Преобразование пространства библиотеки в Год Литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За 12 лет своего существования Школа №93 г Тольятти стала домом для тех, кто учится, в котором тепло и уютно жить, учиться и учить. В Школе №93 не много не мало : 1442 ученика.

Все эти года школа была площадкой инновационного качественного образования.

В Школе № 93 много внимания уделяется спорту и здоровью. Спортивные и тренажерные залы, хоккейный корт, стадион, бассейн - все предназначено для укрепления здоровья школьников. Гуманные чувства учащихся воспитывают волонтерские мероприятия, Традиционно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий на северном Кавказе. Огромное значение в развитии толерантности имеет коллективное творческое дело «Фестиваль дружбы народов». Центр дополнительного образования «Школьная академия» предлагает учащимся 43 творческих объединения. В научном обществе «Золотая лестница» одаренные ученики развивают интеллектуальные способности.

Весь коллектив МБУ СОШ № 93 всегда работает в инновационном режиме.

В школе уделяется огромное внимание работе школьной библиотеке.

Благодаря заботе администрации она в числе первых получила компьютеры, проведена локальная сеть, есть все необходимое для работы: сканер, принтер, магнитофон, парк компьютеров последнего поколения (моноблоки). Директор каждый понедельник приглашает меня, школьного библиотекаря,на планерки с отчетом о проделанной работе , вникает в вопросы обеспеченности учебниками, как член педколлектива я регулярно участвую в заседаниях педсовета, кафедр, потому как он абсолютно уверен в том , что учителя литературы должны работать в тесном сотрудничестве с библиотекарем.

Сотрудничество педагогов и библиотекарей школы определены на основе создания совместных программ, направленных на использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки. Это и библиотечные уроки, и внеклассные мероприятия, и уроки литературы, проводимые в библиотеке. В 2015 год объявлен годом литературы. Привлечение школьников к чтению - эта тема стала одной из центральных в нашем учебном заведении. Год литературы создал хорошие условия для усиления работы по привлечению к чтению, чтобы вернуть потерянный интерес к Книге у детей. Ведь именно в школьную библиотеку зачастую ребенок впервые попадает в мир книг и впервые берет в руки книжку. И от того, как будет организована работа школьного библиотекаря зачастую зависит, станет он читателем или нет.

Огромное внимание в своей работе я уделяю воспитывающему пространству в библиотеке. Я считаю, что в библиотеке должно быть хорошо, комфортно, лучше, чем дома. Дизайн должен приглашать, быть «обращен к пользователю».

Ведь именно от этого зависит, захочет ли ребенок прийти сюда еще раз. И забота об интерьере библиотеки - не самоцель, а уважение к личности ребенка и взрослого.

Войдя в нее, читатель, прежде всего, должен натолкнуться на полноценную литературу, выставленную для него и чувствовать предвкушение счастья прочитать ее.

Наша библиотека никогда не пустует. В читальном зале учащиеся могут заниматься самообразованием, готовиться к докладам, рефератам, выступлениям по различным предметам, работать со справочной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями. Оформление книжных выставок вот уже на протяжении нескольких лет мы делаем только с помощью компьютера. Эстетичные, со вкусом оформленные книжные выставки привлекают взгляд не только детей, но и педагогов. За год оформляется множество выставок, персональные - к юбилеям известных писателей.

Комфортная среда библиотеки - это и открытый доступ, цветы, камин, подсвечники, и эстетично оформленные выставки, на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Мы заметили что библиотека - это не только место, куда ребята приходят за знаниями, информацией, но и любимое место общения

Совместно с кафедрой литературы, Тольяттинским Государственным Университетом определен план совместных мероприятий со школьной библиотекой. Назову лишь для примера некоторые: семейная Гостиная, «Уроки литературы для взрослых» Пушкинские проповеди. Интересные формы работы :Поэтический флешмоб «Читаем стихи о войне к 70- летию Победы», интеллектуальная игра« Умники и умницы» мероприятия к 200- летиюП Ершова, в рамках театрального фестиваля « Исценируют сказки Пушкина», литературно-музыкальный вечер, посвященный Б. Пастернаку мероприятия совместно с городской центральной библиотекой. Участвуем в проекте совместно с ТГУ «Тольятти литературный», Лекция - концерт « Путешествие в белую страну», а также Литературный вернисаж- выставка рисунков по любимым книгам. Самое яркое событие нас ожидает в конце года. Учащиеся нашей школы разучивают роли по пьесе «Левша». Они увлечены этой деятельностью: сами шьют костюмы и, как в настоящем театре, запланированы литературные гастроли спектакля по другим школам. В планы входит также устроить в честь года Литературы литературный бал. Сейчас все учащиеся целенаправленно читают книгу «Маленький принц» в рамках городского проекта «Большое чтение».

Образовательная и воспитательная функция нашей библиотеки ориентирована на формирование информационно-библиографической культуры школьников, что отражено в основной цели и задачах. Мы всегда стремимся, чтобы время, проведенное в библиотеке, было интересным, умным и деятельным. Для этого используются различные формы и методы библиотечной работы: библиотечные уроки, массовые мероприятия.

Внедрение нового сегодня необходимо особенно, чем больше узнают, чем больше они научаться в стенах родной школы, какие мысли будут у наших сегодняшних школьников будет зависеть вся дальнейшая их жизнь.

В год литературы существенно преобразовалось пространство школы. Старшеклассники осуществили свой интересный проект по созданию«BOOК - кафе». Идея проекта возникла год назад , когда был организован клуб «Время читать». Заседания клуба проходили после уроков каждую среду. Инициатором и вдохновителем стала учитель русского языка Родионова Татьяна Алексеевна. Возникла идея вовлечь в этот увлекательный процесс, как можно больше ребят. Это пространство альтернативного времяпрепровождения, ориентированное на аудиторию активных и креативных молодых людей, предпочитающих живое общение. Они собираются обсуждать прочитанные книги, делятся своим впечатлениями настроением, здесь можно выпить чашку кофе и спеть всем вместе задушевные песни и прочитать стихи любимых поэтов.

Библиотека так же активный участник различных проектов. Недавно в пространстве школы появилась еще одна новая творческая площадка.

Дело в том, что в нашем спальном районе нет театров, ни литературных , ни художественных музеев и много того, что влияет на творческое развитие личности. Наш новый проект, в какой -то мере, нацелен на то, чтобы решить данную ситуацию. Появление такой творческой площадки мы решали также проблемы и вопросы самих школьников. По наблюдениям наших педагогов за обучающимися на уроках и внеурочной деятельности показали, что подростки не умеют слушать друг друга, выделять основную мысль в информации, обосновать свои суждения, объяснять свои рассуждения, критически мыслить, и т.д. Особые трудности возникают у учеников в процессе публичного выступления при защите проектов, на конференциях разного уровня

(«Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др.) при ответах на уроках. Опыт участия в городском конкурсе «Мастер слова» показал недостаточное развитие навыков речевой коммуникации у наших современных подростков. Наряду с этим можно отметить увлеченность подростками цифровой телефонной техникой, что приводит к снижению уровня межличностного общения в живую. В связи с этим большую популярность приобретает электронная форма чтения книги. Для повышения эффективности библиотечного обслуживания мы задумали расширить пространство библиотеки и выйти в пространство школы.

В холле возле библиотеки было задумано оборудовать Литературно-творческую Гостиную. Нашей целью было: создать условия для эффективной работы между подростками посредством Книги. Библиотека раскрыла свои границы, расширила свое поле деятельности и вышла в пространство школы. Была создана инициативная группа из детей и учителей. Сотрудники библиотеки вместе с дизайнером учителем технологии Бугрышевой Марией Борисовной постарались создать такой интерьер Гостиной, чтобы атмосфера была доброй уютной, воспитывающей и ребятам хотелось чаще в нее приходить. Поскольку, магия Книги действует на ребят безотказно, достаточно окинуть полки взглядом или прикоснуться рукой. Встреча с книгой - это как встреча с человеком. Я вижу какое удовольствие доставляет ребятам шагать между стеллажами и полками, брать в руки книги и рассматривать, ведь Книга, пришедшая вовремя - это друг, которого ты наконец дождался, Книгу всегда можно спросить можно спросить о чем угодно, «Это праздник, который всегда с тобой.» (Эр Хемингуэй.)

В проектировании Гостиной учли увлеченность подростками цифровой телефонной техники. Поэтому в этом пространстве мы использовали современные средства связи (телефон, интернет, скайп). Они выполняют вспомогательную функцию по привлечению учеников к мероприятиям, конкурсам, гостей из других городов и стран для участия в вебинарах, он-лайн конференциях и др. В пространстве Гостиной выставочная площадка - для творческой рефлексии учащихся-рисунки, поделки.На стенах вернисаж картин « Самарская Лука» воспевает любовь к родному краю, а художественная выставка «Санкт Петербург», прививает эстетический вкус и чувство красоты и монументальности в архитектуре.Есть в Гостиной информационная площадка. Здесь представлена информация о предстоящих календарно -тематических событиях, планах работы «Литературно-творческой Гостиной». Задания для учащихся и информация для педагогов и родителей гостей. Наша Гостиная заработала недавно, но в ней уже проходят викторины, встречи, видео просмотры, аудиопрослушивание, тематические занятия (История создания книги и т.д.), интерактивные, планируются встречи с писателями, художниками артистами, издателями. Предметы быта расположенные на небольших полках могут раскрыть содержание книги или темы и выстроить вокруг нее ключевое событие. Поэтому по пространству мы оборудовали полки, предназначенные для визуализации темы или события.Мы хотели, чтобы Гостиная стала желанным и любимым местом, куда творчески-одаренные ребята смогли бы пригласить своих друзей, родителей, младших ребят. Здесь они будут творить, мечтать, фантазировать и, где им ,конечно, помогут творческим сопровождением. Создание литературно-творческой гостиной - дело трудоемкое. Работа над этим проектом будет продолжаться и далее шлифоваться, но уже сейчас она принесла много положительного в нашу школьную жизнь: многие ребята выступали в качестве дизайнеров, рисовали свои проекты, предлагали оригинальные дизайнерские решения, многие родители пополняли библиотеку интересными книгами, организовывали полки с букроссингом, предлагали свою помощь по обустройству. И нам самим работа приносила творческое наслаждение видеть результаты своих трудов.Ребята говорят, что наша библиотека особенная тем, что здесь они могут проявить свои способности, узнать много нового, лучше познать себя, здесь могут выполнять общее дело, здесь хорошее отношение между взрослыми и детьми, здесь часто хвалят, могут проявить себя, освоить различные виды деятельности. Могут быть специалистами по игротеке, художниками - оформителями, помощниками библиотекаря, получить опыт публичных выступлений.

Поделюсь еще одной особенностью нашего учреждения. В нашей уникальной, творческой школе, которую все мы любим, происходят Общие Дела, которые не входили в наш план. Инициатива происходит от самих родителей, бабушек и дедушек и от общественности. Так, В. А. Колосов, Председатель Народного Университета Культуры, он же председатель ТОС 21 квартала стал инициатором ряда интересных проектов в квартале, где находится школа. Он является автором проекта» Театр + семья».

В наше время многие родители работают и не имеют возможности регулярно ходить с детьми в театр, а наши дети в течение года посещали спектакли по абонементу. Они выезжали в театр «Делижанс», но бывало так, что артисты со своим спектаклем приезжали в школу. Привозили костюмы, декорации на нескольких автобусах.

В год литературы в нашей школе осуществляется еще один интересный проект с общественными организациями. Проект называется «Читающий квартал».

Цель, которого привить культуру чтения и развить семейное чтение. В феврале этого года состоялось открытие этого проекта в созданной нами Литературной гостиной. Гостей встречала Буковка: любимый среди тольяттинцев персонаж раздавала информационные листовки, анкеты и приглашала в зал. На открытии присутствовали гости председателя комиссии по местному самоуправлению Н.Е. Болканская и заместителя главы Автозаводского района Ю.М. Хвостов, ректора Тольяттинской консерватории Е.Н. Прасолов. Директор библиотечной корпорации Валентина Алексеевна Юсупова на торжественном открытии сказала, что к жителям этого квартала они шли очень долго, целых 20 лет, но все не было возможностей для открытия новой библиотеки, так как не было подходящего помещения. Мобильная, передвижная библиотека ТБК представила гостям информационный ролик о своих услугах и продемонстрировала свои ресурсы: не только традиционные, но и электронные книги, а также периодику по различным отраслям знания. Торжественная часть сменилась концертом молодёжного оркестра Тольяттинской филармонии. Затем были презентованы Литературное кафе и Литературная гостиная, где и расположилась мобильная библиотека Тольяттинской библиотечной корпорации.
Ярким событием в школе проходит городской конкурс « Наша школьная библиотека», который проводится уже 5 год. Число участников каждый год становится все больше и больше.В этом году участниками конкурса стали было 565 человек. Это один из самых массовых школьных конкурсов. Организаторами конкурса являлись Департамент образования, книжный магазин Чакона, Ресурсный центр. Особенностью конкурса являлось то, что все эти годы наша школа гостеприимно встречает участников и гостей конкурса. В школе и школьной библиотеке побывали известные детские писатели Владимир Сотников, автор многих детских детективов, Дмитрий Емец, автор известной повести о Тане Гротер, Михаил Самарский, самый молодой признанный писатель, по его книгам уже есть постановки спектаклей, побывал Алексей Оленников, автор модного направления среди молодежи фэнтэзи. Особая атмосфера доброты, гармонии, праздника царит на этих встречах. Ребята получают незабываемое впечатление от общения с настоящими писателями. Авторы отбирают рисунки детей к своим книгам и вручают призы. Предоставляется свободный микрофон и ребята задают интересующие их вопросы и могут получить автограф от автора.

Так креативная школьная среда создает полноту жизни, возможность реализовать каждому ученику свой потенциал. Все мы: школьные библиотекари, учителя, родители , дети - одна команда под название Школа. И наше плавание по океану Знаний должно быть интересным радостным и значимым в жизни каждого из ребят и каждой семьи.



© 2010-2022