• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Фармакология Специальность Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.1.2. Место учебной дисциплины в структуреосновной профессиональной образовательной программыДисциплина ОП. 04 «Фармакология» относится к дисциплинам общепрофессионального цикла федерального компонента.1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»














Рабочая программа

учебной дисциплины


Фармакология


Специальность 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)



























2013



Рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК № 4

Протокол № ___ от _________ 20____ г.

Председатель ЦМК

_________________ Е.А. Стремякова

Составлена на основе Федерального

государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка)

Заместитель директора

по учебно-производственной работе

________________ Л. Н. Михайлова


Составитель

И.Ф. Якименко - преподаватель

Рецензенты

Н.П. Понькина - заведующий отделением по специальностям Лечебное дело, Акушерское дело, Стоматология ортопедическая


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Фармакология


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО 060101 Лечебное дело (углубленная подготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре

основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина ОП. 04 «Фармакология» относится к дисциплинам общепрофессионального цикла федерального компонента.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины -

требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков.

В результате освоения дисциплины у будущего фельдшера должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Лечебная деятельность :

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход
за пациентом.

Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе :

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую
помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Профилактическая деятельность :

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

1.4. Количество часов на освоение

рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 147 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 98 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 49 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе


Лекции

40

семинарские занятия

10

практические занятия

48

Самостоятельная работа студента (всего)

49

в том числе


- составление конспектов

3

- изучение нормативной документации

4

- написание рефератов

3

- выполнение упражнений по рецептуре

14

- изучение образцов лекарственных препаратов

8

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)

12

- решение ситуационных задач

5

Промежуточная аттестация в форме экзамена





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Фармакология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические

работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа

Объём часов

Уровень

освоения

Теория

Лабораторно-практические

занятия

Самостоя

тельная работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1.

Введение. История фармакологии.




2



1


Тема 1.1.

Введение. История фармакологии.


Содержание учебной информации

Предмет и задачи фармакологии. Разделы фармакологии. Основные этапы развития фармакологии. Источники получения лекарственных веществ. Определение фармакологии, как науки ее связь с другими медицинскими и биологическими дисциплинами. Краткий исторический очерк развития науки о лекарственных средствах. Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии (И.П. Павлов, С.П. Боткин). Основоположник отечественной фармакологии Н.П. Кравков. Пути изыскания лекарственных средств, их клинические испытания. Определение лекарственного вещества, средства, формы, препарата. Фармакопея, ее значение, понятие о списках лекарственных средств А и Б.





1

Лекция № 1. Введение. Предмет и задачи фармакологии.


2




Самостоятельная работа студентов.

Написание реферата по одной из тем:

- «Значение работ отечественных ученых в развитии фармакологии»

- «Пути изыскания лекарственных средств»;

- «Фармакопея и ее значение»







1

Раздел 2.

Общая фармакология

8


6

5


Тема 2.1.

Общие сведения о лекарствах. Рецепт. Мягкие, твердые и жидкие лекарственные формы.

Содержание учебной информации

Понятие о лекарственных веществах, лекарственных препаратах, лекарственных формах. Источники получения лекарственных веществ (сырье растительного, животного, минерального, бактериального происхождения, синтез). Пути изыскания и клинические испытания новых лекарственных средств. Лекарственные формы, их классификация. Преимущества лекарственных форм промышленного производства. Государственная фармакопея (11 и 12 издание). Основные сведения об аптеке. Правила хранения и учета лекарственных средств в аптеках и отделениях стационаров

Рецепт, определение. Структура рецепта. Формы рецептурных бланков. Общие правила составления рецепта. Обозначение концентраций и количеств лекарств в рецептуре. Принятые обозначения и сокращения, и Мази: определение, состав мази. Характеристика мазевых основ (вазелин, ланолин, животные жиры, растительные масла, синтетические основы, воски). Влияние мазевой основы на процесс всасывания лекарств. Применение мазей, условия хранения. Пасты: определение, состав пасты. Отличие пасты от мази. Применение. Суппозитории: определение, состав, виды суппозиториев (ректальные и вагинальные). Основы для приготовления суппозиторий. Применение, условия хранения. Пластыри: определение, виды пластырей, применение.

Гели: общая характеристика, применение, хранение. Лекарственные пленки: общая характеристика, хранение.

Таблетки, драже, гранулы, порошки, капсулы: общая характеристика, правила выписывания в рецепте твердых лекарственных форм. Общая характеристика и особенности применения карамелей и пастилок в медицинской практике.

Растворы. Обозначения концентраций растворов. Растворы для наружного и внутреннего применения. Суспензии. Эмульсин. Настои и отвары. Настойки и экстракты (жидкие). Новогаленовы препараты. Линименты. Микстуры. Правила выписывания жидких лекарственных форм в рецептах. Общая характеристика: жидких бальзамов, лекарственных масел, сиропов, аэрозолей, капель и их применение.

Способы стерилизации лекарственных форм. Лекарственные формы для инъекций в ампулах и флаконах. Стерильные растворы, изготовляемые в аптеках. Правила выписывания лекарственных форм для инъекций в рецептах и требования, предъявляемые к ним (стерильность, отсутствие химических и механических примесей).








1

Лекция № 2. Общие сведения о лекарствах. Рецепт.

2





Лекция № 3. Мягкие, твердые и жидкие лекарственные формы.


2




Практическое занятие № 1. Рецепт. Мягкие, твердые, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций.





2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре;

- работа с основной и дополнительной литературой;

- изучение образцов лекарственных препаратов;




3





Тема 2.2.

Основные положения фармакокинетики


Содержание учебной информации

Пути введения лекарственных веществ - энтеральные (пероральный, сублингвальный, ректальный), парентеральные без нарушения целостности кожных покровов (ингаляционный, вагинальный) и все виды инъекций (подкожные, внутримышечные, внутривенные, внутриартериальные, внутриполостные, с введением в спинно-мозговой канал и др.).

Всасывание лекарственных средств. Факторы, влияющие на всасывание: растворимость вещества в воде и липидах, полярность молекулы, величина молекулы, рН среды, лекарственная форма. Понятие биодоступности. Распределение лекарственных веществ.

Биотрансформация (превращение) лекарственных веществ. Выведение лекарственных веществ из организма.














1











Лекция № 4. Фармакокинетика лекарственных веществ

2




Практическое занятие № 2. Фармакокинетика лекарственных веществ.



2


Самостоятельная работа студентов.

- решение ситуационных задач.




1

Тема 2.3.

Основные положения фармакодинамики

Содержание учебной информации

Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о терапевтической широте. Зависимость действия лекарственных препаратов от возраста индивидуальных особенностей организма, патологических состояний.

Изменения действия лекарственных веществ при их повторных введениях. Понятие о кумуляции, привыкании, лекарственной зависимости. Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и антагонизме. Побочное действие лекарственных средств. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ.

Виды фармакологического действия лекарств (местное, резорбтивное, прямое и косвенное, рефлекторное, обратимое, необратимое, преимущественное, избирательное, специфическое действие).

Фармакологические эффекты - прямые и косвенные. Виды фармакотерапевтического действия (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое, главное и побочное).





1

Лекция № 5. Фармакодинамика лекарственных веществ

2




Практическое занятие № 3. Фармакодинамика лекарственных веществ.



2


Самостоятельная работа студентов.

- написание реферата на одну из тем:

- «Виды фармакотерапевтического действия лекарственных средств»;

- «Пути введения лекарственных веществ»;

Побочное действие лекарственных средств»







1



Раздел 3.

Общие сведения о фармакологических группах лекарственных средств.


30

10

42

43





Тема 3.1.

Противомикробные и противопаразитные средства. Химиотерапевтические средства.

Содержание учебной информации

Определение дезинфицирующих, антисептических, противомикробных и химиотерапевтических средств. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению и происхождению. Галогенсодержащие, окислители, спирты, альдегиды, производные нитрофурана, кислоты, щелочи, антисептики растительного происхождения, красители, соединения тяжелых металлов, фенолы. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, применение, побочные эффекты фармакологических групп.

Пенициллины короткого и длительного действия. Полусинтетические пенициллины. Цефалоспорины. Макролиды. Аминогликозиды.

Тетрациклины. Левомицетин. Линкозамиды.

Особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты, противопоказания.






2

Лекция № 6. Противомикробные и противопаразитные средства.

Химиотерапевтические средства.

2




Практическое занятие № 4. Противомикробные и противопаразитные средства.



2


Самостоятельная работа студентов.

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)

- решение ситуационных задач




2

1


1

Практическое занятие № 5. Химиотерапевтические средства.



2


Самостоятельная работа студентов.

Работа с основной и дополнительной литературой, фарм. справочниками.

Выполнение упражнений по рецептуре.




2

1


1


Тема 3.2.

Средства, действующие на афферентную нервную систему


Содержание учебной информации

Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему. Общая характеристика. Местные анестетики.

Виды местной анестезии. Комбинированные препараты, содержащие Адреналин и Норадреналин. Вяжущие: растительного и минерального происхождения. Обволакивающие: растительного и минерального происхождения. Адсорбирующие. Раздражающие: растительного, животного и синтетического происхождения. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения), побочные эффекты и противопоказания.





2


Лекция № 7. Средства, действующие на афферентную нервную систему.


2




Практическое занятие № 6. Вещества, влияющие на афферентную иннервацию. Местноанестезирующие вещества. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре

- изучение образцов лекарственных препаратов





2

1

1

Тема 3.3.

Средства, действующие на эфферентную нервную систему


Содержание учебной информации

Классификация лекарственных средств, влияющих на эфферентную нервную систему. Общая характеристика. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения (форма выпуска, кратность введения) ядовитых средств, побочные эффекты и противопоказания.






2

Лекция № 8. Средства, действующие на эфферентную нервную систему.

2




Практическое занятие № 7. Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Вещества, действующие на холинергические синапсы. Холиномиметики, холиноблокаторы, антихолинэстеразные вещества.






2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)




2

1

1


Тема 3.4.

Средства, действующие на передачу импульсов в адренергических синапсах

Содержание учебной информации

Понятие о строении адренергического синапса. Классификация адренергических средств. Холиномиметики. Холинолитики. Адреномиметики и адрено- и симпатолитики. Общая характеристика. Фармакотерапевтическое действие лекарственных средств, механизм, показания, особенности применения, побочные эффекты и противопоказания.






2

Лекция № 9. Средства, действующие на передачу импульсов в адренергических синапсах.

2




Практическое занятие № 8. Вещества, действующие на адренергические синапсы. Адреномиметики, адреноблокаторы. Симпатомиметики, симпатолитики.



2


Семинарское занятие № 1. Средства, действующие на периферическую нервную систему.


2



Самостоятельная работа студентов.

- изучение нормативной документации

- выполнение упражнений по рецептуре

- изучение образцов лекарственных препаратов




3

1

1

1

Тема 3.5.

Средства, действующие на центральную нервную систему


Содержание учебной информации.

Общая характеристика лекарственных средств, влияющих на центральную нервную систему (средства для наркоза, снотворные средства, аналгетики, психотропные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, аналептики, психостимуляторы, ноотропные средства, общетонизирующие средства).







2

Лекция № 10. Общие анестетики. Снотворные средства. Спирт этиловый. Противосудорожные средства.

2




Практическое занятие № 9. Средства, действующие на центральную нервную систему. Средства для наркоза. Спирт этиловый. Снотворные средства. Противоэпилептические и противопаркинсонические средства.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)




2

1

1

Лекция № 11. Анальгетические средства. Аналептики. Психотропные средства.

2




Практическое занятие № 10. Анальгетические средства. Аналептики. Психотропные средства.



2


Семинарское занятие № 2. Средства, действующие на центральную нервную систему.


2



Самостоятельная работа студентов.

- изучение нормативной документации

- изучение образцов лекарственных препаратов

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)




3

1

1

1


Тема 3.6.

Средства, влияющие на функции органов дыхания

Содержание учебной информации.

Общая характеристика лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания (стимуляторы дыхания, противокашлевые средства, муколитики ,отхаркивающие и бронхолитические средства).







2

Лекция № 12. Средства, влияющие на функции органов дыхания

2




Практическое занятие № 11. Средства, действующие на функции органов дыхания.



2


Самостоятельная работа студентов.

- составление конспекта по темам: «Лекарственные препараты, применяемые для профилактики приступов бронхиальной астмы» и «Экстренная помощь при отеке легких».

- выполнение упражнений по рецептуре.




2


1


1


Тема 3.7.

Средства, влияющие на водно-солевой баланс (диуретики).

Содержание учебной информации

Общая характеристика средств, влияющих на водно-солевой баланс (диуретики) - дихлотиазида, фуросемид (лазикс), спиронолактон, маннит. Принципы действия дихлотиазид и фуросемида. Различия в активности и продолжительности действия. Применение при отеках и для снижения артериального давления. Механизмы действия калийсберегающих диуретиков (триаметерен, спиронолактон). Применение. Осмотические диуретики (маннит). Принцип действия, применение, побочные эффекты.







2

Лекция № 13. Средства, влияющие на водно-солевой баланс (диуретики)

2




Практическое занятие № 12. Диуретические (мочегонные) средства.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре

- решение ситуационных задач




2

1

1


Тема 3.8.

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

Содержание учебной информации.

Общая характеристика лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (сердечные гликозиды, противоаритмические средства, средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии, антиангинальные средства, средства, применяемые при коронарной недостаточности, средства, применяемые при инфаркте миокарда). Гипотензивные (антигипертензивные) средства.







2

Лекция № 14. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

2




Практическое занятие № 13. Антигипертензивные средства.



2


Практическое занятие № 14. Антиангинальные средства.



2


Практическое занятие № 15. Средства коррекции нарушений мозгового кровообращения.



2


Практическое занятие № 16. Сердечные гликозиды. Противоаритмические средства.



2


Семинарское занятие № 3. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему.


2



Самостоятельная работа студентов.

- составление конспекта по темам: «Лекарственные препараты, применяемые для профилактики инфаркта миокарда» и «Применение нитроспрея при приступе стенокардии».

- изучение нормативной документации

- выполнение упражнений по рецептуре

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)




4









Тема 3.9.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

Содержание учебной информации

Общая характеристика средств, влияющих на аппетит (настойка полыни, дезопимон, амфепрамон, сибутрамин, флуоксетин).

Общая характеристика средств, применяемых при недостаточности секреции желез желудка (сок желудочный натуральный, пепсин, кислота хлористоводородная разведенная) и при избыточной секреции желез желудка (атропина сульфат, экстракты красавки, алюминия гидроокись, магния окись).

Общая характеристика желчегонных средств (таблетки «Аллохол», магния сульфат, атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, но-шпа, кислота дегидрохолиевая, холензим, оксафенамид, холагол, фламин, танацехол, холосас, экстракт кукурузных рылец) и средств, применяемых при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы.

Общая характеристика слабительных средств (магния сульфат, масло касторовое, фенолфталеин, порошок корня ревеня, форлакс, бисакодил, сенаде, регуакс, глаксена) и антидиарейных средств (холестерамин, лоперамид, смекта, уголь активированный).




















2

Лекция № 15. Средства, влияющие на функции органов пищеварения

2




Практическое занятие № 17. Средства заместительной терапии при гипосекреции желудка и поджелудочной железы. Стимуляторы аппетита. Ингибиторы протеолитических ферментов. Гастропротективные средства.



2


Практическое занятие № 18. Принципы лечения язвенной болезни. Гепатопротективные препараты. Средства,регулирующие моторику желудочно-кишечного тракта.



2


Семинарское занятие № 4. Средства, влияющие на функции органов пищеварения.


2



Самостоятельная работа студентов.

- написание конспекта на одну из тем: «Применение лекарственных растений, обладающих вяжущим действием в медицинской практике»;«Желчегонные средства»;«Слабительные средства»

- выполнение упражнений по рецептуре;




2


1


1


Тема 3.10.

Средства, влияющие на тонус и сократительную

активность миометрия (мускулатуру матки)

Содержание учебной информации

Общая характеристика средств влияющих на функции и сократительную активность миометрия, фармакологические свойства и применение в медицинской практике препаратов гормонов задней доли гипофиза, простагландинов, адреномиметиков, препаратов спорыньи.







2

Лекция № 16. Средства, влияющие на тонус и сократительную

активность миометрия (мускулатуру матки).

.

2




Практическое занятие № 19. Средства, влияющие на мускулатуру матки.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре

- изучение образцов лекарственных препаратов

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями)

- решение ситуационных задач




4

1

1


1

1


Тема 3.11.

Препараты гормонов и их синтетических заменителей.

Содержание учебной информации

Понятие о гормонах, их фармакологической роли. Понятие о гормональных препаратах, классификация. Препараты гормонов передней доли гипофиза (кортикотропин). Препараты гормонов задней доли гипофиза- окситоцин, вазопрессин их влияние на функции и сократительную активность миометрия. Препараты гормонов щитовидной железы. Антитиреоидные средства. Инсулин. Влияние на углеводный обмен. Препараты инсулина длительного действия. Синтетические гипогликемические средства (бутамид). Глюкокортикоиды. Противовоспалительное и противоаллергическое действие. Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители.

Препараты мужских половых гормонов. Анаболические стероиды.







2

Лекция № 17. Препараты гормонов и их синтетических заменителей

2




Практическое занятие № 20. Препараты гормонов и их синтетических заменителей.



2


Семинарское занятие № 5. Препараты гормонов и их синтетических заменителей.


2



Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре;

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями);

- изучение образцов лекарственных препаратов;

- изучение нормативной документации




4






Тема 3.12.

Препараты витаминов.

Содержание учебной информации

Роль витаминов в обмене веществ. Препараты водорастворимых витаминов (тиамина бромид, рибофлавин, пиридоксина гидрохлорид, кислота никотиновая, цианокобаламин, кислота фолиевая, кислота аскорбиновая, рутин).

Препараты жирорастворимых витаминов (ретинола ацетат, эргокальциферол, токосферол). Биологически активные добавки (БАД), общая характеристика.







2

Лекция № 18. Препараты витаминов.

2




Практическое занятие № 21. Витаминные препараты.



2


Самостоятельная работа студентов.

- написание реферата по одной из тем: «История открытия витаминов»; «Витамины на грядках»;

- изучение образцов лекарственных препаратов;

- работа с основной и дополнительной литературой;




3






Тема 3.13.

Стимуляторы процессов регенерации и кроветворения

Содержание учебной информации

Общая характеристика средств, влияющих на эритропоэз (железо восстановленное, ферковен, феррум-лек, гемофер, кислота фолиевая, цианокобаламин) и лейкопоэз ( метилурацил, петоксил, лейкоген, лейпоген, лейкомакс). Характеристика средств, влияющих на свертывание крови.

Общая характеристика средств, стимулирующих процессы регенерации ( стероидные и нестероидные анаболики,калия оротат,метилурацил, субстраты и витамины)











2

Лекция № 19. Стимуляторы процессов регенерации и кроветворения.

2




Практическое занятие № 22. Стимуляторы процессов регенерации.



2


Практическое занятие № 23. Средства, влияющие на систему крови.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре;

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями);

- изучение образцов лекарственных препаратов;




3





Тема 3.14.

Средства коррекции иммунных реакций.


















Содержание учебной информации

Общая характеристика средств для лечения аллергических реакций немедленного типа ( гистамин; антигистаминные средства; препараты, тормозящие высвобождение медиаторов аллергии тучными клетками; функциональные антагонисты медиаторов аллергии). Принцип действия. Показания к применению. Побочные эффекты средств (димедрол, дипразин, диазолин, фенкарол, тавегил, супрастин, лоратадин) и др.

Общая характеристика средств для лечения реакций замедленного типа. Иммунодепрессанты и иммуностимулирующие средства. . Показания к применению.






2

Лекция № 20. Средства коррекции иммунных реакций


2




Практическое занятие № 24. Антигистаминные средства. Иммунодепрессанты. Иммуностмуляторы.



2


Самостоятельная работа студентов.

- выполнение упражнений по рецептуре;

- работа с основной и дополнительной литературой (справочниками, словарями) ;

- решение ситуационных задач




3




Курсовые по дисциплине не предусмотрены.






Итого 147 часов, из них

40

10

48

49



Характеристика уровня освоения учебного материала:

1 - ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




















3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета фармакологии.

Оборудование учебного кабинета

- шкафы книжные;

- шкафы модульные с наличием демонстрационных лекарственных препаратов;

- столы учебные;

- стол для преподавателя;

- стулья;

- штативы для таблиц;

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- экран;

- колонки;

- проектор.























3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий,

интернет-ресурсов и дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Н.Б. Анисимова, «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, изд. Мед. 2009 г.

  2. М.Д. Гаевый, П.А. Галенко- Ярошевский, В.И.Петров, Л.М. Гаевая «Фармакология с рецептурой», учебник изд. центр «Март», 2010 г.

  3. В.В. Майский «Фармакология», учебное пособие для мед. училищ, Учебное пособие - М: «ГЭОТАР-Медиа» 2010 г.

  4. Н.И. Федюкович, «Фармакология», 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс, 2009 г.

  5. Д.А. Харкевич, «Фармакология с общей рецептурой», учебник 3 изд. исправленное и дополненное - М «ГЭОТАР - Медиа» 2009 г.

Дополнительные источники:

  1. Э.Г. Громов, «Справочник по лекарственным средствам», справочник 2007 г.

  2. М.Б. Ингерлейб, «Полный лекарственный справочник медсестры», 2008 г.

  3. Большой справочник лекарственных средств: под ред.Л.Е. Зиганшиной, В.К. Липахина, В.И. Петрова, Р.У. Хабриева. - М., 2010

  4. Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина «Наглядная фармакология», перевод с английского, (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2008 г.

  5. В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», Ростов н/Д: Феникс, 2007 .г

  6. М.Д. Машковский «Лекарственные средства», «NOT VALID RECORD» 762785 в 2Т., 2007 г.

  7. Петров Р.В., «Лекарственные средства» справочник - путеводитель, ГЭОТАР МЕДИА, 2008 г.

  8. Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.

  9. Н.,И. Федюкович., «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», М.Мед. 2008 г.

  10. А.Г. Чучалин, Ю.Б. Белоусов «Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр), 2007 г.


Интернет-источники:


  1. booksmed.com

  2. twirpx.com/files/medicine/pharmacology/common/

  3. medulka.ru

4. pharmax.ru



4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинарских занятий, оценки выполнения домашней работы, оценки на экзамене

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Освоенные умения

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

Оценка демонстрации студентом практических умений.

Выполнение заданий по выписке рецептов.

Оценка на экзамене

- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

Решение ситуационных задач.

Оценка демонстрации студентом практических умений.

Оценка на экзамене

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

Оценка демонстрации студентом практических умений

Решение ситуационных задач.

Оценка на экзамене

- применять лекарственные средства по назначению врача;

Решение ситуационных задач.

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

Решение ситуационных задач.

Оценка демонстрации студентом практических умений

Усвоенные знания

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

Решение заданий в тестовой форме.

Решение ситуационных задач.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Защита рефератов.

Обсуждение графа логической структуры темы.

Оценка на экзамене

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

Решение заданий в тестовой форме.

Оценка на экзамене.

Решение ситуационных задач.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Защита рефератов.

Обсуждение графа логической структуры темы

- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

Решение заданий в тестовой форме.

Решение ситуационных задач.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Защита рефератов.

Оценка на экзамене

- правила заполнения рецептурных бланков;

Решение заданий в тестовой форме.

Решение ситуационных задач.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Оценка на экзамене




Распределение учебных часов по формам занятий

на 2013 - 2014 учебный год

Специальность Лечебное дело (ФГОС СПО)

Дисциплина «Фармакология»

Курс 2


Перечень лекционных занятий

Наименование темы лекционного занятия

Колич.

часов

1

Введение. Предмет и задачи фармакологии.

2

2

Общие сведения о лекарствах. Рецепт.

2

3

Мягкие, твердые и жидкие лекарственные формы.

2

4

Фармакокинетика лекарственных веществ

2

5

Фармакодинамика лекарственных веществ

2

6

Противомикробные и противопаразитарные средства. Химиотерапевтические средства.

2

7

Средства, действующие на афферентную нервную систему

2

8

Средства, действующие на эфферентную нервную систему

2

9

Средства, действующие на передачу импульсов в адренергических синапсах

2

10

Общие анестетики. Снотворные средства. Спирт этиловый. Противосудорожные средства.

2

11

Анальгетические средства. Аналептики. Психотропные средства.

2

12

Средства, влияющие на функции органов дыхания.

2

13

Средства, влияющие на водно-солевой баланс (диуретики)

2

14

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

2

15

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

2

16

Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия (мускулатуру матки)

2

17

Препараты гормонов и их синтетических заменителей

2

18

Препараты витаминов

2

19

Стимуляторы процессов регенерации и кроветворения

2

20

Средства коррекции иммунных реакций

2

Всего

40





Перечень семинарских занятий

Наименование темы семинарского занятия

Колич.

часов

1.

Средства, действующие на периферическую нервную систему

2

2.

Средства, действующие на центральную нервную систему

2

3.

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

2

4.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

2

5.

Препараты гормонов и их синтетических заменителей.

2

Всего

10





Перечень практических занятий

Наименование темы практического занятия

Колич.

часов

1.

Рецепт. Мягкие, твердые, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций.

2

2.

Фармакокинетика лекарственных веществ.

2

3.

Фармакодинамика лекарственных веществ.

2

4.

Противомикробные и противопаразитарные средства.

2

5.

Химиотерапевтические средства.


6.

Вещества, влияющие на афферентную иннервацию. Местноанестезирующие вещества. Вяжущие средства. Обволакивающие средства. Адсорбирующие средства.

2

7.

Вещества, влияющие на эфферентную иннервацию. Вещества, действующие на холинергические синапсы. Холиномиметики, холиноблокаторы, антихолинэстеразные вещества.

2

8.

Вещества, действующие на адренергические синапсы. Адреномиметики, адреноблокаторы. Симпатомиметики, симпатолитики.

2

9.

Средства, действующие на центральную нервную систему. Средства для наркоза. Спирт этиловый. Снотворные средства. Противоэпилептические и противопаркинсонические средства .

2

10

Анальгетические средства. Аналептики. Психотропные средства.

2

11

Средства, действующие на функции органов дыхания.

2

12

Диуретические (мочегонные) средства.


13

Антигипертензивные средства.

2

14

Антиангинальные средства.

2

15

Средства коррекции нарушений мозгового кровообращения.

2

16

Сердечные гликозиды. Противоаритмические средства.

2

17

Средства,заместительной терапии при гипосекреции желудка и поджелудочной железы. Стимуляторы аппетита. Ингибиторы протеолитических ферментов. Гастропротективные средства.

2

18

Принципы лечения язвенной болезни. Гепатопротективные препараты. Средства,регулирующие моторику желудочно-кишечного тракта.

2

19

Средства, влияющие на мускулатуру матки.

2

20

Препараты гормонов и их синтетических заменителей.

2

21

Витаминные препараты.

2

22

Стимуляторы процессов регенерации.

2

23

Средства, влияющие на систему крови.

2

24

Антигистаминные средства. Иммунодепрессанты. Иммуностмуляторы.

2

Всего

48

Итого по дисциплине

98


Заведующий отделением

Н.П. Понькина






© 2010-2022