе;

- объясняет им, почему нельзя лгать, воровать, задирать других и дразнить их обидными прозвищами;

- учит детей соблюдать такие нравственные ценности, как честность и уважение к окружающим, защищать эти ценности по мере необходимости;

- рассказывать о том, что заставляет человека жить, ориентируясь на нравственные ценности.

  1. Занимается лично с каждым обучающимся:

- старается обнаружить, укрепить и развить способности каждого;

- поощрять учащихся, также советовать, как им лучше поступить в том или ином случае;

- если это необходимо, лично встречается с ними, помогая им в сложных ситуациях.

Правила подкрепления адекватного поведения обучающихся.

  1. Пусть похвала опирается на хорошее поведение.

  2. Конкретно скажите, что именно хорошего сделал ребёнок.

  3. Избегайте употреблять формулировки, которые могут подтолкнуть ученика вести себя хорошо, чтобы понравиться педагогу.

  4. Поощряйте ребёнка, чтобы он «продолжал в том же духе».

  5. Чем хуже ведет себя ребёнок, тем лучше должен вести себя педагог перед ним и по отношению к нему.

Основные правила работы с педагогически запущенными детьми

Первое - состоит в том, что подростка нужно побуждать высказывать своё мнение. Ему нужно дать возможность быть выслушанным, предоставить право до конца изложить свои взгляды на жизнь, пусть даже они будут не совсем верными или совсем неверными. Развенчивать ошибочные взгляды нужно постепенно, исподволь, подводя ребёнка к пересмотру своих мнений.

Второе - требует от педагога по возможности незаметно для подростка входить в круг неформальных отношений, особенно когда есть необходимость применять к группе, в которую он входит, меры наказания или изолировать его от сверстников.

Третье - заключается в том, что трудновоспитываемому ребёнку нужно обеспечить реальную возможность занять достойное место в коллективе, в учебе, труде, спорте. В эстетическом развитии нужно опираться на выигрышные стороны его личности.

Четвёртое - рекомендует педагогу установить доверительные отношения между педагогически запущенными детьми и учебным коллективом. Одобрение окружающих - сильнейшее средство приобщения к общим интересам.

Пятое - состоит в преодолении предвзятого отношения к подростку со стороны общественности. Психологический фон помогает преодолеть агрессивную настороженность среды к подростку, ставшему на путь исправления.

Шестое - дать возможность педагогически запущенному ребёнку самостоятельно шефствовать над младшими «товарищами по несчастью». Ничто так не закрепляет навыки социального поведения, , как собственные усилия по утверждению своих принципов и идеалов.

Седьмое - знать состояние здоровья подростка, замечать признаки повышенной утомляемости, эмоциональной несдержанности, истощаемости внимания, свидетельствующее о наличии заболевания.

Советы педагогу

- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

- Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

- Если ребёнка выслушивают, он учится общаться.

- Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

- Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

- Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

- Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

- Если ребёнок растёт в честности, он учится ценить себя.

- Если ребёнок поддерживается, он учится верить в людей.









Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район











«Рекомендации родителям по взаимодействию с подростками»

(консультация для родителей)





подготовил: Н.М. Матросова

социальный педагог

















ст. Камышеватская

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь формируются социальные установки, отношение к себе и обществу.

Согласно теории Левина важным процессом переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга её общения, принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется, поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Такая промежуточность положения подростка между взрослостью и детством ярко выражается в поведении. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределённость уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Причём чем резче различия между миром детства и миром взрослости, тем больше выражена конфликтность.

Поведение подростков во многом определяется самоотношением, которое на протяжении всего детства складывалось под влиянием родительской оценки поведения и личности ребёнка.

В зависимости от отношения подростка к родителям у него могут формироваться следующие типы самоотношения:

  1. самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки родителей;

  2. смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один - это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй - отголосок родительского видения ребёнка. Образ «Я» оказывается противоречивым;

  3. подросток воспроизводит точку зрения на себя, но даёт ей другую оценку;

  4. подросток ведёт борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребёнок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания;

  5. подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчёркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье;

  6. подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребёнок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

Наиболее часто встречающиеся причины детско-родительских конфликтов связаны с родительским переживанием утраты близости с ребёнком и безуспешными попытками воспитать его с восторгом соответствии со своим замыслом. Таким образом, «вырастая из семьи», конфликтность подростка проявляется в детско-родительских отношениях.

Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является:

  1. поведение ребёнка в школе или дома - неуправляем, «не желает подчинятся школьным требованиям», «невозможно заставить вымыть за собой чашку»;

  2. черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т.д.

Многие родители, чтобы укрепить нарушаемый ребёнком уровень близости посредством «маневров» и «ловушек» навязывают ребёнку мнение о его слабости, неспособности самостоятельно мыслить и действовать. Что может вызвать как открытую, так и скрытую борьбу за доминирование. В чрезмерно опекающей семье эта борьба будет проявляться в капризном доказывании родителям непосредственной собственной самостоятельности. Авторитарная семья с жёсткой иерархической диктатурой не даёт ребёнку возможности открыто заявлять о своём несогласии. Тогда ребёнок, вооружённый способами общения авторитарных родителей пойдет самоутверждаться к сверстникам, совершая значимые, подтверждающие его силу поступки. Самыми допустимыми и заметными, к сожалению, являются агрессивные действия, с прямой демонстрацией силы (драки, словесная агрессия) и вызовом социальным нормам (правонарушения, алкогольная и наркотическая зависимость).

Итак, в подростковом возрасте основная проблема детско-родительских отношений недостаточное предоставление ребёнку самостоятельности (желание воспринимать подростка всегда маленьким).

Во избежание конфликтов необходимо:

  1. принимать изменяющегося ребёнка, признавая факт его взросления;

  2. следует интересоваться мнением ребёнка в ходе решения вопросов семейной жизнедеятельности (это будет способствовать формированию собственной позиции, ответственности, чувства сопричастности (я не одинок));

  3. учитывать его решения и взгляды;

  4. несмотря на внешнюю независимость подросткам очень нужна помощь взрослого, которую необходимо преподносить как предложение, предоставляя свободу выбора: отвергнуть или принять помощь, т.о. руководство должно выглядеть как разумная опека;

  5. важно привлекать подростка к общей деятельности, в которой он будет выступать как равноправный участник (а не помощник, как ранее). Позволять ребенку замещать взрослого в какой-либо деятельности;

  6. ни в коем случае не препятствовать общению со сверстниками;

  7. во избежание формирования аморальных ценностей не назидательно, в непринужденной беседе, обсуждать нравственные темы, преподнося адекватные способы действия;

  8. предоставить ребёнку широкий круг информации для формирования собственного мировоззрения. Наказания за поступки ни в коем случае не должны быть физическими и обязательно должны быть объяснены, причём не никчемностью и отрицательностью личности ребёнка, а её неадекватным, обидным поведением. При этом важно обращаться к собственным чувствам, что поведение ребёнка огорчает, что вы теряете доверие, что вам больно видеть ситуацию и др.;

  9. не забывать хвалить ребёнка, когда он того заслуживает. Зачастую случается так, что порицания и критику подросток в свой адрес слышит чаще, чем похвалу и поощрение, что способствует формированию у него негативного самоотношения.

Но, прежде всего, необходимо помнить, что семья - это источник эмоциональной поддержки. Ни при каких обстоятельствах нельзя отказываться от ребёнка, потому что он «плохой», необходимо вместе с ним преодолевать все трудности.

Обращая внимание подростка на его положительные качества и поступки, родители будут создавать у ребёнка комплекс личностных ресурсов, позволяющих противостоять негативным влияниям.




© 2010-2022