- Преподавателю
- Другое
- Особенности воспитательной работы с учащимися С (К) ОУ 8 вида
Особенности воспитательной работы с учащимися С (К) ОУ 8 вида
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Е.Г. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н.Д. Устьянцева
Е.Г. Смирнова
г. Черногорск, ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат»
Особенности воспитательной работы с учащимися С(К) ОУ 8 вида.
В статье рассматривается проблема воспитательной работы с учащимися специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида
Основными принципами воспитания, специальная (коррекционная) школа - интерната стремится к решению общих и специальных задач воспитания детей с ОВЗ. Осуществляется этот процесс по направлениям с учетом того, что любое воспитательное мероприятие в школе - интернате должно иметь коррекционную направленность и оказывать коррекционное влияние на личность воспитанника. Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии, учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду.
Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:
-
Осуществление индивидуального подхода к учащихся на основе их изучения;
-
Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
-
Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;
-
Осуществление тщательного и систематического контроля;
-
Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения.
Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания. В процессе воспитания происходит развитие наиболее сложных сторон личности умственно отсталого школьника, в частности формируется умение работать и жить в коллективе т.е. первостепенной задачей воспитателя является организация детского коллектива.
Развитие активности и самостоятельности является важнейшей задачей формирования личности школьника. Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию активности и самостоятельности у умственно отсталых учащихся: вовлечение всех детей в практическую деятельность и развитие у них интереса к этой деятельности; постоянное и постепенное усложнение поручений; создание постоянно действующей системы педагогической стимуляции активной деятельности школьников; контроль за выполнением учениками обязанностей и умелое педагогическое руководство ими.
Наша школа реализует комплексный подход к воспитанию, т.е. обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
-
Умственное воспитание учащихся осуществляется в основном в процессе обучения. С помощью проводимых во внеурочное время воспитательных мероприятий, включение учащихся в общественно полезный труд у них формируются положительные мотивы деятельности, способствующие закреплению успехов умственного развития.
-
Нравственное воспитание являющееся одним из важнейших компонентов развития личности и направленно на развитие нравственного сознания, чувств, навыков общественного поведения и моральных качеств. В процессе нравственного воспитания у учащихся воспитываются патриотизм, чувство любви к Родине, уважительное отношение к труду, коллективизм, чуткое отношение к людям, а так же навыки и привычки нравственного поведения.
-
Неотъемлемой частью воспитательного процесса является правовое воспитание. Оно направленно на усвоение правовых требований и морально - этических норм, принятых в Российском обществе. Правовое воспитание является одной из мер предупреждения правонарушений. Поэтому необходимо способствовать усвоению воспитанниками элементов правовых знаний: основных прав и обязанностей, норм общественного порядка.
-
Трудовое воспитание направленно на формирование трудовых навыков и умений, подготовку учащихся к трудовой деятельности, выработку устойчивых волевых и моральных качеств: дисциплинированности, добросовестного отношения к порученной работе, настойчивости и способности к трудовому усилию, уважения к людям труда. Трудовое воспитание школьников помогает выбрать профессию, соответствующую их возможностям и интересам.
-
Большое внимание уделяет вспомогательная школа эстетическому воспитанию, которое направленно на развитие способности полноценно воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и в действительности. Нарушения эмоционально - волевой сферы у учащихся вспомогательной школы задерживают развитие у них восприятия живописи, музыки, красоты природы. Благотворное эстетическое воздействие на учащихся оказывают экскурсии и прогулки в природу, когда воспитатель, обращая внимание детей на окружающую красоту , учит их видеть красивое, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями природы обогащают их чувства, мышление, речь. Экскурсии воспитатель связывает с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликацией, рисованием, работа с природным материалом.
-
Обязательным компонентом системы воспитания является физическое воспитание, способствующее всестороннему развитию личности. Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья, физическое развитие учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, точности и быстроты движений, ловкости, смелости, быстроты двигательных реакций. Нашим детям свойственно недоразвитие моторики, обусловленное прежде всего аномалиями в их нервно - психическом статусе. Их движения замедлены, неритмичны, недостаточно четки и координированы; нарушена целенапрвленность двигательных действий; они не умеют использовать свой двигательный опыт, быстро перестраиваться. В результате проведения специальной работы осуществляется частичная коррекция недостатков физического развития учащихся.
Литература:
-
Мозговой В.М., Пузанов Б.П. Опыт правового воспитания и обучения учащихся. Вспомогательная работа в специальных школах. - М.: 1977
-
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы.- М.: 1984