Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Квасневская И. А. портфолио учителя отчет В2

10 группа второго (основного)уровня

г. Алматы дата: 4.11.2013г.

Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги

Раздел 1: Определение потребностей в развитии подопечного

Для проведения процесса менторинга моим подопечным стала Грицан Светлана Ивановна. В нашей школе Светлана Ивановна работает 15-ый год. За ее плечами большой педагогический опыт работы учителя начальных классов, классного руководителя и небольшой опыт работы организатора по воспитательной работе. В Светлане Ивановне сочетается доброта и принципиальность, ум и прямота, дружелюбное отношение к людям, требовательность и любовь к ученикам.

За время, проработанное в нашей школе, зарекомендовала себя как

специалист, хорошо ориентирующийся в своей специальности. С. И. свою работу выполняет качественно, проявляя инициативу. Постоянно стремится к повышению своего педагогического мастерства, пополняя свои профессиональные знания.

Она обратилась ко мне после проведенных мной коучинг - занятий по теме: «Как оценивание влияет на процесс обучения учащихся» и «Как активизировать самостоятельную познавательную активность учащихся, применяя задания для развития критического мышления» с проблемой организации групповой работы и обучению одаренных и талантливых детей.

Мной была проведена беседа с ней, по итогам которой было установлено, что она не в полной мере понимает организацию групповой работы.

Раздел 2: Вмешательства, наблюдения и предоставления обратной связи

Я объяснила ей необходимость посещения её уроков, чтобы посмотреть, какие приемы использует она в работе, и установить то, что можно улучшить. А так же попросила её объяснить детям и родителям, почему во время некоторых уроков будет вестись фотосъемка.

Я посетила 2 традиционных урока коллеги. Это были уроки русского языка во 2«а» классе. На уроке я наблюдала за работой детей и поведением учителя. Во время урока я обратила внимание на то, что преобладала авторитарная форма ведения урока - учитель-ученик. С.И. говорила в основном сама, в большинстве случаев, задавала вопросы для выявления уровня знаний и понимания учащимися учебного материала. После урока я предложила С.И. проанализировать свой урок по предложенным вопросам. Моя подопечная отметила, что целей урока она достигла, некоторыми учащимися при изучении данной темы был проявлен интерес, но, тем не менее, большинство учащихся были в роле наблюдателей, а не участников.

Готовясь к интервью, я продумала вопросы, используя ресурс L2W4D1 (Представление обратной и прямой связи в ходе разбора урока). Вспомнила, что в течение урока не раз обращала внимание на то, что некоторые ученики были отстраненными, не участвовали в уроке, внимательно просмотрев записи, сделанные мною во время посещения урока. Мне очень хотелось предложить учителю обратить на них внимание и включить в работу. Для подготовки к интервью еще раз обратилась к ресурсам, предоставленным нам на первом этапе обучения на курсах.

Во время нашей беседы я показала ей видеоролик «Меняется мир, меняемся мы», рассказывающего об основных направлениях Программы. Далее я ознакомила её с идеями семи модулей данной Программы и более подробно остановилась на преимуществах групповой формы работы, акцентируя внимание моей менти на возможности активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке через применение групповой работы. Также я напомнила ей о применяемых мною формах и методах во время проведения коучинг занятий и с помощью вопросов натолкнула её на размышления о том, что при взаимодействии с коллегами ей легче давался материал. Это помогло мне с уверенностью сказать об эффективности применения групповых форм работы для повышения активности детей во время урока, а также и то, что эти формы работы оказывают огромное влияние на результативность учебного процесса.

Но я заметила некоторое беспокойство С.И. Выяснилось, что моя менти не уверена в применении данного подхода, так как этот подход она не использовала в своей практике. Я успокоила её и предложила поприсутствовать на моих уроках , где я использую групповые формы работы с интеграцией семи модулей Программы второго уровня. Посетив мои уроки Светлана убедилась, в том, что применение групповой формы работы может ей помочь повысить познавательную активность учащихся на уроке. Затем я предложила ей ознакомиться с ресурсным материалом L1D1W1, где рассказывается о преимуществах групповой работы, и с руководством для учителя второго (среднего) уровня.

После того, как она проработала ресурсы, ей стали понятны преимущества групповой работы, мы совместно разработали план урока с применением групповой работы. Естественно, при разработке учитывались возрастные особенности младших школьников, было запланировано использование ИКТ для демонстрации наглядностей и для проведения физминуток.

После того, как прошёл этот урок, С.И во время анализа отметила, что при такой форме проведения урока создаётся атмосфера сотрудничества, при которой, по её словам, обстановка способствует развитию познавательных способностей всего класса в целом и каждого ребёнка в отдельности. С.И. заметила, что способные дети, справившись с заданиями быстрее других, оказывали поддержку и помощь другим участникам в группе. Но в то же время она отметила, что этим ученикам недостаточно уделила внимания. Поэтому я решила ознакомить её с модулем "Обучение талантливых и одарённых детей". До этого у неё было представление, что работа с такой категорией детей могла осуществляться только во внеурочное время, принимая участие в олимпиадах, различных интеллектуальных конкурсах. Я подтолкнула её к размышлению о том, что потенциал одарённых детей можно развивать посредством групповых форм работы на уроке. Им можно давать опережающие задания, они могут работать консультантами, экспертами в проверке работ учащихся, даже сами готовить задания для остальных учащихся. В дальнейшем планировании С.И. старалась все это учесть.

На следующий урок мы пригласили более опытную коллегу, чтобы вместе обсудить проведенный урок и продумать дальнейшие действия.

После совместного анализа проведенного ею урока мы приступили к планированию следующего урока. Я предложила ей внести небольшие изменения в план урока, а именно: по-новому сформулировать цель урока; спрогнозировать ожидаемый результат, что очень заинтересовало нашу коллегу. Затем наша опытная коллега предложила использовать работу в парах, что является частью диалогического обучения, тем самым вовлекая учеников в активную деятельность по развитию интеллектуальных способностей. Этот вид работы предполагал взаимное оценивание. Поэтому я напомнила коллегам о проведенном мною коучинге по оцениванию, тем самым натолкнув их к размышлению о необходимости вырабатывать у учащихся умения адекватного само- и взаимооценивания. Для этого мы совместно разработали критерии оценивания для обучения и продумали таблицу оценивания обучения, при помощи которой учащиеся смогли бы поставить оценку себе или своему товарищу.

Во время наблюдения следующего урока я увидела, что С.И. учла все наши пожелания. Она тщательно продумала все задания, использовала карточки с заданиями разного уровня, рассадила учащихся по группам, учитывая степень вовлеченности каждого. В каждой группе были распределены роли. Очень порадовало то, что С.И. разработала критерии оценивания и учащиеся могли адекватно оценить свою работу, применяя таблицу для самооценивания. Урок проходил живо, работа в группах кипела, дети работали с интересом, активизировались учащиеся, которые на первых уроках не были активны. Было заметно, что у них не всегда что-то получалось, но они обращались за помощью к товарищам. Появилась уверенность, что в дальнейшем эти дети смогут улучшить свое обучение.

Когда в конце урока С.И. спросила у детей, понравился ли им урок, то меня очень удивили высказывания второклашек своего отношения к уроку. Они не стесняясь говорили, что им было интересно работать в группе, понравилось на уроке, отметили также, что слабые учащиеся были не только активны, но и получили хорошие отметки.

Раздел 3: Оценивание успешности менторинга

Во время обсуждения урока, Светлана сказала, что очень довольна переменами, которые произошли с учащимися, что заметно изменилось поведение на уроке слабых учащихся.

Я попросила С.И. написать отчет о нашей совместной работе. (Приложение 1)

В своем отчете моя коллега отметила все положительные и менее удачные моменты, которые возникли в результате нашей совместной работе. Важно то, что и в дальнейшем С.И. планирует применение семи модулей в своей практике и желание сотрудничать у нее не пропало.

Ознакомившись с отчетом менти, я сделала для себя соответствующие выводы. Во-первых, считаю, что процесс менторинга прошел удачно. Этому свидетельствует то, что С.И. за такой короткий период смогла спланировать и провести уроки, применяя новые подходы в обучении. Она научилась формировать продуктивные группы учеников для самостоятельного диалогического обучения, поменяла свое мнение об использовании формативного оценивания и осознала необходимость его использования.

Наиболее успешно у нее получилось организовать групповую работу, о чем свидетельствуют отзывы детей. Хотя она в отчете упоминает, что эта работа у нее не сразу удалась, но предпринятые своевременно меры помогли ей справиться с затруднениями. Также ею отмечено, что она приумножила и актуализировала опыт развития критического мышления учащихся, узнала , как наиболее эффективно организовывать работу с одаренными.

Мне удалось направить Светлану так, что она смогла оценить свой урок с позиции идей Программы и использования семи модулей. Она убедилась в эффективности применения на практике новых подходов. Без сомнений отметила, что такое короткое время пассивных учащихся можно активизировать. Я считаю это наиболее удачными моментами в нашей совместной работе.

Менее удачным я считаю у меня получилось то, как я провела первую беседу. Я думаю, что мне не совсем удалось расположить к себе мою подопечную, теперь я понимаю, почему так получилось. Но в дальнейшем мне удалось её успокоить, обещая оказывать ей помощь каждый раз, когда возникнет необходимость. Использование ИКТ на качественном уровне нам тоже не удалось, но я считаю, что это можно исправить в дальнейшем нашем взаимодействии.

Раздел 4:

В следующей моей практике ментора я буду чаще организовывать обратную связь, чтобы более подробно фиксировать изменения в практике моего менти и развитии у него умения рефлексировать.

А также, я планирую продолжить работу с С.И. по улучшению организации формативного и суммативного оценивания учащихся, так как это нам не совсем удается. Наша более опытная коллега поделилась своей идеей о проведении цикла наших уроков, чтобы совместно анализировать изменения в практике преподавания и обучения.

Мне понравилась наша совместная работа, я думаю, что готова к такой работе в будущем, потому что мне это интересно, у меня есть необходимые знания для осуществления этого процесса, а навыки я буду постоянно совершенствовать.

Очень бы мне хотелось привлечь к такой работе внимание еще одного учителя, работающего в нашем коллективе. Это молодой учитель математики, недавно окончивший университет.


5


© 2010-2022