- Преподавателю
- Другое
- Технологическая карта ОРКСЭ модуль: Основы православной культуры № 22
Технологическая карта ОРКСЭ модуль: Основы православной культуры № 22
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Побережник М.И. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ № 22 | |||||
ТЕМА урока: | Чудо в жизни христианина | ||||
ЦЕЛИ: |
| ||||
РЕСУРСЫ УРОКА | учебник, аудиоальбом, иллюстрации, презентация | ||||
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: | чудо, доброделание, добродетель | ||||
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД и предметные умения | |||||
1.Метапредметные | |||||
1.1. Познавательные | 1.2. Регулятивные | ||||
|
| ||||
1.3. Коммуникативные | 2. Предметные | 3. Личные | |||
|
|
|
ХОД УРОКА | |||||||
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ||||
| Оргмомент. | Организация класса | Самоорганизация | ||||
| Мотивация учебной деятельности | Мотивационные вопросы: - Верите ли вы, что в жизни бывают чудеса? - Кто или что, по-вашему может быть причиной чуда? На доске выписаны слова: Бог - чудесная помощь Человек - доброделание | Размышляют над темой и задачами урока, записывают тему. | ||||
| Актуализация опорных понятий | Вопросы для повторения: Как вы понимаете слово «мир», о котором Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам». Какого подражания ожидал от христиан Апостол Павел? | Размышляют над вопросами, выполняют задания | ||||
| Познавательная деятельность | Познавательная задача. Что такое чудо II.Чтение статьи учебника Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для прочитывания данной статьи предлагаем способ чтения с остановками. Отрывок 1. Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или желания получить духовную радость. Третья причина - это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Остановка 1. Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом «чудо»? Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы? Отрывок 2 Для христиан чудо по своему логично: если есть Бог, а мир и его история - это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни. Остановка 2 Вспомним слова М.В. Ломоносова о книге, которую пишет Бог: "И вы, удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел своих; и чем больше оныя постигаете, тем вящще со страхом Его превозносите". Как вы понимаете выражение Ломоносова «непоколебимые естественные законы» Какова логика чуда, с точки зрения христиан?
| Читают текст, размышляют, комментируют. Выполняют познавательные и поисковые задачи
Усваивают понятия Осмысливают текст
| ||||
| Физкульт- минутка | Включает видео | Выполняют упражнения. | ||||
| Продолжение ПД | Отрывок 3 Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует такая свобода Бога даже от законов школьной арифметики. Остановка 3 Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»? Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов? Отрывок 4 Любое чудо не может быть объяснено - иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали - а дело было в Поволжье - то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа - волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла - никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне». Остановка 4 Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо? Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде? Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха? Что общего в рассказе Патриарха и рассказе А.И. Куприна? Почему главные события в двух рассказах действительно следует считать чудом? Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? Могли ли ждать откуда-то помощи Мерцаловы, если они везде уже получили грубый отказ? Могли ли думать, что в заснеженном саду, поздно вечером, окажется человек, который и принесёт им избавление от страдания? Откуда же пришло чудо? Кто его совершил? Отрывок 5 Как видим, для верующих людей чудо - это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть неожиданно попавшаяся книга с ответом на давно мучивший вопрос. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. Остановка 5 Подтверждают ли слова учебника ваши выводы о том, кто вершит чудо? Зачем же Богу угодно вести человека трудным путём? Какой ответ на этот вопрос дал М.В. Ломоносов: "Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него - смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам - неизбежно впадёт в отчаяние о своей судьбе. Но Бог - "всё на пользу нашу строит"? Как слова М.В. Ломоносова связаны с понятием чуда? Отрывок 6 И главное чудо в восприятии взрослого христианина - это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!». И многие молодые мамочки говорят: «Пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой - я поняла, что это чудо!». Остановка 6 Знали ли вы о том, что ваши родители восприняли ваше рождение как чудо? А что в вашем рождении чудесного? Теперь, когда вы знаете, что вы - чудо, какова будет логика вашего поведения: Я - чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки. Я - чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом. Отрывок 7 Работа над последним отрывком статьи пройдёт по несколько иной логике. Предложим ребятам дописать статью учебника, закончить её, не подглядывая, естественно, в учебник. Вполне возможно, что кто-то из учеников запомнил конец статьи и просто воспроизведёт его, кто напишет свой. По желанию пятиклассники прочитывают свой вариант, затем читают вслух окончание статьи. Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога. Раз уж он хочет помощи от Бога - то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к доброделанию. Итак, к чему призывают заповеди Бога? Доброделание и добродетели - родственные ли это слова? III. Итоговая работа. Ответы на вопросы учебника. Обсуждение вопроса к следующей теме. Как вы думаете, если однажды встретятся человек и Бог, какие вопросы они зададут друг другу? | Читают и обсуждают статьи
| ||||
| Проверка полученных результатов. Коррекция | III. Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учебника. Обсуждение вопроса, предваряющего тему следующего урока:К следующему уроку разберите состав слова «добродетель», попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей. | Синтез материала, коррекция | ||||
| Дом. задание | учебник урок №21 | Записывают д/з в дневники. Задают уточняющие вопросы | ||||
| Итог. Рефлексия | Чему научились? Что повторили? Что нового узнали? | Отвечают на вопросы, делают выводы. |