• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая система формирования поликультурной личности на уроках хакасской литературы

Методическая система формирования поликультурной личности на уроках хакасской литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Албычакова Валентина Вячеславовна,

учитель хакасского языка и литературы

МБОУ «Аршановская СШ»

Методическая система формирования поликультурной личности на уроках хакасской литературы

В многонациональном государстве, каким является Российская Федерация, билингвизм представляет собой социальную необходимость - одно из главных условий совместного проживания и сотрудничества разноязычных народов. Активное двуязычие, с одной стороны, предполагает политическое равноправие языков, гармоничное функционирование каждого из языков во всех сферах общественной жизни, создание равных условий для свободного овладения и пользования каждым из языков. С другой стороны, подразумевается практическое использование билингвом любого из языков в повседневной жизни, признание престижности изучения как родного, так и русского языков. Признавая национально-русское двуязычие, нельзя, однако, утверждать, что оно гармоничное. Наблюдаются две ситуации: 1) учащиеся и выпускники национальной (нерусской) школы, живущие в сельской местности в условиях отсутствия русскоязычного речевого окружения, недостаточно хорошо знают русский язык; 2) хорошо владея русским языком, нерусские учащиеся слабо (плохо) знают свой родной язык. Обе ситуации негативны и нуждаются во внимательном их изучении. Вместе с тем, заботясь о родном языке, нельзя игнорировать и роль русского языка, являющегося государственным языком и средством межнационального общения народов России. Необходимо воспитать у нерусских учащихся одинаково уважительное отношение как к своему родному, так и к русскому языку, сформировать взыскательное отношение к культуре родной и русской речи как к одному из показателей общей культуры билингва.

Для МБОУ «Аршановская СШ» характерна вторая ситуация. Актуальной является проблема необходимости создания условия для формирования языковой компетенции учащихся в условиях слаборазвитой языковой среды, привития интереса к хакасскому языку, культурному наследию хакасского народа, на решение которой должна быть направлена политика школы. На основании анализа социокультурных условий села следует, что большинство учащихся слабо владеют или не владеют хакасским языком. Отсутствие языковой среды, интереса к родному языку, низкое национальное самосознание учащихся и их родителей - главная проблема волнующая нас. Ведь в полиэтничной среде особенно необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.

К сожалению, первоначальное обучение дети получают часто не на родном языке. А ведь родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования является использование родного языка в качестве языка обучения и изучения.

Понятие "поликультурность" охватывает образовательное пространство, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Соответственно понятие поликультурной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры и духовного мира других народов. Следовательно, поликультурность лежит в основе формирования толерантности: терпимое, доброжелательное, дружелюбное отношение к другим народам, готовность прийти им на помощь, вступать с ними в диалог возможны только при знании их культуры.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

- глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Хакасии, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.

Ведущей функцией поликультурного образования выступает, таким образом, формирование поликультурной личности, ориентированной на диалог и сотрудничество, признание многообразия культур и их взаимосвязи, позитивное отношение к культурному плюрализму. Для достижения поставленных целей целесообразно использовать общепринятые методы обучения, такие как дискуссия, (ситуативное) моделирование, ролевые игры, рассказ, беседа, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения; групповые и индивидуальные формы обучения; интеграции учебной и внеучебной деятельности. Поскольку субъект-субъектные отношения выступают основным условием формирования поликультурной личности, то одно из центральных мест в методах поликультурного образования занимает диалог. Участники диалога осваивают и усваивают иные культуры на основе собственного опыта, а также определенного дидактического сопровождения, которое позволяет инициировать толерантность, соучастие и сотрудничество. Важное значение для поликультурного образования приобретает социально значимая и досуговая деятельность обучаемых: взаимодействие с представителями иноязычных культур, участие в фестивалях, библиотечных занятиях, встречах, посвященных писателям, художникам, деятелями культуры. Местный материал может быть привлечен как жизненная аналогия явлениям и лицам, показанным в художественном произведении. Обучающиеся имеют возможность убедиться в глубокой жизненной правдивости произведений хакасской литературы.

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов, можно использовать следующие нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок-диалог, урок-путешествие, урок-экскурсия, соревнование, КВН, викторина, конкурс, аукцион знаний, поле чудес.

Благодаря внеурочной работе по изучению местного краеведческого материала школьники приобщаются к первоначальному научному поиску, развивают исследовательские способности, учатся ориентироваться в потоке информации. У каждого обучающегося закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.

Важно отметить значимость применения межпредметных связей хакасской литературы с русской литературой, историей, религией, искусством народов нашего региона, что помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал.

Такая система работы способствует не только заинтересованности учащихся к предмету, проблеме, но и развитию их творческих способностей, а также дает неплохие результаты при участии в конкурсах, мероприятиях.

Таким образом, личность в поликультурном социуме характеризует позитивное толерантное принятие взаимодействия культур, принятие культурно-этнических особенностей как объективной данности и готовность к установлению диалогических взаимоотношений с представителями различных культур.

Список литературы

  1. Сыродеева А.А. Поликультурное образование. - М., 2001.

  2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде//Педагогическое общество России. - М., 2004.

© 2010-2022