- Преподавателю
- Другое
- Организация работы с одаренными детьми в Каргатском районе
Организация работы с одаренными детьми в Каргатском районе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нежилова М.В. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация работы с одаренными и талантливыми детьми
в процессе реализации образовательных инициатив «Наша новая школа»
в Каргатском районе за 1 полугодие 2013 - 2014 учебного года
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Национальная инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:
1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. [Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.- 56 с., с.4]
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?
«Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». [Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 - 171 с., с.72 ]
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
-
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Продолжая работать в 2013-2014 учебном году над темой самообразования «Формы и методы работы с одаренными детьми и организации досуговой деятельности обучающихся», ставила перед собой цель - создание условий для развития и поддержки одаренных детей через организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, досуговой деятельности для расширения кругозора обучающихся. Для достижения поставленной цели решала следующие задачи: организация досуговой воспитательной деятельности через различные направления; активизация участия обучающихся в Международных и Всероссийских конкурсах; формирование интеллектуальной культуры обучающихся, развитие их кругозора и любознательности.
В образовательных учреждениях Каргатского района с целью популяризации школьных предметов и повышения интереса к ним среди учащихся; выявления одаренных детей; подготовки учащихся к тестовой форме контроля знаний; активизации внеклассной и внешкольной работы, а также предоставления учащимся возможности проверки своих знаний и соревноваться в масштабе, выходящим за рамки региона, не выезжая из него, в 1-м полугодии 2013-2014 учебного года были организованы и проведены для школьников интеллектуальные конкурсы проекта Инновационного института продуктивного обучения «Продуктивное обучение для всех».
В первом полугодии 2013-2014 учебного года в целях развития, самореализации и поддержки одаренных детей педагогическим коллективом скоординировано, организовано и проведено:
№
Дата
Название мероприятия
Уровень
Кол-во
участников
Степень участия
-
интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление, развитие и самореализацию детей с академической одаренностью:
1
6-7 сентября 2013 г
Мастер-классы робототехнической площадки «Новоробосиб» в рамках V Международного инновационного форума «Интерра-2013»
региональный
7
(КСШ № 1)
Организация поездки
2
10-12 октября 2013 г
Областная профильная предметная смена-погружение «Я - исследователь» (направления: естественнонаучное, математика, физика и робототехника)
областной
65
(43 из Каргатского р-на)
Подготовка, организация
3
октябрь 2013 г
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (по 17 предметам)
муниципальный
3584
составление сводного электронного отчета по школьному этапу
4
2-4 ноября 2013 г
Осенняя школа-тренинг Турнира юных программистов
областной
1
-
5
9 ноября 2013 г
Районный проект «Школа мастерства» (ДПИ и ИЗО «Живые ремесла»-29ч, «Школа КВН»-43 ч, интеллектуальное направление - математика и геология-35 ч)
муниципальный
150 (из них 107 детей)
Подготовка
6
Ноябрь 2013 г
Районный тур Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
муниципальный
областной
7 (2 из ДДТ)
5
Координация, организация
7
12-15 ноября 2013 г
Международный дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Бобёр»
муниципальный
22 из 6 ОУ
Координация, организация
8
14 ноября 2013 г
Международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок - языкознание для всех»
муниципальный
577 из 19 ОУ
Координация, организация
9
20 ноября 2013 г
Всероссийский конкурс по информационным технологиям «КИТ - компьютеры, информатика, технологии»
муниципальный
108 из 12 ОУ
Координация, организация
10
5-12 декабря 2013 г
Тестирование по русскому языку (11 класс)
муниципальный
28 из 2 ОУ
Координация, организация
11
5-12 декабря 2013 г
Тестирование по естествознанию (химия, физика, биология, 11 класс)
муниципальный
3 из 1 ОУ
Координация, организация
12
17 декабря 2013 г
Всероссийский конкурс по английскому языку «Британский бульдог»
муниципальный
118 из 3 ОУ
Координация, организация
13
8 декабря 2013 г
VII Новосибирская региональная открытая устная олимпиада по математике для учащихся 6-8 классов
региональный
12
координация
14
19-22 декабря 2013 г
Зимняя областная профильная смена по робототехнике
областной
7
Организация поездки
15
18-29 ноября 2013 г
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (по 17 предметам)
муниципальный
512
Организация, тиражирование, составление сводного отчета в область
2. творческих конкурсов, направленных на раскрытие и развитие личностных способностей школьников:
1
Октябрь 2013 г
Районный конкурс изобразительного творчества «Мы дети планеты - создатели мира», посвященного Году охраны окружающей среды
муниципальный
6
участие
2
Ноябрь 2013 г
VI Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете»
международный
6
участие
3
15 ноября 2013 г
Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы!»
муниципальный
106 (из них 39 участников)
Координация, организация
4
Декабрь 2013 г
Всероссийский конкурс детских творческих работ «Моя семья»
всероссийский
2
участие
5
Декабрь 2013 г
Районный этап Областного общественного проекта «Взгляд из будущего» Конкурс детского творчества «Это мой мир»
муниципальный
6
участие
6
Декабрь 2013 г
Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок Деду Морозу», посвященный новогодним праздникам
муниципальный
11
участие
Таким образом, выявлено участие обучающихся ОУ и ДДТ в I-м полугодии 2013-2014 учебного года в интеллектуальных и творческих конкурсах, скоординированных, организованных или проведенных ДДТ:
конкурсы
уровень
интеллектуальные
творческие
количество мероприятий
количество участников
количество призеров и победителей
количество мероприятий
количество участников
количество призеров и победителей
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
1
3584
муниципальный
8
1408
5
134
областной
6
97
всероссийский
1
2
международный
1
6
всего:
15
5089
7
142
В течение полугодия велась работа по заполнению электронной базы творческих достижений обучающихся ДДТ.
Достижения обучающихся ДДТ за 1 полугодие 2013-2014 учебного года:
№ п.п.
Название конкурса
Количество призеров и победителей
1
Районный конкурс изобразительного творчества «Мы дети планеты - создатели мира», посвященного Году охраны окружающей среды в номинации «Живопись»
6 («Палитра»)
2
Районный тур Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
2 («Сторона моя родная», «Юный краевед»)
3
Районный конкурс «Души прекрасные порывы!»
2 («Ступени», «Литературная гостиная»)
Также корректировалась база данных «Одаренные дети Каргатского района», которая включает в себя результаты участия одаренных детей в предметных олимпиадах, творческих и других конкурсах. В настоящий момент база содержит сведения о достижениях академически, творчески одаренных и обладающих спортивными способностями 525 обучающихся из 19 образовательных учреждений района. Большинство школьников из них - универсалы, т.е. имеют результативное участие в различных конкурсах (как в интеллектуальных, так и в творческих и спортивных) разных уровней.
В течение полугодия были организованы мероприятия по повышению квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
Участие в Первой Всероссийской научно-методической конференции «Современные модели и практики развития детской одаренности» в рамках V Международного инновационного форума «Интерра-2013», 5-7 сентября 2013 г, г. Новосибирск (Сертификат) - Нежилова М.В.
Курсы повышения квалификации по теме «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в процессе реализации образовательных инициатив «Наша новая школа», 9 - 20 декабря 2013 г, г. Барнаул ИДО ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», 72 часа (Удостоверение) - Нежилова М.В.
Модульные курсы повышения квалификации: «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми», «Технология создания электронных образовательных ресурсов для одаренных детей», 5-25 ноября 2013 г., г. Новосибирск ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 72 часа - Волкова Т.А., Шмидт О.А., Нефедьева Е.Н., Соломина И.В.