Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка к учебному плану
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к учебным планам Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната г. Алагир на 2013-2014 учебный год.

Учебные планы Государственной казенной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования г. Алагир» составлены на основе примерного базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Северная Осетия - Алания, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год на основе следующих документов:

Федеральный Закон от 12 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 N 241, от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994, от 01.02.2012 N 74);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции изменений №1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85);

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки

РСО-Алания (№ 161 от 05.04.2010г.) с 01.09.2011г. в ГКОШИ вводится Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В связи с этим, в школе-интернате с этого времени на протяжении ряда лет будет действовать два параллельных рабочих учебных плана.

Введение данных Учебных планов предполагает:

- получение обучающимися основного общего и среднего (полного)

общего образования в соответствии с государственным стандартом;

- реализацию программы предпрофильной и профильной подготовки;

- создание каждому обучающемуся условий для самоопределения и

развития.

Направлены на активное обновление содержания образования, повышение его уровня, выполнение стандарта требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, выделение обязательного базового и вариативного регионального (национально-регионального), школьного компонента. В учебном плане обязательная нагрузка обучающихся по всем классам и ступеням обучения не превышает предельно допустимую нагрузку базисного учебного плана и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (в редакции изменений № 1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85).

В школе-интернате создан 19 общеобразовательных классов.

Учебные занятия в школе-интернате проводятся в режиме 5-дневной учебной недели - для 1 классов; 6-дневной учебной недели - для 2-11 классов;

При проведении занятий по иностранному языку (английскому, немецкому, французскому), осуществляется деление класса на две группы.

Согласно пункту 3.3 Устава ГКОШИ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ, со следующими сроками обучения:

  • первая ступень - начальное общее (1-4 классы) - 4 года обучения;

  • вторая ступень - основное общее (5-9 классы) - 5 лет обучения;

  • третья ступень - среднее (полное) общее (10-11 классы) - 2 года обучения.

Каждая из ступеней (начальная школа, основная школа, средняя школа), решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями обучающихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору обучающихся. Основой базисного учебного плана школы-интерната является осуществление принципа преемственности между его ступенями, когда изучаемые курсы получат на последующих ступенях свое развитие.

Пояснительная записка

к учебному плану для 1-3 классов нового ФГОС НОО


Рабочий учебный (образовательный) план начальной школы (1-3 классы) составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерного базисного учебного плана (вариант 2), утвержденного приказом Министерства образования России (МОН РФ № 373 от 06.11.2009), примерного учебного плана НОО образовательных учреждений РСО-Алания и с учетом особенности, и специфики Основной образовательной программы начального общего образования ГКОШИ, в основе, которой лежат образовательная система "Школа России".

Рабочий учебный план определяет:

  • перечень предметных областей: математику; русский язык, литературное чтение, окружающий мир, обществознание, духовно-нравственную культуру народов Осетии и России; искусство; физическую культуру;

  • перечень обязательных учебных курсов, в том числе изучение родного (осетинского) языка;

  • перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий (внеучебная образовательная деятельность составляет не менее 40% от обязательной части ООП НОО);

  • соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени и предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных курсов в рамках предметных областей во внеурочных формах.

  • индивидуальные и групповые внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся, проектные мастерские до 10% объема времени, отведенного на определенные предметные области;

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

При конструировании примерного учебного (образовательного) плана учитывался ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования:

1) особое место в образовании младших школьников занимают интегративные курсы: изобразительное искусство и художественный труд ; музыка (хор, вокал); ритмика (хореография); окружающий мир (естествознание, обществознание, ОБЖ); математика (информатика); обучение грамоте (риторика, этико-психологическая азбука); обучение осетинскому языку (краеведение, ТКО);

2) для привития учебной самостоятельности младших школьников используются всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации и мастерские.

Исходя из вышеуказанных особенностей,

общая структура учебного (образовательного) плана имеет два раздела:

1 раздел: обязательная (инвариантная) часть УП:

В этом разделе - содержание образования, обеспечивающее приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимых ценностей, формирующее систему предметных курсов, в том числе и интегративных (межпредметных).

За счет компонента образовательного учреждения увеличиваются часы по литературному чтению во 2-ых классах - 1 час; по математике - 1 час в 3 классе.

2 раздел: внеурочная образовательная деятельность:

Этот раздел формируется участниками образовательного процесса; обеспечивает этнические, культурные и религиозные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.

В разделе:

  • указывается перечень учебных курсов, за пределами обязательных предметных областей, а также часы для проведения групповых и индивидуальных занятий со школьниками (тьюторское сопровождение);

  • предоставлена обучающимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.) и указываются разные виды образовательной деятельности учащихся за пределами предельно допустимой нагрузки. Данные занятия проводятся по выбору учащихся.

Для развития потенциала одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья образовательным учреждением разрабатываются индивидуальные учебные планы (с участием самих обучающихся и их родителей).

Время, отведенное не внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования, направленных на реализацию основной образовательной программы.

Продолжительность урока в 1-х классах составляет:

  • в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый;

  • в ноябре- декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый;

  • в январе- мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Пояснительная записка

к учебному плану начальной школы 4 классы

Учебный (образовательный) план для IV классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования и составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарт 2004), примерного базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России (МОН РФ № 373 от 06.11.2009), примерного учебного плана НОО образовательных учреждений РСО-Алания и с учетом особенности, образовательной программы начального общего образования ГКОШИ, в основе которой лежат образовательная система "Школа России".

Рабочий учебный план определяет:

  • перечень предметных областей: математику; русский язык, литературное чтение, окружающий мир, обществознание, духовно-нравственную культуру народов Осетии и России; искусство; физическую культуру;

  • перечень обязательных учебных курсов, в том числе изучение родного (осетинского) языка;

  • индивидуальные и групповые внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся, проектные мастерские до 10% объема времени, отведенного на определенные предметные области;

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

В организации учебного процесса:

  • при проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы;

  • наполняемость класса 14 человек и более;

  • 6-ти дневная учебная неделя;

  • продолжительность учебного года - 34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 37 календарных дней, летом не менее 8 недель.

В учебный план 4-х классов включён комплексный учебный курс « Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в количестве 1 часа в неделю (всего34 часа в году).

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Продолжительность учебного года:

  • для первых классов - 33 недели;

  • для 2,3,4 классов- 34 недели

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 37 календарных дней, летом не менее 8 недель.



Пояснительная записка

к учебному плану основной школы (5-9 классы)

Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования по базовому учебно-методическому комплексу. Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода в 9-ом классе). Продолжительность урока - 40 минут.

Часы компонента образовательного учреждения в V-VIII классах используются для углубленного изучения учебных предметов федерального и регионального компонентов базисного учебного плана:


класс

учебный предмет

Количество часов

1.

5

История Осетии

0,5

2.


6

Математика

1



Русская литература

1

3.

7

Математика

1

Изобразительное искусство

0,5

Музыкальное искусство

0,5

4.

8

Математика

1

Учебный предмет «Искусство» в 5-7 классах разделён на отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) и «Музыка» (1 час в неделю).

В связи с тем, что в школе нет материально-технической базы для проведения уроков технологии, часы трудового обучения переданы на изучение ИКТ - 5 -6 классы, на изучение информатики с 7 по 9 класс.

В целях формирования у обучающихся устойчивого интереса к профессиональной деятельности и успешной сдачи ГИА, в 9 классе введены следующие элективные учебные курсы:

Подготовка к ГИА.

Цель: повышение ЗУН обучающихся 9 класса по геометрии и алгебре для успешной сдачи ГИА.

Физика и информатика.

Цель: изучение основ предмета информатики и показ, как современная информатика тесно связана с математикой, т.е. более полное рассмотрение тех же явлений, которые изучаются в основном курсе математики.

Пояснительная записка

к учебному плану для 10-11 классов.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования по базовому учебно-методическому комплексу, разработан на 70 учебных недель за два года обучения: 36 недель в 10 классе и 34 недели (без учёта экзаменационного периода) в 11классе. Образовательный процесс в 10-11 классах организован по шестидневной учебной неделе, продолжительность урока - 40 минут.

Структура учебного плана включает:

федеральный компонент;

региональный компонент;

компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент учебного плана основан на идее одноуровневого (базового) федерального компонента федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Учебные предметы выбраны обучающимися для изучения на базовом уровне.

На базовом уровне изучаются предметы, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, со следующим набором обязательных общеобразовательных предметов: русский язык, русская литература, математика, право, экономика, обществоведение, география, иностранный язык, биология, физика, история, химия, информатика, физическая культура. Изучение данных учебных предметов необходимо для завершения общеобразовательной подготовки обучающихся и направленно на подготовку учащихся к итоговой аттестации.

Региональный компонент учебного плана направлен на реализацию

программы «Осетинский язык и литература для 1-11 классов», утвержденной Министерством общего и профессионального образования Республики Северная Осетия - Алания в 2005 г.; программы «Осетинский язык как второй», утвержденной Министерством образования и науки Республики Северная Осетия - Алания в 2009 г.

Преподавание учебного предмета «История Осетии» продолжается в 10-11 классах (будет изучаться история Осетии с 19 по 20 век.)

Таким образом, учебный план реализует федеральный и национально-региональный компоненты государственного образовательного стандарта.

Часы компонента образовательного учреждения учебного плана используются для организации предметных элективных учебных курсов, направленных на расширение знаний, и для более успешного освоения обучающимися образовательных программ базовых предметов: русский зык, литература, физика, информатика, математика, осетинская литература также для дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации и сдачи ЕГЭ.



© 2010-2022