• Преподавателю
  • Другое
  • Урок русской литературы интегрированного с предметом самопознание на тему Лирика природы в творчестве Тютчева

Урок русской литературы интегрированного с предметом самопознание на тему Лирика природы в творчестве Тютчева

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока русской литературы интегрированного с предметом «Самопознание»

Школа-лицей №15 г.Астаны

Класс-10

Количество учащихся-26

Дата 17.10.2015г

Педагог: Ниязбекова М.Г.

Тема: «Лирика природы в творчестве Ф.И.Тютчева»

Ценность- Истина

Качества: вера в себя, ответственность за мысли, слова и дела.

Цель: углубление знаний учащихся о общечеловеческой ценности Истина через лирику природы в творчестве Тютчева.

Задачи урока:

  • Формировать навыки анализа лирического стихотворения.

  • Развивать познавательный интерес к литературе, литературным героям.

  • Воспитывать в учащихся веру в себя, ответственность за свои мысли, слова и дела.

Ресурсы:

(материалы,

источники)

компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

Внешняя интеграция:

Позитивный настрой на Свет.

Поделитесь, что вы почувствовали?

Цитата урока:

«Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Федор Тютчев

  • Как вы понимаете смысл этих слов?

Презентация урока, аудиозаписи

«Времена года» Чайковского,

минутки тишины

Внутренняя интеграция:

Учитель: Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека.

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Тютчев считал, что человек должен жить в единстве с природой, человек сам тоже часть природы, это одно целое и поэтому необходимо подчинение духовному существу, все это прослеживается во всем творчестве поэта.

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, как многолика человеческая сущность, в постоянном движении и смене явлений. Меняются времена года, меняется и природа, в каждом времени своя Истина, красота, одухотворяющая человека.

Природа в творчестве Тютчева связывает человека с духовной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну, также как мы должны заглянуть в глубину своего сердца, где кроются тайны души человека. Его влечет туда надежда обрести понимание Истины жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и Истины.

В лирике природы Тютчев описывает день и ночь, сравнивая ее с жизнью человека. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Жизнь -это черные и белые полосы, сменяющие друг друга. Ночь длинная, но все же она закончится, как и черная полоса жизни. Настанет утро и все пройдет. Описывая ночь автор пытается найти Истину бытия, а возможно соприкоснуться с нею и в своих стихах, показывая пути и размышления того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовно-нравственные ценности, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее.

Стихотворение Тютчева «День и ночь»

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Люди заняты своими проблемами, которые автор считает бессмысленными и второстепенными. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной». Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от духовного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев посвятил свою жизнь познанию себя, своего человеческого начала, природы и всего, что объединяет все в единое целое. Он осознает, что природа дает человеку энергию, которой наполняется внутреннее пространство человеческого существа.

Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо, пронизанное бескорыстной любовью, не требующей ничего взамен. Любой цветок, дерево или животное могут преподать нам важный урок, многому научить, просто надо остановиться, смотреть и слушать.

Вопросы:

  • Как вы понимаете смысл выражения «человек - часть природы»?

  • Зачем человеку нужно познавать мир природы?

  • Что может сделать человек, чтобы сохранить духовные ценности?

  • Почему природа является источником вдохновения для человека?

  • Что человек может сделать, чтобы сохранить красоту природы? Приведите примеры.

Творческая деятельность:

Учащиеся работают в группах, всего 4 группы. Задание по группам, подобрать стихотворения из лирики Тютчева, описывающие времена года, сделать анализ.

1 группа - Весна

2 группа - Лето

3 группа - Осень

4 группа - Зима.



Домашнее задание:

1) Выучить стихотворение о природе, подготовить его анализ.

2) Подготовиться к теме «Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Заключительная минута урока: Закройте глаза, вспомните все хорошее, о чем мы говорили на уроке. Сохраните в своем сердце любовь к природе. Спасибо за урок!













© 2010-2022