Авторская образовательная программа Экология

Авторская общеобразовательная программа дополнительная образования «ЭКОЛОГИЯ» предназначена для работы с детьми 9-12 лет, рассчитана на 2 года  работы и не требует специальной подготовки для прохождения данной программы. Обучающиеся получают общие сведения о природе своего края, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов. Программа «ЭКОЛОГИЯ» предусматривает обучение в течении 144 часов на каждый год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Республиканский детский эколого-биологический центр

Принято на Утверждаю

педагогическом совете «14» 01 2014г

Протокол № ___от 10. 01 2014г _______________________

Директор Газдаров М.Дз.





ЭКОЛОГИЯ

общеобразовательная программа дополнительного образования

для детей 9-12лет. Срок обучения 2 года.





Автор: - Рамонова Фиолета Бештауовна

Педагог дополнительного образования

Рецензент: Попов К.П ст.научный сотрудник

СОГЗ, кандидат биологических наук.

Программа разработана в 2010г





Владикавказ, 2014г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская общеобразовательная программа дополнительная образования «ЭКОЛОГИЯ» предназначена для работы с детьми 9-12 лет, рассчитана на 2 года работы и не требует специальной подготовки для прохождения данной программы.

Обучающиеся получают общие сведения о природе своего края, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов. Программа «ЭКОЛОГИЯ» предусматривает обучение в течении 144 часов на каждый год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с группой в 15 человек.

Целью программы является развитие познавательного интереса к природе родного края, формирование экологической культуры. Привитие обучающимся любви и бережного отношения к природе. Углубление их знаний по общеобразовательным предметам. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, формирует умения и навыки по изучению природы, охране окружающей среды и наблюдательности у детей.

Актуальность данной программы связана с огромным взаимовлиянием человека и окружающей среды, с экологическими проблемами. Обучающиеся получают сведения о природе родного края, в частности сел.Дзуарикау, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В данной программе учитывались рекомендации специалистов Северо-осетинского государственного заповедника, который находится на территории Алагирского района нашей республики. Программа вариативна, т.е. допускает некоторые изменения, дополнения, включения новых актуальных тем в ходе изучения.

Задачи:

1.Обучающие

- формирование элементарных знаний о природе, об экологии, социуме;

- формирование навыков постановки эксперимента, наблюдения, анализа увиденного;

- формирование навыков практических знаний по природопользованию;

- приобщение обучающихся к самостоятельной работе.

2.Развивающие

- вовлечение обучающихся в творческую, практическую деятельность по охране природы и природных ресурсов для изучения, сохранения и восстановления.

- развитие памяти, мышления, навыков экологически грамотного поведения в природе.

3.Воспитательные:

-воспитание позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой, экологической культурой школьника в процессе изучения окружающего мира.

- приобщение обучающихся к национально - культурным традициям и ценностям

-воспитание активной гражданской позиций у обучающихся.

Отличительная особенность данной программы - применение здоровьесберегающих технологий, в соответствии с требованиями ФГОС. «Экология» даст возможность неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Программа составлена с учетом сезонности явлений в природе. А изучение природно - краеведческого материала нашей республики позволяет обучающимся узнать много интересного.

Форма занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.

Режим обучения: занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю для каждой группы. Группа состоит из 15 человек.

Основные методы обучения:

- словесные: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция, работа с книгой;

-наглядные: иллюстрации и демонстрации;

-частично - поисковые и исследовательские;

-практические: упражнения, лабораторные работы, экскурсии;

-экскурсии в природу;

-выставки творческих работ (рисунков, поделок);

-викторины, конкурсы, игры.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В программе первого года обучения обучающиеся знакомятся с основными экологическими понятиями, ведут наблюдения в природе. Они могут научиться распознавать основных представителей флоры и фауны, наиболее часто встречающиеся вокруг нас. Распознавать ядовитые растения и грибы, вести наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, отличать живую природу от неживой, знать о взаимосвязи живой и неживой природы, о роли человека в природе, а также могут владеть навыками изображения растений и животных.

В программе второго года обучения, дети больше узнают о разнообразии природы, знакомятся с Красной книгой РСО-А, с представителями флоры и фауны, занесенными в неё. Ищут способы сохранения их или устранения причин, вызывающих ухудшения их состояния.

В результате изучения определенных программой разделов учащиеся могут уметь:

-определять растения, деревья, произрастающие на территории села.

-определять насекомых, животных и птиц, обитающих на территории села.

-знать основных представителей животных, растений и птиц, занесенных в Красную книгу РСО-А .

-владеть навыками ухода за культурными растениями.

-вести исследовательскую работу.

Формы подведения итогов реализации программы.

Для оценки результативности учебных занятии применяется текущий и тематический контроль.

-игры с тематическими заданиями.

-тестирование по окончании изучения темы.

-речевые логические задачи.

-беседы.

Итоговый контроль (полугодовой и годовой)

-научно - практические конференции

-выставки, конкурсы.

-праздники, КВН.

-тесты







Тематический план программы « ЭКОЛОГ» первого года обучения

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

10

5

5

2

Мои верные друзья

16

8

8

3

Пернатый мир

16

8

8

4

О чем шепчут деревья

16

8

8

5

Загадки животного мира

12

4

8

6

Секреты неживой природы

16

8

8

7

Оранжерея на окне

14

4

10

8

Человек - часть живой природы

16

12

4

9

Охрана природы

16

6

10

10

Досуговые мероприятия

10

2

8

11

Итоговое занятие

2

ИТОГО:

144

64

80









Содержание программы первого года обучения

1."Введение в экологию" (10 час)

Введение в образовательную программу. Знакомство с юннатами. Инструктаж по ТБ. Где и как мы живем. Окружающая среда. Живая и неживая природа . Человек враг или друг природы? Что такое экология?

Практика: рисунки, поделки, лепка.

Экскурсии: природа живая и неживая. Растения вокруг нас. Сбор природного материала. Фенологические наблюдения за изменениеми в природе.

Игры: Живое - неживое. Рисунок на асфальте.

2. "Мои верные друзья"(16 час)

Кто живет рядом. Дикие и домашние животные. Кто где живет? Чем питаются домашние животные. Сезонные явления в жизни животных. Животный мир села. Диковинные животные.

Практика: рисунки, поделки, работа с пластелином.

Экскурсии: Наблюдения за птицами. Животными. Уход за домашними животными. Кто чем питается?

Игры: угадай животное. Пантомима.



3."Пернатый мир"(16 час.)

Домашние птицы. Кто такие птицы? Особенности птиц и их поведения. Птицы нашего села. Перелетные и зимующие птицы. Классификация птиц. Чем питаются птицы. Устройство кормушек для птиц. Места обитания птиц.

Практика: изготовление кормушек для зимующих птиц. Поделки, рисунки.

Экскурсии: наблюдения за зимующими птицами, подкормки птиц.

Игры: тематическая игра «Угадай кто я?». Подвижные игры.



4."О чем шепчут деревья"(16 час)

Многообразие растительного мира. Растения родного края. Строение растений. Чем питаются растения. Лекарственные растения.услловия, необходимые для роста и развития растений. Классификация растений. Польза деревьев. Плодовые иягодные растения.

Практика: рисунки, поделки. Выставка рисунков. Работа с гербариями. Просмотр презентации.

Экскурсия: определение деревьев в безлиственном состоянии.

Игра: «Лекарство под ногами»

5."Загадки животного мира"(12 час)

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках - волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Рассказы о жизни животных в лесу. Приспособленность животных к жизни в различных климатических условиях. Животный мир морей и океанов. Способы самозащиты у животных. Дикие животные нашего села.

Практика: рисунки, поделки, просмотр в/ф, встреча с егерем СОГЗ. в/ф «Синий кит», презентация «Диковинные животные и растения».

Игры: викторина «Загадки животного мира»

Экскурсия на берег реки Фиагдон.



6."Секреты неживой природы"(16 час)

Условия жизни на Земле. Солнечная система. Воздух. Состав вохдуха. Вода. Значение воды. Круговорот воды в природе. Почва. Состав почвы. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Практика: презентации «Природа живая и неживая», и «Вода, вода» рисунки.

Викторина: «Знаю ли я родную природу»

7."Оранжерея на окне"(14 час)

Какие растения называются комнатными? Происхождение комнатных растений. Значение комнатных растений в жизни человека. Как ухаживать за комнатными растениями? Размножение комнатных растений. Основные представители комнатных растений.

Практика: определение комнатных растений в школе, изготовление этикеток с названиями растений, изучение гербарий, рисунки, поделки, черенкование, размножение листьями комнатных растений.

Праздник «Вальс цветов»

8."Человек - часть живой природы"(16 час)

Человек часть живой природы. Условия, необходимые для жизни человека. Труд-основа жизни человека. Среда обитания. Связь человека с окружающей средой. Продукты питания человека. Влияние человека на окружающую среду. Здоровый образ жизни.

Практика: экологический десант, рисунки, поделки, ведение наблюдений за природой, работы на пришкольной рабатке.

Экскурсии: «Среда обитания человека», «Влияние человека на окружающую среду».

Игры, конкурсы, викторина. Праздник «День воды»

9."Охрана природы"(16 час)

Зачем охранять природу? главный враг природы. Красная книга РСО-А. животные из Красной книги. Растения из Красной книги. Птицы из Красной книги. Рыбы, земноводные, насекомые из Красной книги. Чем мы можем помочь природе?

Практика: рисунок, лепка из пластелина, поделки.

Экскурсии: «Растения из Красной книги вокруг нас»,р.Фиагдон, дубовая роща.

Праздники: «День птиц», и «День Земли».

10."Досуговые мероприятия"(10 час.)

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей, навыки работы на участке по уходу за растениями.

Викторина «Мой край родной», «Экологический КВН», экологический субботник, работы на пришкольной рабатке.

Итоговое занятие: викторина « Мой край родной»









Тематический план 2 года обучения


Наименование тем

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

4

2

2

2

Охрана природы-дело всенародное

8

4

4

3

Организация фенологических наблюдений

4

2

2

4

Природа родного края

12

8

4

5

Охрана земель и недр земли

6

4

2

6

Животный мир Осетии

14

6

8

7

Красная книга РСО-А

12

6

6

8

Подготовка растений и животных к зиме

4

2

2

9

Фенологические наблюдения зимой

4

2

2

10

Жизнь растений зимой

6

4

2

11

Жизнь животных зимой

10

6

4

12

Фенологические наблюдения весной

4

2

2

13

Жизнь растений весной

6

2

4

14

Животные и птицы весной.

Гнездовая жизнь птиц.

12

6

6

15

Охрана вод и рыбных запасов

8

4

4

16

Охрана памятников природы

6

4

2

17

Природа летом

8

6

2

18

Растительность лугов

8

4

4

19

Растительность болот

4

2

2

20

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

144

82

62





1.Вводное занятие (4 час)

Знакомство с планом работы Т.О., с массовыми мероприятиями,

общественно полезным трудом, в котором будут принимать участие члены Т.О. Инструктаж по технике безопасности., по правилам дорожного движения.

Практика: Экскурсия на природу.

2. Охрана природы - дело всенародное (8 час)

Значение охраны природы для народного хозяйства. Заповедники, заказники, национальные парки и их значение для охраны природы.

Практика: рисунки, поделки, просмотр презентации.экскурсии на природу, в СОГЗ. Тестирование по теме.

3.Организация фенологических наблюдений (4 час)

Значение фенологических наблюдений. Правила проведения наблюдений. Ведение «Календаря природы».

Практика: Выбор объектов фенологических наблюдений. Проведение наблюдений осенью. Рисунки, поделки. Подготовка к выставке рисунков «Осень».

4.Природа родного края.(12 час)

Особенности природы родного края РСО-А. Природно-климатические зоны РСО-А. Рельеф РСО-А. Моя Осетия. Мое село в составе РСО-А.

Практика: Экскурсии на природу, с целью знакомства с осенними изменениями в природе. Оформление выставки рисунков «Осень». Подготовка к празднику «Дары осени»

5.Охрана земель и недр земли.(6 час)

Причины, из-за которых землю и её недра надо охранять. Эрозия: водная и ветровая. Их причины и меры борьбы с ними. Недра земли. Полезные ископаемые нашей республики. Минералы.

Практика: Праздник «Дары осени».

Экскурсия в геологический музей школы. Тестирование по теме «Природа родного края»

6.Животный мир Осетии.(14 час)

Основные виды животных, обитающих в нашей республике. Их классификация. Птицы родного края. Насекомые: полезные и вредители. Обитатели рек и озер.

Практика: Экскурсии на природу. Определение животных по следам. Знакомство с животными по книгам и определителям. Подготовка и проведение выставки рисунков «Мое любимое животное».

Игра-викторина: «Угадай кто я?»

7. Красная книга РСО-А (12 час)

Что такое Красная книга? Какие растения, животные, птицы и другие обитатели земли заносятся в Красную книгу? Растения из Красной книги РСО-А. Животные и птицы из Красной книги РСО-А. Принципы охраны видов из Красной книги?

Практика: Просмотр в/фильмов о жизни животных, растений и птиц. Презентация «Красная книга РСО-А.» Зарисовка основных представителей Красной книги РСО-А. Познавательные игры. Тестирование по теме «Красная книга РСО-А.»

8. Подготовка растений и животных к зиме.(4 час)

Характеристика зимнего периода. Подготовка растений к зиме. Подготовка животных к зиме. Фенологические наблюдения зимой.

Практика: Экскурсии на природу: «Ведение наблюдений за изменениями в окружающей среде». Изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек для птиц. Рисунки, поделки из пластилина и природного материала.

9. Фенологические наблюдения зимой. (4 часа)

Характеристика зимнего периода. Наблюдения за природой зимой.

Практика: Экскурсии на природу: « Знакомство с зимними изменениями в природе». Оформление дневников наблюдений. Выставка рисунков «Зима»

10. Жизнь растений зимой (6 час)

Изменения в жизни растений в зимний период. Особенности хвойных растений. Растения под снегом. Состояние покоя у растений

Практика: Экскурсии в зимний лес. Рисунки, поделки. Лепка.

Игра: «Угадай кто я»- распознавание деревьев в безлиственнном состояний.

11. Жизнь животных зимой. (6 час)

Животные зимой. Зимняя спячка. Птицы зимой. Зимующие птицы. Охрана птиц. Подкормка птиц. Следы на снегу. Рассказы о животных Бианки. Питание животных в зимний период.

Практика: Просмотр в/фильмов о зимовке некоторых животных. Рисунки, поделки. Тестирование по темам 9 и 10 .

12. Фенологические наблюдения весной (4 часа)

Характеристика весеннего периода. Весна в произведениях русских и осетинских писателей и художников.

Практика: Экскурсии на природу, с целью наблюдении за весенними изменениями в окружающей среде. Рисунки, поделки, лепка из пластелина.

13.Жизнь растений весной. (6 часа)

Фенология развития растений; деревьев, трав, цветов. Сокодвижение, набухание почек и появление первых листочков. Раннецветущие растения и их биологические особенности.

Практика: Экскурсии на природу: « Фенологические наблюдения.». Сбор поделочного материала, растений для гербарий. Просмотр в/фильмов. Весенние работы на пришкольной рабатке.

14.Животные и птицы весной .Гнездовая жизнь птиц.(12 час.)

Животные весной. Весенний гон.Весенние перелеты птиц. Постройка гнезд. Вывод птенцов. Гнездовая жизнь птиц. Птицы летом. Места обитания птиц. Охрана гнезд. Наблюдения за жизнью птиц.

Практика: Экскурсия на природу. изготовление скворечников и домиков для птиц. Познавательные игры. Рисунки, поделки, «День птиц» - праздник.

15. Охрана вод и рыбных запасов. (8 час.)

Значение воды и водоемов в жизни человека. Проблема чистой воды. Охрана водоемов от загрязнения и засорения. Рыбные запасы и их охрана.

Практика: Экскурсии на берег реки Фиагдон, к роднику. Обследование местных водоемов. Зарисовки пейзажей. Сбор поделочного материала. Презентация «Вода, вода, вода», праздник «День воды».

16. Охрана памятников природы (6 часа)

Памятники природы нашей республики и нашего села. Памятники культуры и истории.

Практика: Выявление памятников природы на территории села. Участие в их благоустройстве и озеленении .

17. Природа летом (6час.)

Характеристика летнего периода. Лето в произведениях искусства. Ведение фенологических наблюдений летом.

Практика Ведение фенологических наблюдений летом. Работы на пришкольной рабатке.

Экскурсия на природу. Сбор растений для гербарии.

Выставка рисунков «Лето».

18. Растительность лугов (6 час.)

Типы лугов и их различие. Луговые растения. Вредные и ядовитые растения. Растения - барометры и растения - часы.

Практика: Экскурсии: луга вокруг нашего села. Луговые цветы. Составление гербарии. Игра «Волшебная шкатулка»

19. Растительность болот (4часа)

Способы образования болот. Растительность болот.

Практика: Просмотр в/фильма «Осушение болот» и « Растительность болот». « Кто живет на болоте?» - викторина

20. Итоговое занятие (4 часа)

Подведение итогов работыТО. Оформление выставки «Мир вокруг нас» Заслушивание докладов по заданным темам. Игры, конкурсы, викторины.









Методическое обеспечение образовательного процесса

В качестве методического обеспечения используются:

-экскурсии на природу - по тематике: «Осень в природе», « Зачем нужны деревья?», «Определение деревьев и кустарников по внешнему виду», «Польза дождевых червей и других насекомых», «Съедобные и ядовитые растения вокруг нас»

-Практические работы: изготовление гербарии, поделок, работа с картой РСО-А, ботаническое описание луга, леса, работы на школьной рабатке.

-Конкурсы, викторины: «Угадай птицу», «Следы на снегу», «Угадай лекарственное растение», «Приметы весны, осени, зимы, лета.», игра «Ромашка», «Волшебная шкатулка» и др.

-Праздники: «Дары осени», «День птиц», «День земли», «День воды»

-Биологические игры: «Зоологическое лото», «Кто, где живет?», «Знатоки природы».

-Акции: «Поможем природе», «Экологические субботники», «Поможем зимующим птицам», « Сохраним лесу елочку».

-Выставки творческих работ: Выставки рисунков, поделок из природного и бросового материала.

-Презентации: «Удивительные растения мира», «Диковинные животные мира», «Вода, вода, вода…», «Кошки и собаки», «Мир бабочек», «Мир птиц», «Берегите Землю», «Среда обитания», «Воздух», «Кто как зимует».

-Выставки: «Дары осени», «Осенний букет», «Зимний пейзаж», «Мир в ладошках» и др.

-Сценарий праздников: «День воды», «День Земли», «День птиц», «Новогодний калейдоскоп», и др.

-Таблицы : »Основные группы растений», «Птицы нашего края», «Домашние и дикие животные», « Растения паразиты», «Зимующие и перелетные птицы», «Животные и растения из Красной книги РСО-А», «Живая и неживая природа» и др.

Техническое оснащение занятий:

Кабинет, компьютер, проектор, карты - РСО-А, России, видео-фильмы, образцы почв и минералов, таблицы, сетки для сушки гербарии,

природный материал для поделок.

















Литература для педагога

Александров Б.А. « В стране зеленой» 1973г.

Алексеев Ю.В. «Травянистые растения СССР(определитель) 1967г.

Амирханов А.М. «Северо-Осетинский заповедник» 1988г.

Амирханов А.М. «Красная книга РСО-А» 1981г.

Будыко М.И. «Влияние человека на климат» 1972 г.

Беляева Л.Т. «Ботанические экскурсии в природу» 1971г

Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми» 2007г.

Данилова Н.А. «Природа и наше здоровье» 1971г.

Зверев И.Д. «Экологическое образование школьников» 1983г.

Иванов А.И. «Краткий определитель птиц» 1964г

Иванченко С.И.»Занимательно о ботанике» 1972г

Пасечник А.А. «Экология» 1987г

Попов К.П. «Алагирское ущелье» 1988г.

Щербаков Ю.В. «Занимательная биология» 2010г.

Литература для обучающихся

Амирханов А.М. «Красная книга РСО-А» 1988г.

Айларов С.П. «Экология» 1987г.

Акимушкин И.И. «Занимательная биология» 2010г.

Бианки В.В. «Лесная газета» 1994г.

Будун А.С. «Природа и природные ресурсы СО» 1995г.

Олисаев В.А. «Дары леса» и «Лес- родник здоровья» 1987г.







© 2010-2022