Рабочая программа по ОЗОЖ (6 класс)

Рабочая программа составлена на основе:  Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной  Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.                                                                                              Цели программы: «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной ...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по ОЗОЖ для 5-9 классов (составители: М.В. Лысогорская, М.М. Орлова, М.А. Павлова, Т.В. Парсикова, М.А. Тяпкина, под редакцией Н.П. Смирнова), рекомендованной Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.

Цели программы: «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Задачи: Показать школьникам ОЗОЖ как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения. Приобщить к терминологическому языку ОЗОЖ и сформировать первые пространственные представления о здоровом образе жизни. А самое главное - показать школьникам, что каждый человек в ответе за свое здоровье - он является частичкой общества и несет ответственность за здоровье нации.

В учебном плане МОУ-СОШ сДьяковка на 2014-2015 гг. на изучение ОЗОЖ в 5 классе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю)

Основные функции программы:

1. Развивающая.

2. Просветительская (информационная).

3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Основные принципы программы:

1 Принцип деятельности.

2 Принцип активности.

3 Принцип соответствия возрастной категории.

Формы организации работы учащихся: Индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.

Занятия проводятся в форме:

1 Лекций;

2 Семинаров;

3 Дискуссий;

4 Диалоги и беседы;

5 Практические занятия, на которых проводятся:

- тренинги;

- игровое моделирование;

- анкетирование;

- тестирование.

Раздел программы изучаемый в 6 классе называется: ««Жизненный путь личности»

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Медико-гигиенический блок

6

2

Психологический блок

9

3

Правовой блок

6

4

Семьеведческий блок

6

5

Этический блок

6

6

Повторение

1



Содержание тем учебного курса

Медико-гигиенический блок (6 часов)

Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка. Уход за новорожденным. Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.

Здоровье и состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы. Достижение эмоционального благополучия.


Психологический блок (9 часов)

Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и грубое поведение. Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить у себя и у других.

Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми. Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других людей. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.

Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же. Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

Права человека, несправедливость. Эмоциональная поддержка, Собственное мнение, убеждение. Умение высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ.

Правовой блок (6 часов)

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

Способы противостояния принуждению. Повышение личностнойсамоценности и развитие навыков уверенного поведения.

Семьеведческий блок (6 часов)

Семейные реликвии. Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.

Этический блок (6 часов)

Мир. Я - подросток. Я и мир. Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру. Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру. Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни. Свободоспособность. Понятие свободы выбора. Мы выбираем свою жизнь

Повторение (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- вопросы отношения к окружающему миру

- правила поведения в тренинговой группе

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе

- статьи из Уголовного кодекса РФ

- что такое расслабление

- что такое чувство собственного достоинства

- что такое просьба

- что такое генеалогическое дерево своей семьи

- что такое семейные реликвии

- что такое семейные традиции

- что такое личная гигиена

- о таинстве появления на свет

- как ухаживать за ребенком

- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека

- виды искривления позвоночника,

- о профилактике нарушения осанки

- правила закаливания

Уметь

- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы

- характеризовать правила поведения в обществе

- характеризовать основные способы принуждения

- характеризовать способы противостояния принуждению

- характеризовать понятие семейные реликвии

- слушать собеседника

- овладевать вербальными и невербальными формами поведения

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей

- определять, что такое чувство собственного достоинства

- отстаивать свои права

- высказывать просьбу

- принимать согласие или отказ о её выполнении.

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав

- уверенно вести себя в определенных ситуациях

- составлять генеалогическое древо своей семьи

- пользоваться средствами личной гигиены

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу

- характеризовать процесс рождения ребенка

- характеризовать состояние окружающей среды обитания

- проводить закаливание организма

- правильно сидеть при работе за столом

Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность здоровьесбережения: знаний и соблюдений норм здорового образа жизни, знание опасности, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании; знание и соблюдение правил личной гигиены; физическая культура человека;

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с коллективом, семьёй, друзьями, конфликты, их погашение;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность деятельности игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, исследовательская деятельность, проектирование, моделирование.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2009. - 48 с.

  2. Е. Е. Чепурных. Н. П. Майрова. С. М. Шурухт. Обучение жизненно важным навыкам. «Образование - Культура». Санкт - Петербург, 2002.

  3. Воробьева О. Я.Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

  4. М. А. Павлова. Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебно - методическое пособие. ЗАО «Сигма - плюс», Саратов, 2002.

Электронные ресурсы:

Институт психологических проблем безопасности anty-crim.boxmail.biz

Искусство выживания goodlife.narod.ru

Первая медицинская помощь meduhod.ru

Портал детской безопасности spas-extreme.ru

Россия без наркотиков rwd.ru

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека rospotrebnadzor.ru

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору gosnadzor.ru

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии fcgsen.ru

Лига здоровья нации ligazn.ru

Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» znopr.ru

Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение risk-net.ru

Календарно-тематический план

урока


Наименование

тем уроков


Кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата проведения

по плану

по факту

Медико-гигиенический блок (6 часов)

1

Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка.

1

Рассуждение по вопросу: «Что умеет новорождённый?»

2

Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.

1

Составление режима дня по будням и выходным

3

Здоровье и состояние окружающей среды

1

Выполнение теста: «Будьте здоровы!»

4

Значение физического воспитания и спорта для здоровья.

1

Заполнение схемы: «Цветок здоровья»

5

Закаливание и его методы.

1

проекты-презентации

6

Достижение эмоционального благополучия.

1

Буклет

Психологический блок (9 часов)

7

Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

1

Заполнение таблицы: «Моя самооценка»

8

Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости.

1

Составление таблицы: «Формы поведения человека»

9

Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.

1

Рисование картины: «Радость», анализ картин

10

Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же.

1

Стихи

11

Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства.

1

Придумать свой «Запрещающий знак»

12

Обида оскорбление, ирония.

1

Анализ сценки - экспромта «Дразнилка»

13

Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

1

Представление своего мнения по вопросу: «Почему необходимо познать самого себя?»

14

Права человека, несправедливость.

1

Составить контракт с самим собой с перечнем прав

15

Собственное мнение, убеждение. Умение высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ.

1

Сообщение «Кто я…»

Правовой блок (6 часов)

16

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса РФ

1

Конспект

17

Понятие принуждения.

1

Высказывание собс-твенного мнения: «Зачем надо знать свои права?»

18

Способы принуждения. Ответственность за принуждение.

1

Заполнение таблицы: «Способы принуждения

19

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.


1

синквейн на тему: «Преступление»

20

Способы противостояния принуждению.

1

«Как сказать нет» сочинение пострадавшего

21

Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения.

1

Сообщение

Семьеведческий блок (6 часов)

22

Семейные реликвии.

1

Автопортрет «На кого я похож»

23

Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников.

1

Сообщение

24

Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни.

1

Составление рассказа: «Мой любимый семейный праздник»

25

Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение

1

Описание семейной реликвии

26

Родословная. Принципы формирования родословной.

1

Составление плана рассказа: «Моя родословная»

27

Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.


1

Создание генеалоги-ческого древа своей семьи

Этический блок (6 часов)

28

Мир. Я - подросток. Я и мир. Все связано со всем

1

Рисунки Я-МИР, МИР и ВОЙНА

29

Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру.

1

Продолжение фразы: «Я считаю (не считаю) себя связанным с миром, потому что…»

30

Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру.

1

Составить вопросы к диалогу

31

Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни.

1

Мини-сочинение «Каким я вижу себя…» «Письмо себе любимому.»

32

Понятие свободы выбора.

1

Буклет

33

Мы выбираем свою жизнь.

1

Эссе «мой выбор»

34

Повторение курса

1



© 2010-2022