Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»







Конспект урока

по черчению

10 класс.

«Проекции вершин, граней и ребер предмета.»











Подготовила

учитель ИЗО и черчения

Старуха И.В.



2016г.

г. Ивантеевка. Московской области.

Тема: Проекции вершин, граней и ребер предмета.



Цели: развивать пространственное воображение; закреплять навыки выполнения чертежей в проекционной связи; познакомить с основными элементами предметов - вершина, ребро, грань; учить проецировать и различать проекции ребер, вершин и граней, проецировать и обозначать проекции точек на поверхности предмета.


Методы: Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, карточки - задания, упражнения, опорный конспект.

Оборудование: Компьютер, диапроектор, экран, чертёжные инструменты, тетрадь.

Тип урока: Комбинированный.

Словарная работа: Грань, ребро, вершина, кривая поверхность, конкурирующие точки.

Структура урока

1 Орг. момент - 1- 2 мин.

2. Новый материал - 15 мин

3. Закрепление - 20 мин . (Работа над заданиями)

4. Заключительная часть урока - 2 - 3 мин.


Ход урока:

Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч - ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока (желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, что они хотят получить от сегодняшнего урока) Запись темы в рабочую тетрадь


Новый материал.
Объяснение сопровождается иллюстрациями на экране.
Сегодня мы поговорим о том, что на чертеже обозначают линии и точки.

(Демонстрация рис. на экране.)


Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.

Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребер, граней и кривых поверхностей.

- Начнем с граней. Что такое грань? Почему геометрические тела называются многогранниками? ( Грань - это плоский многоугольник, ограничивающий поверхность многогранника.)

-Что такое ребро? (Это сторона грани.)

- Что такое вершина? (Это точка схода трех и более ребер.)

- Как вы понимаете кривая поверхность? (Например, округлая или сферическая поверхность: цилиндр, конус)

А теперь давайте закрепим полученные знания. Посмотрите на экран. Дано изображение детали. Вам необходимо выполнить упражнение в тетради.

Задание №1

  1. Сосчитайте, сколько вершин имеет изображенный предмет. Обозначьте вершины цифрами.

  2. Сколько ребер и граней у предмета?

  3. Сосчитайте сколько у предмета ребер и граней, параллельных горизонтальной плоскости проекций.

  4. Сколько ребер и граней, перпендикулярных горизонтальной плоскости проекций.Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.



Задание №2

Заштрихуйте цветными карандашами на всех проекциях (каждая грань свой цвет) грани таким же способом (наклон штриха), что и штриховка на наглядных изображениях. Если грань проецируется на какой либо вид как линия, обведите ее нужным цветом.

Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.

Задание № 3

Даны наглядные изображения предметов. Проекции граней на них обозначены буквами. Напишите, как расположены в каждом случае относительно фронтальной плоскости проекций эти грани. Пример записи: А - параллельно, Б - перпендикулярно, С - наклонно и т.дУрок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.

(После решения задач, можно выборочно проверить тетради или на каждое задание вызывать учащихся к доске.)

Теперь, когда вы решили эти задачи вы наверняка заметили, что изображение любого предмета сводится к изображению его вершин, ребер, граней и кривых поверхностей.

Давайте более подробно рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета. Посмотрите на экран.Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.





Вы видите предмет, расположенный в трехгранном углу так, что бы его грани были параллельны плоскостям проекций, тогда они проецируются без искажений. Проведем через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные плоскости проекций. Отметим точки пересечения их с плоскостями. Эти точки будут вершинами на проекциях.

- Посмотрим на все три полученные вида. Как на главном виде проецируются вершины? ( В точки)

Посмотрите, на проецирующем луче оказались две вершины, но их проекции слились в одну точку. Вершины А и С на фронтальной поверхности слились в одну точку. То же самое происходит на горизонтальной поверхности с вершинами А и В, или на профильной проекции с вершинами В и D. При этом одна из них является видимой, а другая невидимой. Такие точки называются конкурирующие. Невидимая точка обозначается в скобках . Какая вершина из этих пар будет видимая, а какая нет? Запишите в тетрадь.

Обратите внимание, как обозначаются проекции вершин (точки) на главном виде V, на виде слева W и на виде сверху H.

Проекции вершины А обозначаются точками: а' a'' a соответственно.

-Посмотрите. Во что будет проецироваться ребро ВD на фронтальную плоскость?

(В отрезок)

- А на профильную плоскость? (В точку)

Итак, когда ребро проецируется в отрезок, а когда в точку? (В отрезок- когда ребро параллельно плоскости, в точку- когда перпендикулярно.)

- Посмотрите теперь на наклонное ребро. Как оно проецируется на горизонтальную плоскость? Будет ли его длина равна его проекции? (Нет, проекция будет короче)

- А теперь подумайте и скажите, во что могут проецироваться грани? (Геометрическую фигуру или отрезок)

- От чего это зависит? Когда грань проецируется с искажением? (Когда она не параллельна плоскости проекций)

Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразятся на нем каждая вершина, ребро и грань предмета.

Давайте закрепим знания.

Задание № 4

На рисунке дан чертеж в системе прямоугольных проекций и наглядное изображение. На видах буквами обозначены проекции некоторых вершин. Обозначьте буквами остальные проекции вершин. Найдите эти вершины на наглядном изображении и тоже обозначьте их буквами. Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета.


Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Трудная - ли была работа на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей?

Что вы сегодня на уроке узнали? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

  1. В каком случае грань (часть плоскости) проецируется в отрезок прямой?

  2. В каком случае она спроецируется в истинную величину?

  3. Что такое конкурирующие точки?

  4. Как обозначаются не видимые точки?

  5. Отметить лучших уч - ся. Отметить общие ошибки допускаемые во время работы.


© 2010-2022