Фразеологизмы как средство обогащения речи младших школьников

      В данной работе представлен опыт работы по развитию и обогащению речи учащихся начальных классов на примере использования фразеологических оборотов.        Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности.          В школьной практике именно лексика и фразеология – это тот ярус языка, который даёт б...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области





«Фразеологизмы как средство обогащения речи младших школьников»



Учителя МАОУ СОШ № 16

Г. Балаково

Новоселовой Людмилы

Анатольевны







2014 год

Слайд 1.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности.

Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому одной из наиболее важных задач формирования универсальных учебных действий младших школьников я считаю развитие речевой деятельности. В начальной школе ведется работа по обогащению словаря учеников. Наилучший источник обогащения словаря - живое общение, речь, устная и письменная, литература, окружающий мир. Современная система развивающего обучения побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Много внимания уделяется развитию речи учащихся, овладению ими лексическим богатством родного языка

В школьной практике именно лексика и фразеология - это тот ярус языка, который даёт богатейший материал для наблюдений по стилистике и для формирования образной речи учащихся как важнейшего признака культуры речи.

Слайд 2. Бывает, что отдельное значение

Имеют не слова, а выражения.

Его лишь целиком употребляем,

И фразеологизмом называем.

Фразеологизмы - это крылатые выражения, не имеющие автора. Да, собственно, их авторство не имеет никакого значения: эти «витаминчики», «изюминки» прочно вошли в наш язык, и воспринимаются нами, как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков.

Фразеологизмы - словно пирожки с начинкой. На поверхности - ничего особенного, а в глубине разворачиваются удивительные сюжеты.

Фразеология привлекает своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явление, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое, или иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-характеристик. Например: человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, мастер на все руки, ветер в голове, ума палата, и т. Д.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Слайд 3. Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы. Обучение фразеологии в учебниках складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:

  • обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации;

  • усвоения учащимися понятия фразеологизм.

В качестве одной из форм работы по предотвращению фразеологических ошибок в речи учащихся в практике используется работа со словарями: Фразеологическим словарём русского языка (под ред. А.И. Молоткова. - М., 1986), Фразеологическим словарём русского литературного языка конца ХУШ - ХХ вв. (под ред. А.И. Фёдорова. - М., 1995), Фразеологическим словарём из серии «Школьный словарик» ( под редакцией Рогалёвой Е.И., Никитиной Т.Г., М. «Вако», 2010).

Слайд 4. С целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах предусмотрены следующие учебные упражнения:

  • составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом,

  • подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста,

  • подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендую использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом. Работа над фразеологизмами проводится все время и идет от легкого к трудному.

Во время урока ученики работают по двое, по четверо, в группе, проводится и фронтальный опрос. Устная работа чередуется с письменной. Разнообразие форм и приемов работы на уроке дает возможность каждому ребенку проявить свои возможности, раскрыться. Групповая работа, создает ситуацию успеха, когда каждый ученик, даже слабый не испытывает страха, а чувствует свою ответственность перед командой. Ребятам интересно, так как задания позволяют им использовать свои знания по литературе, истории, русскому языку.

На любом этапе урока работу с фразеологизмами можно сопровождать яркой компьютерной презентацией, фрагменты которой предлагаются Вашему вниманию.

Слайд 5. Продолжи выражение:

Голоден как …(волк)

Хитер как … (лис)

Здоров как … (бык)

Труслив как …(заяц)

Слайд 6. Подберите фразеологизмы, противоположные по значению:

  • жить душа в душу воспрянуть духом

  • чуть свет спустя рукава

  • засучив рукава на ночь глядя

  • повесить нос как кошка с собакой

Слайд 7. Подберите синонимы к фразеологизмам, используя слова для справок.

Бить баклуши - …

Сломя голову - …

В час по чайной ложке - …

Водить за нос - …

Себе на уме - …

Слова для справок: бездельничать, хитрый, медленно, быстро, обманывать.

Слайд 8-9. Дописать пословицы, вставляя вместо точек антонимы:

  • ...дело лучше… безделья.

  • ...сторона - мать, ... - мачеха.

  • ...земля... рук не любит.

  • У мудрого человека... уши и... язык.

Вывод. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы.

Слайд 10. Выбери подходящее слово:

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Слайд 11-16. Найдите ошибку (иногда одна буква меняет смысл всего предложения).



  • Первый блин колом

  • Своя ноша не тонет

  • Не в деньках счастье

  • Комар косу не подточит

  • Нет козы без шипов

Слайд 17. Найди объяснение, пользуясь словарем:

Баклуша - чурка из полена для выделки какого-либо

деревянного изделия


Лясы - болтовня, пустые разговоры

Пядь - мера длины, расстояние между концами растянутых большого и среднего пальцев

Слайд 18-25. Заменить выражение фразеологизмом:

Начинать действовать энергично (брать быка за рога).

Бездельничать, глядеть по сторонам (ворон считать).

Строго соблюдать дисциплину, порядок, подчиняться (ходить по струнке).

Писать неразборчиво ( как курица лапой).

Притворно, неискренне жаловаться (лить крокодиловы слезы).

Мешать в каком-либо деле ( вставлять палки в колеса).

Оказаться в неловком положении (сесть в калошу).

Слайд 26. Закончить урок предлагается тоже использованием фразеологического оборота.

- Оцените свою работу подходящим фразеологизмом:

  • Я переливал из пустого в порожнее.

  • Я работал, не покладая рук.

  • Я трудился через пень колоду.

  • Я смотрел на задания учителя

сквозь пальцы.

  • Я работал засучив рукава.

Общий вывод, к которому приходят ученики в результате всей работы, очевиден: фразеологизмы - наши друзья, они обогащают речь, делают её точной и яркой. Правы были классики, когда говорили о выразительности и образности русского языка (обращаемся к эпиграфам).

«Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта», - сказал лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов.




© 2010-2022