Внеурочные формы занятий, активизирующих познавательную деятельность учащихся

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочные формы занятий,

активизирующих познавательную деятельность учащихся

Существует множество форм внеурочной познавательной деятельности учащихся, рассмотрим основные из них:

- конкурсы и олимпиады

- лекторий

- предметные кружки

- факультативные занятия

- художественная самодеятельность

- экскурсии

- кружковая работа

Конкурсы и олимпиады школьников - соревнования на лучшее выполнение определенных заданий в области науки и искусства, как виды внеклассной и внешкольной работы имеют целью выявления и развитие интересов и способностей учащихся ;они помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся.

Лекторий для учащихся - форма внеклассной и внешкольной культурно-просветительской работы.

Лекторий школьный - организационная и лекционная работа осуществляется по преимуществу учащимися ( учителя и родители помогают учащимся выбрать наиболее интересные и важные для разных классов темы лекций , консультируют их ,участвуют в обсуждении, иногда сами выступают в качестве лекторов).

Лектории, организуемые для учащихся клубами, музеями, филармониями и вузами.

Предметные кружки в школе: научно-образовательные кружки, организуемые с целью расширения и углубления знаний учится по различным предметам школьной программы и развития у них интереса к соответствующим отраслям науки, художественной литературы и искусству.

Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Занятия в п.к. способствуют развитию у учащихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Содержание и формы работы предметных кружков зависят от специфики учебного предмета, уровня знаний и возраста учащихся (обычно в предметные кружки входят учащиеся одной параллели, иногда разных, но примерно с одинаковой подготовкой). Программа работы предметных кружков включает в качестве основных вопросы, дополняющие и углубляющие, но не дублирующие школьный курс.

Формы занятий в предметных кружках разнообразные беседы, доклады, диспуты, постановка опытов, лабораторные работы, экскурсии, туристские походы и другие.

Факультативные занятия в школе - необязательные занятия, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся.

К проведению факультативных занятий, особенно по специальным факультативным курсам, широко привлекаются преподавателей вузов, сотрудники НИИ, квалифицированные специалисты различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Каждый ученик вправе выбирать любой факультативный курс; никаких отборочных испытаний при комплектовании учебных групп не проводится. Занятия организуются по тем факультативным курсам, изучать которые пожелало большинство учащихся. Учащиеся, записавшиеся в группы для факультативных занятий , обязаны в течение учебного года закончить изучение выбранного курса.

Глубокое содержание курсов требует особых методов преподавания и форм организации учебных занятий. При проведении факультативных занятий широко используются как семинарские, так и практические и лабораторные занятия, большое место отводится также лекционному методу изложения знаний. Усвоение учащимися факультативных курсов систематически проверяется и оценивается преподавателями по урочной или зачетной системе. Итоговые оценки вносятся в аттестат о среднем образовании.

Художественная самодеятельность детей - внеклассные и внешкольные занятия различными видами искусства с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей, эстетического воспитания и художественного образования.

Существенную роль в эстетическом воспитании играет показ результатов творческой деятельности детей - выступления на утренниках и вечерах, участие в спектаклях, конкурсах и олимпиадах, смотрах и фестивалях.

При правильной организации эти смотры художественной самодеятельности помогают учащимся понять общественную значимость занятий искусством, стимулируют интерес к ним, повышают требовательность к качеству результатов своей творческой деятельности, развивают художественный вкус.

Экскурсии учебные - форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных обычных условиях (природа, исторические места, предприятия ) или в музеях , на выставках. Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы, "видеть" реальную действительность. Экскурсии помогают учителю лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними.

Экскурсии предшествует беседа с учащимися, на которой обсуждаются задачи и план экскурсии, распределяются задания.

Большую помощь в организации экскурсионной работы с учащимися, главным образом по темам внеклассной и внешкольной работы, оказывают экскурсионно-туристические станции организационные и инструктивно - методические центры экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися, экскурсионные бюро и отделы музеев.

Музей - научно- исследовательское и научно-просветительское учреждение, собирающее, хранящее, изучающее и экспонирующее памятники материальной и духовной культуры, произведения искусства и другое.

Содержание и формы совместной работы музеев и школ разнообразны музеи оказывают значительную помощь школе в ее учебной и внеклассной воспитательной работе; совместно со школами создают для учащихся кружки и общества, проводят циклы лекций.

В помощь школе музеи выпускают листовки-справочники с перечнем тем экскурсий для учащихся и краткими методическими указаниями для учителей. Получила распространение практика проведения отдельных уроков в залах музеев (по содержанию соответствующих школьной программе и укладывающихся в рамки школьного расписания). Участие музеев во внеклассной работе школы еще более разнообразно.

В музеях всех профилей создаются кружки, работники музеев ими руководят или консультируют, снабжают необходимыми пособиями.

Школьные кружки при музеях занимаются не только теоретическими исследованиями, но и практической деятельностью (участие в экспедициях, собирание коллекций, создание художественных произведений).

Сотрудники музеев издают для учителей методические пособия по проведению экскурсий, консультируют по вопросам музееведения, краеведения, организуют семинары для учителей, выступают с лекциями в школах.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.

Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.



© 2010-2022