Технологическая карта ОРКСЭ модуль: Основы православной культуры № 22

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ № 22

ТЕМА урока:

Чудо в жизни христианина

ЦЕЛИ:

  • дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.

  • познакомиться с христианским пониманием чуда, как изменения Богом установленных законов природы;

  • понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего

  • уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей - веры, надежды и любви

  • осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека

РЕСУРСЫ УРОКА

учебник, аудиоальбом, иллюстрации, презентация

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

чудо, доброделание, добродетель

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД и предметные умения

1.Метапредметные

1.1. Познавательные

1.2. Регулятивные

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя и сам-но;

  • следовать алгоритму действий на уроке;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

1.3. Коммуникативные

2. Предметные

3. Личные

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • укрепление преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Оргмомент.

Организация класса

Самоорганизация

Мотивация учебной деятельности

Мотивационные вопросы:

- Верите ли вы, что в жизни бывают чудеса?

- Кто или что, по-вашему может быть причиной чуда?

На доске выписаны слова:

Бог - чудесная помощь

Человек - доброделание

Размышляют над темой и задачами урока, записывают тему.

Актуализация опорных понятий

Вопросы для повторения:

Как вы понимаете слово «мир», о котором Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам».

Какого подражания ожидал от христиан Апостол Павел?

Размышляют над вопросами, выполняют задания

Познавательная деятельность

Познавательная задача.

Что такое чудо

II.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью.

Для прочитывания данной статьи предлагаем способ чтения с остановками.

Отрывок 1.

Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или желания получить духовную радость. Третья причина - это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Остановка 1.

Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом «чудо»? Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?

Отрывок 2

Для христиан чудо по своему логично: если есть Бог, а мир и его история - это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Остановка 2

Вспомним слова М.В. Ломоносова о книге, которую пишет Бог: "И вы, удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел своих; и чем больше оныя постигаете, тем вящще со страхом Его превозносите".

Как вы понимаете выражение Ломоносова «непоколебимые естественные законы»

Какова логика чуда, с точки зрения христиан?


Читают текст, размышляют, комментируют.

Выполняют познавательные и поисковые задачи



Усваивают понятия

Осмысливают текст


Физкульт-

минутка

Включает видео

Выполняют упражнения.

Продолжение ПД

Отрывок 3

Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует такая свобода Бога даже от законов школьной арифметики.

Остановка 3

Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»?

Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов?

Отрывок 4

Любое чудо не может быть объяснено - иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали - а дело было в Поволжье - то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа - волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла - никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».

Остановка 4

Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?

Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?

Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха?

Что общего в рассказе Патриарха и рассказе А.И. Куприна?

Почему главные события в двух рассказах действительно следует считать чудом? Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? Могли ли ждать откуда-то помощи Мерцаловы, если они везде уже получили грубый отказ? Могли ли думать, что в заснеженном саду, поздно вечером, окажется человек, который и принесёт им избавление от страдания?

Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?

Отрывок 5

Как видим, для верующих людей чудо - это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть неожиданно попавшаяся книга с ответом на давно мучивший вопрос. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

Остановка 5

Подтверждают ли слова учебника ваши выводы о том, кто вершит чудо?

Зачем же Богу угодно вести человека трудным путём?

Какой ответ на этот вопрос дал М.В. Ломоносов:

"Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него - смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам - неизбежно впадёт в отчаяние о своей судьбе. Но Бог - "всё на пользу нашу строит"?

Как слова М.В. Ломоносова связаны с понятием чуда?

Отрывок 6

И главное чудо в восприятии взрослого христианина - это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!». И многие молодые мамочки говорят: «Пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой - я поняла, что это чудо!».

Остановка 6

Знали ли вы о том, что ваши родители восприняли ваше рождение как чудо? А что в вашем рождении чудесного?

Теперь, когда вы знаете, что вы - чудо, какова будет логика вашего поведения:

Я - чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.

Я - чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.

Отрывок 7

Работа над последним отрывком статьи пройдёт по несколько иной логике. Предложим ребятам дописать статью учебника, закончить её, не подглядывая, естественно, в учебник. Вполне возможно, что кто-то из учеников запомнил конец статьи и просто воспроизведёт его, кто напишет свой. По желанию пятиклассники прочитывают свой вариант, затем читают вслух окончание статьи.

Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.

Раз уж он хочет помощи от Бога - то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к доброделанию.

Итак, к чему призывают заповеди Бога? Доброделание и добродетели - родственные ли это слова?

III. Итоговая работа. Ответы на вопросы учебника.

Обсуждение вопроса к следующей теме. Как вы думаете, если однажды встретятся человек и Бог, какие вопросы они зададут друг другу?

Читают и обсуждают статьи


Проверка полученных результатов. Коррекция

III. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учебника.

Обсуждение вопроса, предваряющего тему следующего урока:К следующему уроку разберите состав слова «добродетель», попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.

Синтез материала,

коррекция

    Дом. задание

    учебник урок №21

    Записывают д/з в дневники.

    Задают уточняющие вопросы

      Итог. Рефлексия

      Чему научились?

      Что повторили?

      Что нового узнали?

      Отвечают на вопросы, делают выводы.

      © 2010-2022