Разработка открытого урока по самопознанию на тему: Истоки уважения

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения 05.12 2 часть 12.12

Тема: истоки уважения

Цель: углубить и расширить представления учащихся об уважении к другим через уважение к себе.

Ценность: Доброта

Класс: 8В количество учащихся: 31

Задачи:

- углубление знаний об истоках уважения к себе, другим;

-развитие чувства собственного достоинства, умения самореализовываться для достижения самоуважения;

- воспитание чувства уважения к себе, другим людям через проявление доброго отношения к людям, любви к себе.

Круг радости

Учитель предлагает прочитать стихотворение одному из учащихся:

Не потому ль душе людской,

Как человекоиспытанье,

Даны безбрежность мирозданья

И искра святости земной,

Чтоб ощутимее подчас

В ней отзывалось эхо крика,

В душе поистине великой,

Всей жизнью предрешенной в нас.

И как теперь,

И как потом

Не повторятся высь и бездна.

Жизнь не дается безвозмездно,

Жизнь не размечена перстом.

Четыре стороны земли,

А человек -

На перекрестке.

Поля,

Пустыни и березки

И птицы алые вдали.

Четыре берега несут

Прохладу, Холода и жажду,

А человеку навсегда,

На боль, На радости -

Однажды.

На милость щедрую,

На суд

Одна душа дана - навеки.

Четыре стороны земли,

Четыре берега вдали,

И вся надежда - В Человеке.

В этом стихотворении звучит мысль о праве человека на выбор жизненного пути, от которого и зависит отношение к нему окружающих людей. Слово Человек написано с большой буквы, поскольку в этом проявляется уважение поэтессы к высокой миссии человека на земле.

Беседа

Проводится беседа по вопросам, представленным в учебнике: /. Что значит проявлять уважение к человеку?

  1. За что можно уважать человека?

  2. Что значит уважать себя?

  1. Кто из литературных героев заслуживает вашего уважения? Почему?

  2. Кого из известных вам людей вы уважаете? Расскажите об этом человеке.

Вопросы 1,2,3 дают учителю возможность выявить уровень представлений учащихся об уважении. Следует подвести детей к выводу, что, работая над собой, развивая чувство собственного достоинства, достигая намеченных позитивных целей, можно добиться уважения к себе, научиться ценить и уважать самого себя. Вопросы 4,5 составлены с целью развития умения учащихся аргументировать, обосновывать свое понимание, представление об уважении.

Чтение

В представленном тексте показан процесс пробуждения и развития в человеке уважения к себе, укрепления веры в свои силы. Вдумчивое чтение поможет учащимся также осмыслить пути обретения человеком уважения к себе окружающих.

Необходимо обратить внимание учащихся на второй вопрос к тексту. Самолюбие можно рассматривать как уважение к себе, если оно не основано на эгоизме, превознесении себя над другими во имя достижения каких-либо меркантильных целей, а только если оно выражается в умении ставить позитивные цели и добиваться их, ощущая глубокое удовлетворение от возможности самореализации.

* * *

Мария Прилежаева

Наташа отдалась осуществлению одного замысла, о котором никому не обмолвилась словом. Возвращаясь из школы, она бегом переделывала домашние дела и садилась за математику. Она решала

и решала уравнения, без числа доказывала теоремы. Случалось час, два, три грызть карандаш, ломая голову над разгадыванием геометрических ребусов, где что ни угол - то сфинкс, что ни линия -тайна.

Иногда, выведенная из терпения блужданием в этих лабиринтах, она оставляла в покое истрепанный учебник и валилась на диван отдохнуть. Отлежавшись, вставала и вновь брала учебник. И снова грызла карандаш или, запустив обе руки в густую гриву, сидела, как львенок, помышляющий о прыжке, но который все еще не наберется смелости.

Чего бы проще позвать на помощь Женю Спивак или Димку Добросклонова, который прямо-таки набивался Наташе в опекуны.

Но в том-то и суть Наташиного замысла, что она желала взять препятствие сама!

Если рассуждать трезво, не все ли равно, каким способом удастся выскочить из отстающих? «Отстающая!» Противное слово! Наташу от него коробило.

«Пусть я лопну, если я не докажу вам все ваши теоремы!» -грозилась Наташа себе самой, одноклассницам и, пожалуй, больше всего мальчишкам, которые вообразили себя существами высшими, особенно в области математики, что, как ни странно, подтверждалось не раз самим Захаром Петровичем.

После долгих упрямых часов наступила пора, когда Наташа могла открыть наудачу любую страницу в учебнике и решить любую задачу из раздела, пройденного на сегодняшний день седьмым классом «А». Посмотрим, что из этого получится дальше...

И вот однажды... Наташа встала. Она долго готовилась к этому дерзкому шагу, но не могла похвастать, что сейчас чувствовала себя совершенно спокойно.

  • Я хочу, - произнесла она неестественно громким голосом, - я хочу, чтобы вы меня спросили и убедились, что я знаю математику не хуже ваших мальчишек...

  • Сумасшедшая! - охнула Тася, искренне жалея Наташу за ее безумный поступок.

Валя Кесарева от удивления оцепенела. Озорной огонек блеснул под очками Люды Григорьевой, а Маня Шепелева торопливо зашептала теорему, боясь, не пришлось бы за Наташину авантюру расплачиваться.

Наташа ждала, неподвижная, как телеграфный столб, но чувствуя на душе облегчение, потому что самым трудным было сказать эту вызывающую, обдуманную заранее фразу, а дальше все пойдет помимо ее воли, само собой...

С первым вопросом повезло - решение могло быть только одно, и оно было ясно Наташе. Она энергично постукивала мелом. Белая пыль сыпалась на пол. Класс молчал, как заколдованный.

Со вторым вопросом опять повезло. Когда повезло и в третий раз, Наташа прочно успокоилась. Не могло быть сомнений: она знала все, о чем бы Захару Петровичу ни пришло на ум ее спрашивать. Наташе хотелось, чтобы он задавал ей задачи потруднее, без пощады гонял по всему курсу и как можно дольше не отпускал от доски. Удивлять так удивлять!

  • Что скажете? - обратился Захар Петрович к классу.

  • Хорошо! - пропел в тон им Захар Петрович.

Он зашагал взад и вперед, поглаживая в раздумье бритый подбородок, раскачивая головой и вообще не скрывая своей озадаченности.

«Ага! Сконфужен!»-ликовала Наташа.

Захар Петрович и не таил, что сконфужен.

- Тихонова, Тихонова! - заговорил он, останавливаясь против Наташиной парты. - Провела ведь меня. Я-то думаю: сидит нелюбопытная, без самолюбия, ничего не понимает. А она любопытная. И с самолюбием. Взяла и все поняла.

• Вызывает ли поступок Наташи уважение? Почему?

• Можно ли сказать, что самолюбие - это самоуважение? Обоснуйте ответ.

Задание

Представленные изречения можно рассматривать как советы известных людей своим современникам и потомкам. Критический взгляд на них даст учащимся возможность понять глубину и сложность изучаемой темы.

Прочитайте изречения известных людей. Согласны ли вы с мнением каждого автора? Обоснуйте ответ. Сгруппируйте изречения по смыслу и по каждой группе сделайте вывод.

Если нас не уважают, мы жестоко оскорблены; а ведь в глубине души никто по-настоящему себя не уважает.

Марк Твен

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Конфуций


Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

Александр Пушкин

Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа -за благосклонность судьбы.

Франсуа де Ларошфуко

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.

Мишель Монтень

Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя.

Франсуа де Ларошфуко

Размышление над ситуацией

Представленную ситуацию трудно назвать распространенной, но события, описанные в рассказе, могли иметь место в школьной практике. В творчески домысленном учащимися окончании отразится их жизненная позиция, а значит, представления о том, какие качества человека вызывают уважение у окружающих. Анализировать описанные события помогут знания об истинности дружбы, которые учащиеся обогатили при изучении предыдущей темы.

Проанализируйте ситуацию, описанную в рассказе. Завершите его собственным выводом.

* * *

По Валерию Суслову

В школе он появился в середине учебного года. Володя Соколов много знал и часто рассказывал ребятам интересные истории. Нет ничего удивительного в том, что новенький завоевал среди одноклассников авторитет.

Но и месяца не прошло, как кто-то в классе потихоньку унес оставленный учителем на столе классный журнал (думал, видимо, одним махом «помочь» всем отстающим). Естественно, ребят спросили: кто это сделал? И как это часто бывает, класс молчал. Всех оставили после уроков. Сидели до позднего вечера и молчали.

На другой день Володя спросил своего соседа по парте:

  • Чего ты этим хотел добиться?

  • А ничего... - растерянно ответил тот.

  • Так сам признаешься, где журнал, или мне сказать?

  • Только попробуй!.. - мгновенно перестал улыбаться сосед. Ребятам снова задали вопрос о классном журнале. Снова

повисло молчание.

И тогда Володя встал и сказал.

На выходе из школы его ожидали мальчишки.

  • Ну, что теперь скажешь? - подступил к нему сосед по парте.

  • Не надо быть трусом, - ответил Володя и пошел домой. Долго волновался класс, обсуждая Володин поступок. Часть

ребят отшатнулись от новичка, и лишь Андрей Бабин продолжал с ним дружить. Но вскоре и в их дружбе оказалась какая-то трещина.

На первый взгляд, из-за пустяка. Учился Андрей всегда прилично, но тут увлекся лыжами, целыми днями пропадал на трамплине, и уроки делать ему стало некогда. Появились двойки. В классе тут же решили, что надо помочь, и предложили подтянуть его Володе.

Однако тот неожиданно отказался.

- Я готов помочь тем, кто чего-то не понял, пропустил по болезни, - сказал он. - Андрею же помогать нечего, он и сам может догнать класс, наверстать упущенное.

В классе разочарованно вздохнули: вот тебе и друг!.. Отказался помочь в трудную минуту...

К весне Бабин действительно все наверстал, все вместе ребята перешли в восьмой класс.

А там началась новая история.

Теперь за одной партой с Володей сидела Лена. И жили они в одном доме, вместе возвращались из школы. Конечно, появились смешочки. Но Володя на это не обращал внимания.

И вдруг зимой, перед самым Новым годом, Лена пересаживается за другую парту. Что случилось? Подруги Лены были в курсе дела.

Оказалось, что Володя - нечуткий человек. Полгода пыталась рассказать ему Лена о новых сапожках Люси, о шикарных джинсах Оксаны, о том, что у мамы Тамары выгодные знакомства. Володя всегда молчал, а тут высказался:

  • Неужели тебе все это интересно? Чушь какая-то.

  • Сам ты неинтересный, - обиделась Лена...

А теперь - не спешите с отрицательным ответом. Тут прежде всего надо хорошенько подумать. Не спеша. Давайте пропустим то время, когда эти ребята закончили восьмой класс. А когда в девятом стали выбирать старосту класса, Андрей Бабин встал и сказал:

- Соколова! Володю!

Его и выбрали. Единогласно!

Почему? Да потому, наверное, что

Цитата урока

Б. Паскаль связывает состояние счастья с осознанием уважения к себе. Учитель может предложить учащимся подумать и найти подтверждение данному утверждению в повседневной жизни или литературных произведениях.


Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Блез Паскаль

Резюме

Обобщая изученное на уроке, учитель особое внимание обращает на то, что уважение к человеку начинается с уважения к себе, проявления таких качеств, как честность, принципиальность, добросовестность, и предлагает учащимся дополнить этот вывод своими мыслями.

Домашнее задание

Предлагается выполнить упражнение 1, представленное в тетради:

Прочитайте следующее размышление о человеке, заслуживающем уважения. Согласны ли вы с ним? Сформулируйте свое определение.

Человек, которого уважают окружающие люди,

есть не что иное, как идеал человека, который

в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает каждому закончить предложение: «Человека уважают за то, что...», например: «Человека уважают за то, что он много знает».






Цель: углубить и расширить представления учащихся об уважении к другим через уважение к себе.

Задачи:

- углубление знаний об истоках уважения к себе, другим;

  • развитие чувства собственного достоинства, умения самореализовываться для достижения самоуважения;

  • воспитание чувства уважения к себе, другим людям через проявление доброго отношения к людям, любви к себе.

Круг радости

Учитель читает стихотворение, которое создает позитивный настрой на урок.

Давид Кугультинов

Поддержите первую удачу!

Пусть в себя поверит человек!

Пусть в приливе радости горячей

Ощутит себя потомком всех, кто творил,

Кто сделал мир богаче...

Поддержите первую удачу!..

Поддержите первую удачу!..

Чтобы, гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орел,

Прянул в небо и себя обрел,

Путь свой во Вселенной обознача!..

Поддержите первую удачу!

Далее учитель можно подчеркнуть, что в вере в себя проявляется уважение человека к самому себе.

Чтение

В данном рассказе речь идет об открытиях, которые сделал для себя ребенок в собственном отце, об истоках уважения к человеку.

Представленное после текста задание и вопрос служат для того, чтобы в ходе рассуждений над ними учащиеся раскрыли для себя те качества человека, которые бы вызвали не только любовь, но и глубокое уважение к нему.

Анатолий Алексин

Однажды папа пригласил меня на праздничный вечер в больницу. То есть к себе на работу.

Прощаясь, мама и бабушка очень просили меня не говорить в больнице глупостей и все время помнить, что я уже в шестом классе и мне 12 лет. Но если бы даже я и захотел об этом забыть, то не смог бы, потому что каждый из папиных коллег обязательно говорил:

  • Ну, а в каком же мы классе?

  • В шестом, - отвечал я.

  • Не может быть!

Потом каждый обязательно обращался к папе и восклицал:

- У вас уже такой большой сын?! Трудно поверить... Хотя очень на вас похож. Очень!

Маме тоже всегда говорили, что я на нее очень похож. Поэтому я не мог составить о своей внешности определенного мнения. Мама была красивая, а о папе бабушка как-то сказала:

- Красивым его, конечно, трудно назвать...

  • И не называй, если тебе трудно! - ответил я. - Пожалуйста... Но его все равно любят!

  • Я с этим не спорю, - сказала бабушка. - Что ты волнуешься? Внешность для мужчин вообще не имеет большого значения.

«Действительно, не имеет», - думал я, видя, как все женщины, которые были в зале, по очереди подходили к папе, и, стараясь сделать ему приятное, говорили, что я на него очень похож.

Наконец все сели на свои места. Началось собрание. Я первый раз в жизни слушал доклад. Он был коротким.

- Сейчас мы поговорим о лучших людях нашей больницы, -сказал председатель собрания.

Все в зале притихли. Я заволновался. Не за себя, конечно... За

папу.

- Мы пригласили сюда наших бывших больных, - продолжал председатель. - Пусть они скажут...

Я внимательно посмотрел вокруг, но не смог отличить бывших больных от просто здоровых.

  • А кто тут болел? - тихо спросил я у сердитой старушки.

  • Ты что - не поймешь?

  • Не пойму...

  • То-то и оно! - сказала она.

К трибуне пошел огромный мужчина. Мне показалось, что был он самым здоровым в зале.

- Это Андрюша, - сказала старушка. И улыбнулась. И в разных концах зала тоже зашептали:

  • Андрюша... Андрюша...

  • Его все тут знают? - спросил я старушку.

  • А как же? Он был совсем слабый... Совсем...

Трибуна была Андрюше по пояс. Он схватил ее обеими руками, как будто хотел поднять и подбросить вверх.

-Я работаю! - заявил с трибуны Андрюша. - Я играю в хоккей! А потому, что есть на свете такие люди... Есть такой человек...

Я посмотрел на сцену и понял, о ком идет речь: папы не было видно. Он и раньше-то сидел там, на сцене, в самом последнем ряду, а теперь спрятался за чьей-то спиной.

И еще двое больных сказали, что с помощью папы они «второй раз родились». Они смотрели на папу так, будто с ним были связаны какие-то очень хорошие, радостные воспоминания. А ведь он их оперировал...

И все врачи, медсестры, нянечки так улыбались, будто их самих за что-то благодарили. «Почему? - думал я. - Наверное, потому, что они любят папу... И правильно делают. Разве можно его не
любить?» ,

Потом был концерт. А потом были танцы... И снова к папе подходили женщины: они приглашали его танцевать. И я опять ужасно страдал от того, что мама и бабушка не видят этого.

- Я не умею танцевать... - извинялся папа. - Пригласите лучше Андрюшу!

Андрюша в этот вечер больше всех танцевал, громче всех смеялся и разговаривал. Будто хотел доказать, что может все это.

Папа ни разу не посмотрел на часы, не сказал, что уже пора домой, потому что мне надо спать или делать уроки. Мы пошли в гардероб вместе со всеми.

Когда мы спустились вниз, и папа уже дал номерок, к нему вдруг подбежал взволнованный мужчина в белом халате и что-то шепнул на ухо.

  • Проводите, пожалуйста, моего сына... - попросил папа не то Андрюшу, не то сердитую старушку, не то кого-то еще. Все согласились меня провожать.

  • Я останусь здесь... ненадолго, - сказал папа. И побежал за мужчиной в белом халате.


  • Зачем он остался? - спросил я.

  • Для своего дела, - ответила старушка с колючими глазами.

  • Для какого дела?

  • Спасать кого-нибудь будет...

Я шел по улицам, которые были совсем уже готовы к празднику, хотя до него оставалось еще целых три дня. Бывший папин больной Андрюша шел рядом. Он так радовался разноцветным огням, будто было время, когда он не надеялся их увидеть.

Подходя к нашему дому, Андрюша тоже не удержался и сказал:

- А ты похож на отца! Честное слово... Похож!

Сказал так, будто наградил меня. А я в эту минуту подумал, что, наверное, похож на папу только внешне. «А чтобы быть на него похожим по-настоящему, - думал я, - мне еще надо... Ведь это не так легко - делать других счастливыми!»


• Придумайте название рассказу, в котором бы отразилась его главная идея.

• Можно ли сказать, что коллеги и больные не просто любят, а и глубоко уважают папу мальчика? Почему?

Беседа

Размышления учащихся по тексту послужат переходом к беседе по вопросам, представленным в рубрике «Беседа».

Комментируя ответы учащихся, учителю следует подчеркнуть, что уважение и любовь к человеку часто идут рука об руку, но уважение основано на признании успехов, достижений, заслуг человека, а любовь свойственна человеческой природе изначально, поэтому она проявляется как душевное откровение.

  1. Всегда ли вы любите человека, которого уважаете? Почему?

  2. В чем разница между любовью и уважением к человеку?

  3. Приведите примеры поступков, которые вызывают у вас уважение.

Учебная информация

Учитель предлагает учащимся прочитать сведения, представленные в рубрике «Узнаем новое», самостоятельно, а затем изложить информацию своими словами, дополнив собственными выводами, подтверждая примерами. Такой подход помогает развить самостоятельность мышления, сформировать собственное видение подростка.

Жить среди людей - одна из важных для человека проблем. Человека любого возраста, где бы он ни учился, ни работал, в каком бы коллективе или группе ни находился, волнуют вопросы: «Какой я человек? Чего стою в глазах товарищей? Уважаем ли я?». Во многом люди похожи друг на друга, имеют общие потребности, следуют определенным нормам поведения и т.д. Ив то же время люди во многом различны: у каждого свой характер, свои интересы, свои принципы. В зависимости от этого ценятся человеческие качества.

Человека уважают за настойчивость, упорство, честность, принципиальность, добросовестность, ответственность, профессионализм. Уважение приобретается в процессе всей жизни, а утрачено может быть в один миг. Поэтому важно оставаться цельным и верным выбранным жизненным принципам, то есть не терять верных жизненных ориентиров.

Чтение

В стихотворении, представленном в рубрике «Читаем», автор предостерегает от опасности унизить человека.

БОЯЗНИ

А. Юдакин

Я боялся прыжков с парашютом,

Но боязнь не мешала прыжкам.

.. .Я боялся воды непрестанно, с детских лет.

Но, однако, потом,

Как дельфин бороздил океаны,

Плавал в реках, как будто тритон.

Я боялся насилья и боли,

Голенастый худющий пацан,

И меня в состязаньях бороли,

Обижали до слез без конца.

.. .Я не раз узнавал, где раки зимовали,

Работал, как вол, одолел первобытные страхи,

И боязни в себе поборол.

Лишь одна до скончания века

Прикипела к душе, как звезда.

Я унизить боюсь человека

И обидеть его навсегда.

• Почему унизить и обидеть человека автор считает одной из опасностей, которую необходимо остерегаться в жизни?

Заслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что унизить или обидеть человека - это значит подорвать его веру в себя, пошатнуть уважение к себе, что бывает для личности особенно губительно.

Творческая деятельность

Данный вид творческой деятельности поможет учащимся осмыслить свое место в семье, коллективе, обществе, увидеть свои слабые и сильные стороны, подумать, что нужно изменить в своем отношении к себе и миру. Тексты писем не следует представлять широкому кругу слушателей или публично анализировать, их можно рассматривать как страничку личного дневника. Но в любом случае письмо - это подведение определенных итогов личности на пути самопознания, осмысление этапа взросления, рождение новых целей.

Напишите письмо самому себе. Подумайте, уважаете ли вы сами себя, уважают ли вас окружающие? Проанализируйте причины, по которым вы не всегда можете рассчитывать на уважение близких, друзей, учителей, одноклассников. Наметьте пути устранения этих причин.

Задание может быть рекомендовано в качестве домашнего.

Подумаем об этом...

Притча, представленная в данной рубрике, содержит мудрый совет, однако ее содержание может не обсуждаться в группе, а предлагаться для самостоятельного анализа.

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ

(Притча)

Однажды учитель сказал своим ученикам:

- Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто, на ваш взгляд, недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения.

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики учеников продолжают следовать этим советам.

Цитата урока

Изречение В.Белинского помогает учащимся уяснить, что уважение к человеку - это не всегда признание только его заслуг, это принятие его внутреннего достоинства, права называться Человеком. Такое пояснение, наряду с цитатой, может рассматриваться как резюме урока.

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.

Виссарион Белинский

Круг «От сердца к сердцу»

Поделитесь с одноклассниками мыслями о том, почему вы уважаете каждого из них.

Проведение Круга «От сердца к сердцу» в подобной форме поможет учащимся пристальнее в смотреться в своих одноклассников и увидеть, что каждый из них достоин уважения.





Учитель: Бурнашева З.Ш.

Проверила зам директора: Огрызко.Е.М.______________





8


© 2010-2022