- Преподавателю
- Другое
- Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета
Урок по черчению на тему Проекции вершин, ребер, граней предмета
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старуха И.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока
по черчению
10 класс.
«Проекции вершин, граней и ребер предмета.»
Подготовила
учитель ИЗО и черчения
Старуха И.В.
2016г.
г. Ивантеевка. Московской области.
Тема: Проекции вершин, граней и ребер предмета.
Цели: развивать пространственное воображение; закреплять навыки выполнения чертежей в проекционной связи; познакомить с основными элементами предметов - вершина, ребро, грань; учить проецировать и различать проекции ребер, вершин и граней, проецировать и обозначать проекции точек на поверхности предмета.
Методы: Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, карточки - задания, упражнения, опорный конспект.
Оборудование: Компьютер, диапроектор, экран, чертёжные инструменты, тетрадь.
Тип урока: Комбинированный.
Словарная работа: Грань, ребро, вершина, кривая поверхность, конкурирующие точки.
Структура урока
1 Орг. момент - 1- 2 мин.
2. Новый материал - 15 мин
3. Закрепление - 20 мин . (Работа над заданиями)
4. Заключительная часть урока - 2 - 3 мин.
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч - ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока (желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, что они хотят получить от сегодняшнего урока) Запись темы в рабочую тетрадь
Новый материал.
Объяснение сопровождается иллюстрациями на экране.
Сегодня мы поговорим о том, что на чертеже обозначают линии и точки.
(Демонстрация рис. на экране.)
Любая точка или отрезок на изображении предмета является проекцией того или иного элемента: вершины, ребер, граней и кривых поверхностей.
- Начнем с граней. Что такое грань? Почему геометрические тела называются многогранниками? ( Грань - это плоский многоугольник, ограничивающий поверхность многогранника.)
-Что такое ребро? (Это сторона грани.)
- Что такое вершина? (Это точка схода трех и более ребер.)
- Как вы понимаете кривая поверхность? (Например, округлая или сферическая поверхность: цилиндр, конус)
А теперь давайте закрепим полученные знания. Посмотрите на экран. Дано изображение детали. Вам необходимо выполнить упражнение в тетради.
Задание №1
-
Сосчитайте, сколько вершин имеет изображенный предмет. Обозначьте вершины цифрами.
-
Сколько ребер и граней у предмета?
-
Сосчитайте сколько у предмета ребер и граней, параллельных горизонтальной плоскости проекций.
-
Сколько ребер и граней, перпендикулярных горизонтальной плоскости проекций.
Задание №2
Заштрихуйте цветными карандашами на всех проекциях (каждая грань свой цвет) грани таким же способом (наклон штриха), что и штриховка на наглядных изображениях. Если грань проецируется на какой либо вид как линия, обведите ее нужным цветом.
Задание № 3
Даны наглядные изображения предметов. Проекции граней на них обозначены буквами. Напишите, как расположены в каждом случае относительно фронтальной плоскости проекций эти грани. Пример записи: А - параллельно, Б - перпендикулярно, С - наклонно и т.д
(После решения задач, можно выборочно проверить тетради или на каждое задание вызывать учащихся к доске.)
Теперь, когда вы решили эти задачи вы наверняка заметили, что изображение любого предмета сводится к изображению его вершин, ребер, граней и кривых поверхностей.
Давайте более подробно рассмотрим этот процесс на примере построения прямоугольных проекций предмета. Посмотрите на экран.
Вы видите предмет, расположенный в трехгранном углу так, что бы его грани были параллельны плоскостям проекций, тогда они проецируются без искажений. Проведем через вершины предмета проецирующие лучи, перпендикулярные плоскости проекций. Отметим точки пересечения их с плоскостями. Эти точки будут вершинами на проекциях.
- Посмотрим на все три полученные вида. Как на главном виде проецируются вершины? ( В точки)
Посмотрите, на проецирующем луче оказались две вершины, но их проекции слились в одну точку. Вершины А и С на фронтальной поверхности слились в одну точку. То же самое происходит на горизонтальной поверхности с вершинами А и В, или на профильной проекции с вершинами В и D. При этом одна из них является видимой, а другая невидимой. Такие точки называются конкурирующие. Невидимая точка обозначается в скобках . Какая вершина из этих пар будет видимая, а какая нет? Запишите в тетрадь.
Обратите внимание, как обозначаются проекции вершин (точки) на главном виде V, на виде слева W и на виде сверху H.
Проекции вершины А обозначаются точками: а' a'' a соответственно.
-Посмотрите. Во что будет проецироваться ребро ВD на фронтальную плоскость?
(В отрезок)
- А на профильную плоскость? (В точку)
Итак, когда ребро проецируется в отрезок, а когда в точку? (В отрезок- когда ребро параллельно плоскости, в точку- когда перпендикулярно.)
- Посмотрите теперь на наклонное ребро. Как оно проецируется на горизонтальную плоскость? Будет ли его длина равна его проекции? (Нет, проекция будет короче)
- А теперь подумайте и скажите, во что могут проецироваться грани? (Геометрическую фигуру или отрезок)
- От чего это зависит? Когда грань проецируется с искажением? (Когда она не параллельна плоскости проекций)
Строя чертеж, надо четко представлять, как изобразятся на нем каждая вершина, ребро и грань предмета.
Давайте закрепим знания.
Задание № 4
На рисунке дан чертеж в системе прямоугольных проекций и наглядное изображение. На видах буквами обозначены проекции некоторых вершин. Обозначьте буквами остальные проекции вершин. Найдите эти вершины на наглядном изображении и тоже обозначьте их буквами.
Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Трудная - ли была работа на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей?
Что вы сегодня на уроке узнали? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)
-
В каком случае грань (часть плоскости) проецируется в отрезок прямой?
-
В каком случае она спроецируется в истинную величину?
-
Что такое конкурирующие точки?
-
Как обозначаются не видимые точки?
-
Отметить лучших уч - ся. Отметить общие ошибки допускаемые во время работы.