• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Система повышения квалификации педагогов дополнительного образования как одно из условий для успешного развития одаренных обучающихся

Доклад Система повышения квалификации педагогов дополнительного образования как одно из условий для успешного развития одаренных обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»



Система повышения квалификации педагогов дополнительного образования как одно из условий для успешного развития одаренных обучающихся.





Выполнил: Бельская О.Н.,

методист МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»


г.Тайшет, 30.01.2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….. 1-2

Глава 1. Теоретический анализ системы повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования детей ………………………………….3-7

1.1. Проблема обучения и развития педагогических кадров в системе ДОД

Глава 2. Система повышения квалификации педагогических кадров на примере МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета……………………….. …………………… 8-16

2.1. Анализ кадрового состава и трудовых показателей отдела художественно-эстетического воспитания.

2.2. Работа по повышению квалификации в МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Заключение……………………………………………………………..…………….17

Список литературы……………………………………………………..……………18








Введение

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Требуется серьезная просветительская работа среди всех участников образовательного процесса для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Обучение, профессиональное развитие педагога дополнительного образования является важнейшим условием успешного функционирования учреждения дополнительного образования детей. Ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в учреждениях дополнительного образования детей является педагог. Для того, чтобы изменения были действительно продуктивными, необходимо провести работу по формированию научно - методического мышления - одной из разновидностей профессиональной компетентности педагога. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Соответственно, необходимо создание адаптивной среды на всех уровнях. Актуальность данного исследования заключается в государственной заинтересованности правительства, МО РФ в модернизации системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также системы дополнительного образования детей, направленной на реализацию мер по развитию творческого потенциала как обучающихся, так и педагогических работников.

Цель работы: определить степень влияния системы повышения квалификации на формирование профессиональной компетентности педагогических работников отдела художественно-эстетического воспитания МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета.

Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда задач, последовательно раскрывающих тему работы:

-дать теоретический анализ системы повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования детей

-раскрыть значение и задачи обучения и развития педагогических кадров в системе ДОД;

- дать характеристику кадрового состава и трудовых показателей педагогов отдела художественно-эстетического воспитания МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»;

-проанализировать систему повышения квалификации педагогов внутри образовательного учреждения.

Объектом исследования является система повышения квалификации персонала на примере МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Предмет исследования - показатели и результаты педагогической деятельности педагогов отдела художественно-эстетического воспитания МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Методы исследования. В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, анализ документации, структурно-динамический анализ.
























Глава 1. Теоретический анализ системы повышения квалификации педагогических работников дополнительного образования детей.


  1. Проблема обучения и развития педагогических кадров в системе ДОД

Проблема совершенствования системы повышения квалификации педагога дополнительного образования является одной из важнейших в теории и практике современной системы дополнительного образования детей. Специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, а также особенности формирования педагогических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей (их основу составляют специалисты из разных областей деятельности), требуют особого подхода к содержанию и организации системы повышения квалификации.

Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации значительно расширяют возможности использования различных форм образовательной деятельности, в том числе и внеурочной, которая определена как составляющая ФГОС нового поколения начального и основного общего образования. В свою очередь, в содержание внеурочной деятельности включены различные формы дополнительного образования детей (далее по тексту ДОД) - кружки, секции, поисковые и научные исследования, дополнительные образовательные программы. [9]

Анализируя существующий опыт подготовки педагогических кадров для системы ДОД можно констатировать, что на современном этапе развития профессионально-педагогического образования данный тип подготовки не только системно не сложился, но и обнаруживает определенный регресс:

а) достаточно массово начатая в середине 1990-х гг. подготовка по специальности «педагог дополнительного образования» (далее по тексту ПДО) на базе педагогических колледжей к настоящему времени значительно сократилась;

б) в опыте подготовки ПДО преобладают (за небольшим исключением) две образовательные направленности - художественная и физкультурно-спортивная, тогда как в современной системе ДОД реализуются еще 9 образовательных направленностей;

г) у организаторов данной подготовки просматриваются весьма слабые представления о профессионально-педагогической деятельности ПДО: наблюдается аналогия данного типа специалистов с другими педагогическими специальностями (педагога-организатора, вожатого, социального педагога, воспитателя и др.), не преодолено представление о достаточности довольно низкого уровня его подготовки (например, музыкальной или спортивной школы);

д) преобладающее большинство организаторов подготовки ПДО ограничиваются лишь изучением теоретических аспектов проблемы, практически не затрагивая методической составляющей;

е) подготовка учителей к организации ДОД по конкретной тематике также не может рассматриваться оптимальной, т.к. может оказаться невостребованной детьми.

Таким образом, тенденции развития образования и неполноценность существующего опыта актуализируют необходимость совершенствования системы повышения квалификации ПДО в рамках, прежде всего, своей основной специальности, той учебной дисциплины, которую каждый из них будет преподавать.

Позиция современных ученых: В.А. Сластенина, Е.А. Левановой, А.В. Мудрика - в отношении сложившейся практики подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях, ориентированной, в основном, на теоретическую подготовку учителя-предметника заключается в том, что на сегодняшний день послевузовская ступень повышения квалификации предстает в системе учрежденческих и муниципальных методических служб, курирующих учреждение дополнительного образования детей. В условиях педагогических инноваций особо значимым становится изменение деятельности методической службы, ее способность оперативно реагировать на запросы педагогов-практиков и, одновременно, сохранять свою миссию в повышении уровня профессиональной квалификации педагога дополнительного образования. Образовательную среду системы повышения квалификации необходимо связывать с модернизацией содержания образования курсов повышения квалификации, с предоставлением педагогу дополнительного образования выбора вариативного содержания (элективных курсов по образовательным направленностям, вида самостоятельной творческой деятельности по интересующим образовательным областям, формы стажерской практики, а также вариативной межсессионной деятельности, вариативной формы итоговой аттестации и др.[3].

Накопленный в настоящее время эмпирический и теоретический материал в системе повышения квалификации области, не дает достаточных оснований для формирования целостной системы работы с педагогами дополнительного образования, т.к. не определены единые подходы, отсутствует преемственность, как в содержании, так и в методике организации процесса повышения квалификации педагогов ДОД. Институт повышения квалификации в системе повышения квалификации, на наш взгляд, выступает сегодня как основное звено в развитии творческой личности педагога дополнительного образования. В практике системы дополнительного образования детей наблюдается парадоксальное явление: сегодня творческая деятельность педагога дополнительного образования становится все более массовой, но не всегда педагогически квалифицированной, ввиду притока в эту систему из других областей (техники, культуры, искусства, спорта и пр.) узких специалистов, не имеющих педагогического образования.

В рамках реализации масштабных отечественных проектов («Реформа в системе образования» и Национальный проект «Образование») сформулированы такие требования к уровню квалификации педагога, которые будут обусловлены не традициями, а происходящими проектируемыми и прогнозируемыми изменениями в системе образования. Только переориентация образовательного процесса на работу в логике компетентностного подхода, приобретение педагогами новых компетентностей позволят образовательным учреждениям обеспечить новое качество образования, а ученикам- достигнуть новых образовательных результатов. Именно это и определяет модель повышения квалификации ПДО.

Проблема повышения квалификации рассматривается учеными в разных аспектах:

- влияние системы повышения квалификации на психологическую перестройку кадров (И.В. Блауберг);

- формирование профессиональной компетентности (Н.В.Кузьмина);

- работа с педагогическими кадрами (В.В.Краевский);

- опыт повышения квалификации педагогов и новые тенденции ее развития (В.С.Лазарев.)

В.В. Краевский считает, что повышение квалификации - это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний.

Г.Н. Сериков определяет квалификацию специалистов с позиции системного подхода: «…квалификация специалистов является целостным внутренним свойством (интегративной способностью) личности, благодаря которому (которой) личность может осуществлять профессиональную деятельность на некотором уровне качества… ».

Профессиональный рост, становление педагога и развитие его творческого потенциала освещались в работах: В.И. Андреева, А.Г.Асмолова, Е.В.Бондаревской , В.И.Горовой, Т.Н.Гущина др.

При этом исследователи рассматривают данную проблему либо в контексте образовательного пространства общеобразовательной школы, либо системы дополнительного образования детей, и лишь незначительная часть исследований затрагивает процессы развития творческого потенциала учителя-предметника в системе повышения квалификации, студента в системе вузовского образования, педагога дополнительного образования в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Таким образом, к настоящему моменту, сложились определенные предпосылки для научного обоснования совершенствования системы повышения квалификации ПДО.

Современный рынок образовательных услуг предоставляет образовательным учреждениям возможность выбора между внешней и внутренней формами обучения. Внешнее обучение позволяет через консультантов, экспертов в своей области, получать новые знания, апробированные технологии, опыт многих учреждений в виде практического накопления знаний и умений. Внутреннее корпоративное обучение за счет взаимодействия сотрудников конкретного учреждения дает следующие эффекты: каждый сотрудник осознает опыт учреждения, ее конкурентные преимущества; происходит смещение накопленных знаний и умений с индивидуального уровня конкретного сотрудника на групповой уровень всего учреждения, что позволяет каждому сотруднику развивать и усиливать конкурентные преимущества в своей ежедневной деятельности; в процессе корпоративного обучения возникает возможность планирования развития нужных учреждению компетенций сотрудников, формирование навыков поведения; внутреннее обучение за счет эффекта группового взаимодействия позволяет вырабатывать стимулы для развития и движения вперед каждого сотрудника, а также учреждения в целом; корпоративное обучение позволяет сохранять и передавать стандарты управления, общения, традиции учреждения; важнейшим эффектом внутреннего обучения является ускорение адаптации новых сотрудников, что позволяет реально экономить временные и финансовые ресурсы учреждения.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала учреждения, что находит проявление в следующем:

- в процессе обучения происходит повышение способности ПДО адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает учреждению повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;

- обучение ПДО позволяет учреждению более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества предоставляемых образовательных услуг населению и эффективности труда педагогов, сокращении издержек и т.п.;

- повышение квалификации сопровождается ростом приверженности педагогов своему учреждению, а также снижением текучести кадров;

- обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты учрежденческой культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

В свою очередь работник в процессе обучения получает следующие преимущества:

- расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;

- более высокую удовлетворенность своей работой;

- повышение самооценки;

- повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Таким образом, повышение квалификации работников в современных условиях становится неотъемлемой составляющей процесса успешного функционирования учреждения дополнительного образования детей.

Выводы по первой главе

Действительность вызывает необходимость осуществления качественных преобразований в учреждениях дополнительного образования детей. А поскольку ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в учреждениях дополнительного образования детей является педагог, то существует необходимость и в совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала учреждения.

Глава 2. Система повышения квалификации педагогических кадров на примере МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета


2.1. Анализ кадрового состава отдела художественно-эстетического воспитания и трудовых показателей

Анализ деятельности педагогических кадров в Центре проводится по следующим показателям:

- качественный и количественный состав педагогов;
- мотивация педагогов к педагогической деятельности;
- изучение трудностей в работе педагога;
- готовность к инновационной деятельности;
- уровень ИКТ-компетентности педагогов;
- участие педагогов в конкурсах, фестивалях, смотрах и т.д.

В 2014-2015 учебном году отделе художественно-эстетического воспитания ЦТР и ГО «Радуга» работает 17 педагогических работников: штатных 15, совместителей -2 чел.

Количественный состав, пол и возраст педагогов

По состоянию на сентябрь 2014 г.(чел.)

Общее количество

17

В т.ч.женщин

14

мужчин

3

Распределение по возрасту:


20-29 лет

6

30-39 лет

4

40-49 лет

5

50-59 лет

2

60 и старше

-

По образовательному цензу педагогический коллектив характеризуется следующим образом:

Штатные

Совместители

Итого

15

17

Имеют высшее образование

11

1

12

70,6%

Имеют среднее специальное образование

4

1

5

29,4%

В течение 2011-2014г.г. успешно закончили ВУЗы на заочной форме обучения педагоги: Майтак С.С., Иванова Т.И., Кирсанова О.И., Плысенко Е.В..

Имеют педагогический стаж

До 5 лет

До 10 лет

От 10 до 20

Свыше 20

Штатные

4

2

3

6

Совместители

1

1

Итого

5

3

3

6

Имеют награды за высокие показатели профессиональной деятельности

Нагрудные знаки Министерства образования РФ

Почетные грамоты Министерства

образования РФ

Почетные грамоты Министерства

образования Иркутской обл.

Почетные грамоты мэра

Штатные

2

1

7

8

Совместители

-

-

-

-

Итого

2

1

7

8

Повысили квалификацию, пройдя курсовую подготовку в 2013-2014учебном году, 15 педагогов, в 2014-2015 учебном году- 4 чел..

В настоящее время еще не имеют курсовой подготовки -2 чел: Плешкова К.Д., Левищенко М. А. -молодые специалисты, окончившие Иркутский педагогический колледж в 2013 году и пришедшие к нам на работу. Курсовую подготовку в области ИКТ имеют только 13 чел из 17 .

Росту профессионализма педагогических работников способствовала аттестация педагогических кадров. Успешно прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию: Бельская О.Н.- методист, Колесник Л.В.- педагог д/о;

на первую квалификационную категорию: Чернышова М.П.-педагог д/о; Иванова Т.И.- педагог д/о, Еськина Е.П.- педагог д/о; Майтак С.С..- педагог д/о; Чекалина Ю.В.- педагог д/о; Гореликов И.Н.- педагог д/о; Козуб Т.О.- педагог д/о; Метленко А.Н.- педагог д/о; Суходольская Т.Ф.- педагог д/о.

на вторую квалификационную категорию: Кирсанова О.И.- педагог д/о.

Не имеют аттестации 5 педагогов, стаж работы которых в данном учреждении до 2-х лет. (Могилевич Л.А., Попкович О.О., Левищенко М.А., Плешкова К.Д., Плысенко Е.В.)

На начало учебного года имеют квалификационные категории:

Педагогические работники

Высшая кв. категория

1 кв. категория

ΙΙ кв. категория

Не аттестованы

Штатные-15человек

2

8

1

5

Совместители -2 человека

-

1

-

1

Итого 17 чел

2чел-11,8%

9чел. -53%

1чел 5,9%

5чел 29,4%

Норматив для УДОД высшей категории

10-20%

20-30%

Таким образом, средний возраст педагогических работников составляет 25-35 лет, 70,6% имеют высшее образование, 29,4% - средне-специальное образование, у большинства работников общий трудовой стаж более 10 лет, педагогический стаж свыше 10 лет имеют 53%, 44 % имеют стаж до 10 лет, 5 работников имеют стаж до 2-х лет. 12 педагогов (из 17) успешно прошли аттестацию, из них 2чел. имеют высшую квалификационную категорию (11,8%), 9чел.-I квалификационную категорию (53%), 1 чел. - II квалификационную категорию (5,5%). Состав педагогических кадров, работающих в 2014-2015 учебном году, имеет уровень квалификации и профессионализма, необходимый для осуществления образовательной деятельности в соответствии с профилем УДОД. Показатели по аттестации педагогических кадров отдела художественно-эстетического воспитания ЦТР и ГО «Радуга» соответствуют нормативам для УДОД высшей категории.

В 2013-2014 учебном году в отделе художественно-эстетического воспитания обучение осуществлялось по 12 учебным дисциплинам по трем профилям: театр, хореография , музыка. Количество обучающихся- 638 чел.. Процент выполнения образовательных программ составил 99,8%.

По системе критериев оценки образовательных итогов, принятой в ЦТР и ГО «Радуга» , в 2013-2014 учебном году учебные программы освоили:

  • на продвинутом уровне -280 учащихся, 43,9%

  • на творческом уровне -269учащихся, 42,1%

  • на базовом уровне -89учащихся, 14%;

Отмечается некоторый рост (в сравнении с прошлым учебным годом) числа учащихся, осваивающих программы дополнительного образования на продвинутом и творческом уровнях.

В абсолютных цифрах количество детей, осваивающих программу на продвинутом и творческом уровнях, выглядит следующим образом

Учебные годы

Кол-во обучающихся

Продвинутый уровень

Творческий уровень

2011-2012

530

53 учащихся 10%

191учащийся 36%

2012-2013

735

87учащихся 11,8%

273учащихся 37%

2013-2014

638

89 учащихся 14%

269учащихся 42,1%

Значительное количество обучающихся на продвинутом и творческом уровнях свидетельствует о целенаправленной работе педагогического коллектива с одаренными детьми, овладению современными образовательными технологиями индивидуализации, разноуровневого обучения, а также о полноценной реализации вариативной части учебного плана.

Воспитанники Центра в течение 2013-2014 учебного года неоднократно подтвердили свои творческие способности, а также полученные знания, умения и навыки через продуктивное участие в конкурсах, конференциях, смотрах, выставках:

Участвовало количество

персонально наград

персон. коллект.

В Международных и Российских конкурсах 71чел. 17 4/54

В региональных конкурсах 154 чел. 17 8/137

В муниципальных конкурсах 313чел. 22 14/291

Итого 538чел. 56 26/482

Показатель поощрения педагогических работников по итогам участия в конкурсных мероприятиях, конференциях, семинарах по итогам 2013-2014 учебного года.

Уровень мероприятий

Количество мероприятий

Участвовало

Количество наград и поощрений

Международный и Всероссийский

3

4

4

Региональный

2

7

7

Муниципальный

1

9

9

Итого

6

20

20

За высокий уровень подготовки обучающихся Международным фондом поддержки талантливых и детей и молодежи «Планета талантов» в 2013-2014 учебном году вручены дипломы «Лучший преподаватель» педагогам Колесник Л.В., Еськиной Е.П., Ивановой Т.И..

Педагогические работники отдела художественно-эстетического воспитания обладают знаниями и умениями работы с программами дополнительного образования достаточными для создания авторских, адаптационных программ, по созданию собственных учебно-методических комплексов и комплектов. При поддержке методической службы разработано и реализуется в настоящее время 11 дополнительных образовательных программ: «Хореография» (составители Иванова Т.И., Кирсанова О.И.), «Искусство звучащего слова» (составитель: Чернышова М.П.), «Театр, где играют дети», «Театр- детям» (составитель: Козуб Т.О.), «Игра на синтезаторе», «Игра на детских музыкальных инструментах» (составитель: Чекалина Ю.В.),»Инструментальная музыка. Саксофон» (составитель: Плысенко Е.В.), «Вокально-инструментальный ансамбль» (составитель: Гореликов И.Н.), «Эстрадный вокал», «Вокальный ансамбль» (составитель: Колесник Л.В.), «Эстрадное пение» (составители: Майтак С.С., Еськина Е.П.). В стадии апробации программы «Современная хореография» (Метленко А.Н.), «Хоровое пение» (Майтак С.С.). Высокий уровень профессионализма педагогов отдела подтверждают результаты их участия в творческих конкурсах в категории «Пофессионал».

Педагоги отдела владеют и применяют информационно-коммуникационные технологии во всех сферах своей педагогической работы. Профессиональному росту педагогов способствует участие в методической работе Центра:

-индивидуальные консультации педагогов по проблемам организации образовательного процесса:с педагогами, проходящими аттестацию, с молодыми педагогами;

-школа психолого-педагогического мастерства;

-ознакомление с дидактико-методическим комплексом педагога;

-работа районного методического объединения;

-занятия-практикумы;

-мастер-классы;

-творческие мастерские;

-открытые занятия с самоанализом и внешним анализом;

-взаимопосещение занятий;

-педагогические чтения по проблемам дополнительного образования;

-подготовка и создание методической продукции.

Педагоги отдела владеют и применяют информационно-коммуникационные технологии во всех сферах своей педагогической работы, используют современные информационные технологии при подготовке учебных занятий и различных мероприятий, презентаций опыта, социально-значимых и образовательных проектов, рекламы услуг «Радуги». Педагогами сделано много презентаций занятий, мероприятий различного содержания и уровня, своих публичных методических и иных докладов и выступлений. У каждого педагога дополнительного образования существуют рабочие портфели, что позволяет каждому ознакомиться и поделиться опытом с коллегой.

Педагоги занимают активную позицию по разработке и внедрению в практику работы собственных приёмов, методов, форм учебно-воспитательного процесса, носящую ясно выраженный личностно-ориентированный характер и нацеленный на создание ситуации успеха детей, развитие качеств личности. Свой опыт педагоги транслируют на разных уровнях: опыт работы с одаренными детьми студии эстрадного вокала «Форте» , работу по индивидуальным образовательным маршрутам представила Колесник Л.В. на заседании круглого стола ИИПКРО и на межрайонной педагогической площадке . Формы проведения промежуточной аттестации показали педагоги Кирсанова О.И., Левищенко М.А.. В рамках школы педагогического мастерства Кирсанова О.И. поделилась опытом организации воспитательной работы и взаимодействия с родителями в творческом объединении «Импульс». Ею же был представлен доклад на Всероссийский педагогический конкурс «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии». Еськина Е.П. в журнале «Научный диалог» опубликовала статью «Метод схематизации как средство развития интонационного слуха младших школьников».

Педагогический коллектив учреждения относительно стабилен. Это позволяет целенаправленно и успешно осуществлять работу по повышению педагогической квалификации педагогических работников.

Характеризуя в целом трудовой потенциал отдела художественно-эстетического воспитания, можно сделать вывод, что это высококвалифицированные кадры, находящиеся в стадии профессионально роста. Сотрудников характеризуют такие качества, как: профессионализм, образованность, умение работать в команде.

2.2. Работа по повышению квалификации в МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

- отсутствие перспектив роста и развития в учреждении. В МБОУ ДОД и ГО «Радуга» сложилась система повышения профессионального мастерства педагогов. Это и Школа педагогического мастерства (далее по тексту ШПМ) работников «Радуги», которая действует в соответствии с программой, утверждённой на методическом совете. Основными направлениями работы ШПМ были образовательные технологии, особенности учебных занятий в УДОД, методика анализа учебного занятия, методика оценки ЗУН обучающихся и др. Занятия в ШПМ проводятся в различной форме. Работа ШПМ была направлена на реализацию общей методической темы педагогического коллектива. В течение 2-х лет единая методическая тема учреждения «Развитие одаренности средствами и возможностями дополнительного образования», в 2014-2015 учебном году: «Создание условий для совместной продуктивной и творческой деятельности одаренного ребенка, педагога и родителя.» Работа ШПМ способствует повышению качества учебных занятий, расширению профессиональных знаний педагогов.

В этом же направлении велась работа Школы молодого педагога, которая была наполнена не только теоретическими занятиями, но и эффективной практикой: ведение учебной документации, конкурс профессионального мастерства, семинары-практикумы, открытые занятия в рамках «Недели молодых специалистов», посещение занятий коллег, выступления на педагогических чтениях и др.

Информационная составляющая в работе по повышению квалификации осуществлялась в следующих формах:

- коллективные и индивидуальные консультации по различным аспектам программного обеспечения учебного процесса.

- систематизация информации о наличии программ и источниках их пополнения;

- подготовка информационно-тематических папок

- проведение занятий по проблемам методики дополнительного образования

- разработаны и доведены до педагогов информационные карты, таблицы определения результативности работы педагогов художественно-эстетического отдела;

- оказание практической помощи в подготовке презентаций педагогического опыта.

Конечным результатом всей методической работы является: повышение качества учебного процесса, методической продукции учреждения.

В результате изучения системы повышения квалификации ПДО в Центре выявилось, что важным направлением деятельности администрации в системе работы с педагогическими кадрами является организация повышения квалификации педагогов. При осуществлении этой работы администрация учреждения использует три основные формы:

-прохождение курсовой переподготовки в ИПКРО и других учреждениях дополнительного профессионального образования в разных формах обучения;

-получение среднего специального и высшего образования в заочной форме обучения;

-деятельность в системе методической работы.

При этом были выявлены следующие слабые стороны:

- повышение квалификации периодически проходят все сотрудники, но в основном в период аттестации;

- недостаточное выделение бюджетных средств для прохождения обучения в других городах.

При модернизации дополнительного образования, усложнении профессионально - педагогической деятельности, переходе МОУ ДОД на новые условия функционирования возрастает роль повышения квалификации кадров, так как именно от этого зависит развитие дополнительного образования. На современном этапе от педагога дополнительного образования требуется высокая культурная самоорганизация и высокий уровень профессионализма.

Объективной основой организации процесса обучения педагогов и развития их творческого потенциала может стать система управления знаниями, т.е. превращение учреждения дополнительного образования, с одной стороны, в самообучающую систему, а с другой - в центр инноватики, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.

Это обстоятельство побудило к разработке новой системы повышения квалификации. Так с 2012 года на базе МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» при содействии ИИПКРО работает открытая межрайонная педагогическая площадка «Развитие инновационного потенциала в учреждениях ДОД». В работе площадки смогли принять учреждения ДОД Иркутской области: г.г.Братска, Алзамая, Нижнеудинска, Тулуна и др. Специально-организованная система повышения квалификации призвана помочь педагогу в овладении новым педагогическим мышлением и формировании научно-методического потенциала, готовности к решению сложных задач в сфере дополнительного образования. Принимая активное участие в работе площадки, 14 педагогов отдела художественно-эстетического воспитания смогли не только повысить уровень профессиональной компетентности, но и получить удостоверение о прохождении курсовой подготовки «Инновационные процессы в образовании» в объеме 72 часов.

Ставшая уже банальной мысль о том, что именно "кадры решают все", как нельзя более актуальна сегодня. Даже опытных педа­гогов, мастеров своего дела, необходимо адаптировать, включить в жизнь учреждения. Если уровень квалификации ра­ботников не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к нему образовательное учреждение, возни­кает потребность в их обучении. Потенциальными катего­риями, нуждающимися в обучении, являются:

  • вновь прибывшие работники;

  • работники, перемешенные на новые должности;

  • участники инновационных процессов;

  • работники, имеющие замечания по итогам текущей оцен­ки и итоговой аттестации; их квалификация может не соот­ветствовать требованиям, которые предъявляются учреждением.

Создание профессионально - личностной зоны успеха каждому сотруднику- задача администрации и методической службы учреждения. Личная заинтересованность в совершенствовании своего педагогического мастерства, проявлении творческой активности - необходимое условие для каждого педагога.

Заключение

В сегодняшних условиях возрастает роль повышения квалификации, совершенствования профессиональной культуры педагогических кадров, подготовки их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации. Средний возраст сотрудников отдела художественно-эстетического воспитания составляет 25-35 лет, 70,6% имеют высшее образование, 29,4% - средне-специальное образование, у большинства работников общий трудовой стаж более 10 лет, педагогический стаж свыше 10 лет имеют 53%, 44 % имеют стаж до 10 лет, 5 работников имеют стаж до 2-х лет. 12 педагогов (из 17) успешно прошли аттестацию, из них 2чел. имеют высшую квалификационную категорию (11,8%), 9чел.-I квалификационную категорию (53%), 1 чел. - II квалификационную категорию (5,5%). Это означает, что большинство сотрудников отдела находятся в стадии профессионального роста. В МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» создаются условия для самореализации, саморазвития и самосовершенствования педагогов, быстрого внедрения в практику инновационного опыта воспитания, обучения и творческого развития подрастающего поколения.







Список литературы


  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст. : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика» : кн. 2 / В.И. Андреев. Каазнь: Казанский университет, 1991.-318 с.

  2. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития Текст. / А.Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. - № 9. - С. 6 - 9.

  3. Афанасьева, Т. П. Профессиональное развитие кадров в муниципальной системе образования Текст. : методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немов. М., 2004. - 116 с.

  4. Блауберг, И. В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.-№8.-С. 39-52.

  5. Бондаревская, Е. В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя Текст. / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 1994. 48 с.

  6. Горовая, В. И. Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации Текст. / В.И. Горовая, Н.А. Антонова, Л.Н. Хараченко. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 130 с.

  7. Гущина, Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации Текст. : дисс. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.Н. Гущина. Ярославль, 2001. - 180 с.

  8. Дополнительное образование детей Текст. : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

  9. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года Текст. : официвльный текст // Народное образование. 2006. - № 2. - с. 7-11.

  10. Краевский, В. В. Человеческий фактор в жизни педагогики Текст. : Организация образования / В.В. Краевский // Педагогика. - 2006. № 3. - С. 92101.

  11. Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет, понятия Электронный ресурс. / B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян // URL: http// portalus.ru/modules/shkola/msjreadme.php?subaction=showfull&id=n932311 0&archive=l 195596940&startjrom=&ucat

Приложение 1

Рис.1 Уровни развития личности педагога

Доклад Система повышения квалификации педагогов дополнительного образования как одно из условий для успешного развития одаренных обучающихся





21


© 2010-2022