Стартовое состояние моей школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Каково стартовое состояние моей школы?

Когда я пришла в школу, передо мной встал ряд вопросов: «Почему моей школе необходимы преобразования?». Ответ на свой вопрос я получу, когда определю объективные причины необходимости нововведений. Было сложно сосредоточиться на том, что и как делать, как начать практику в школе после первого этапа обучения. Как определить проблему моей школы? Что является западающим звеном? Почему?

Для определения стартовой позиции школы, я изучила и проанализировала Программу развития школы на 2012 - 2017 учебные годы.

Целью работы школы является: воспитание и обучение личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для того чтобы достичь того чтобы воспитать такого ученика, достичь учебно-практической самостоятельности, большое значение будет иметь самостоятельность при проверке знаний самих детей, т.е. его готовность держать под контролем свою деятельность, умение находить и решать возникающие проблемы и трудности. Для эффективности самостоятельности детей имеет огромное значение умение оценивать свои знания учащимися. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность, умеют распознавать свои проблемы и решать пути решения этих проблем. Чтобы достичь более высоких результатов, чтобы конкретно сформировать навыки самостоятельного оценивания нужно сделать определенные шаги. В целом проблема оценивания является одной из наиболее важных и малорешимых.

Система оценивания которая существует сегодня создалась в траектории формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует образовательной платформе согласно жестким требованиям современной системы образования.

Мотивом проведения преобразований и нововведений в школе явилось заинтересованность сделать школу наилучшей площадкой для развития, самореализации учащихся. Выполнение преобразования это не самоцель: это создание психологически благоприятной среды обучения, как для учащихся, так и для учителей. Первоначальным этапом процесса преобразования в школе стало самостоятельное оценивание школы, в которой я работаю, с целью получения информации о сегодняшнем состоянии школы до того как внесли определенные изменения в практику школы. Таким образом, значимым этапом в процессе исследовательской деятельности стал этап сбора (аудит), предшествующий процессу непосредственной реализации изменений. Что конкретно я планировала для того чтобы внести изменения и преобразования в практику, что мне нужно все таки предпринять? Это все виды аудита: анкетирование, интервью, наблюдение, изучение и исследование. Это все было сделано для определения стартовых возможностей нашей школы, потому что надо знать недостатки, чтобы знать с чего начать и как начать? А, главное, зачем, для чего и каких целей я это буду делать?

Первым методом моего исследования стало изучение школьной документации с целью анализа сильных и слабых сторон работы школы. Анализ качественного состава учителей школы показывает, что 55% от общего числа педагогов имеют первую категорию, 100% имеют высшее образование, возрастной состав и стаж работы разный, аналогично так же и разнообразие знаний, умений и навыков.

Данные показатели дают основание оценивать коллектив с достаточно сильным потенциалом, находящимся в творческом возрасте и имеющем достаточно большой процент высококвалифицированных учителей.

Проведя анализ качества знаний и успеваемости учащихся было видно снижение качества знаний учащихся по основным предметам по школе. Причиной снижения качества знания в основном звене является то что у детей умеренно снижается интерес и мотивация к обучению. Исходя из исходных данных проведенного мониторинга, администрация школы совместно с учителями-предметниками, работающими в 5-9 классах разработали конкретный план мероприятий, который был направлен на повышение качества преподавания, с индивидуальным подходом к каждому ученику, с отслеживанием промежуточных и итоговых результатов, ведения еженедельного мониторинга, с целью определения динамики роста показателей успеваемости и качества учащихся. Проведенный анализ результатов изучения школьной документации показал, что в целевых установках плана развития школы не отражается личностно-ориентированный подход для учащихся. Стандарт качества не выбирает индивидуализации его достижения, не учитывает способности, возможности и желания учеников, только регламентирует полученный результат, т.е уровень знания и понимания, а применение, синтез, анализ и оценивание просто отсутствуют, что заведомо предполагает низкое качество знаний. Учащиеся получают огромное количество информации, которую в дальнейшем не могут применить по назначению или просто не понимают о чём идет речь, что система оценивания в нашей школе не осуществляет информативную обратную связь учителя и ученика.

Информация, полученная по результатам анализа школьной документации, актуализировала новые подход и новые проблемы, что придало исследованию непрерывный характер для поиска путей их улучшения и решения. Следующим шагом сбора данных запланировала провести интервьюирование коллег и родителей, для более точного определения моего видения проблемы после изучения школьной документации. Проведение интервью и живое общение в живую помогло увидеть проблемы школы в другом формате. Через постановку уточняющих и наводящих вопросов я узнала мнение опрошенных родителей, которые не удовлетворены системой оценивания учащихся, им хотелось бы, чтобы оценка была более прозрачной и экологичной. В ходе интервью учителями была озвучена потребность расширения своих знаний о видах, формах и критериях оценивания и совершенствование навыков их практического использования. Видеосъемка в ходе интервьюирования, предоставила возможность неоднократного просмотра всего записанного материала, что способствовало проведению детального анализа проблемы школы, но вместе с тем в ходе беседы не все участники чувствовали себя комфортно, ощущали психологический дискомфорт, из-за присутствия камеры. Не все участники интервьюирирования в ходе беседы могли сформулировать логически свои мысли, так как время не располагало длительному размышлению над содержанием и логикой вопроса.

Чтобы выявить коллективное мнение и потребности значительного количества респондентов, определить для себя точность исследования провела анкетирование среди учащихся, учителей и родителей школы.

Анкеты заполнялись анонимно, без указания фамилии учителя, ученика и родителей. Преимущество анкетирования в том что, что респонденты имеют возможность не ограничиваться во времени, обдумывать содержание вопросов и их логическую последовательность и соответственно осмысленно дать ответ.

Анкетирование учителей было целиком направлено на необходимость поиска альтернативных подходов к оцениванию, которые позволили бы устранить отрицательные моменты в обучении в школе, которые способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Результаты анкетирования показали, что 43% учителей считают, что ученики умеют объективно оценить свои знания, 57% применяют на уроке взаимо и самооценивание, 84% учителей отметили, что важно при оценивании четкое обозначение критерий. 27% опрошенных комментируют оценки, которые ставят ученикам. 68 % учителей считают что ученикам нужно понимать на каком уровне они освоили материал и владеют знаниями. (Приложение 3)

Анализируя результаты анкет учителей, выявила проблему, необходимости изучения видов оценивания и применения разнообразных методов и техники оценивания учащихся.

При принятии такого значимого и весьма важного решения об изменениях, которые уже происходят в подходах преподавания в рамках нашей школы, конечно, мы не могли не учесть мнение родителей и учеников. На родительском собрании провели анкетирование, в результате, которого было выявлено, что большее количество респондентов из числа родителей выступают «за» изменения в преподавании, с удовольствием поддерживают новые начинания педагогов. Родители обеспокоены тем, какие оценки получают их дети и по каким критериям они оцениваются. По итогам анкетирования выявлены следующие результаты: 45% родителей довольны процессом оценивания в школе, 49% родителей считают что знания ребенка соответствуют его оценкам. 78 % отметили, что не имеют представление по каким критериям выставляются оценки учителем, 43 % считают что важно при оценивании четкое обозначение критериев, 23 % родителя не знают о том что их дети принамают участие в самооценивании и взаимооценивании одноклассников.(Приложение 4)

Родители неудовлетворены системой оценивания, которая не в силах отразить все различия в уровнях достижений школьников. Основной проблемой в оценивании остается то, что школьная оценка является все таки субъективной. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия - в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной высокого или низкого балла, а также трудность делиметации результатов средствами по пятибальной шкале - все это требует скорейшего решения. Из проведенной беседы на родительском собрании родители тоже озабочены успеваемостью своих детей. Мною были предложены несколько вариантов оценивания, которые бы привлекли учащихся для выявления уровня своих достижений. Наиболее значимыми для родителей оказалось то, что нужно предпринять иные методы, приемы для роста качества знаний учащихся и при этом они сделали предложение по поводу того чтобы поощрять детей, вводить новые методы оценивания учащихся и наблюдать, какой эффект они окажут на учебный процесс, как ученики воспримут новую систему оценивания. Мне очень понравилось, что родители не остались равнодушными в обсуждении данного вопроса. Это еще раз доказывает то, что существует тесная связь между родителями и школой, т.е. триединство налажено (родитель, ученик, учитель).

Родители практически всегда положительно реагируют и считают, что школа дает прочные знания и имеет высокие стандарты поведения. Это еще раз доказывает то, что школа пользуется уважением среди родителей. Родители отмечают, что в школе бытует комфортная, безопасная среда. Наряду со всеми вышеизложенными отзывами родители учащихся также положительно настроены на изменения, так как понимают всю серъезность происходящего, что все предложения направлены на положительный исход событий, который в свою очередь сыграет главную роль в жизни учащихся.

Чтобы определить мотивацию обучающихся к учебе провела диагностику отношений к учителям-предметникам. 45% учащихся уверенные в себе, любят и уважают своих учителей, стремятся получить достойное образование. Однако, помимо положительных сторон наблюдаются и негативные моменты. Так, например, анализ посещенных уроков показал, что у некоторых учащихся с увеличением и усложнением учебного материала, его структуры содержания, с освоением новых форм работы могут появиться серьезные проблемы в обучении в целом. По мнению самих учеников в школе не всегда в учет берутся мнения учащихся, не устанавливается обратная связь на уроках, т.е. нет рефлексии. Учащиеся выразили недовольство оцениванием учителей - 52 %, не умеют объективно оценить свои знания, 48 % участвуют в процессе оценивания, 61 % учащихся считают что важно при оценивании четкое обозначение критерий. 34% отмечают что учителя комментируют выставление оценок, 29 % отметили, что производят взаимопроверку и самопроверку на уроках. (Приложение 2)

Ученики 1-4 классов показали высокий уровень школьной мотивации, учебной и когнитивной активности. Они чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или критически реагируют на замечания педагога.

В конечном итоге данный сбор данных о слабых и сильных сторонах школы. Позволил каждому участнику учебного процесса увидеть новые возможности для дальнейшей плодотворной работы: администрация школы получила развернутую внешнюю оценку деятельности школы, на основе которой внесла коррективы в план развития школы, педагогический коллектив получил возможность увидеть себя в «зеркале» общественного мнения, получил более адекватное представление об особенностях родительской общественности и сможет скорректировать отношения с ними. Родители получили «право голоса», что явилось шагом к формированию партнерской позиции относительно школы. «Голос ученика» побуждает нас на то, что надо пересмотреть методы преподавания, оценочную систему и отношение к ним ученикам, начинать обучение с навыков оценивания и самооценивания.

Проведенный анализ подтверждает необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых подходов к системе оценивания. Синтез анализа всей диагностики деятельности на старте позволил мне подтвердить правильность определения проблемы деятельности развития школы. Для того чтобы внедрить изменения в практику школы, учитывая результаты анкет я сделала вывод, что нужно повысить самооценку учащихся используя новые методы и виды оценивания. В ходе своих наблюдений я обратила внимание, что некоторые факторы снижают самооценку учащихся: скудность поощрений со стороны учителя, строгая оценка и контроль, ограниченный лимит времени. Мое внимание привлекло направление, касающееся стратегии оценивания обучения. На мой взгляд - это важная и интересная тема, потому что по выявленным результатам анкетирования в период практики в школе столкнулась с проблемой оценивания на уроках. Поэтому для повышения качества знаний учащихся решила работать над проблемой «Внедрения критериальной системы оценивания как способа самооценки учащегося».

А как лучше внедрить эту систему оценивания? Как сделать так, чтобы все дети были в действии, были максимально вовлечены в учебный процесс? Как же повысить мотивацию и качество знаний детей? Для этого, мне кажется надо изменить сформировавшуюся систему преподавания, когда учитель является оратором, а дети слушатели, при этом необходимо применить актуальные новые подходы. Логичен и обоснован в связи с этим акцент на критериальное оценивание образовательных результатов учащихся. Ведь разработка критериев вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Учитывая экспериментальный характер исследования, думаю нужно, чтобы изменению была подвержена лишь одна величина, поскольку внесение изменений в ряд величин одновременно может вызвать сложности в определении действий, определяющих конечный результат.

Таким образом, все собранные данные о школе, помогли мне определить тему исследования в действии. В связи с этим тема звучит так: «Критерии оценивания как способ развития самооценки учащихся».

Использованная литература:

1.Руководство для учителя, первый (продвинутого) уровня, третье издание, 2015 г.



6


© 2010-2022