Образовательная программа эколого - нравственного направления «Истоки

Стандартизация образования детей  потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента. Программа кружка включает подходы введения регионального компонента в содержание образования через краеведение. Краеведение – один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50 им.С.В.МАРЗОЕВА

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МБОУ СОШ №50 Зам. директора по УВР

_______________ Бурнацев А.Т. _________________ Бибилова Л.А.

«_____» _______________ 2013 г. «_____» ________________ 2013 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Истоки»

эколого - нравственного направления,

срок реализации 2 года,

возраст обучающихся 11-16 лет

форма организации образовательной

деятельности - кружок

Образовательная программа эколого - нравственного направления «Истоки.

ВЛАДИКАВКАЗ 2014 г.

Пояснительная записка



Стандартизация образования детей потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента. Программа кружка включает подходы введения регионального компонента в содержание образования через краеведение.

Краеведение - один из элементов общего образования в школе, одна из важнейших отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Экологическое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно - политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности. «Краеведение» - это изучение данного края.

В настоящее время краеведение включает в себя практическую деятельность и популизаторскую, является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений - эколого - нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.



Программа составлена с опорой на Закон «Об образовании» и является общеразвивающей. Особенность данной программы состоит в ее универсальности. Она может стать основой для организации деятельности всей школы по изучению родного края, может использоваться руководителями кружков различной направленности: экологической, географической, туристско - краеведческой, этнографической. Отдельные разделы, вопросы программы могут использоваться учителями с целью реализации регионально - национального компонента образования. Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни.

Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг к другу гуманно.







Цель программы: Развитие и коррекция личности обучающихся; формирование активной жизненной позиции и познавательной потребности в освоении нравственных ценностей.

Задачи:

1. Образовательные

· расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

· повысить интерес к экологическим знаниям;

· формировать у воспитанников эколого - краеведческие умения и навыки;

· вовлечь учащихся в природоохранную деятельность.

2. Развивающие

· развивать творческие возможности учащихся.

3. Воспитательные

· формировать личностные качества воспитанников;

· трудолюбие, ответственность, коммуникабельность;

· воспитывать чувства любви к Родине, родному краю и бережное отношение к ним;

· содействовать активной гражданской позиции учащихся, культуре общения и поведения в социуме.

Программа дополнительного образования по уровню освоения является общеразвивающей, социальной, адаптированной; по направленности - эколого - краеведческой.



Программа рассчитана на два учебных года.

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Количество учащихся: 10-15 человек.

Общее количество часов: 72 часа.

Количество занятий в неделю: 1 час.

Формы организации: Программа предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается в ходе занятия. Основные задачи теоретических знаний - дать необходимые знания по истории родного края; познакомить учащихся с прошлым и современным состоянием города, предположить перспективы ее развития. На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений, предприятий, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно - популярной литературой, архивными документами; проводить исследовательские и поисковые работы, оформлять материалы.

Основными формами краеведческой работы являются: экскурсии, походы, сбор информации, участие в конференциях, конкурсах, защита проектов, создание презентаций и т.д.

Основные условия, которые учитываются в работе:

1.Добровольность, без желания не будет успешной работы, необходимо самому выбрать задание по душе, посильное с учетом возраста.

2.Ответственность учащихся за порученное дело.

3.Увидеть итог и значимость своей работы.

4.Самостоятельность в поиске. Умело дать совет, помочь при затруднениях в организации общения с жителями, нужными людьми, которые могут помощь в поисковой работе.



Учащиеся должны знать и уметь:

- правила техники безопасности на практических занятиях;

- правила поведения в музеях во время экскурсии;

- работать с первоисточниками;

- составлять доклады, рефераты;

- самостоятельно проводить беседы с населением для сбора информации;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

- уметь работать с компьютером;

- проводить экскурсионную работу;

- применять полученные знания на практике.

Результативность деятельности:

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности кружка. Наглядным результатом является устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Это могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных, республиканских конкурсах, конференциях. Повышается уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. На занятиях кружка учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Программа разработана для того, чтобы воспитанники почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне.



Содержание изучаемого курса

дополнительной образовательной программы

I год

1.Вводное занятие. Теоретическое занятие - 1 час.

Задачи:

· Согласование плана работы на год;

· выбор актива;

· техника безопасности;

· инструктаж по ТБ.

2.История города Владикавказ учащиеся знакомятся с историей города, историей школы, собирают материал для докладов и презентаций. На практических занятиях проводятся экскурсии, встречи с людьми, которые работали раньше в школе. Также идет сбор материалов, фотографий, интервью, воспоминаний для оформления истории школы.

3.Знаменитые люди - кружковцы изучают архивные материалы о К.Л.Хетагурове, В.И. Абаеве, И.А.Плиеве и.т.д. и оформляют доклады, организуют шефство над памятниками во дворе церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Подведением итогов по разделу является Устный журнал «Прошлое храним и помним».

И заключительным является:

· Викторина «Знаешь ли ты историю своего края»;

· По географии - ориентирование на местности;

· По биологии - растения и животные края; Красная книга

· По физкультуре - полоса препятствий;





II год

Во второй год обучения занятия кружка носят преимущественно практический характер.

Перед кружковцами ставятся задачи:

· Научится брать интервью;

· Уметь составлять опросник для бесед;

· Быстро и грамотно записывать ответы;

· Уметь проводить не сложные исследования;

· Проводить сбор информации;

· Составлять проекты и презентации;

· Готовить выступления на краеведческих конференциях, на защите проектов.

1.Вводное занятие - 1 час. Инструктаж по ТБ.

2. «История родного края» планируется посещение краеведческого музея, изучение архивных документов по истории школы, города; встречи с местным писателем Г.А. Агнаевым, с корреспондентом газеты «Рæстдзинад», с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы отцом Георгием, посещение храма.

3.Традици народа - кружковцы собирают материал о народных праздниках: «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Джеоргуыба» и т.д. Сбор материала о народных обрядах, легендах.

4.Акция «Я - гражданин России».





Техническое оснащение занятий.

1. Использование компьютера.

2. Аудио и видеодиски.

3. Компасы.

4. Фотоаппарат.

5. Туристское снаряжение.

Формы проведения итогов реализации программы

По окончании реализации программы участники кружка должны подвести итоги. Формами итогов должны быть:

1. Оформление докладов, альбомов.

2. Участие в школьных конкурсах, краеведческих чтениях. Например: Акция «Город будущего»

3. Участие в республиканских конкурсах.

4. Оформление и защита проектов.

5. Совершение экскурсий в городские , районные музеи.

6. Печатание материалов в СМИ.









Календарно - тематическое планирование



Образовательная программа эколого - нравственного направления «Истоки.

Темы

I год

Количество

часов

Теоретических

Практических

1.

Введение.

1

1

2.

История города Владикавказ.

1

1

3.

Экскурсия по историческим местам

2

2

4.

Славное прошлое и настоящее

2

2

5.

История МБОУ СОШ № 50

2

2

6.

Экскурсия по местам боевой славы

2

2

7.

Встречи с интересными и знаменитыми людьми.

4

4

8.

Встреча с земляками прошедшими Афганистан ….

2

1

1

9.

В.И.Абаев - академик. Его труды.

2

2

10.

Валерий Гергиев, его творчество, деятельность.

2

2

11.

И.А.Плиев - герой Советского союза (экскурсия в музей)

2

1

1

12.

«Весь мир мой храм…»К.Л.Хетагуров (экскурсия в музей)

2

1

1

13.

Знай и люби свой край.(экскурсия

в музей осетинской литературы)

2

1

1

14.

Памятники истории вокруг нас.

2

1

1

15.

Экскурсия в Северо - Осетинский государственный природный заповедник.

2

2

16.

Прогулка по старому Владикавказу

1

1

17.

П.П. Барбашов Герой Советского Союза.

1

1

1

19.

Всего

32

16

17

Темы

II год

Количество

часов

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

История родного края.

1

1

3.

Экскурсия в краеведческий музей города Владикавказа

2

2

4.

Встречи с ветеранами педагогического труда - они работали в нашей школе.

2

2

5.

Встреча с писателем

Г.А. Агнаевым.

1

1

6.

Встреча с корреспондентом газеты «Рæстдзинад» Саутиевой Тамилой

1

1

7.

Встреча с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы отцом Георгием.

1

1

8.

Традиции народа.

2

2

9.

Сбор материала о народных праздниках «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Джеоргуыба»…

10

10

10.

Сбор материала о народных обрядах и легендах.

5

5

11.

Благоустройство церквей города Владикавказа

3

3

12.

Они побывали на нашей Родине (экскурсия по Новой набережной)

1

1

13.

Мероприятия, посвященные участникам осетино - ингушского конфликта.

1

1

14.

Обобщение работы кружка игра «Что? Где? Когда?» на тему «Знаешь ли ты историю родного края»

1

1

15.

Всего

32

6

26



© 2010-2022