РОЛЬ МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ГБОУ СОШ П.КРАСНООКТЯБРЬСКИЙ

Мигранова Гульфинур Аюповна., Пестрикова Александра Васильевна

(ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский)

Одним из основных направлений ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский является работа по патриотическому воспитанию. Основная цель его - формирование чувства гражданственности, уважения к государственной власти, любви к России, к родному городу, проявление культуры межнационального общения.

В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На наш взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Каждая школа имеет «свое лицо», свой стиль, свои традиции, своих героев и кумиров, свое социальное окружение, свой педагогический и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы работы школьного музея, его место в общей структуре жизнедеятельности школы.

В рамках школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней, их родители, общественность микрорайона школы, так и весь педагогический коллектив, включив все названные категории взрослых и детей в различные виды деятельности. Каковы реальные механизмы реализации идеи объединения взрослых и детей в их совместной деятельности? В нашей школе такой механизм создан и реализуется в единой образовательной программе.

Работает программа на базе двух тематических музеев, которые ведут совместную и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Это музей имени Н.П. Попова в с.Августовка и музей боевой славы ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский.

При музеях созданы и работают различные кружки, клубы, объединения для разных возрастных категорий детей. Так, для учащихся средних классов при школьном музее создано детское объединение «Юный краевед». Для учащихся старших классов, прочно определивших для себя приоритетные предметы и дисциплины, необходимые им в дальнейшей учебе и работе, - это клуб «Патриот». Для старшеклассников, ориентированных на поисково-исследовательскую работу, работу в исторических архивах, работу с историческими документами создан клуб «Поиск».

Образовательная программа личностно-ориентирована и составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Созданы группы экскурсоводов трех возрастных категорий. Младшая группа - учащиеся 6-7 классов, средняя группа учащиеся 8-9 классов и старшая группа учащиеся 10-11 классов.

Главный критерий - желание самого ребенка, только интерес и личная активность сделает из простого школьника настоящего знатока истории, краеведа и экскурсовода.

Объединяющим и детей, и взрослых в процессе патриотического воспитания должны стать сложившиеся школьные традиции. В нашей школе это:

• посвящение в первоклассники- каждый год в октябре, после линейки первоклассники идут на экскурсию в музей.

• Ежегодно, 10 декабря, проходит открытое мероприятие ко Дню Героев Отечества, с приглашением А.И. Сухова - начальника отдела военного комиссариата Самарской области по Б.Черниговскому и Б.Глушицкому районам, председателя районного Совета ветеранов и руководителя ДОСААФ Л.А. Воловецкой, активного члена общества "Боевое братство", жителя поселка Краснооктябрьский Т. Абдуллаева.

  • Каждый год 23 января учащиеся и педагоги школы в музее организуют встречи с одноклассниками и родственниками Андрея Каргина, погибшего в Чечне и возлагают цветы к мемориальной доске.

• Накануне праздника 9 Мая в музее организовываются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Такие встречи проходят тепло, дети задают вопросы, дарят подарки, поют военные песни.

• Традиционно в январе, феврале, мае актив музея проводит акцию «Рука, дарящая добро», «Милосердие». Каждый получает частичку добра - подарки, сделанные детскими руками. Готовят праздничный концерт «От всей души». Дети воочию видят, какую боль несет война, острее чувствуют чужое страдание. Шефство над ветеранами, дружеская связь с молодыми войнами, прошедшими Афганистан, Чечню и другие горячие точки помогает в воспитании учащихся, в формировании и сохранении у них нравственных начал.

Материалы обзорных экскурсий широко используются преподавателями на уроках. Богатейший материал для воспитания патриота дает нам музей. Нами разработаны дидактические материалы, составленные по тексту экскурсий. Приведенный ниже материал можно использовать для проведения уроков русского языка в среднем звене. Это особенно важно, поскольку экскурсоводами являются обучающиеся 5 - 8 классов.

Варианты словарных диктантов:

  1. Военно-морское училище, детские и школьные фотографии, подводная лодка, свидетельство о рождении, аттестат зрелости, командир корабля, мечтающий о море школьник, служба на благо Отчизны, аутогенные тренировки, мичманские погоны, погоны лейтенанта.

  2. Командир группы ракетной боевой части, наградные значки, Баренцево море, студент училища, непревзойденный командир, подаренные макеты лодок, награжденный после похода, матросский воротник, камешки кидает, резервный экипаж, великая морская держава.

Наш школьный музей помогает расширить знания об истории края, осмыслить связь времен, не только найти, но и закрепить живую нить памяти современников со старшим поколением.



© 2010-2022