• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический проект по теме: «Формирование и развитие компетентности учащихся через внедрение эффективных форм и методов обучения на уроках истории»

Педагогический проект по теме: «Формирование и развитие компетентности учащихся через внедрение эффективных форм и методов обучения на уроках истории»

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиций сопричастности.        Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задачи достижения нового, совершенного качества образования.   Усиление компетентностного подхода является одним из стратегических направлений ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Формирование и развитие компетентности

учащихся через внедрение эффективных форм и методов обучения на уроках истории».

Актуальность:

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиций сопричастности.

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач. Это задачи достижения нового, совершенного качества образования.

Усиление компетентностного подхода является одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса истории, о чём свидетельствует содержание Федерального Государственного стандарта общего образования: «Реализация компетентностногого подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий с учётом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных проблемных ситуаций, деловых и ролевых игр) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо сформировать у учащихся внимание и интерес к истории, что наиболее успешно осуществляется при условии творческого взаимодействия учителя и учеников. Известно, например, что знание определений терминов не приводит к знаниям истории. Выучить определение термина и освоить исторические факты с помощью понятий - не одно и то же. Исторические понятия необходимо донести до сознания ученика в таком виде, чтобы оно

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

могло служить способом определения исторических событий, фактов, а не

просто загружало память.

Каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка и их нужно выявить и развивать. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами учебной деятельности. Развитие компетентности учащихся связанны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности.

Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества, для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

использование необходимой информации средствами информационных технологий. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться всю жизнь. В современных условиях, таким образом, серьёзное внимание уделяется формированию навыков работы с информацией, а развитие и использование в системе образования информационных технологий становится, на наш взгляд, важнейшим механизмом социализации личности.

Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Таким образом, задача современной школы - гуманизация образования, а у предмета «история» большой потенциал для выполнения задачи. Для выполнения этой задачи необходимо развитие личности ученика, развитие его компетентностных способностей, а соответственно компетентностной активности. Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень компетентностной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету (анкетирование, приложение №1).

Недостаточный уровень компетентностной активности проявляется в снижении успеваемости. Анализ результатов итоговой аттестации за 2009-2011 года показал (приложение №2), что средний балл снижается с 5 класса к 9 классу.

Итак, мы видим несоответствие требованиям времени от современного

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

человека и результатами, которые я имею.

Поэтому возникает Проблема: формирование компетентности учащихся во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

К 2009г. в практике моей работы преобладали традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологий осознавалась мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке учащихся, не способствовали развитию компетентности учащихся, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополни-тельным источникам знаний, неосознание некоторыми учащимися значимости учения. Анализ затруднений учащихся по истории показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применении полученных знаний. У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда не способность понять материал, который становится не интересным. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект.

Данную проблему можно решить с внедрением эффективных форм и

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

методов обучения на уроках истории. Анализируя проблему, я выяснила, что успеваемость немного, но снизилась.

Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.

Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались эффективные формы обучения, где дети сами получали знания.

Я считаю, что данную проблему можно решить различными способами, используя, например:

· применение элементов технологии развития критического мышления

· решение проблемных ситуаций

· дидактические игры

· использование ИКТ на уроке.

Технология развития критического мышления

Цель: развитие критически мыслить; грамотно работать с информацией; повышение интереса учащихся к учебной деятельности.

В своей практике часто применяю приём технологии развития критического мышления в частности составление синквейна. Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как

самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста. Приём синквейна подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех. На уроке истории по теме: «Политическое развитие страны в 17 веке», учащиеся составляли синквейн:

  1. Самодержавие

  2. единовластная, неограниченная

  3. передается, наследует, властвует

  4. монархическая форма правления в России

  5. власть монарха

Решение проблемных ситуаций.

Цели: приобретение знаний, умений, навыков; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей

При построении уроков истории я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее,

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например, проблема социальной структуры общества в России. Эту проблему ставлю при изучении темы "Основные сословия российского общества". Здесь она звучит так: «Упрощается или усложняется социальная структура общества?»

Создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: 1.По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? 2.Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?
Также создаю ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: 1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной

ситуации. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: "Эпоха Петра I":

1. Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

3. Петр I сказал, что он правит страной во имя "общего блага". Правильно ли это?

4. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

5. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?

6. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

Примеры проблемных ситуаций. 1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован». 2. «Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».

Проблемное обучение не применяю при изучении изобилующего фактами или нового сложного для учеников материала или при недостатке времени на уроке. Он не приведет к успеху и при слабом контакте учителя с учениками.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции, что приводит к формированию автономизационной (способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности) компетенции учащихся.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Дидактические игры.

Цель: повышение познавательной активности и интереса учащихся к учебной деятельности.

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

Игровые технологии помогают также усовершенствовать комбинированный урок, или сделать урок нетрадиционным. Они активизируют познавательный интерес к предмету, способствуют саморазвитию учащихся. Дидактические игры широко используются в моей практике, но организация игр обнаруживает много проблем: как часто следует привлекать игру, азарт игры может превратить урок в беспорядочное шумное мероприятие, оценка в игре (как оценить, за что, где критерий объективности), в игре нет полной предсказуемости. Игра - это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

В своей практике часто применяю игровые технологии на уроках обобщения знаний (урок-игра по теме «Московская Русь» - 6 класс, «Своя игра» по теме: «Россия при Петре 1» - 7 класс). Элементы игры включаю в этап проверки знаний и закрепления учебного материала на уроке. Игровые приёмы и ситуации позволяют повысить активность на уроке и интерес к истории. Включение в учебную деятельность игровых моментов, элементов занимательной истории делает урок эффективным, способствует снижению уровня школьной тревожности, создаёт благоприятную обстановку, которая в свою очередь обеспечивает полное усвоение образовательных стандартов всеми учащимися. Уроки при этом освобождаются от монотонности, однообразия и приобретают эмоциональную окраску.

Свою проблему я решаю с помощью использования ИКТ на уроках, используя в комплексе с играми и решением проблемных ситуаций. Выбор

сделан на основании результатов анкетирования. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 6 учащихся. Второй вопрос был направлен на выявление предпочтительных форм работы: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что предпочтительными формами работы являются игра и применение на уроке различных форм использования ИКТ на уроке. Среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует - часто играем (53%), ИКТ на уроке (72%) отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет ИКТ. Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирована информационная компетентность.

Обобщив изученный мною материал, я пришла к выводу, что путь к решению моей проблемы в комплексном использовании описанных форм работы. Данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию компетентности учащихся, через внедрение эффективных форм и методов обучения.

Цель: Формирование ключевых компетенций учащихся на основе применения эффективных форм и методов на уроках истории.

Задачи:

1. изменить характер и уровень деятельности: расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю практической и самостоятельной работы школьников, использовать многообразные формы самостоятельной работы школьников;

2. отбор содержания учебного материала;

3. применение методов, позволяющих повысить интерес к предмету, обеспечивающих более эффективное усвоение учащимися исторического материала через систему разноуровневых заданий: дидактический материал различной степени сложности, самостоятельные и творческие задания.

Планируемый результат:

-удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; (при анкетировании учащиеся отметят удовлетворённость результатами своей деятельности);

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

-способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

- совершенствовать систему работы по формированию компетенции, при этом усиливая применение различных форм и методов обучения.

План работы:

1. Анализ состояние данной проблемы; входное диагностирование (анкетирование)

2. Изучение литературы по применению различных форм и методов: решение проблемных вопросов или ситуаций; дидактические игры на уроке истории.

3. Разработка заданий с использованием приёмов (составление синквейна, кластера; дидактические игры на уроке истории).

4. Изучение основ конструирования урока с применением ИКТ, знакомство с опытом работы учителей по данной проблеме.

5. разработка и проведение системы уроков с использованием ИКТ.

6. Результативность педагогического опыта

Описание выполненных мероприятий.

1. На первом этапе работы проанализировав свою педагогическую деятельность пришла к твердому убеждению: компетентностный подход создаёт на уроках такую образовательную среду, где ребёнок может проявить интеллектуальные и креативные способности, следовательно, реализовать свои предпочтения во всех сферах деятельности. Определила

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

требования, которые предъявляются к современной школе и к современным выпускникам. Я пришла к выводу, что особенность нашего времени - предъявление к работнику требований: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Школа должна ориентироваться на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Было проанализировано состояние процесса обучения и несоответствия современным требованиям. Необходимо пробудить желание учиться, формировать познавательный интерес, направленный на развитие личности. Было проведено анкетирование учащихся и сделаны выводы, что необходимо менять традиционную модель урока, она исчерпала себя, так как она ставит своей целью запоминание и последующее воспроизведение информации. На смену ей должна прийти новая модель, основанная на активных формах обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель давал определённые знания и воспроизводил их, при использовании активных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае - следствие.

2. На втором этапе изучена литература, в которой описаны приёмы и техники для совершенствования традиционного урока. Изучила статью Кривоноса Г.А. «Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация». Здесь описана технология проблемного обучения основанная на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. «Игровые методы обучения» Н.Б.Крючкина, где описан приём и задания для уроков истории древнего мира в 5 классе. Проведение игр создаёт много проблем и, чтобы игры имели положительный результат, эффективность была высокой от применения, изучено методическое пособие «Игры на уроке истории» Л.П.Борзовой. В своей книге она рассматривает, приём - дидактическая игра (дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

учебных игр), методику организации дидактических игр, психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Она отвечает на вопросы: Как заинтересовать учащихся волшебным миром истории? Как сделать урок истории интересным, увлекательным и запоминающимся? Как посредством игр организовать работу учеников на любом этапе урока? Более 60 вариантов различных игр, апробированных в разных учебных заведениях Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Коломны, Вознесенска, дадут ответы на эти и другие вопросы. Изучив литературу, я пришла к выводу, что эти приёмы должны использоваться в системе, эффективны на уроках истории, когда используются с другими формами работы.

3. На третьем этапе работы я разработала задания с использованием приёмов - составление синквейна, кластера; дидактические игры на уроке истории. Они могут использоваться отдельно на уроке или отдельные задания в системе работы с ИКТ.

4. Так как я пришла к выводу, что традиционная модель урока исчерпала себя, то необходимо освоение новых технологий, например, технология развития критического мышления, ИКТ. Владение учителем компьютера недостаточно для проведения уроков с ИКТ. На четвёртом этапе я сначала изучила методику, основы конструирования урока с применением ИКТ. Изучила литературу о возможности использования информационных технологий, о программных средствах и системах, реализованных на базе мультимедиа. Опыт учителей изучался и на сайтах Интернет: (nios.ru/documents/grant/kudasova/index.htm, s-drakino.edurm.ru/DswMedia/dokladpoistorii.doc,mec.tgl.ru/pages/Umo_informatiki/poznavateln_aktivnost.doc и др.). Изучив данный материал, я пришла к выводу, что учителя-предметники, в том числе и я, стремящиеся использовать эти технологии в процессе обучения, сталкиваются с проблемой отсутствия методических разработок по их грамотному применению, а поэтому часто используют эти технологии только, как дополнительное (или единственное) техническое средство обучения, что снижает их результативность.

5. Применение информационно-коммуникативных технологий открыло передо мной, как учителем, новые перспективы и возможности для обучения истории. Практикую различные варианты работы в рамках ИКТ:

-презентация по результатам выполнения творческих работ

-презентация как форма представления учебного материала

-анализ Интернет - ресурсов для подготовки к уроку.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только

получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе мной и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы "Общественно - политическое устройство России в XVII веке" я использую видеофрагмент, демонстрирующий символы царской

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

власти ("Большой наряд") Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал.

Система работы состоит в использовании на уроках истории различных форм и методов работы, применение ИКТ:

1. Работа с сайтами Интернет hronos/ km. ru./180.ru.html, naexamen. ru./ otwett/ 11/ history.

2. Презентации в программе Power Point

· для иллюстрации объяснения нового материала

· заочное путешествие в прошлое «Быт XIX века» к уроку повторения (презентация сопровождается музыкой «Лунная соната» Бетховена).

Творческие работы учащихся

1. По теме «Отечественная война 1812г.»: «Герои Отечественной войны 1812г.», «Русская армия. 1812г.» (презентации в программе Power Point).

2. Кроссворды

3. Викторина

Кроме того, на уроках используются другие формы работы:

1. Работа с историческими документами

2. Заполнение рабочих листов

3. Тесты и задания в Word

4. Творческая работа в группах (мини-проект): на основе алгоритма учащиеся заполняют «Рабочие листы».

5. Составление синквейна, кластера.

Результативность педагогического опыта

1. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий.

2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: % качества по предмету вырос с 37 до 40.

3. 75% учащихся удовлетворены результатами своей деятельности. (По результатам анкетирования, 27 учащихся из 32). (Приложение № )

4. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию, а значит и к формированию компетентности. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.

5.Использование различных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания.

К сожалению, в сельской школе у учителя есть много проблем и трудностей.

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

Контингент учащихся в сельской школе неоднороден, многие учащиеся не могут, в силу своих способностей, освоить базовый уровень подготовки по истории и обществознанию. Часто процент качества знаний резко зависит от подбора учащихся в классе. Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных учащихся, ставлю перед собой

задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя воспитанников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. Стараюсь использовать различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, для каждого этапа урока определяю рациональную методику.

Работая в школе, выполняла функцию классного руководителя учащихся с 7 по 11 класс. Свою деятельность классного руководителя направляю на воспитание достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе. (Приложение № )

Большое внимание уделяю работе по сплочению ученического коллектива: через внеклассную работу стараюсь научить жить в гармонии с собой и с другими. Учу находить язык понимания; общению, доброму, тактичному, терпимому. Воспитываю у своих детей разумное поведение в коллективе, активную жизненную позицию. Принимаем активное участие в спортивных соревнованиях, интеллектуальных играх. Горбунов Василий, Шилкова Елена принимали участие в областных спортивных мероприятиях, где Шилкова Елена - стала призёром (3 место по полиатлону в 2011 году).

Большое внимание уделяю пропаганде здорового образа жизни. Здоровый дух и закалка живут в сердцах учащихся. Каждый год весной в

Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово

школе проходит акция «Моё село - мой дом», где проводятся различные конкурсы, мероприятия, уборка территории школы, вокруг села.

Всю работу по воспитанию и обучению детей стараюсь вести в тесном

контакте с родителями. Родители всегда в курсе как учебной, так и воспитательной деятельности учащихся. Через индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные коллективные дела решаются все проблемы воспитания и обучения.

Принимала участие в жизни села, в художественной самодеятельности, участие в создании комнаты «Боевой и трудовой славы», сбор информации по истории села и школы. В летний период совместно с учащимися занимаюсь благоустройством пришкольной территории, её оформлением. (Приложение № )








Скоморохова Светлана Валерьевна п. Орехово







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ





Литература:


1. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории», М, ВЛАДОС, 2004г.

2. Кривонос Г.А. «Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное учение. Проблемная Ситуация».

3. Л.П.Борзова «Игры на уроке истории».

4. Крючкина Н.Б. «Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира» М., Сфера, 2003г.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Полат Е.С. М, Академия, 2000г.

6. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие.

7. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика 2005г., № 6 (с.26).

8. Современные методы в современном преподавании. (Материалы научно-практической конференции).//Преподавание истории в школе №9 2003г. (с.35-51).

9. Интернет-источники:

edu.nsu.ru/~su/ 3-99/metodkabinet3_2.htm - Методологические подходы к исторической науке. iro.yar.ru:8101/resource/distant/society_sciense/katsch/kat0.htm - Модульная технология на уроках истории
prepod.km.ru/ - Педагогика школьного творчества. Проект по обмену опытом учителей гуманитарного цикла (история и право), методика преподавания, школьные праздники, источники по истории и праву.



© 2010-2022