Методы развития образной памяти у детей дошкольного возраста

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе воспитания и обучения, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК Селиванова Т.В.

Студентка ЛПИфСФУ

г. Лесосибирск, Российская Федерация.

Методы развития образного образной памяти у детей дошкольного возраста.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе воспитания и обучения, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов самих предметов или их изображений, это - память на представление. Виды памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

А.Н. Леонтьев характеризует образную память как когнитивный процесс состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении, забывании приобретенного опыта через систему образов [4:126].

З.М.Истомина: "Старое представление о памяти детей раннего и дошкольного возраста состояло в том, что она носит непроизвольный и, как говорят, "механический" характер" [2: 70].

Образная память является главным видом памяти в дошкольном возрасте. Её перестройка и развитие связанны с изменениями, которые происходят в разных сферах психологической жизни ребёнка. Восприятие сохраняет глобальность. Ребенок в основном выделяет наиболее яркие признаки предмета. Поэтому представление, которые составляют основные содержания памяти дошкольника, нередко отрывочны. Запоминания и воспроизведения проходят быстро, но бессистемно. Малыш «перескакивает» с одного компонента ситуации на другой. В памяти он часто забывает существенное, а удерживает второстепенное.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года [5:62].

Создание в старшем дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти, формирование у ребенка элементов произвольной памяти имеет существенное значение для его дальнейшего психического развития. Методы развития образной памяти: дидактическая игра; упражнения на развитие образной памяти, внимания, восприятия; обучение приемам запоминания; обучение самоконтролю; формирование интересов и склонностей личности; создание эмоционального настроения.

Продуктивность запоминания в игре у детей старшего дошкольного возраста намного выше, чем вне ее, поэтому следует использовать в работе как можно больше игр, в частности дидактических. Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти. Она создает действенную игровую мотивацию, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели. Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей старшего дошкольного возраста знаний, но и приобретение новых [1:56].

Еще одно психологическое условие развития зрительной образной памяти старшего дошкольника является использование упражнений на развитие памяти, восприятия, внимания.

Процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких признаков объекта, как форма, цвет, величина, пространственное положение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество. При активизации восприятия дошкольников рекомендуют использовать заполненные и силуэтные фигуры, нежели контурные. Восприятие незнакомых или малознакомых объектов взрослый должен контролировать действия детей и сопровождать словесным объяснением. Если ребёнок испытывает затруднения в обследовании предмета, то необходимо провести эту работу вместе с ним [3:117].

Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, сомнение, восхищение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: В основе всех психологических процессах лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Запоминание, сохранение и воспроизведение образов самих предметов или их изображений, это - образная память. Для развития образной памяти существуют такие методы как: дидактическая игра; упражнения на развитие образной памяти, внимания, восприятия; обучение приемам запоминания; обучение самоконтролю; формирование интересов и склонностей личности; создание эмоционального настроения.

Список использованных источников:

  1. Детская психология: Учебное пособие / Д.Б. Эльконин.- М: Академия, 2008.-384с.

  2. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

  3. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: Сфера, 2010.-223с

  4. Литвак, А.Г. Образная память у дошкольников/А.Г. Литвак. - М.: Просвещение, 2009.-316с.

  5. Лурия, А.Н. Нейропсихология памяти. - М.; Просвещение, 2011.-284с.




© 2010-2022