Что делать?

Статья поднимает два острых вопроса.1. Что делать, когда школы находятся в ситуации острой конкурентной борьбе по контингенту и численности обучающихся?2. Что делать, когда почти все мероприятия для школьников платные?С данным материалом мне удалось выступить на очном всероссийском педагогическом форуме в марте 2011 года. Но, впоследствии, не смотря на то, что у нас в стране якобы присутствует свобода слова, из публикации выступление было изъято. Сначала мне позвонили и попросили убрать из стать...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что делать?

Сомневаться во всем и всему верить - две одинаково удобные позиции, которые равно избавляют от необходимости думать.

А. Пуанкаре

Предисловие

С данным материалом мне удалось выступить на очном всероссийском педагогическом форуме в марте 2011 года. Но, впоследствии, не смотря на то, что у нас в стране якобы присутствует свобода слова, из публикации выступление было изъято. Сначала мне позвонили и попросили убрать из статьи некоторые моменты. Но если их убрать, то весь смысл, вся проблема уходит в никуда! И как это часто бывает, подвели отказ в публикации под общую сухую формулировку: «Не соответствует теме форума».

Данный материал - это то, что волнует моих единомышленников. Но не у всех хватило духа, этот вопрос затронуть.

Хочется надеяться на то, что всё-таки институт гласности и свободы слова в нашей стране работает. И я смогу поделиться наболевшими проблемами.

В школе я сравнительно новый человек. Мой педагогический стаж исчисляется тринадцатью годами. С декабря 2004 года в нашей школе официально начинает работать научное общество «Озарение».

За это время подросло V поколений учащихся. Сейчас формируется VI поколение. Первому поколению, как и всем первопроходцам, выпал самый сложный, самый тернистый путь. Мы вместе с ребятами постигали тайны науки, пытались вкусить её терпкий, но в тоже время и сладкий плод. Мы учились друг у друга, ведь опыта работы в школе не было у меня, опыта исследования и проекторной деятельности не было у ребят. Но, не смотря на все эти трудности, мы сумели достичь определённых результатов. Нам было интересно вместе, а это важный момент в работе со школьниками.

Первое поколение наших воспитанников уже взрослые, состоявшиеся молодые люди. Часть из них успешно завершила обучение в ВУЗах, некоторые продолжают обучение в аспирантуре. Все ребята, прошедшие школу поисков и маленьких открытий в школьные годы, вспоминают её с благодарностью. Никто из них не пожалел, что променял улицу, сидение за компьютером в штурмах новых уровней популярной компьютерной игрушки, на работу в библиотеках, архивах, на встречу с интересными людьми, на посещение музеев и просто пешеходных и автомобильных экскурсий по нашему городу и некоторым объектам республики.

Сегодня у нас есть и совсем юные исследователи! Это ученики 1 - 2 классов! Но, несмотря на то, что у нас есть перспективный потенциал, есть и проблемы. Выделим две, которые больше всего нас волнуют.

Проблема 1

Одну из главных проблем мы видим в том, что за последний год мы «потеряли» некоторую составляющую нашего скелета. Если выражаться медицинскими терминами, то это можно сравнить с травмой позвоночника! Возникнет вопрос, как это! Я человек с техническим и математическим образованием. И слова К. Гаусса о том, что арифметика - царица математики, а математика - царица всех наук для меня всегда были очень точным вектором в жизни. Математика и техника двигают вперёд всё! Школьники с математическим складом ума и технической одарённостью являются позвоночником в скелете школьного научного общества и всей школы. Они как ствол у дерева, как стебель у цветка!

Когда наше общество организовывалось, его основой, скелетом были именно те школьники, которые обладали аналитическими способностями, имели математическое мышление. У этих ребят не было дома компьютеров. Они их впервые увидели в школе. Сначала учились включать, потом использовать программные продукты, а потом, шаг за шагом начали создавать и свои, пусть простенькие, но программы. Стали осваивать не только душу (ПО), но и тело. Кто-то из родителей подарил нам списанный компьютер. Совместными усилиями нам удалось его вернуть к жизни. Но дети получили первый бесценный навык посмотреть на компьютер не только снаружи, но и из нутрии. К этим ребятам, как к магниту, тянулись не только ученики с более выраженными математическими способностями, но и литераторы, филологи, юные психологи, правоведы, музыканты, танцоры, историки, одним словом, ребята, которые от мира математики и техники были очень далеки! Так мы начали заниматься не только математикой и информатикой, но и другими науками.

В настоящий момент мы столкнулись с тем, что стали терять технически и математически способных ребят. Работая с такими детьми с первых классов, к 4 - 5 году обучения они начинают добиваться определённых результатов на олимпиадах, конкурсах конференциях. Родители, из лучших побуждений начинают искать для них более перспективные школы, в надежде на то, что там они получат больше знаний. Но что происходит с цветком, которому сломали, тоненький, ещё не окрепший стебелёк? Он начинает болеть, сохнуть на корню! И как сложно, а иногда и невозможно, спасти его! Так, примерно, происходит и с людьми или отдельно взятой группой (школой), когда она теряет свой мозговой потенциал, свой генератор идей!

Между школами идёт жёсткая конкуренция. Одним школам устраивают мощную пиар - компанию, другие, которые не имеют определённой поддержки и средств, просто попадают в разряд школ 2 - 3 сорта. И как реклама, является двигателем торговли, так и пиар акции являются той самой лакмусовой бумажкой, на которую реагируют некоторые родители!

Во времена Советского Союза все школы были равноправными. А что мы имеем сейчас? Несколько школ в каждом районе города занимают особое, привилегированное положение. Родителям начинает казаться, что там их детям дадут более качественные, более глубокие знания, и переводят своих детей. Но все мы педагоги, и все мы знаем, что наше основное назначение дать ученику знания. И все мы стремимся именно к этому. Все мы даём своим ученикам хорошие знания1, и не имеет значения, где мы работаем: в школе, в гимназии или в лицее. И общеобразовательные школы теряют своих маленьких «звёздочек», ребят, которых они взращивали с первого дня в школе! Здесь особо хочется отметить и тот факт, что некоторым из этих детей при поступлении в первый класс отказали по тем или иным причинам те самые гимназии и лицеи! Но спустя 3 - 4 когда, когда с ними поработали учителя простой, общеобразовательной школы, и ещё не «прекрасный лебедь», но и уже «не гадкий утёнок» появился на их горизонте, они с большим желанием зачисляют в своё образовательное учреждение.

Мы провели небольшой опрос, для которого воспользовались известными социальными сетями vkontakte.ru и «Мой мир». Были заданы следующие вопросы:

  • Как вы считаете, чем отличаются просто школы, от лицеев и гимназий?

  • Как вы думаете, где дают более глубокие знания: в гимназии, в лицее или в общеобразовательной школе?

  • В какое учебное заведение Вы отдали бы своего ребёнка?

Мы получили ответы от 117 человек. Ответы были очень интересными. На первый вопрос были даны следующие ответы.

Гимназии специализируются на изучении языков - 23 человека.

Лицеи углублённо изучают физику, математику, информатику - 26 человек.

В школах получают базовое образование - 12 человек.

Все учебные заведения отличаются лишь названием - 56 человек.

На второй вопрос были получены следующие ответы.

В гимназиях учат лучше - 41 человек

В лицеях учат лучше - 28 человек

В школах учат лучше - 48 человек

На третий вопрос нами были получены следующие ответы2.

ОУ

6

7

37

96

102

139

КГУ

131

178

28

57

68

78

80

127

Гимназии

5

17

3

9

2

10



Лицеи


16

19

13


Школы



4

4

4

5

3

3

По результатам нашего мини опроса мы видим, что пользователи on-line сети оставили отклики о пятнадцати учебных заведениях города Казани. Из этого числа школ - 8, гимназий - 5, лицеев - 2.

Некоторые участники опроса аргументировали свой выбор. Шесть пользователей из восьми сказали, что они отдают предпочтение школам потому, что школы носят общеобразовательный статус и в школе ученик получает базовое образование в полном объёме, что немало важно для всестороннего развития школьника, кроме того было подмечено и то, что в обычных школах нет дополнительного финансирования за счёт родителей. Лицеи и гимназии пользователи сети сочли учебными заведениями, в которых особое внимание уделяется отдельно взятым дисциплинам. Конечно, 117 человек - это довольно маленькая аудитория. Но мы обработали данные, полученные за три дня опроса. Исходя из этих результатов, хочется сделать следующие выводы:

  • образовательные учреждения должны иметь одинаковые права и возможности;

  • образовательные учреждения должны иметь одинаковое финансовое обеспечение;

  • не должно быть привилегированных образовательных учреждений;

  • если с 1 сентября 2011 (news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/5517754/)3 года планируется система односменного образования4, то она опять должна вводиться для всех школ, а не для отдельно взятых учреждений;

  • школы не должны набирать сверхнормативное количество учащихся.5

Наше государство должно думать о всех своих юных гражданах: и о тех, кто учится в гимназиях и лицеях, и о тех, кто учится в общеобразовательных школах. Ведь мы имеем дело с детьми, все они должны учиться в равных условиях, и учителя, педагоги, не должны терять тех, кому они помогли раскрыться, найти себя, проявить свои способности, в ком зажглась маленькая звездочка, в большой вселенной.

Проблема 2

Наша вторая проблема, является производной проблемы № 1.

Нам приходится работать с детьми, которые приходят обучаться в нашу школу (или такую как наша) по прикреплённому микрорайону. В большинстве своём - это ребята из материально слабо обеспеченных семей. У некоторых школьников до сих пор нет ни то, что компьютеров, даже сотовых телефонов. Многие дети проживают в общежитиях, а некоторые по три - четыре семьи в одной квартире.

Казанский федеральный (Поволжский) университет на протяжении длительного времени проводит Поволжскую научно-исследовательскую конференцию учащихся им. Н.И. Лобачевского. Надо отдать должное, что границы конференции выросли далеко за пределы Поволжья.

Но в последние годы снизилось количество участников Поволжской научной конференции школьников им. Н.И. Лобачевского из г. Казани6. Возник вполне законный вопрос: почему? Нет школьников, увлекающихся исследованиями или нет наставников, которые могли бы вовлечь ребят в науку?

Мы не можем говорить за все школы города, скажем только о наших причинах и проблемах.

Совместно со школьниками на протяжении 2009 - 2014 годов мы рассмотрели несколько интересных технических идей. Одну из них мы почти довели до логического конца. Но родители автора идеи и главного технического вдохновителя уже во второй половине учебного года переводят его в другое учебное заведение в надеже на то, что там их ребёнок будет иметь лучшие знания и больше возможностей для своих исследований. Ещё двух учащихся с технической одарённостью по аналогичной причине мы потеряли в начале 2010-2011 учебного года. Ещё двух учащихся теряем на начало 2011-2012 и 2012-2013 года соответственно. Нет авторов идей - нет и работ. Мы следим за успехами наших детей. Но как не странно, покинувшие нас ребята не приняли участия не в текущем учебном году, ни в следующем, ни в одной научной конференции, ни в одном проекте! Так и повисли их идеи и наработки в воздухе!

Но есть ещё один камень преткновения, который закрывает возможность школьнику принять участие в научно-исследовательских конференциях, в том числе и Поволжской конференции им. Н.И. Лобачевского.

На данный момент из тех ребят, которым интересно заниматься исследовательской деятельностью, мы имеем в основном только школьников гуманитарного направления. За текущий учебный период ребятами были подготовлены шесть исследовательских работ. Но представить на Поволжской конференции учащихся мы смогли только две работы. В чём причина? Родители не смогли профинансировать участие своих детей в конференции. Сумма оргвзноса за последние годы растёт по ещё в арифметической прогрессии. Так в 2012 - 2013 учебном году, оргвзнос за рецензию работы составил 600 рублей. В 2013 - 2014 сумма увеличилась до 700 рублей с работы. В текущем учебном году она составила 800 рублей за работу. Для многих родителей она оказалась непосильной. Для тех же кто всё-таки может себе позволить заплатить данную сумму не понимают, почему за научно-исследовательскую работу школьника университет просит такую сумму.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью с ребятами на протяжении 12 лет, мы изучали положения и условия участия других научных конференций школьников. Так, например, юношеские чтения им. В.И. Вернадского оргвзнос школьников г. Москвы берёт на себя московская мэрия. Участие школьников Ярославля и Ярославской области во Всероссийской научной конференции «Открытие», берёт на себя местный департамент.

Можно было бы и нам рассмотреть возможность участия школьников г. Казани и республики Татарстан в таком мероприятии, как Поволжская конференция им. Н.И. Лобачевского без оплаты оргвзноса. Если нет возможности финансирования всех желающих, можно рассмотреть льготное участие школьников Казани. Мы предложили рассмотреть следующие варианты участия:

  • 50% скидку для ребят казанских школ;

  • 50% скидку для школ, которые ежегодно принимают участие в НПК им. Н.И. Лобачевского;

  • 100% скидку для призёров и 80% скидку для лауреатов предыдущей конференции.

Пути решения проблемы есть всегда. Надо только хотеть решить эту проблему. Но на наши предложения мы получили лишь сухое бюрократическое послание, примерно следующего содержания: «Если у Вас нет возможности оплатить оргвзнос за рецензию работы, обратитесь в оргкомитет, объясните ситуацию, мы уверенны, Вам пойдут на встречу!»

И действительно, на встречу пошли, спустя два года после нашего обращения. Но не нам. Навстречу пошли лицеистам, которые учатся в структуре К(П)ФУ. Они имеют некоторую льготу в предоставлении работ на конференцию. Но и то, не все.

Такое маленькое государство как Сингапур на образование подрастающего поколения тратит около 80% бюджета. Потому что только образованный и грамотный человек может развивать мощь своей страны. Дети - это будущее любой страны мира, в том числе и нашей.

В заключении хочется сказать, что любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей, и особенно это касается школьников.

На сегодняшний день общеобразовательные школы теряют своих звёздочек, родители которых переводят их в другие школы в надежде на то, что там их детям дадут больше знаний. Но все, кто сегодня принимает законодательную базу нашей страны, учились в школах! В обычных, общеобразовательных школах Советского Союза. И все они получили если не отличные, то хорошие знания!

Ищущие, интеллектуально одарённые дети не всегда могут принять участие в том или ином научном мероприятии в силу финансовых затруднений в семье. Таким школьникам надо помогать. Помогать участвовать в конференциях, помогать в улучшении материально-технической базы их школ и творческих лабораторий.

Если смотреть на проблему шире, мы будем продолжать терять свои умы, которые будут уезжать за пределы России, в поисках лучшего финансирования своих идей и проектов, в поисках более обеспеченной жизни, более стабильных гарантий на следующий день.

1 Если конечно ученик хочет эти знания получить!

2 В серых полях отмечено количество человек, которые выбрали то или иное ОУ конкретного типа г. Казани

3 В настоящее время страница удалена.

4 Пока школах дети продолжают обучаются в две смены.

5 Иначе в одних школах всегда будет возможность выбора из числа контингента обучающихся, а другие школы будут иметь только то, что не приняли другие ОУ.

6 Данная информация прозвучала на совещании в ГИДЦ 05.03.2011.

© 2010-2022