• Преподавателю
  • Другое
  • «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА »

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА »

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ».

Миннехузина Лейсан Сериковна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Заинский политехнический колледж»


Аннотация

Современное образование доказало необходимость применения новых подходов при подготовке будущего специалиста. В центре формирования профессиональных компетенций саморазвивающийся и самореализующийся индивид, который способен гибко отреагировать на поставленную задачу с помощью способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Соответственно, актуальной проблемой при формировании профессиональных компетенций является обучение студентов способом добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая проблема требует целенаправленного развития исследовательской компетентности обучающихся, которая способствует укреплению его потребности к познанию самостоятельно.

Проектный метод способен сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного метода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

В поиске необходимой информации, работая в группе, у студентов формируются такие качества личности как коммуникативность, целеустремленность, предприимчивость, информированность. При этом очень четко прослеживается объедение знаний по многим предметам в единое целое. В роли конечного продукта исследовательской деятельности выступает проект, который представляется на различных конкурсах и научных мероприятиях внутри и за пределами образовательного учреждения.

Используя проектный метод в процессе подготовки профессиональных специалистов, мы формируем профессиональные компетенции[1, 106c.].

С точки зрения компетентностного подхода именно применение этого метода позволяет формировать у обучающихся значимые для будущей профессиональной социализации профессиональные компетенции. В федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» при изучении дисциплины «Управление качеством» можно выделить следующие профессиональные компетенции:

  • опора на опыт обучающихся - (Например ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию и т.д);

  • принцип проблемности - (Например ПК 4.5. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями.);

  • конечный материальный результат - (Например ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.)

При изучении дисциплины «Управление качеством», реализуя цели обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся вовлечены в работу над проектом, для этого используются следующие приемы: практические занятия, семинары, круглые столы, на которых обучающиеся исследуют рынок предложенной продукции или услуги с помощью инструментов качества. Часто в одной работе варьируются инструменты качества, обучающиеся выводят свои инструменты для более точного определения качества продукции или услуги. Написание проектной работы по темам также позволяет вовлечь обучающихся и активно участвовать в исследовательской деятельности, где обучающиеся самостоятельно делятся на рабочие группы, а потом защищают их на внутриколледжном конкурсе «Я знаю, я умею, я могу».

Задачей преподавателя является найти такие пути применения исследовательской деятельности, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования[2, c35-36].

Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор. Вся обработанная и проанализированная информация может впоследствии лечь в основу как курсовой работы по специальным предметам, так и выпускной квалификационной работы.

Таким образом, проектная деятельность являются эффективным и незаменимым средством формирования и развития профессиональных компетенций в процессе обучения студентов всех специальностей, т.к. способствуют лучшему и более глубокому усвоению информации, формируют устойчивый интерес к общественной жизни и выбранной специальности и профессии.

Список литературы

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий /Г. К. Селевко . - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 816с.

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. - 23 апреля. eidos.ru/journal/2012/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].


© 2010-2022