• Преподавателю
  • Другое
  • Модель формирования маркетинговой культуры педагога-организатора дополнительного образования детей

Модель формирования маркетинговой культуры педагога-организатора дополнительного образования детей

Российская система дополнительного образования детей, ведущая сегодня, в условиях меняющейся социально-экономической реальности, поиск новой концепции развития, востребует педагога, который обладает высоким уровнем профессиональной культуры и способностью участвовать в управлении (соуправлении) образовательным учреждением. Система дополнительного образования детей переживает в настоящее время серьезный кризис: учреждения дополнительного образования детей  не готовы помогать детям и родителям в о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель формирования маркетинговой культуры педагога-организатора дополнительного образования детей.

Российская система дополнительного образования детей, ведущая сегодня, в условиях меняющейся социально-экономической реальности, поиск новой концепции развития, востребует педагога, который обладает высоким уровнем профессиональной культуры и способностью участвовать в управлении (соуправлении) образовательным учреждением.

Система дополнительного образования детей переживает в настоящее время серьезный кризис: учреждения дополнительного образования детей не готовы помогать детям и родителям в осознании различных вариантов результатов и эффектов образования. Очевидна необходимость изменений, к таким системным изменениям относится перестройка управления развитием образовательного учреждения, ориентированного на построение культурного маркетинга. Эффективность такой перестройки во многом зависит от выстраивания горизонтальной системы организационно-управленческого сотрудничества, что предполагает привлечение педагогов к решению задач управленческо-маркетингового характера, являющегося альтернативой функциональному типу и связанного с реализацией личностного потенциала каждого участника образовательного процесса.

Одним из направлений управленческой деятельности является маркетинг как процесс, связанный с выявлением, предугадыванием и удовлетворением потребностей Клиента с выгодой для себя.

В такой ситуации большое значение имеет повышение профессиональной культуры педагогов, которая характеризуется способностью решать управленческо-маркетинговые задачи в рамках гуманитарно-инновационного развития образовательного учреждения.

Существуют противоречия между:

- объективной необходимостью инновационного развития учреждений дополнительного образования детей с учетом построения новых социально-экономических отношений между всеми субъектами образования на основе принципа гуманитарности и слабой разработанностью вопроса о вовлеченности педагогов УДОД в решение управленческих задач, связанных с таким развитием;

- потребностью сферы дополнительного образования детей в педагогах, обладающих маркетинговой культурой, и недостаточными знаниями о сущности такой культуры, особенностях ее формирования у педагогов дополнительного образования детей;

- большими возможностями внутрифирменного обучения как условия становления профессиональной культуры педагогов дополнительного образования и слабым использованием таких возможностей в процессе формирования их маркетинговой культуры;

- необходимостью формирования у педагогов дополнительного образования маркетинговой культуры в условиях внутрифирменного обучения и неразработанностью модели такого процесса.

У педагогов дополнительного образования формируется маркетинговая культура, которая способствует процессу инновационного развития образовательного учреждения как гуманитарной системы и обеспечивает более эффективный, по сравнению с массовой практикой, уровень социально-образовательного сотрудничества педагогов с детьми и родителями, если:

- педагогу предоставляется возможность участия в процессе управления развитием образовательного учреждения на уровнях решения трех типов маркетингово-управленческих задач - «маркетингового самоменеджмента», «коллегиально-маркетингового менеджмента», «корпоративно-маркетингового менеджмента»;

- маркетинговая культура принимается педагогами как ценность, имеющая особое значение для инновационного развития образовательного учреждения, и понимается как профессионально-личностное качество, обеспечивающее конструктивное решение маркетингово-управленческих задач с учетом гуманитарного принципа образования;

- в качестве основного условия формирования исследуемой культуры выступает реализация программы внутрифирменного обучения, разработанной на основе текстуально-диалогического принципа, который позволяет педагогам «опредмечивать в знаке» свои действия и продукты деятельности в рамках решения трех типов маркетинговых задач;

- процесс формирования маркетинговой культуры у педагогов дополнительного образования строится в логике развертывания ситуаций решения маркетинговых задач, связанных с построением отношений «педагог - собственная педагогическая система» (реклама своего «фирменного стиля» деятельности и педагогической системы), «педагог - ребенок» (выстраивание договоренностей с детьми и родителями), «педагог - образовательное учреждение» (участие в создании бренда образовательного учреждения) и с созданием текстов типа «контракт».

Эффективность развития учреждений дополнительного образования детей в современных условиях становления инновационной экономики зависит от новых форм сотрудничества педагогов с детьми и родителями, от их вовлеченности в решение управленческих задач «культурного маркетинга». Такой маркетинг связан с совместным созданием образовательного продукта как личностной и социальной ценности, удовлетворением базовой потребности личности в развитии собственно человеческих способностей. Его эффективность зависит от решения педагогами управленческих задач, которые предполагают следующее: формирование у них отношения к результатам собственной деятельности как важному социально-экономическому ресурсу развития образовательного учреждения, определение и предъявление фирменного стиля своей деятельности (уровень «маркетингового самоменеджмента»); выстраивание с детьми и родителями контрактно-договорных отношений, оказание им помощи в формировании образовательных запросов, стимулирование их ценностного отношения к продуктам своей образовательной деятельности (уровень «коллегиально-маркетингового менеджмента»); участие в создании ресурсной базы образовательного учреждения, поиск и укрепление его аутентичного бренда (уровень «корпоративно-маркетингового менеджмента»).

Маркетинговая культура педагога является частью профессионально-педагогической культуры. Она представляет собой интегративное качество и показатель высокого уровня личностно-профессионального развития педагога, свидетельствующие о готовности решать управленческо-маркетинговые задачи на основе ценностного отношения к продуктам ученического и педагогического труда как важному личному капиталу и социально-экономическому ресурсу образовательного учреждения. Данная культура имеет следующие функции: гуманитарно-аксиологическую (регулирование педагогической деятельности в соответствии с гуманитарными смыслами образования и отношением к своему труду как социально-экономическому ресурсу общества); личностно развивающую (развитие самосознания и управления своей педагогической системой в условиях «культурного маркетинга»); коммуникативно-диалогическую (выстраивание партнерских отношений с детьми и родителями, направленных на создание общезначимого продукта); корпоративно-управленческую (владение способами и приемами организации совместной деятельности в условиях расширения ресурсной базы образовательного учреждения и формирования его бренда). Исследуемая культура представлена диалектическим единством взаимосвязанных компонентов: 1) культура гуманитарно-экономического мышления, позволяющая относиться к результатам собственного педагогического и учебного труда ребенка как к личностному и социальному богатству, как социально-экономическому ресурсу развития своей организации; 2) культура контрактно-диалогических отношений, характеризуемая коммуникативными умениями, способностью пробуждать интерес детей и родителей к инвестициям в свое образование, оказывать им помощь в создании продуктов образования на основе контрактных форм взаимодействия; 3) культура корпоративно-управленческой деятельности, свидетельствующая о владении методами организации совместной деятельности по совершенствованию ресурсной базы образовательного учреждения, поиску его бренда и формированию его имиджа.

Маркетинговая культура педагога дает возможность для проектирования образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и управления УДОД на основе идей гуманитарно-антропологического подхода; обоснованная маркетинговая культура педагогов расширяет знания о профессиональной культуре в условиях инновационного развития образовательного учреждения; раскрытая в исследовании система проектов, разработанная на основе текстуально-диалогического принципа и направленная на создание личностно и социально значимого образовательного продукта, вносит вклад в содержание дополнительного образования детей; предложенная модель формирования у педагогов дополнительного образования маркетинговой культуры существенно обогащает теорию внутрифирменного повышения квалификации и позволяет решать проблему включения педагогов в управление инновационным развитием образовательного учреждения.

Процесс формирования маркетинговой культуры осуществлялся в условиях внутрифирменного обучения, учитывающего специфику развития корпоративной культуры образовательного учреждения как гуманитарной системы и носящего непрерывный, интегративный, метапредметный, неформальный, практико-ориентированный характер. Содержательным материалом работы явились тексты особого рода («контракты»), а также «Календарь позитивных личностных перемен» и другие формы индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно выстраиваемая индивидуальная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию субъекта в процессе выбора, разработки и реализации образовательной программы в условиях осуществления преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына и др.). Она структурирует действия ученика на каком-либо фиксированном этапе обучения. В традиционной модели такой программы задаются четкая привязанность к предмету, жесткий алгоритм, внешняя оценка (родителей, педагога). В разработанном в рамках исследования типе проекта, рассматриваемом как гуманитарно-маркетинговый текст, ребенок имеет большую свободу и ориентируется на собственную внутреннюю оценку. Индивидуальный образовательный маршрут, являясь одновременно гуманитарно-маркетинговым текстом, дает возможность личности осмысливать свои ресурсы (времени, внимания, отношений), вкладываемые в образовательный продукт, и тем самым накапливать опыт маркетинговой деятельности.

Алгоритм процесса формирования исследуемой культуры отражает не логику предмета, а логику развертывания субъективной реальности. Согласно этому, работа строится как система игровой и проектной деятельности, касающейся отношений педагога с самим собой (саморефлексия), детьми и родителями, коллегами и образовательным учреждением. Такая деятельность предполагает работу с текстами маркетингового характера («Контракт-личное обязательство», «Соглашение между воспитанником и педагогом», «Контракт с организацией»). Педагоги создают текст (рекламное выступление, вопросы ученику, герб УДОД, рекомендации по индивидуальному маршруту ребенка и т. п.), которые позволяют осознавать экономическую ценность образовательного продукта, выстраивать конструктивную систему договоренностей с детьми и родителями, накапливать опыт совместной деятельности по формированию бренда образовательного учреждения. Исследуемый процесс имел следующие этапы: 1) индивидуально-проектировочный, предполагавший работу под условным названием «Контракт-личное обязательство» и включавший анализ педагогами собственных результатов профессиональной деятельности с точки зрения их экономической составляющей («себестоимости»), поиск своего фирменного стиля профессиональной деятельности и умение предъявлять его; 2) коллективно-проектировочный, включающий работу над текстом «Соглашение между воспитанником и педагогом» и разработку вопросов для диалога с детьми и родителями с целью оказания им помощи в формировании образовательных запросов, совместного поиска эффективных условий сотрудничества по созданию образовательного продукта; 3) корпоративно-проектировочный, связанный с работой над текстом «Контракт с организацией» и совместной работой по созданию бренда образовательного учреждения, привлечению детей и родителей к процессу совершенствования его ресурсной базы.

Экспериментальная работа с педагогами ведется в соответствии с реализацией программы «Основы маркетинговой культуры педагога дополнительного образования детей». Особенностью программы является то, что она сочетает в себе предметно-маркетинговую и гуманитарно-личностную составляющие. В ходе занятий используются как групповые формы (ролевые и деловые игры, мастер-классы, практикумы, дискуссии, круглые столы, беседы, тренинговые упражнения), так и индивидуальные (консультации, беседы, составление индивидуальных образовательных карт). В содержание занятий включется собственный опыт с последующей рефлексией (мастер-класс «Создание маркетингового продукта», деловая игра «Переговоры», ролевая игра «Ноу-Хау», проектирование выставочной деятельности, ярмарка идей и др.). «Сквозная линия» практической работы связана с разработкой и анализом текстов типа «контракт» и «реклама».

Уровни проявления мартетинговой культуры у педагогов дополнительного образования отслеживались в трех срезах: исходном (до начала осуществления процесса внутрифирменного повышения квалификации), промежуточном (по окончании каждого из этапов) и завершающем (по окончании процесса). Полученные результаты дают возможность утверждать, что у педагогов экспериментальной группы в течение эксперимента произошли качественные преобразования во всех составляющих исследуемой культуры. Наблюдалась динамика, связанная с расширением у педагогов маркетинговых знаний, повышением инициативности, вовлеченности в работу по созданию бренда УДОД и его корпоративной культуры, умений устанавливать партнерские отношения с детьми и родителями.

Маркетинговая культура важнейшее качество, позволяющее педагогу подключаться к решению управленческих вопросов, успешно влиять на формирование и реализацию миссии (бренда) УДОД. Эффективное формирование такой культуры обеспечивается в условиях внутрифирменного обучения, когда педагоги дополнительного образования имеют возможность личностно развиваться и повышать профессионализм, опираясь на индивидуальные запросы и изучение особенностей корпоративной культуры своего образовательного учреждения. поиском новых форм внутрифирменного повышения квалификации педагогов, обеспечивающего дальнейшее решение новых управленческо-маркетинговых задач.








































ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра педагогики и предметных технологий









Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности


Тема: Модель формирования маркетинговой культуры

педагога-организатора дополнительного образования детей








Выполнила:

Студентка 1 курса магистратуры

дневного отделения группы ПЕ 15

Ежкова Ирина Анатольевна


Проверил:

Доцент кафедры педагогики и

предметных технологий

Герасев Петр Васильевич







Астрахань 2014

© 2010-2022