• Преподавателю
  • Другое
  • «Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»

«Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранней и младшей возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность бать самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания умения. Чем старше становятся дети, че...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детский сад № 100 ОАО «РЖД»

Тема : «Сюжетно-ролевая игра - средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире»







Подготовила : Воспитатель

Широкова Л. Г.



















Воронеж 2015 год

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому поиску.

Форма проведения: «деловая игра».

Подготовительная работа.

1. Провести анализ игровой деятельности в группе своего коллеги по следующим показателям (с учётом возраста детей) :

- наличие роли;

- приёмы, используемые педагогом для развития игры;

- ролевые действия и ролевые диалоги;

- сюжет и его развитие;

- правила и их соблюдение;

- использование предметов-заместителей;

- степень участия взрослого в игре.

2. Оценить свои профессиональные умения и качества, необходимые для решения проблемы развития ребенка в игровой деятельности.

3. Оформить информационный материал для родителей по теме педсовета.

План проведения педсовета:

1. Теоретическая часть.

а) Игра как фактор всестороннего развития ребёнка, его социализации. (Вступительное слово старшего воспитателя МДОУ) .

б) Итоги тематического контроля по организации сюжетно-ролевой игры на разных этапах её развития в детском саду. (Справка) .

2. Практическая часть.

Выполнение заданий, обсуждение вопросов по проблеме развития сюжетной игры в дошкольном детстве и роли воспитателя в руководстве этой деятельностью.

Деловая игра по проблеме организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

Ведущий (старший воспитатель) :

Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство - один из лучших периодов человеческой жизни.

Наш педагогический совет посвящен сложнейшей и очень актуальной теме - организации сюжетной игры в детском саду и её роли в формировании элементарных представлений об окружающем мире.

Но, поскольку, перефразируя изречения древних, педагог - это сосуд, который надо наполнить профессиональными педагогическими знаниями, а прежде всего - это факел, который надо зажечь, я предлагаю провести педсовет в форме деловой игры КВН.

КВН - заседание нашего Клуба Влюблённых в педагогическую деятельность и Надеющихся, что со временем и не без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания и совместной деятельности.

А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом формировать у детей знания об окружающем посредством сюжетно-ролевой игры, наиболее понятной и интересной детской деятельности.

Размышлять над проблемами развития игры в дошкольном возрасте, особенностях руководства ею на разных этапах дошкольного детства с целью качественного усвоения представлений об окружающем мире, способах взаимодействия людей друг с другом мы будем, выполняя задания.

1. Теоретическая часть.

Вступительное слово старшего воспитателя МБДОУ.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Уже на ранней и младшей возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность бать самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игр на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игр для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения, животных».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

В последние годы в дошкольных учреждениях России усилилось внимание к игровой деятельности детей, для того, чтобы игра заняла достойное место в воспитательно-образовательном процессе.

2. Практическая часть.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живётся», - эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку.

Конкурс «Цепочка».

- Назовите фамилии педагогов и психологов, работающих по проблеме сюжетно-ролевой игры.

- Вспомните высказывания педагогов м психологов об игре как виде деятельности.

Конкурс «Лучший практик».

(Работа с перфокартами) .

Конкурс «Самый сообразительный».

(Решение кроссворда) .

Конкурс «Знатоки программы».

Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

(от 1, 5 до 3, 5 лет)

- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.

(от 3 до 4 лет)

- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

(от 4 до 5 лет)

- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.

(от 5 до 7 лет)

Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры:

- целевой подбор соответствующего игрового материала и его размещение в доступном виде;

- участие педагога в играх;

- использование художественного слова (потешек, прибауток, песенок, стихотворений, рассказов, сказок) ;

- организация бесед, наблюдений, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к книгам;

- создание игровых ситуаций;

- драматизация знакомых произведений;

- создание атмосферы доброжелательности, сердечности;

- положительная оценка взрослым действий ребенка;

- связь между обучением и игрой.

Педагогический тренинг по организации сюжетно-ролевой игры детском саду

1. Следует ли осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой? Каким образом?

2. Как развивается сюжетно-ролевая игра от группе к группе?

3. Какие нравственные качества развиваются у ребенка в игре?

4. От чего зависит умение ребёнка играть?

Конфликтные ситуации, возникающие между детьми в ходе игр и пути их разрешения

1. Из-за атрибутики и игровой деятельности.

Следует обеспечить достаточное количество атрибутики, привлекательное оформление и интересное содержание игровых уголков.

? Во время игры в «больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора.

Какой должна быть реакция воспитателя?

2. В процессе общения.

Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль.

Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

- не предлагать игр, не соответствующих возрасту;

- помочь освоить правила игры.

Работа с перфокартами:

Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как … деятельность детей. Поэтому она требует тактичного и вдумчивого … со стороны взрослого

Сюжетосложение зависит от … детей и их … умений, от …. Развития игровой деятельности и …. Опыта.

В сюжетно-ролевой игре развивается … .

Функция сознания как возможность …. одного предмета другим, использование одного предмета как знака другого.

Основная цель сюжетно-ролевых игр - «содействие развитию …. , овладению …. практической жизни, … поведения, умением самостоятельно ….

Игра имеет моделирующий характер, ведь дети разыгрывают тот или иной сюжет, воссоздают сначала,

Характерные для взрослого человека, а затем ….

В каждой игре есть …. . Постепенно они начинают выделяться дошкольниками как её центральный момент. От победы сиюминутного желания над …. Ребёнок идет к победе … .:

От его слитности с ролью к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.

Кроссворд

1. Психическое свойство личности младшего дошкольника, активно используемое воспитателем при выработке нравственных привычек.

2. Эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении.

3. Способ педагогического воздействия.

4. Метод, направленный на формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

5. Побуждение к действию.

6. Идейная основа нравственного воспитания.

7. Моральный принцип, признающий человека высшей ценностью.

8. Важное средство и метод нравственного воспитания.

Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр

1. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

2. Следует помнить, что воспитатель может писать «конспект» сюжетной игры для себя лишь как возможный проект свободных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников.

3. От искусства взрослого вовремя принять предложение детей в ходе игры, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.

© 2010-2022