Применение технологии витагенного обучения на уроках обществознания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии витагенного обучения на уроках обществознания.

Мухина Лена Викторовна

Учитель истории, обществознания

МБОУ «СОШ №4 п.Нижний Куранах РС (Якутия)

Развитию познавательного интереса в изучении обществознания способствует технология витагенного обучения. Эту технологию я применяю практически каждый урок.

Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Опыт жизни - это информация, не прожитая человеком, а связанная всего лишь с его осведомленностью.
Жизненный (витагенный) опыт - это информация, ставшая не просто достоянием личности человека, это та информация, которую человек (в том числе ученик) прожил, которую он прочувствовал, продумал, продействовал, и которая отложилась в резервы долговременной памяти, стала личностно значимой для него.

В основе витагенного обучения лежит воспитание ценностного отношения не только к Знанию, сколько к Незнанию, в котором проявляется уровень овладения Знанием. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) - формула, которую помнит всякий думающий, ищущий учитель. Опора на жизненный опыт учащихся и учителей дает возможность реализовать персонально личностный подход, то есть осуществить обучение не только личности, но и индивидуальности и персоны.

Образовательная задача учителя - диагностировать степень расхождения между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, показать образовательную ценность жизненного опыта учащихся.

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. Суть приема в том, чтобы выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся, перед тем как предлагать им новые знания. Прием позволяет определить интеллектуальный потенциал как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, создает психологическую установку на получение новой информации, дает возможность использовать полученную информацию при решении проблемных ситуаций. Технология использования данного приема связана с несколькими возможными формами организации деятельности учащихся. Перечислим их:

  1. Прямая постановка вопроса: «Что вы знаете о …?».

  2. Постановка проблемного вопроса в виде описания какой-то жизненной ситуации. Например: вы знаете, что, если сразу не отходя от кассы в магазине вы не пересчитали сдачу, то выйдя из магазина возвращаться и разбираться о неверной сумме уже не стоит.. Почему?

  3. Опора на письменные работы учащихся, в которых они излагают витагенные знания. Например: зачем мне нужно обществознание.. В дальнейшем, опираясь на такие письменные работы, выясняется степень их осведомленности по конкретной теме.

Эффективность данного приема обеспечивается тремя основными условиями:

  1. Содержание задачи актуализации жизненного опыта должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

  2. Форма актуализации также должна учитывать возрастные возможности детей.

  3. Любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу.

Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача - дополнить и насытить ее содержанием. Опора на ваш жизненный опыт».

Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Стимулирующий фактор для учителя в использовании этого приема - надежда на быстрое и качественное решение конкретной образовательной задачи. Например, при изучении темы « Экономика семьи » дети получили задание написать сочинение «Семейный бюджет». Оказалось, что степень их осведомленности в этом вопросе весьма велика. Многие из них знают такие интересные уловки экономии, что нам взрослым остается только поучиться. Из одного сочинения я узнала вкусные экономные блюда, из другого где экономичнее покупать хлеб. Творческий потенциал наших детей поистине огромен. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями.

Витагенное образование - это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. С этих позиций учитель - не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.

Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении - это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса

Дело в том, что витагенная технология, в отличие от других, рассматривает жизненный опыт как основу для формирования личности, в то время как другие технологии, с которыми я работала, используют жизненный опыт лишь как иллюстративный материал, что тоже, безусловно, является большим плюсом. Если раньше я решала проблемы путем самоанализа и самообразования, то сейчас вижу это решение в том, что сами дети - это уникальный материал, с которым надо лишь научиться работать. Витагенное обучение исходит как раз из понимания уникальности, безусловной значимости, ценности витагенного опыта ребенка, и рассматривает этот опыт как ключ к сотрудничеству, которое понимается как совместная деятельность участников образовательного процесса, направленная на достижение единых целей. При этом признается не только вспомогательная, но, прежде всего, самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.

Я полагаю, что систематическое применение знаний по расширению жизненного опыта придает активный и целенаправленный характер деятельности учащихся, создает у них привычку пристально вглядываться в жизнь, накапливать знания «про запас». Результатом же моей работы в рамках данной технологии станет мой собственный опыт наработанный в данном направлении.

© 2010-2022