Рабочая программа по бисероплетению

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества» Рассмотрена Утверждена на заседании метод. совета приказом директора Протокол № 2 от 10.09.2014 МБОУ ДОД «Ц...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Абакана

«Центр детского творчества»


Рассмотрена Утверждена

на заседании метод. совета приказом директора

Протокол № 2 от 10.09.2014 МБОУ ДОД «ЦДТ»

№ от 12.09.2014 ____________ Л.Г. Моруденко



Рабочая программа

«Бисероплетение»

(3 года обучения)

Возраст учащихся: 7 - 14 лет



Чихачева Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования







Абакан

2014


Пояснительная записка

В настоящее время бисероплетение стало очень популярно, особенно среди детей и молодежи. Украшения из бисера, со вкусом и качественно выполненные, не уступают по ценности и красоте дорогим ювелирным. Даже строгий деловой наряд бисерное украшение преобразит и сделает неповторимым. Выполненные из бисера предметы интерьера создают в доме уют и приподнятое настроение. Программа направлена на формирование творческой личности, умеющей создавать неповторимые по своей красоте оригинальные изделия.

Данная образовательная программа отнесена к программам художественно-эстетической направленности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу доступности изложения материала, то есть осуществляется постепенный переход от простого к сложному. Большое количество часов отводится для творческой работы, учитываются возможности и интересы учащихся.

Актуальность программы определяется введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые помимо предметных результатов предъявляют требования к личностным и метапредметным результатам освоения основных образовательных программ.енности.

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к дополнительному образованию, социальные компетентности, личностные качества;

метапредметные результаты - освоенные воспитанниками универсальные учебные действия, необходимые обучающимся в объединениях дополнительного образования;

предметные результаты - освоение обучающимися специальных знаний, получение опыта плетения из бисера.

Новизна программы в том, что в нее включены «Программы формирования универсальных учебных действий» и разработанные электронные пособия.

Цель образовательной программы: Формирование творческой личности через приобщение к искусству бисероплетения и активизация познавательной деятельности.

Методы организации занятий

  • репродуктивный;

  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

  • методы практической работы;

  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

  • игровой метод: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

Обучение по программе «Бисероплетение» рассчитано на три года и реализуется с детьми 7-14 лет.

В 2014-2015 учебном году реализуются программы первого и второго года обучения.



Рабочая программа 1-го года обучения


Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа.

В течение года проводится аттестация воспитанников: в конце первого полугодия (декабрь) - промежуточная, в конце учебного года ( май) - итоговая.

В процессе изучения учебной темы учащиеся выполняют творческие задания по карточкам, проводится тестовый контроль знаний, диагностические игры.

Задачи рабочей программы первого года обучения

- обучить первоначальным навыкам и техникам бисероплетения;

- воспитывать гармонично развивающуюся личность;

-развивать мелкую моторику.

Учебно-тематический план занятий

1- го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

История возникновения бисероплетения.

1

-

1

3

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

1

-

1

4

Низание. Изготовление бус.

1

2

2

5

Параллельное плетение. Изготовление цветка.

1

1

2

6

Изготовление бабочки.

1

3

4

7

Изготовление украшений на проволоке.

1

3

4

8

Изготовление сувениров.

1

5

6

9

Изготовление изделий по собст. замыслу.

-

8

8

10

Петельное плетение.

1

5

6

11

Игольчатое плетение.

1

3

4

12

Плетение «крестиком».

1

9

10

13

Изготовление изделий по собст. замыслу.

-

10

10

14

Контрольная работа.

-

-

2

15

Плетение цепочек.

-

10

10

16

Ткачество.

1

9

10

17

Изготовление изделий по собст. замыслу.

-

12

12

18

Изготовление салфетки.

1

9

10

19

Вышивание бисером.

1

9

10

20

Изготовление изделий по собст. замыслу.

-

16

16

21

Плетение колье.

1

9

10

22

Контрольная работа.

-

-

2

23

Итоговое занятие

-

-

2



ВСЕГО:144ч.

Содержание учебно-тематического плана

1-го года обучения

1. Вводное занятие 2ч.

Ознакомление с изделиями из бисера, рассказ о работе, планах. Знакомство с детьми.

2. История возникновения бисероплетения 1ч.

Рассказ об истории бисероплетения в России, первых изделиях и возникновении стеклоделия. Электронная презентация.

3. Инструменты и материалы. Техника безопасности 1ч.

Инструктаж по технике безопасности. Рассказ об инструментах и материалах, необходимых для бисероплетения.

4. Низание. Изготовление бус 2ч.

Теоретическая часть. Рассказ о процессе изготовления бус, подбор бисера и бусин.

Практическая часть. Изготовление бус.

5. Параллельное плетение. Изготовление цветка 2ч.

Теоретическая часть. Просмотр образцов и технику выполнения цветка.

Практическая часть. Изготовление цветка из отдельных лепестков.

6. Изготовление бабочки 4ч.

Т.Ч. Просмотр образцов и схем плетения.

П.Ч. Плетение бабочки.

7. Изготовление украшений на проволоке 4ч.

Т.Ч. Просмотр и выбор образцов плетения.

П.Ч. Плетение следующих украшений на выбор: брошь из цветов, брошь с бабочкой,

стрекоза и другие по желанию.

8. Изготовление сувениров 6ч.

Т.Ч. Ознакомление с образцами сувениров.

П.Ч. Изготовление сувениров в технике параллельное плетение с использованием проволоки

и по схемам ( божья коровка, крокодил, ящерица, сова рыбка).

9. Изготовление изделий по собственному замыслу 8ч.

Создать эскиз изделия по собственному замыслу. Самостоятельная работа. Оформление

законченности изделия. Применение электр. пособия «Фигурки»

10. Петельное плетение 6ч.

П.Ч. Просмотр техники петельного плетения, образцов и схем. Электронная презентация.

Т.Ч. Плетение дерева счастья.

11. Игольчатое плетение 4ч.

Т.Ч. Ознакомление с техникой игольчатого плетения, просмотр образцов и схем.

П.Ч. Плетение цветка хризантемы.

12. Плетение «крестиком» 10ч.

Т.Ч. Ознакомление с данной техникой, просмотр образцов и схем.

П.Ч. Плетение браслетов.

13. Изготовление изделий по собственному замыслу 10ч.

Составление схем. Самостоятельная работа. Использование различных цветов.

14. Контрольная работа.

Выполнение контрольной работы по пройденному материалу.

15. Плетение цепочек 10ч.

Ознакомление с образцами и видами цепочек. Плетение по выбору.

16. Ткачество 10ч.

Т.Ч. Ознакомление со станком, образцами плетения, схемами.

П.Ч. Плетение на станке брелока или браслет.

17. Изготовление изделий по собственному замыслу 12ч.

Самостоятельный выбор изделия и цвет бисера, составление схемы. Самостоятельная

работа и оформление изделие.

18. Изготовление салфетки 10ч.

Т.Ч. Просмотр образцов и схем простой салфетки.

П.Ч. Способ изготовления - низание по кругу, в каждом ряду увеличивая

количество бисеринок.

19. Вышивание бисером 10ч.

Т.Ч. Выбор картинки для вышивания.

П.Ч. Самостоятельная работа по вышиванию, оформление изделия.

20. Изготовление изделий по собственному замыслу 16ч.

Самостоятельный выбор изделия и цвет бисера, составление схемы. Самостоятельная

работа и оформление изделия.

21. Плетение колье 10ч.

Изготовление колье - творческая работа. Выполнение работы. Оформление мини - выставки.

22. Контрольная работа 2ч.

Итоговая контрольная работа по пройденному материалу.

23. Итоговое занятие 2ч.

Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов работы за год. Обмен

впечатлениями. Обсуждение пожеланий на будущее.



Предполагаемые результаты первого года обучения

Освоение воспитанниками программы «Бисероплетене» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций;

- уважительно относиться к чужому мнению;

- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- определять с помощью педагога цель деятельности на занятии;

- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;

- учиться предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия;

- работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, рисунки;

- определять в диалоге с педагогом успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

- наблюдать образы объектов природы и окружающего мира, результатов работы мастеров;

- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку;

- с помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

- находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях;

Коммуникативные УУД

- уметь слушать педагога и товарищей, высказывать свое мнение;

- учиться выполнять задания в паре, группе.

Предметные результаты

По окончании первого года обучения воспитанники должны:

- уметь организовывать свое рабочее место;

- овладевать навыками работы с бисером;

- приобретать навыки низания бисера;

- овладевать навыками создавать фигурки из бисера, пользуясь схемами;

- изучать простые техники плетения;

- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на схемы и образец;

Рабочая программа 2-го года обучения

Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов. Здесь предусматривается самостоятельная творческая деятельность воспитанников от разработки эскизов до готового изделия.

В течение года проводится аттестация воспитанников: в конце первого полугодия (декабрь) - промежуточная, в конце учебного года (май) - итоговая.

В процессе изучения учебной темы учащиеся выполняют творческие задания по карточкам, проводится тестовый контроль знаний, диагностические игры.

Задачи рабочей программы второго года обучения

- закрепить полученные навыки и продолжить обучение техникам и приемам бисероплетения;

- воспитывать эстетический вкус, самостоятельность;

- развивать творческое воображение, коммуникативные навыки.

Учебно-тематический план занятий 2 года обучения.


Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Этапы творческого процесса.

1

-

1

3

Колье из бисера.

1

7

8

4

Вышивание бисером. Отделка одежды.

1

5

6

5

Шкатулка из бисера.

2

8

10

6

Индивидуальная работа.

-

12

12

7

Ваза, оплетенная бисером.

1

11

12

8

Пасхальные сувениры.

1

11

12

9

Контрольная работа.

-

-

3

10

Индивидуальная работа.

-

12

12

11

Украшения.

-

12

12

12

Сувениры.

1

9

10

13

Пояс из бисера.

1

13

14

14

Корзинка.

1

9

10

15

Индивидуальная работа.

-

16

16

16

Панно.

1

13

14

17

Сумочка, косметичка.

1

13

14

18

Объёмный браслет.

1

11

12

19

Индивидуальная работа.

-

12

12

20

Ожерелье (творческая работа).

1

9

10

21

Панно (коллективная работа).

-

10

10

22

Итоговое занятие.

-

-

2





ВСЕГО:216 ч.

Содержание учебно-тематического плана

2-го года обучения

1.Вводное занятие 2ч.

Ознакомление с планами на год. Перспективы развития.

2. Этапы творческого процесса 1ч.

Рассказ о творчестве в бисероплетении, различных возможностях.

3. Колье из бисера 8ч.

Т.Ч. Составление схемы колье, подбор цвета бисера.

П.Ч. Самостоятельное плетение колье.

4. Вышивание бисером. Отделка одежды 6ч.

Т.Ч. Подбор рисунка, бисера.

П.Ч. Вышивание бисером элементов для отделки одежды.

5. Шкатулка из бисера 10ч.

Т.Ч. Подбор формы шкатулки, рисунка, бисера, техники плетения.

П.Ч. Плетение шкатулки и оформление.

6. Индивидуальная работа 12ч.

Выбор изделия для индивидуальной работы. Составление схемы плетения и подбор бисера. Выполнение работы.

7. Ваза, оплетённая бисером 12ч.

Т.Ч. Подбор рисунка плетения, составление схемы, подбор цвета бисера.

П.Ч. Плетение вазы и оформление готового изделия.

8. Пасхальные сувениры 12ч.

Т.Ч. Выбор темы плетения, узор и бисер. Составление схемы.

П.Ч. Плетение по схеме. Главное условие - аккуратность и законченность. Применение электр.пособия «Пасхальные сувениры»

9. Контрольная работа 3ч.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

10.Изготовление изделий по собственному замыслу 12ч.

Самостоятельная работа по схемам плетения.

11. Украшения 12ч.

Плетение изделия на выбор: кулон, брошь, колье или браслет. Самостоятельное составление схемы, подбор бисера и плетение.

12. Сувениры 10ч.

Т.Ч. Выбор сувенира: знаки зодиака, составление схемы и подбор бисера.

П.Ч. Самостоятельное плетение сувенира на проволоке.

13. Пояс из бисера 14ч.

Т.Ч. Расчет длины пояса, составление рисунка и схемы, подбор бисера.

П.Ч. Плетение пояса по разработанной схеме.

14. Корзинка 10ч.

Т.Ч. Составление схемы корзинки: боковина и дно.

П.Ч. Плетение боковины, затем дно, крепление ручки.

15. Индивидуальная работа 16ч.

Самостоятельный выбор изделия и техники плетения. Изготовление изделия.

16. Панно 14ч.

Т.Ч. Разработка эскиза панно, его элементов, подбор бисера.

П.Ч. Плетение и самостоятельное оформление панно.

17. Сумочка, косметичка 14ч.

Т.Ч. Ознакомление с технологией плетения, подбор бисера, составление схемы.

П.Ч. Плетение сумочки по составленной схеме.

18. Объёмный браслет 12ч.

Т.Ч. Ознакомление с техникой плетения, подбор бисера.

П.Ч. Плетение браслета и самостоятельное завершение.

19. Индивидуальная работа 12ч.

Самостоятельный выбор изделия и техники плетения. Изготовление изделия.

20. Ожерелье (творческая работа) 10ч.

Творческая разработка схемы плетения ожерелья, самостоятельное выполнение. Просмотр и

оценка выполненных изделий.

21. Панно (коллективная работа) 10ч.

Совместная разработка панно, распределение плетения элементов. Выполнение работы и

оформление.

22. Итоговое занятие 2ч.

Подведение итогов за год, анализ работы. Оформление отчетной выставки. Рекомендации и планы на будущее.

Предполагаемые результаты второго года обучения

Освоение воспитанниками программы «Бисероплетение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- отзывчиво относиться к товарищам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда ;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- совместно с педагогом формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- совместно с педагогом анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты;

- самостоятельно выбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- осуществлять текущий и итоговый контроль выполнения работы.

Познавательные УУД

- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

- находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, учебных пособиях, сети Интернет;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД

- формулировать мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

- слушать других, уважительно относиться к их мнению;

- сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы..

Предметные результаты

По окончании второго года обучения воспитанники должны:

- закрепить знания об изученных ранее техниках плетения;

- уметь разрабатывать творческие проекты ( самостоятельный выбор изделия, разработка эскизов, схем, подбор цвета и размера бисера, плетение и оформление готового изделия);

- закрепить навык сочетания между собой различных техник;

- закрепить навык плетения объемных изделий;

- уметь использовать оригинальные техники плетения при разработке творческих проектов.

Список литературы


Литература для детей:


1. Артамонова Е.В. Украшения и сувениры из бисера. ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999.

2. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. - М. Рольф,2000.

3. Божко Л.А. Бисер. - М. Мартин, 2003.

4. Ляукина М.В. Бисер. - М. АСТ-ПРЕСС,1998.

5. Виноградова Е.Г. Оплетение бисером и шнуром. - СПб. ООО «Издательский Дом «Кристалл»,2000.

6. Фигурки из бисера / Под ред. Л. Мартыновой. Издательство «Культура и традиции», 2001.

7. Куликова Л.Г., КоротковаЛ.Ю. Цветы из бисера.- М. Издательский Дом МСП,2001.

8. Модные фенечки из бисера / Под ред. Ниловой И. Издательство «Внешсигма»,1999.

9. Бисер // «Лена-рукоделие», 2002,№2.

10. Пасхальные композиции. «Культура и традиции», 2000.

11. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Возрождение «славянки». - СПб. ИД «МиМ», 1998.

12. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. - СПб. ИД «МиМ», 1998.

13. Комарова Т. С. "Дети в мире творчества" - Москва: Мнемозина, 1995.

14. Петрунькина А. «Фенечки из бисера»

Литература для педагогов:

  1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М., 1995.

  2. Выготский Л С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1967.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства М., 1987.

  4. Выготский Л.С.Собр. Соч. Т. 2. М., 1982.

  5. Голованова И. Л. Активизация творческих способностей младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. М., 1995.

  6. Злотников В. Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореф. Канд. дисс. М., 1966.

  7. Карамзина У. А. Организация художественно - трудовой на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки. Я. 1997г.

  8. Комарова Т. С. "Дети в мире творчества" - Москва: Мнемозина, 1995.


© 2010-2022