Рабочая программа по предмету Социально-бытовая ориентировка

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Протокол заседания №_____ от

«___» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ С. Д. Асанова

«___»______________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________С.Г. Антонова

( приказ № __ от «__» августа 2015г.)









Рабочая программа


по предмету «Социально-бытовая ориентировка»


для 3 класса






2015/2016учебный год

Автор: учитель надомного обучения

Дудниченко Елена Владимировна











2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» предназначена для обучающейся 3 класса с умственной отсталостью.

Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  • «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2015/2016 учебный год.

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская СШ №1» Советского района Республики Крым.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Проблема социализации обучающейся с ОВЗ является наиболее значимой в процессе обучения. Такой ребёнок испытывает большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные особенности обучающейся, - важная составляющая предмета «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе. В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Основной целью учебного предмета является подготовка обучающейся к взрослой жизни через овладение ею навыками самообслуживания, общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание у неё максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя их цели, в процессе изучения предмета решаются следующие задачи:

  • усвоить навыки ориентирования в общественной жизни

  • умение пользоваться общественным транспортом, навыками общения

  • использование табличек, указателей, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

На всех этапах обучения у обучающейся:

  • формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду.

  • формируются, закрепляются и постепенно расширяются социально-бытовые умения, навыки, операции, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды.

  • формируются и вводятся в предметно - бытовое и межличностное общение с учётом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий.

Необходимое количество часов на каждую тему определяет учитель, исходя из психофизических и индивидуальных особенностей ребёнка.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Социально-бытовая ориентировка» реализуется с 1 по 4 класс начального обучения. В соответствии с учебным планом в 3 классе на изучение предмета выделяется 17 часов (0,5 в неделю, 34 недели)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные

  • имеет представление о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и т.д.)

  • имеет представление о режиме питания, о влиянии питания на здоровье человека

  • соблюдать правила приема пищи, значимые для гигиены и здоровья: тщательно пережевывать пищу, есть не спеша, вытирать рот салфеткой и пр.

  • выбирать полезные и вредные для здоровья продукты питания

  • имеет представление о своей семье, взаимоотношениях в семье

  • проявлять уважительное отношение к людям, знать правила общения с взрослыми людьми

  • уметь соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизни

  • иметь представление о профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.)

  • иметь представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель, продавец и т.д.)

Метапредметные

  • развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения

  • планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

  • контролировать и оценивать свои действия, адекватно реагировать на замечания учителя

  • адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

  • формирование личной ответственности за становление своей личности, адекватного поведения в обществе

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата

Личностные

  • принятие и освоение роли обучающейся

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

  • формирование эстетических потребностей, навыков и чувств

  • формирование установки на здоровый образ жизни




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Одежда и обувь

Умение различать виды одежды. Рассматривание одежды, которую носят осенью. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены люди в одежде в осенний (зимний) период. Игры и упражнения на запоминание одежды. Соотнесение изменения в природе с одеждой на людях. Игры и игровые упражнения на запоминание демисезонной одежды. Способы ухода за одеждой (чистка, стирка). Средства по уходу за одеждой. Оборудование для стирки одежды (стиральная машина).

Питание

Уточнение и запоминание учащимися режима питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в различные часы приёма пищи. Рассказ учителя о необходимости и важности приёма пищи в определённое время суток, о значении питания в жизни человека. Подбор картинок с изображением продуктов для завтрака. Создание образовательных условий для практических занятий по сервировке стола к обеду. Воспитание аккуратного, бережного отношения к посуде и навыков её безопасного использования.

Жилище

Знакомство учащихся с обобщённым понятием «жилище». Жилище человека (дом, квартира). Рассматривание дома, квартиры на иллюстрациях, просмотр видеофильмов. Помещения в доме (комната, кухня, спальня). Практические упражнения, дидактические и ролевые игры, способствующие усвоению учащимися понятий «дом», «квартира».


Семья

Обучение учащихся называнию собственного имени и фамилии, имён членов семьи. Рассматривание семейных фотографий и называние членов семьи. Обучение учащихся умениям различать членов семьи. Рассматривание иллюстрации «Семья». Показ членов семьи на иллюстрации по просьбе учителя.

Культура поведения

Знакомство учащихся с правилами обращения к взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Чтение учителем художественной литературы, просмотр видеофильма.

Транспорт

Обучение учащихся умениям показывать и называть транспорт. Виды пассажирского транспорта. Обучение учащихся правильному поведению при посадке в пассажирский транспорт и выходе из него. Дидактические игры на формирование умения определять вид транспорта, по словесной инструкции учителя.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Одежда и обувь

4

2

Питание

3

3

Жилище

4

4

Семья

2

5

Культура поведения

3

6

Транспорт

4

ИТОГО

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ДАТА


ТЕМА УРОКА

ВИДЫ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАН

ФАКТ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

01.09

Виды одежды. Игры и упражнения на запоминание одежды

Различает и называет виды одежды. Участвует в играх на запоминание предметов одежды.

имеет представление о видах одежды, различает их

развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения

принятие и освоение роли обучающейся

2

15.09

Одежда, которую носят осенью (зимой). Игры и упражнения на запоминание демисезонной одежды

Различает и называет виды осенней и зимней одежды. Участвует в играх на запоминание предметов осенней и зимней одежды.

имеет представление о демисезонной одежде, различает и называет её

планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

определять наиболее эффективные способы достижения результата

3

29.09

Соотнесение изменения в природе и одеждой на людях. Игры и упражнения на запоминание демисезонной одежды

осознаёт взаимосвязь между погодой и видами одежды.

Участвует в играх на запоминание предметов осенней и зимней одежды.

соотносит изменения в природе и одежду на людях, различает и называет демисезонную одежду

контролировать и оценивать свои действия, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

4

13.10

Способы ухода за одеждой. Средства по уходу за одеждой. Оборудование для стирки одежды (стиральная машина)

Осознаёт способы ухода за одеждой. Применяет знания в устных ответах и практических заданиях.

имеет представление о способах и средствах ухода за одеждой, о назначении стиральной машины

планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

5

03.11

Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

Осознаёт взаимосвязь между режимом питания и здоровьем человека. Выполняет задания и упражнения по теме

имеет представление о режиме питания, о влиянии питания на здоровье человека

адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

формирование установки на здоровый образ жизни

6

17.11

Необходимость и важность приёма пищи в определённое время суток. Значение питания в жизни человека

Осознаёт необходимость и важность приёма пищи в определённое время суток и значение питания в жизни человека

имеет представление о режиме питания, о влиянии питания на здоровье человека

контролировать и оценивать свои действия, адекватно реагировать на замечания учителя

формирование установки на здоровый образ жизни

7

01.12

Подбор картинок с изображением продуктов для завтрака. Практическое занятие по сервировке стола к обеду. Культура питания

Выполняет задания на подбор картинок с изображением продуктов для завтрака, практическое занятие по сервировке стола к обеду. Осознаёт и выполняет правила поведения за столом.

имеет представление о режиме питания, о влиянии питания на здоровье человека

планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

формирование эстетических потребностей, навыков и чувств

8

15.12

Знакомство с обобщённым понятием «жилище».

Имеет представление о жилище, его предназначении. Различает виды жилища.

имеет представление о жилище, его предназначении

контролировать и оценивать свои действия, адекватно реагировать на замечания учителя

определять наиболее эффективные способы достижения результата

9

12.01

Жилище человека (дом, квартира). Рассматривание дома, квартиры на иллюстрациях, просмотр видео-фильмов

Имеет представление о жилище, его предназначении. Различает виды жилища. Участвует в рассматривании иллюстраций и выполняет задания.

имеет представление о жилище человека, называет расположенные рядом объекты

планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

формирование эстетических потребностей, навыков и чувств

10

26.01

Помещения в доме (комната, кухня, спальня)

Различает помещения в доме и их назначение. Участвует в рассматривании иллюстраций и выполняет практические задания.

имеет представление о помещениях в доме, их предназначении

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

формирование эстетических потребностей, навыков и чувств

11

09.02

Обучение называнию собственного имени и фамилии, имён членов семьи

Имеет представление о себе, собственном имени и фамилии, имён членов семьи, называет их. Соотносит имя с членом своей семьи.

имеет представление о своей семье, взаимоотношениях в семье, называет своё имя, фамилию, имена членов своей семьи

развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

12

23.02

Рассматривание фотографий и называние членов семьи, обучение различению членов семьи

Рассматривает фотографии и называет членов семьи. Различению членов семьи. Соотносит фото с членом своей семьи.

имеет представление о своей семье, взаимоотношениях в семье, соотносит имена с фотографиями членов семьи

планировать и контролировать действия в соответствии с поставленной задачей

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

13

08.03

Знакомство с правилами обращения к взрослым людям

Осознаёт правила обращения к взрослым людям. Практически применяет знания правил.

знать правила общения со взрослыми людьми

формирование личной ответственности за становление своей личности, адекватного поведения в обществе

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

14

22.03

Формирование уважительного отношения к людям, старшим по возрасту

Осознаёт правила обращения к взрослым людям. Практически применяет знания правил. Использует слова вежливости в обращении к взрослым людям.

проявлять уважительное отношение к людям

формирование личной ответственности за становление своей личности, адекватного поведения в обществе

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

15

12.04

Виды транспорта. Виды пассажирского транспорта

Имеет представление о различных видах транспорта, распознаёт их. Выполняет практические задания на различение видов транспорта.

имеет представление о видах транспорта, различает виды транспорта

выполнение заданий по словесной инструкции учителя

определять наиболее эффективные способы достижения результата

16

26.04

Виды транспорта. Дидактические игры на формирование умения различать виды транспорта

Имеет представление о различных видах транспорта, распознаёт их. Участвует в играх на распознавание видов транспорта.

имеет представление о видах транспорта, различает виды транспорта

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки

17

10.05

Правила поведения при посадке в пассажирский транспорт и выходу из него

Осознаёт правила поведения при посадке в пассажирский транспорт и выходу из него. Участвует в играх на закрепление правил.

имеет представление о правилах поведения при посадке в пассажирский транспорт и выходу из него

формирование личной ответственности за становление своей личности, адекватного поведения в обществе

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. В конце учебного года на основании промежуточных результатов успеваемости делается отметка в классном журнале «усвоила» или «не усвоила» обучающаяся учебную дисциплину за год.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. №1599

  2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  3. «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.



© 2010-2022