- Преподавателю
- Другое
- Проект для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова О.А. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Паспорт проекта
Воспитатели проекта:
Сычева Е.А.
Возраст детей:
средняя группа,4-5 лет
Раздел программы :
Познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность, физкультура
Тема:
«Мир вокруг нас».
Название проекта:
«Зимующие птицы».
Тип проекта:
Исследовательско-творческий
Проблема:
Помочь ребенку разобраться в связях между объектами и явлениями окружающего мира.
Цель:
Изучение образа жизни и поведения зимующих птиц;
Закрепить понятие «зимующие» птицы;
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут иметь представления о зимующих птицах нашего края; научатся делать выводы по результатам экспериментирования
Задачи:
Создать условия для расширения опыта детей; накопления запаса представлений об окружающей их действительности.
Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц;
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.
Срок реализации:
Краткосрочный: 1 неделя
Тема проекта
«Зимующие птицы»
Цель:
-
Изучение образа жизни и поведения зимующих птиц;
-
Закрепить понятие «зимующие» птицы;
-
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Участники проекта: Воспитатели группы, дети среднего дощкольного возраста и их родители.
Задачи:
-
Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц;
-
Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Подготовительный этап:
-
Подготовить иллюстрированный материал;
-
Подготовить материал для изобразительной деятельности ( пластилин, семечки, краски, кисточки, листы бумаги формата А5 );
-
Подготовить художественную литературу;
-
Подготовить аудио запись «Голоса птиц»;
-
Совместно с родителями приготовить кормушки для проведения исследовательской деятельности « Питание зимующих птиц»;
-
Подготовить конспекты проведения занятий.
Планируемый результат:
-
Сформировать знания у детей о зимующих птицах нашего края, о их поведении и питании;
-
После завершения проекта дети будут иметь представления о зимующих птицах; научатся делать выводы по результатам экспериментирования
Реализация проекта
Познавательное
развитие
Развитие речи
Изобразительная деятельность
Физкультура
-
Рассматрива-
ние картины «Зимующие птицы»
-
Исследовате-льская деятельность «Питание зимующих птиц»
-
Занятие «Зимующие птицы»;
-
Д/И «Кто как кричит»;
-
Д/И «Собери птицу»
-
Русская народная сказка «Ворона и рак»
-
Агния Барто «Снегирь»
-
Паутов Д.С.
«Почему у снеги-рей красная гру-дка?»
-
Рисование «
-
Лепка
-
Аппликация
-
Подвижная
игра «Воробушки и автомобиль»
Итог: У детей сформированы знания о зимующих птицах нашего края.
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Программное содержание:
-
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
-
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
-
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
-
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
-
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко - тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал:
-
Иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы;
-
Иллюстрации с перепутанным изображением птиц;
-
Модели с видами питания зимующих птиц;
-
Конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую - птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
-
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
-
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
-
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
-
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с картинкой на планшет)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство - сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
- Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона - снегирь, воробей - синица):
Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Дети поднимают рисунки.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек.
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку.
А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка - символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
- Каких птиц вы повстречали в лесу?
- Как можно назвать их одним словом
- Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
-
Кого угостим салом?
-
Рябиной?
-
Семечками?
-
Кусочком яблока?
Воспитатель: Молодцы ребята!
Подвижная игра
Воробушки и автомобиль
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его направление по сигналу воспитателя, находить свое место.
Ход игры: Дети садятся на стульчики или скамейки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками. По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Правила игры: Сначала в игре принимает участие небольшая группа 10-12 детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры е можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.
Прогулка
Наблюдение за зимующими птицами
Цели:
-
Расширять представления о зимующих птицах;
-
Воспитывать любовь и заботу о них.
Ход наблюдения
Обращаю внимание детей на зимующих птиц, рассказываю, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь - покормить их.
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке и в кормушку надо не забыть насыпать немного, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.
Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Задаю детям вопросы:
-
Каких зимующих птиц вы знаете?
-
Трудно ли птицам добывать корм зимой?
-
Что нужно смастерить для корма?
С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода.
Трудовая деятельность
Совместно с детьми воспитатель вешает кормушки .
Цель: приучаем детей к труду, воспитываем желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры:
«Метелица», «Скок-подскок».
Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя
Индивидуальная работа
Развитие движений: метание
Цель: учить бросать снежки вдаль.
Системная паутинка