- Преподавателю
- Другое
- Профессиональное развитие педагога средствами ИКТ
Профессиональное развитие педагога средствами ИКТ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дегтярева Л.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога средствами ИКТ
В условиях формирования в образовательных организациях России (далее по тексту - ОО) нового типа образовательного пространства на основе использования актуальных и перспективных информационно-компьютерных технологий, необходимо коренным образом пересмотреть роль отдельного педагогического работника в становлении этого пространства. Профессиональная компетентность каждого педагогического работника становится ценным ресурсом развития ОО. Необходимо организовать проектирование траектории профессионального саморазвития в соответствии с целями и задачами инновационного развития ОО.
В современном педагогическом сознании в первые десятилетия XXI века сложился устойчивый стереотип восприятия понятий: информационная среда образовательного учреждения, информационное пространство образовательного учреждения и т.п. Абсолютным большинством педагогических работников данные термины означают насыщение зданий образовательных учреждений средствами информатизации и их дальнейшее использование. При том до недавнего времени использования преимущественно в административных целях. Даже в контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта информационно-образовательная среда (ИОС) трактуется "как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС". Однако национальная стратегическая образовательная инициатива "Наша новая школа" призывает нас проектировать пространство новой школы с учетом современных и, что самое главное, перспективных информационно-коммуникационных технологий.
Сущность современного электронного образовательного пространства (ЭОП) легче всего понять, если представить его себе в виде слоев геоинформационной системы, где каждый слой представляет собой один из уровней организации этого пространства. На сегодняшний день таких уровней выявлено шесть:
-
уровень аппаратных средств информатизации;
-
уровень программных средств и информационных систем;
-
уровень коммуникационных технологий;
-
уровень педагогических технологий;
-
уровень организационный/функциональный (формы организации учебных и внеучебных занятий, управление учебным процессом);
-
уровень ресурсный (накопление, хранение и предоставление ресурсов).
В этих условиях на первый план выходит проблема соответствия профессиональных компетенций отдельного педагога профессиональному стандарту, целям и задачам инновационного развития ОО. В связи с этим актуальной представляется задача формирования личной информационно-коммуникационной среды педагога (далее по тексту - ЛИКС) и её интеграция в электронное образовательное пространство ОО.
Такая среда уже сегодня должна обеспечивать реализацию базовых функций: ресурсное обеспечение, автоматизацию документооборота и систем контроля знаний учащихся.
Учитывая же мировые тренды развития информационно-компьютерных технологий, уже сегодня можно говорить и о перспективных направлениях развития ЛИКС. Попробуем назвать педагогические функции, которые в первоочередном порядке подлежат автоматизации в составе ЛИКС:
-
организация профессиональной коммуникации,
-
организация горизонтальных педадгогических связей,
-
реализация кросс-предметных элементов образовательной программы в рамках основной педагогической деятельности,
-
участие в организации сетевого дистанционного обучения,
-
реализация экспертных функций.
Проектирование и создание ЛИКС и её интеграция в ЭОП ОО невозможна без системного развития профессиональных компетентностей педагога в соответствии с целями и задачами развития ОО.
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога в ОО должно быть реализовано сегодня в соответствии с нижеприведенным алгоритмом действий:
-
Выявление совокупности магистральных компетентностей педагогических работников, необходимых для реализации инновационного потенциала ОО.
-
Сегрегация педагогического коллектива на группы в соответствии с творческой активностью - выявление тьюторов.
-
Планирование потоков профессиональной переподготовки и повышения квалификации потенциальных тьюторов во внешних организациях.
-
Организация передачи опыта, полученного тьюторами в ходе профессиональной переподготовки, через систему внутрифирменного повышения квалификации.
-
Планирование участия педагогических работников в инновационной деятельности ОО.
-
Планирование диссеминации опыта инновационной деятельности через участие в профессиональных конкурсах и публикации результатов работы.
-
Приведение компетентностей отдельного педагога в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога, целями и задачами инновационного развития ОО.
-
Формирование электронного портфолио педагогического работника.
Практическая реализация первого пункта предложенного алгоритма осуществляется посредством: составления технологической карты ключевых компетентностей, мониторинга фактического уровня компетентностей педагогов, мониторинга потребностей профессионального саморазвития педагогических работников. Второй пункт алгоритма формализуется через изучение потребностей профессионального саморазвития и анализа результатов инновационной деятельности в предшествующий период. Реализация пунктов 3-6 предложенного алгоритма возможна, например, через систему коллективного планирования в облачных технологиях. В этом случае формируются следующие среднесрочные календари:
-
Календарь обучения тьюторов,
-
Календарь внутрифирменного повышения квалификации,
-
План-график инновационной деятельности педагогического коллектива,
-
Календарь профессиональных конкурсов,
-
Календарь предъявления передового педагогического опыта.
Реализация восьмого пункта алгоритма возможна средствами АИС, используемой в ОО, в соответствии методикой аттестации педагогических работников принятой в регионе.
В результате реализации предложенного алгоритма, при совмещении вышеописанных календарей формируется долгосрочный перспективный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога, определяющий функциональную занятость педагогического работника в коллективе и формирование горизонтальных профессиональных связей.
Особо следует отметить необходимость закрепления предложенной технологии на уровне локальных актов ОО: положение о профессиональном саморазвитии педагога, положение о составе ЛИКС, положение о функциональной занятости педагогических работников.
Необходимо также закрепить данную деятельность педагогических работников в положениях эффективного контракта.
Вывод
В настоящее время нам представляется актуальным переход к многоуровневой модели построения электронного образовательно пространства ОО, планирование ЛИКС педагога и её интеграция в ЭОП. Для перехода к использованию информационно-коммуникационных технологий в качестве системной основы для применения технологий педагогических и управления деятельностью субъектов образовательного пространства необходимо приведения фактических компетентностей педагогических работников в соответствие с требованиями профессионального стандарта и переход к инновационному типу поведения. В этих условиях проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития педагога является необходимым условием мобилизации ресурсов ОО и консолидации педагогического коллектива в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и национальной стратегической образовательной инициативы «Наша новая школа» на основе системного применения актуальных и перспективных информационно-компьютерных технологий.
Ссылки
-
Шапиро К. В. Технологические аспекты организации актуального коммуникационного пространства в условиях сетевого взаимодействия. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции "Инновационные модели - основа кадровой модернизации муниципальных методических служб РФ" 04.03.2010. Москва. АПКиППРО. 2010
-
Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.
-
Шапиро К. В. Сущность электронного образовательного пространства. Информационные технологии для Новой школы, Том 3, 2013, ГБОУ ДПО ЦПКС СПб ""РЦОКОиИТ"
-
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 63 с
-
Коробова Т. М. "Облачные технологии" в образовательном процессе. V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». Саратов. 2013
-
Емельянов И. "Компьютерра: 8 трендов облачных технологий, которые мы увидим в 2014 году" 2013. 18 Jun. 2014
-
Рождественская Л. "Э-портфолио учителя - Intel." 2013. 30 Sep. 2014 <edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=8&showentry=4692>
-
Шапиро К.В. Формирование личной информационно-коммуникационной среды педагога. Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы V Международной конференции. Том 2. - СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014. стр. 122-124