- Преподавателю
- Другое
- Технологии современного урока и их интеграция в модули Программы «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Технологии современного урока и их интеграция в модули Программы «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мякишева Е.Ю. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коучинг 2015 (9 октября)
Технологии современного урока и их интеграция в модули Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».
Цель: Познакомить учителей с модулями Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».
и их взаимосвязью с технологиями современного урока.
Задачи:
-
Учить коллег умению применять модули Программы на своих урока
-
Показать значимость стратегий критического мышления для развития учащегося
-
Учить по ходу занятия составлять вопросы высокого порядка .
Ожидаемый результат: Вопрос высокого порядка для лектора, практические предложения учителей усовершенствования своей практической деятельности с использованием модулей Программы.
Оценивание: Рефлексия (Свободный микрофон), барометр
Ход сессии:
1Этап: Организационный
-
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы (создание пар случайным выбором)
-
Подготовить психологически учителей к общению и предстоящему занятию
-
Сообщить тему, цель, задачи коучинг - семинара.
Работа коуча
Работа пар
Продолжительность этапа
Тема нашего сегодняшнего занятия: « Технологии современного урока и их интеграция в модули Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».
Мы сегодня будем работать парами, поэтому мне хотелось бы начать нашу работу со слов Э.Асадова:
Свалилось зло, какого и не чаял.
Мир стал весь будто каменным. И вдруг
К тебе пришёл твой закадычный друг
И в трудный час плечо своё подставил.
И ты уже не в безнадёжной мгле,
И уж не так по сердцу лупит вьюга.
И нет прочней опоры на земле,
Чем то плечо надёжнейшего друга...
Мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней работе вы чувствовали плечо друга всегда рядом и вам от этого было легко и приятно.
-
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.
-
Наша работа сегодня будет заключаться в следующем: я бы хотела вместе с вами в ходе занятия выяснить возможно ли модули Программы использовать конкретно у вас на уроке, в чём сложность и что нужно для того, чтобы данный процесс пошёл быстрее?
-
Перед Вами лежат оценочные листы и первое задание: оценить по шкале Ваши знания по вопросу: Какие модули лежат в основе Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».
Улыбаются друг другу и желают хорошей работы.
5 минут
2 Этап: Основная часть
-
Составление кластера (выделение смысловых единиц текста)
Работа коуча
Работа пар
Продолжительность этапа
Фиксирует на доске ответы
Отвечают на поставленный вопрос: какие технологии современного урока вы знаете?
3 минуты
-
Теоретическая часть
Работа коуча
Работа пар
Продолжительность этапа
Выступление с теоретической частью Приложение 1
Выступление сопровождается презентацией
В ходе выступления приводятся примеры практической деятельности учителя: видео на постановку цели, стратегии «Синквейн», «Бортовой журнал», «Инсерт», «Лесенка» и т.д. на опрос и оценивание.
Слушают, составляют вопросы высокого порядка
Учителя получают распечатанный материал с модулями Программы и первые слова для создания вопросов высокого порядка
20 минут
-
Диалоговое общение
Работа пар
Работа коуча
Продолжительность этапа
Задают вопросы коучу:
-
Как сочетаются друг с другом здоровье сберегающая технология и модули Программы
-
Что является доказательством того, что модули, которые вы применяете у себя на уроках нравятся вашим учащимся?
-
Каким образом модули Программы помогают в подготовке к ЕНТ?
Отвечают на поставленные вопросы:
Диалоговое общение с коллегами
20минут
Этап: Рефлексия 10 минут
Вопросы для свободного микрофона
- В чём состояла трудность сегодняшней работы?
- Почерпнули ли вы что- то новое для себя?
- Какие вы сделали выводы на основе полученной информации?
- Возможно ли модули Программы использовать конкретно у вас на уроке,
- В чём сложность их внедрения?
- Что нужно для того, чтобы данный процесс пошёл быстрее?
После нашего разговора оценить по шкале Ваши знания по вопросу: Какие модули лежат в основе Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».
Приложение
Сегодня мы хотим поговорить о технологиях современного урока и их прямой связью с модулями Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы», так как именно это направление школьной жизни сейчас актуально и важно.
Прежде чем перейти к разговору я прошу вас о том, чтобы по окончании нашего разговора вы задали нам вопрос: любой, который возникнет у вас в ходе нашего разговора. Вам раздали примеры первых слов для создания вопросов высокого порядка.
Я вам предложила 7 модулей на которых базируется Программа « Назарбаев Интеллектуальные школы» в распечатанном виде, чтобы вы увидели, подумали, спросили…
Ученик активный - вот чтобы увидеть его таковым на уроке - и создана данная Программа.
В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории (сам управляет своим процессом обучения). Технологии современного урока следующие
-Технология проблемно - диалогического обучения
-Технология критического мышления
-Технология деятельностного обучения
-Игровая технология
-ИКТ
-Технология дифференцированного обучения
Все эти технологии прослеживаются в модулях Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы»
-
Технология проблемно - диалогического обучения и Технология деятельностного обучения в модуле - Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)
-
Технология критического мышления в модуле - Обучение критическому мышлению
-
ИКТ в модуле - Использование ИКТ в преподавании
-
Технология дифференцированного обучения - Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, Обучение талантливых и одарённых детей
Добавляются отдельные модули: Оценивание для обучения и оценивание обучения
Управление и лидерство в обучении
Технология проблемно - диалогического обучения на уроках помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог (побуждающий и подводящий). Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Применение данной технологии создает условия для формирования у обучающегося готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.
Модуль Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться) включает в себя
- желание самостоятельно учиться и развиваться
- желание самостоятельного обдумывания обучения (обучение обучению), например учащийся должен уметь отбирать стратегии, оптимально подходящие для решения конкретной задачи. Учитель в данном процессе должен сосредоточить своё внимание не на своём собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. Т.е. мы должны создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.
Именно на решение этих задач направлены такие приёмы на уроке, как
-
Совместная формулировка темы и цели урока ( зси - видео, наводящие вопросы, опыт, ряд физических величин, диалог)
-
Работа над проверкой домашнего задания:
-
Парное проговаривание определений, формул, физических величин и многого другого.
-
Групповые ответы на вопросы и оценивание работ групп и своей собственной работы в группах
-
Работа над изучением нового материала
-
Приёмы и технологии развития критического мышления:
(стратегии работы с текстами: приём чтения с остановками, чтение с пометками, таблица вопросов высокого и низкого порядка, прогнозирование по названию, стратегия «Идеал», бортовые журналы)
-
Письменные стратегии критического мышления: (синквейн, биопоэма, письмо герою, письмо самому себе, стратегия РАФТ, стратегия «Временная капсула»)
-
Графические стратегии критического мышления: (кластер, таблица верные и неверные утверждения, стратегия «Временная линия», инсерт и т.д.)
-
Коллективные методы обучения (стратегия джигсев, тур по галерее, 6 шляп, перекрёстная дискуссия, двухрядный круглый стол)
-
Работа над закреплением нового материала
-
Составление вопросов по пройденному
-
Мозговой штурм
-
Кто быстрее и т.д.
Технология критического мышления в модуле Обучение критическому мышлению, Обучение талантливых и одарённых детей направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
При использовании данного модуля на уроке должны быть конкретные стадии построения урока:
Стадия вызова (Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.)
Стадия осмысления (Этап усвоения новых знаний, этап повторения)
Рефлексия
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Хотелось бы остановиться отдельно на модуле:
Оценивание для обучения и оценивание обучения, именно сюда входит этап рефлексии на уроке.
Как проверить у обучающихся сформированность критического мышления? Как поставить за это отметку?
Во - первых, нелегко оценить и измерить знания учащихся, когда речь идёт о вопросах, на которые нет и не может быть единственного правильного ответа.
Во - вторых, когда учитель ставит во главу угла не правильный, а осмысленный ответ, важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке.
В - третьих, учитель отдаёт себе отчёт в том, что если учащиеся относятся к обучению ответственно, если они понимают, что процесс обучения бесконечен, то при выставлении оценки они становятся для учителя партнёром. (самосовершенствоваться)
Каждый учитель должен сам для себя определить, что для него важнее: оценивать сам процесс обучения, чтобы в итоге научить каждого ребёнка механизму самооценки, умению видеть в своём продукте слабые и сильные стороны и совершенствоваться; или ставить отметку только за объём информации, которую освоил и выдал ученик сегодня.
В конце каждого урока следует проводить рефлексию, которая предполагает осознанное внимание к собственным мыслям. Я стараюсь сделать критерии оценивания простые в применении для меня и комфортные для учащихся.
Хочется, чтобы работа, которую мы делаем, приносила нам больше радости. Программа « Назарбаев Интеллектуальные школы» позволяет работать на уроках свободно и с удовольствием. Подготовка к уроку - это большой труд, но он стоит того - об этом говорят учащиеся.
Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. (Симон Львович) Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Пусть наша профессиональная деятельность приносит нам удовлетворение и вдохновение, а блеск в глазах наших учеников делает нас сильнее и увереннее в том, что мы на правильном пути.
Вопросы, составленные учителями.
Практическая часть состоится 11 октября на уроке физики в 7 классе. Приглашаю всех
посмотреть.