Рабочая программа по ОГСЭ. 01. Основы философии

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 16

основной профессиональной образовательной программе (программа подготовки специалистов среднего звена) среднего профессионального образования

по специальности 36.02.01 Ветеринария




















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии















2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 504, зарегистрирован в Минюст в Минюсте России 10 июня 2014 г. N 32656.


Организации-разработчики:

1.ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

2. ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».

Разработчики:

  1. Дегтеренко Людмила Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

  2. Киселёва Л.К., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

  3. Княжева В.В., преподаватель ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».

Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования.

Заключение Совета Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования.

Заключение от 16 мая 2012 г. № 17.




СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программе (программа подготовки специалистов среднего звена) среднего профессионального образования 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный, гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

  • дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

3


1.Предмет философии.

2

2


2.Основные проблемы философии.

3.Функции философии.

4. Основные категории и понятия философии.

5. Роль философии в жизни человека и общества.

6. Понятие мировоззрение.

7.Основыне формы мировоззрения

Практическая работа № 1 (изучение философского текста): «Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье».

1


Раздел 1. История философии

14


Тема 1.1. Философия Древнего Востока

Содержание учебного материала

3


1. Общая характеристика и становление индийской и китайской философии.

2

2

2.Философия Древнего Китая.

3.Философия Древней Индии.

Практическая работа № 2 (заполнение таблицы): «Сравнительные характеристики восточных философских учений».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка презентации): «Восточные философы»

2


Тема 1.2. Античная философия

Содержание учебного материала

3


1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

2

2

2. Основные представители (Фалес, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики и скептики).

Практическая работа № 3 (заполнение таблицы): «Характеристика древнегреческих философских течений».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка сообщения): «Античные философы»

2


Тема 1.3. Развитие западноевропейской философии

Содержание учебного материала

3


1.Философия Средневековья.

2

2

2. Философия и религия.

3. Патристика и схоластика.

4. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.

5. Основные философские идеи эпохи Возрождения.

Практическая работа № 4 (заполнение таблицы): «Характеристика философии Средневековья и Ренессанса».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (работа с интернет-ресурсами): «Философия средневековья и эпохи Возрождения»

2


Тема 1.4. Философия Нового времени

Содержание учебного материала

3


1. Эмпиризм и рационализм. Эпоха Просвещения.

2

2

2. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.Ф.Ф. Гегель).

3. Сенсуалисты (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц).

4. Немецкий материализм и диалектика (Фейербах, К.Маркс).

5. Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор).

Практическая работа № 5 (семинар): «Философия эпохи Нового времени».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление кроссворда): «Философия Нового времени»

2


Тема 1.5. Русская философия

Содержание учебного материала

2

2

1.Рождение русской философии.

2

2

2.Русская религиозная философия Х1Хв.

3.Традиции западничества в философии .

4.Русская философия ХХ века.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подбор философских высказываний): «Коллекция афоризмов и цитат русских философов о философии»

2


Раздел 2. Философские учения и теории

20


Тема 2.1. Онтология - Философское учение о бытии

Содержание учебного материала

2

1.Категория бытия в философии.

2

2

2. Проблема соотношения бытия и небытия.

3.Материальное бытие.

4. Идеальное бытие.

5.Основные категории философии

Тема 2.2. Гносеология -теория познания

Содержание учебного материала

2


1.Познание мира.

2


2.Структура познания.

3.Основные направления в теории познания.

4.Истина, ложь, заблуждение.

5.Методология научного познания.

Тема 2.3. Философская антропология - учение о человеке

Содержание учебного материала

5


1.Представления о человеке в философской мысли.

4

2


2.Происхождение человека.

3.Определение человека.

4.От индивида к личности.

Практическая работа № 6 (семинар): «Теории происхождения человека».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (подбор афоризмов): «Представление человека в философских мыслях»

2

Тема 2.4. Социальная философия - философия общества

Содержание учебного материала

2


1.Природа общества.

2

2

2.Сферы общественной жизни.

3.Социальная онтология и гносеология.

4.Развитие общества.

5. Гражданское общество.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление схемы): «Предпосылки формирования и структура гражданского общества»

2


Тема 2.5. Аксиология - теория ценностей

Содержание учебного материала

3


1.Основания ценностей.

2

2

2.Ценности жизни и культурные ценности.

3.Классификация ценностей.

4. Критерии оценки прошлого и будущего.

5. Этические и эстетические ценности.

6.Счастье как высшее благо.

7. Любовь как ценность.

Практическая работа № 7 (семинар): «Причины кризиса семейных ценностей».

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сочинение): «Разновидности псевдолюбви на современном этапе развития культуры»

2


Тема 2.6. Этика - философия морали

Содержание учебного материала

2


1. Моральные и нравственные ценности.

2


2. Иерархия нравственных ценностей


3. Ценностная характеристика добра и зла.


4. Профессиональная этика.


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (эссе): «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»

2


Тема 2.7. Философия культуры

Содержание учебного материала

2


1.Понятие культуры.

2

2

2.Развитие философии культуры.

3.Культура и цивилизация.

4.Конркультура и массовая культура.

Тема 2.8. Философия науки

Содержание учебного материала

2

2

1.Определение науки.

2

2.Эволюция научного знания.

3.Развитие философии науки.

4.Формы лженауки.

5.Философия техники.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (составление философского словаря): «Философский глоссарий»

Раздел 3. Основные вопросы философии

11

Тема 3.2. Философия и религия

Содержание учебного материала

2

2

1.Основные элементы религиозной картины мира

2

2.Классификация религий

3.Функции религии

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (реферат): «Религиозная картина мира в философских учениях»

2


Тема 3.3. Цель и смысл жизни человека

Содержание учебного материала

3


1. Цели жизненного пути.

2

2

2. Религиозные и научные взгляды на смысл жизни.

3. Проблема увеличения продолжительности жизни.

4. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Практическая работа № 8 (анализ): «Ценности жизни»

1


Тема 3.4. Свобода в человеческой деятельности

Содержание учебного материала

3


1. Концепции свободы.

2

2

2. Соотношение свободы и необходимости в философских учениях.

3. Свобода и выбор.

Практическая работа № 9 (дискуссия): «Соотношение абсолютной и относительной свободы человека».

1


Тема 3.5. Философия и глобальные проблемы цивилизации

Содержание учебного материала

3

1.Охрана окружающей среды.

2

2

2.Война и мир.

3.Терроризм.

4.Демографическая проблема.

5.Будущее природы человека.

Практическая работа № 10 («круглый стол»): «Возможные пути решения глобальных проблем»

1


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (обзор СМИ, написание тезисов доклада): «Современные научные открытия и технические достижения».

2

Максимальная учебная нагрузка

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

48

Самостоятельная работа обучающегося

24


3. условия реализации программы дисциплины

ОГСЭ.01. Основы философии

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

1. Рабочее место студента (по количеству обучающихся).

2. Рабочее место преподавателя.

3. Компьютерный стол.

4. Экран.

5. Доска.

6. Стенды.

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет.

  2. Проектор.

  3. Телевизор.

  4. Акустическая система.

  5. Видеооборудование.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Горелов, А.А. Основы философии / А.А. Горелов - 9-е изд. - М.: ОИЦ "Академия", 2010.  256с.

  2. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А.Сычев. - Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2013. - 368с.

Дополнительные источники:

  1. Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. С. Васильевой и Н. Мультатули. - СПб.: «Академический проект», 1998. - 336 с. с илл.

  2. Дягилев В.В. Занимательная философия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов, гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также студентов гуманитарных вузов. - М.: ИЦ АЗ, 1996. - 176 с.

  3. Казаченок Т.Г., Громыко И.Н. Античные афоризмы. Тематический сборник. - Минск: «Высшая школа», 1987.

  4. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Афоризмы. Мудрость великих. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. - 416 с.

  5. Краткий курс по философии: учеб. пособие. - М.: «Окей-книга», 2014. - 157 с.

  6. Славянофильство и современность. Сборник статей . - СПб.: «Наука», 1994.

  7. Философия для студентов вузов / С.И. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 154 с.

  8. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 576 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Античная философия. - (philosophy.ru).

  2. Антропология. - (anthropology.ru).

  3. Библиотека учебной и научной литературы. - (sbiblio.com/BIBLIO/archive/kirilenko_filosofija/00.aspx).

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Режим доступа: school-collection.edu.ru.

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам - Режим доступа: window.edu.ru.

  6. Каталог рефератов. - (odiplom.ru/).

  7. Курс лекций по философии - Режим доступа: labrip.com/

  8. Лекция «Философия нового времени»- Режим доступа: miem-stud.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=175.

  9. Новая философская энциклопедия. - (terme.ru/dictionary/879).

  10. Образовательные ресурсы интернета - Философия. - (alleng.ru/edu/philos3.htm).

  11. Основы Философии. Курс лекций - Режим доступа: knigka.info/2007/12/03/osnovy-filosofii.-kurs-lekcijj.html

  12. Основы философии: Курс лекций для студентов технических и экономических специальностей - Режим доступа: knigafund.ru/books/15088

  13. Портал «Философия в России». - (philosophy.ru).

  14. Презентации лекций по основам философии - Режим доступа: nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_ppp/nbr_ppp_osnovy_filosofii.htm

  15. Презентации по философии. - (ppt4web.ru/filosofija).

  16. Сайт «Все о философии». - (intencia.ru).

  17. Самый большой банк рефератов. - (0zd.ru/filosofiya.html).

  18. Философия как наука. - (0zd.ru/filosofiya/filosofiya_kak_nauka.html).

  19. Философия. Учебник. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - (bibliotekar.ru/filosofiya/).

  20. Философия: студенту, аспиранту, философу. - (philosoff.ru/).

  21. Философский словарь. - (enc-dic.com/philosophy/Filosofija-2512/).

  22. Электронный учебник по курсу «Философия». (ido.rudn.ru).

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

ОГСЭ.01. Основы философии


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

устный опрос;

практическая работа;

контрольная работа.

Знания:


  • основные категории и понятия философии;

устный опрос;

тестирование;

практическая работа.

  • роль философии в жизни человека и общества;

устный опрос;

практическая работа;

эссе.

  • основы философского учения о бытии;

устный опрос;

тестирование;

практическая работа.

  • сущность процесса познания;

устный опрос;

практическая работа.

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

устный опрос;

практическая работа;

мини-исследование.

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

устный опрос;

практическая работа;

семинар;

«круглый стол».

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

устный опрос;

практическая работа;

семинар;

«круглый стол».

Изучение дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии позволяют формировать у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умения.

Результаты (общие компетенции)

Основные показатели обучения

Формы и методы контроля

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Демонстрирует интерес к будущей профессии;

  • интересуется современными направления и перспективами развития ветеринарной отрасли;

  • участвует в профессиональных декадах, конкурсах, олимпиадах, конференциях и др.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Обосновывает выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов.

  • демонстрирует эффективность и качество выполнения профессиональных задач.

Обратная связь, направленная на анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Демонстрирует способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Диагностика, направленная на выявление типовых способов принятия решений.

Кейс-метод, направленный на оценку способностей к анализу, контролю и принятию решений.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


  • Находит и использует информацию для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Качественная оценка, направленная на оценку качественных результатов практической деятельности.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Взаимодействует с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Взаимооценка, направленная на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников.

Социометрия, направленная на оценку командного взаимодействия и ролей участников.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • Проявляет ответственность за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Метод обобщения независимых характеристик, направленный на оценку данных, полученных в результате наблюдения за деятельностью студента в различных ситуациях.

Работа проектных групп, направленная на оценку общих компетенций, связанных с навыками управления рабочей группой.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • Планирует повышение личностного и квалификационного уровня.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Деловая характеристика, направленная на оценку и фиксацию достигнутого уровня общих компетенций.

Анализ достижений, направленная на анализ результатов деятельности за определенный период, выявления зоны ближайшего развития студента.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • Проявляет интерес к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях.

Качественная оценка, направленная на оценку уровня общих компетенций по таким параметрам как уровень сложности решаемых задач, отбор методов решения задач, соотнесение идеального и реального конечного результата деятельности;

приемы решения задач, направленные на оценку навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов.


Разработчики:

  1. Дегтеренко Людмила Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

  2. Киселёва Л.К., преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

  3. Княжева В.В., преподаватель ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».

Эксперты:

__________________ ________________ _______________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

__________________ ________________ _______________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

55

© 2010-2022