«Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя МКШ»

мною представлен материал из опыта работы по пременению инновационных технологий. Данные технологии я успешно применяю на своих уроках. Этим мне бы хотелось поделиться с коллегами. я описываю метод  кейс-стади, который берёт своё начало в двадцатых  годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Я пришла к выводу, что суть метода довольно проста: для организации обуче...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя МКШ»


Капезова Г.Ж. - учитель казахского языка

Кызылжарский р-н,

Озерная СШ.


В ходе своего выступления на расширенной коллегии в Министерстве образования и науки РК Председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева отметила, что «качество образования в малокомплектных школах до сих пор находится на низком уровне». К сожалению, эти выводы не безосновательны.

Единая вертикаль контроля качества образовательных услуг, качественное повышение уровня педагогического состава, модернизация стандартов педагогического образования, принципиально новая сеть центров повышения квалификации педагогов, внедрение электронного обучения - все это и многое другое на базе лучшего мирового опыта поможет, по словам Министра образования и науки Республики Казахстан, поднять качество образования и минимизировать его разрыв между сельскими и городскими школами. Я согласна с тем, что качество знаний учащегося сельской малокомплектной школы не должно отличаться от качества знаний ученика, обучающегося в городской школе. Все дети имеют равное право на качественное образование.

Система образования должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире.
В этой связи работа современного педагога направлена на серьезный пересмотр методологии преподавания и содержания обучения.
Сегодня в нашем распоряжении разнообразное количество современных технологий, методов обучения, но в своем выступлении я хотела бы остановиться на методе кейс-стади.

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.

Задачами кейс-метода являются:

  • Активизация социальной позиции

  • Развитие способности

  • реагировать на вызовы социальных перемен,

  • принимать решение в нестандартной ситуации,

  • терпимость к чужому мнению,

  • умение вести переговоры.

В ходе анализа материалов кейса (кейсов) обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Среди преимуществ использования кейс-метода выделяют следующие:

  • Учащиеся не только реализуют свои способности, но и развивают их.

  • Оптимальное сочетание теоретического обучения и практических навыков.

  • Метод позволяет моделировать реальную проблему, с которой учащийся может столкнуться в жизни.

  • Вырабатывает навык решения проблем, поведения в ситуации кризиса.

Однако нельзя не отметить и риски, связанные с использованием данного метода, среди которых можно выделить

  • Работа с кейсами плохо приспособлена к пятибалльной системе оценивания знаний учащихся (она не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу).

  • Подмена образовательной дискуссии разговором «про жизнь».

  • Чрезмерное использование кейс-метода может сформировать стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем (ценность практики без теоретической «начинки» невелика)

Вместе с тем, будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Кей-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл.

В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы ВоласаДонама (WallaceB.Donham).

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

Перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.

Классическое образование

Постклассическое образование

  • Массовость

  • Стабильность

  • Традиционализм

  • Завершённость

  • Нормативность

  • Цель

  • Результат - знания

  • Индивидуальность

  • Неустойчивость

  • Инновации

  • Непрерывность

  • Творчество и неповторимость

  • Самоцель

  • Результат - компетентность, самостоятельность

Метод кейс - стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального, коммуникативного потенциала учащегося и преподавателя, а также на развитие креативных способностей учащихся (Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна).

У меня появилось желание «примерить» на свою практику метод кейсов при изучении творчества М.Ю.Лермонтова и его исторической поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в ходе анализа образа царя Ивана Грозного. Как правило, после прочтения поэмы у учащихся складывается отрицательное отношение к образу этого царя. Чтобы исключить однозначно отрицательную оценку этого образа я познакомлю учащихся с разными оценками этого царя и его деятельности. Данный кейс содержит несколько материалов: выдержки из исторических документов, воспоминания современников об Иване Грозном, репродукции картин русских художников, видео-кейс, отражающий мнение некоторых современных историков о личности этого монарха.

«…Царь предавался забавам и не раз проявлял свой жестокий нрав. Еще первый свой смертный приговор царь вынес в свои 13 лет, приказав своим псарям схватить ненавистного ему князя Андрея Михайловича Шуйского и убить, что было и исполнено. В сентябре по приказу 15 летнего великого князя Афанасию Бутурлину отрезали язык за "невежливое слово", летом 16-летний монарх приказал отсечь головы своим любимцам боярам Воронцовым и Ивану Кубенскому, так как ведший следствие по подстрекательству дьяк, будучи их личным врагом, указал на них. Все это происходило до венчания на царство. В начале 1547 года молодой царь вновь продемонстрировал свой крутой характер. 70 самых почтенных псковичей приехали к царю с жалобой на злоупотребления наместника - князя Ивана Ивановича Турунтая-Пронского. 17 летний царь пришел в негодование и, как рассказывает летопись псковичей "бесчествовал, обливаючи вином горячим, палил бороды и волосы, да свечою зажигал и повелел их покласть нагих на землю…»

(В. Кобрин, "Иван Грозный" Московский Рабочий 1989)

«Я думаю, в христианском мире нет государя, которого его подданные дворянского и простого сословия боялись бы больше и вместе с тем больше любили. Он не очень любит соколиную и псовую охоту и другие забавы, ни инструменты или музыку; но находит для себя благороднейшее наслаждение в богослужении - он, бесспорно, очень усерден в своей вере…»

(Из записок Роберта Беста. 1560-е годы).

«… всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жесткими, добрым взять милосердие и кроткость, злым - жестокость и расправы. Если же этого нет, то он не царь, ибо царь заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных…»

(Из послания Ивана Грозного об измене Андрея Курбского. 1564г)«Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя МКШ»

«Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя МКШ»

В.Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»А.Шишкин. «Иван Грозный»

После знакомства с материалами кейса я предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы:

  • Каково отношение М.Ю.Лермонтова к образу Ивана Грозного?

  • Как взаимосвязаны образы Ивана Грозного во всех источниках, содержащихся в данном кейсе?

  • Изменилось ли ваше мнение о царе после знакомства с материалами данного кейса?

  • Какие положительные и отрицательные стороны характера царя изобразил М.Ю.Лермонтов в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

  • Как вы относитесь к решению Ивана Грозного казнить купца Калашникова? Можно ли было этого избежать? Каким образом?

  • Какие проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своем произведении? Современны ли они в наши дни?

Каждый кейс - это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений, оригинальные нестандартные решения, решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Кейс - метод сегодня противопоставляется таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения. Для школьной программы подобного рода методы - лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.


© 2010-2022