Эссе. Основные особенности личностно-ориентированного урока

Содержание эссе "Основные особенности личностно- ориентированного урока"Почему популярен личностно- ориентированный подход?Цель такого обученияТрудности в реализации личностно – ориентированного обученияСравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно- ориентированного уроковТехнология работы педагога
Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сердюк Ирина Николаевна ,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

МБОУ гимназия № 92 г. Краснодар, Краснодарский край, РФ

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д.Ушинский

«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

Г. Галилей.

Содержание

  1. Почему популярен личностно- ориентированный подход?

  2. Цель такого обучения

  3. Трудности в реализации личностно - ориентированного обучения

  4. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно- ориентированного уроков

  5. Технология работы педагога

Основные особенности личностно- ориентированного урока

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно- ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно - ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

- современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых;

- динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко- индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;

- современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В стратегии модернизации содержания образования одним из основных условий достижения целей образования называется вариативность и личностная направленность системы общего образования.

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаётся необходимое условие для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников.

Согласно концепции личностно- ориентированного обучения, каждый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Личностно - ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание

(«окультурить»). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно - ориентированного урока

Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика;

- находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно - ориентированного уроков представлены в таблице 1.

Реализация личностно - ориентированного обучения в современной российской школе вызывает определённые затруднения в силу ряда причин. Вот некоторые из них:

  1. Комплектование групп учащихся в классе наполняемостью 25 человек. Учитель часто не в состоянии увидеть индивидуальные особенности каждого учащегося, не говоря уже о том, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе субъектного опыта каждого ребёнка.

  2. Ориентация процесса обучения на «среднего» ученика.

  3. Отсутствие организационных условий, позволяющих реализовать способности и индивидуально значимые ценности учащихся по отдельным предметам.

  4. Необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам

  5. Приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.

Таблица 1

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно- ориентированного уроков

(разработано С. В. Зайцевым).

Цели традиционного урока

Цели личностно- ориентированного урока

  1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта

  1. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

  1. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

  1. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми

Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком

  1. Планирует и направляет детскую деятельность

Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

  1. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

  1. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Создаю условия для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

Сочетаю фронтальную работу с классом с групповыми формами деятельности. Групповая работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребёнку раскрыться как личности.

Стараюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Применяю на уроках разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую).

Часто использую на уроках коллективные формы работы. Уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, что сделать по - другому.

Литература.

1. Урок в лично ориентированном обучении: "Завуч начальной школы" Н.В. Лежнева, кандидат технических наук, доцент, директор школы г.Троицка Челябинской области.

2. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения: Журнал "Директор школы" И.Я. Якиманская. О. Якунина.

3.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/24/osobennosti-provedeniya-lichnostno

5


© 2010-2022