- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Доклад на тему: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Желнина В.Д. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»
(Анна Роговин «Хочу сделать сам»)
«Мотив» буквально в переводе с французского означает «побуждение», т.е. мотив, в самом общем смысле, - это побуждение к деятельности или, другими словами, причина, вызывающая целенаправленную деятельность человека.
Необходимо отметить, что разрабатываемые в педагогике пути и средства формирования мотивов трудовой деятельности, как правило, не охватывают всего процесса деятельности учащихся.
Работа по формированию мотивов деятельности учащихся проходит постоянно.
Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности. Поэтому сама формулировка «формирование мотивов у детей» нам кажется не вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу мотивообразования учащихся, а не формировать за них мотив, как таковой.
Процесс мотивообразования будет проходить более успешно, если педагог будет способствовать развитию у детей так называемых мотивационных факторов к трудовой деятельности, то есть факторов, влияющих на построение мотива непосредственно самими учащимися.
Мотивационные факторы, такие как потребность, связанная с результатом деятельности, наличие умений и навыков, необходимых для успешного ее выполнения (в том числе, умение преодолевать препятствия, встающие на пути к достижению цели), а также эмоционально-чувственная оценка результата деятельности, способствуют построению мотива школьниками.
Но, дети с нарушением интеллекта не имеют того «строительного материала», который необходим для построения ими мотива деятельности. Уровень их потребностей очень низок, они не обладают достаточной побудительной силой. Уровень умений и навыков (без специального обучения) не позволяет умственно отсталым детям успешно осуществлять ту или иную деятельность. Эмоционально-аффективная сфера несовершенна, находится у многих детей на первичном уровне и доминирует над интеллектуальной.
Следовательно, существует необходимость поиска и обоснования педагогических условий, в которых стало бы возможно возникновение мотивов трудовой деятельности у умственно отсталых учащихся, что, в свою очередь, привело бы к повышению ее продуктивности.
Формирование мотиваций к трудовой деятельности предусматривает: воспитание учащихся в духе трудолюбия, уважения к людям труда; формирование у них навыков культуры труда, бережного отношения к окружающей среде; обучение элементарным приемам работы с различными материалами и по выращиванию растений, ознакомление с элементами техники, с доступными для понимания детей профессиями.
Таким образом, при воспитании детей в условиях школы - интерната роль труда в учебно-воспитательном процессе значительно возрастает, ибо наряду с общими задачами встают еще и коррекционные.
Характерным для этих детей является недостаточное осмысление выполняемой работы, ослабление речевой регуляции действий. В процессе трудовой деятельности при выполнении конкретной работы происходит коррекция указанных отклонений.
Ощутимость, материальность результатов труда, очевидных отдельных этапов работы и их последовательности облегчают осуществление постоянного перехода от чувственно-предметной деятельности к мыслительным операциям, что в свою очередь, способствует развитию осознания выполняемой деятельности, нормализации ее взаимосвязи с речью.
От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от выполняемой работы, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом будет зависеть успешность их дальнейшего воспитания, отношение к трудовой деятельности вообще.
Одно из условий формирования трудовой мотивации - четкое представление о назначении выполняемого действия.
Интерес детей к труду повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, понимание общественно-полезного назначения трудовой деятельности. Дети должны знать, что их труд нужен школе, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям.
Важной стороной в формировании у детей мотивации к трудовой деятельности, ее интеллектуальным компонентом является планирование предстоящей работы.
Предварительное планирование трудовых действий в процессе воспитания - это органическая составная часть создания любого действия как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.
Таким образом, формирование мотивации - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика, и организовывать эту работу необходимо в естественных условиях реального учебно-воспитательного процесса, исходя из конкретно каждой ситуации, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.