• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщающий урок по биологии по темам: «Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Обобщающий урок по биологии по темам: «Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы  чувств».  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу. задачи урока: Образовательные:  контроль знаний по темам: «Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы  чувств».  Воспитательные: продолжить развитие научного мировоззрения на основе полученных знаний по темам: «Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Обобщающий урок

по биологии

по темам:

« Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»




Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу

Задачи

Образовательные: контроль знаний по темам:

«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Воспитательные: продолжить развитие научного мировоззрения на основе полученных знаний по темам: «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Развивающие: продолжить развитие ЗУН, научить работать самостоятельно, формировать умения сравнивать, обобщать и делать выводы

Метод проведения: письменный фронтальный опрос

Циклограмма:

Организационный момент 3

Письменный опрос 37





Литература

Колесов Д.В.

Биология «Человек»: учеб. пособие для 8кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. -4-ое изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.- 336с.:ил.

Биология. Человек :учеб.для 9кл. общеобразоват.учеб. заведений/ А.С.Батуев, И.Д.Ноздрачев и др.; под ред. А.С. Батуева.- 7-ое изд.,- стереотип.-М.:Дрофа, 2001.-240с.:ил.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В.

Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология.

Человек »,8(9)класс,Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н. Беляева ; А.С. Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша.-М.:ВАКО, 2005.-416с.-(В помощь школьному учителю)




Ход урока

I Организация класса

У. Здравствуйте ребята!

В. Кто сегодня отсутствует?

О.

У. Ребята, у вас сегодня письменный опрос, на доске представлены

4 варианта, в каждом варианте по 3 вопроса

II письменный фронтальный опрос

Вариант I

  1. Кожа - наружный покровный орган

  2. Значение н.с. строение н.с. Спинной мозг

  3. Анализаторы

Вариант II

  1. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

  2. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

  3. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Вариант III

  1. Терморегуляция организма. Закаливание

  2. Функции переднего мозга

  3. Слуховой анализатор

Вариант IV

  1. Выделение

  2. Соматический и автономный (вегетативный) отделы н.с.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»3.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняние и вкуса

Вариант I

1. Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» Наружные покровы тела человека состоят из кожи и ее произ­водных - волос и ногтей. К наружным покровам относятся слизистые оболочки, которые выполняют барьерную функцию.

Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды.

Строение и функции кожи. В коже человека выделяют три слоя: наружный - эпидермис, средний - дерму (собственно кожу), внутренний - гиподерму (подкожную клетчатку).

Эпидермис образован многослойным эпителием. Клетки его внутреннего слоя размножаются, а клетки слоев, оттесняемых наружу, стареют, становясь все более плоскими и ороговевши­ми, а затем отмирают и слущиваются. При этом во внешнюю среду обращен слой мертвых клеток, выполняющих защит­ную функцию, а во внутреннюю - живых, активно размно­жающихся. Они содержат пигмент, от которого зависит цвет кожи. Пигмент задерживает ультрафиолетовые лучи солнеч­ного спектра, защищая от них организм. Под влиянием сол­нечного света количество пигмента в коже увеличивается - кожа приобретает загар.

Дерма (собственно кожа) образована соединительной тка­нью, содержащей множество упругих волокон, которые при­дают ей эластичность - способность растягиваться и возвра­щаться в прежнее состояние. В этом слое кожи находятся ре­цепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды.

Волосы и ногти - кожные роговые образования. Корни во­лос - волосяные луковицы - находятся в волосяных фолли­кулах. Клетки, находящиеся в волосяных луковицах, непре­рывно размножаются, что обеспечивает рост волос. К корням волос подходят кровеносные сосуды и нервные окончания, а также косо расположенные мышечные волокна. Их сокра­щение увеличивает угол наклона волоса по отношению к поверхности кожи. При понижении температуры окружаю­щей среды происходит рефлекторное сокращение этих мышц, и на поверхности кожи появляются бугорки («гусиная кожа

Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластин­ка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой плас­тинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ног­тевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с бо­ковых сторон края ногтя покрыты кожным валиком.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Гиподерма (подкожная клетчатка) выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела. Она играет также роль амортизатора при ушибах, придает телу ок­руглость, а также является энергетическим резервом.

Защитная функция кожи. Кожа обладает большой механи­ческой прочностью, поэтому она защищает от многих повреж­дений ткани, органы. Благодаря функции находящихся в ко­же рецепторов организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях, что позволяет избегать ранений, ожо­гов и отморожений.

Возбудители большинства заболеваний не могут проник­нуть через здоровую кожу и слизистые оболочки во внутрен­нюю среду организма.

Выделительная и дыхательная функции кожи проявля­ются в способности участвовать в сохранении постоянства внутренней среды. Кожа не пропускает воду, благодаря чему тканевая жидкость сохраняется в организме. Избыток же во­ды, солей, продуктов обмена и различных шлаков выделяется через потовые железы наружу. Этот процесс, как и другие, строго регулируется. При нарушении деятельности почек концентрация солей натрия и калия в поту значительно возраста­ет. Через потовые железы происходит и газообмен: поглоща­ется кислород и выделяется углекислый газ. Правда, в сравне­нии с легкими дыхательная функция кожи не имеет большого значения, но для самой кожи она полезна.

Рецепторная функция кожи. В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление, боль. Благодаря рецепторам, находящимся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев

Участие кожи в теплорегуляции. Благодаря потообразованию и изменениям просвета кровеносных сосудов происходит увеличение или уменьшение теплоотдачи. При высокой тем­пературе окружающей среды теплоотдача возрастает, а при низкой - уменьшается.

2. Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма. Обмен веществ в каждом орга­низме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуют­ся и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использова­нием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных по­казателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддер­живается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минераль­ных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови - величина артериального давления и температура тела.

Нервная система согласует работу всех органов. Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится про­являть активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противополож­ного пола и т. п.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Работу по согласованию действий органов в организме вы­полняет нервная система. Она определяет порядок сокраще­ния мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной де­ятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по-прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям - сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут по­ложительный эффект.

Нервная система обеспечивает выживание организма как целого. Чтобы выжить, организму необходимо получать ин­формацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, че­ловек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необхо­димы, некоторые опасны, другие безразличны.

Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он полу­чает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Однако суть психической деятельности и поступ­ков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.

Части нервной системы. Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относятся головной и спинной мозг, к периферической - нервы и нервные узлы.

В центральной нервной системе сосредоточено большое чис­ло нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое ве­щество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра. Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях - нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками, образуют нерв­ные волокна. В центральной нервной системе они образуют бе­лое вещество, а на периферии входят в состав нервов.

Различают чувствительные, исполнительные и смешанные не­рвы. По чувствительным нервам сигналы идут в центральную нервную систему. Они информируют мозг о состоянии внутрен­ней среды и событиях, происходящих в окружающем мире. Ис­полнительные нервы несут сигналы от мозга к органам, управ­ляя их деятельностью. Смешанные нервы включают как чувст­вительные, так и исполнительные нервные волокна.

Спинной мозг лежит в позвоночном канале. Он представляет собой цилиндрический тяж диаметром около 1 см. Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу окан­чивается на уровне второго поясничного позвонка пучком от­ходящих от него нервов, напоминающим конский хвост.

Спинной мозг находится в спинномозговой жидкости. Она выполняет роль тканевой жидкости, обеспечивая постоянство внутренней среды, и предохраняет спинной мозг от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга прохо­дят глубокие борозды, делящие его на две половины, соеди­ненные в глубине центральной перемычкой. В самом центре спинного мозга проходит центральный канал, также запол­ненный спинномозговой жидкостью.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Различают восходящие нервные пути, по которым нервные импульсы идут к головному мозгу, и нисходящие нервные пу­ти, по которым возбуждение идет от головного мозга к цент­рам спинного мозга.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводящую функции. Вспомним, как осуществляется коленный рефлекс. Врач ударяет молоточком по сухожилию четырех­главой мышцы пациента. Возникшее в рецепторах возбужде­ние направляется в спинной мозг, затем через синапсы пере­ключается на исполнительные нейроны. Они посылают нерв­ные импульсы к мышцам ноги, и она приходит в движение. Этот безусловный спинномозговой рефлекс происходит непро­извольно. Когда спинной мозг выполняет рефлекторную функ­цию, рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного моз­га. Это, однако, не значит, что головной мозг не получает ин­формацию о спинномозговых рефлексах: пациент чувствует 1 "удар и движение ноги. В мозг эта информация приходит по восходящим путям, благодаря проводящей функции спинного мозга. Она же позволяет снизить или повысить рефлекторный эффект, совершать произвольные действия. Например, по же­ланию мы можем задержать движение ноги или преднамерен­но качнуть ею. Это возможно потому, что из головного мозга по нисходящим путям к нейронам спинного мозга поступают возбуждающие или тормозящие сигналы.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Произвольные движения регулируются головным мозгом, но приводят в действие конкретные мышцы туловища и ко­нечностей исполнительные центры спинного мозга. Они нахо­дятся в передних столбах серого вещества.

3. Ощущения. Строение и функции анализаторов.

Анализаторами называют системы, состоящие из рецепто­ров, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Каж­дый анализатор обладает своей модальностью, то есть спосо­бом получения своей информации: зрительной, слуховой, вку­совой и т. д. Возбуждения, возникающие в рецепторах органов зрения, слуха, прикосновения, имеют одну и ту же природу - электрохимические сигналы в форме потока нервных им­пульсов. Но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных чувствительных зо­нах, происходит анализ ощущений, во вторичных зонах - формирование образов, полученных от органов чувств одной модальности (например, только от зрения, или только от слу­ха или осязания). Наконец, в третичных зонах коры воспро­изводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей, например от зрения и слуха.

Значение анализаторов. События, которые развертывают­ся перед нами в данный момент, мы воспринимаем четко и яр­ко. Но мы можем представить себе и прошлые события, хотя они не будут такие яркие. Поэтому спутать их с образами жи-ной действительности невозможно. (Правда, при некоторых заболеваниях могут возникать в сознании образы, которых на самом деле нет. Тогда говорят о галлюцинациях. Их появле­ние может привести больного к ошибочным, а то и опасным действиям.)

Достоверность получаемой информации. Как правило, и анализаторы дают верное представление об окружающей дей­ствительности. Однако возможны и ошибки, которые связаны воздействием на рецепторы раздражителей, которые им не свойственны. Например, при механическом раздражении ре­цепторов глаза (надавливание на глазное яблоко, удар) могут возникать различные световые ощущения, будто «искры из глаз». Однако такие ощущения трудно спутать с картинами окружающей обстановки, потому что эти изображения возни­кают как бы внутри глаза.

Некоторые ошибки восприятия вызываются физическими причинами.



Вариант II

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» 1. Уход за кожей. Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания и преждевременное старение (снижение эластичности, образование морщин и складок, ухудшение цвета). С поверхности кожи необходимо регулярно удалять вы­деления сальных и потовых желез. Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластич­ность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормаль­ный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоот­деление. Нередко пот за какое-то время приобретает неприят­ный запах. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места. Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной, неудобной обувью. Нерегулярное мытье ног, редкая смена чу­лок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствуют потению ног и появлению резкого не­приятного запаха. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы. При этом образуются волдыри, язвы, появляются зуд, жжение и боль, а также повышенная утомляемость при ходьбе.

Необходимо следить, чтобы обувь всегда была сухой и нетес­ной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющи­мися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.

Уход за ногтями и волосами. Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их чистотой, под ними скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов. По­этому ногти на руках и ногах всегда должны быть аккуратно обрезаны.

Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами - регулярное мытье.

Для улучшения роста волос полезно время от времени не­много подрезать их концы, особенно если они начинают рас­щепляться. На питании, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит су­жение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кро­воснабжения.

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть легкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синте­тические материалы оправдывают себя лишь в виде ветроза­щитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх теплого Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»шерстяного свитера. Ни одним из требований гигиены одежды нельзя пренебрегать ради моды. Следует помнить, что истин­но модная одежда разумна и никогда не вступает в противоре­чие с интересами сохранения здоровья.

Обувь должна быть сухой, а зимняя - и теплой, так как ох­лаждение ног способствует возникновению простудных забо­леваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную стельку и регулярно следить, чтобы она не была влажной. Вредна обувь на очень высоком каблуке, так как неправильное поло­жение стопы с опорой преимущественно на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В обуви на высоком каблуке легче потерять равновесие и подвернуть ногу, особенно если каблук тонок. Многие травмы ног связаны с неудобной обувью.

Причины кожных заболеваний

Неправильное питание. Избыточное питание ведет к тому, что кожа краснеет и приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков и табака ведет к отечности и дряблос­ти кожи, так как нарушается состояние кожных сосудов.

Недостаток витаминов. На состоянии кожи сказывается и недостаток витаминов. Так, при гиповитаминозе А кожа ста­новится сухой, шероховатой. Недостаток витамина В2 приво­дит к трещинам в углах рта («заедам»), ногти становятся лом­кими. При недостатке витамина С возможны мелкоточечные кровоизлияния, связанные с повышенной проницаемостью мелких кровеносных сосудов.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Гормональные нарушения. Состояние кожных покровов в большой степени зависит от состояния эндокринной системы. У подростков в связи с половым созреванием может изменять­ся состав секрета сальных желез. Он становится более вязким и легко закупоривает отверстия выводных протоков этих же­лез. При попадании в них болезнетворных микробов происхо­дит воспаление - образуются угри. Чтобы угрей было мень­ше, следует избегать жирной и горячей пищи, острых при­прав, а также лучше следить за чистотой кожи.

Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригу­щий лишай - одно из распространенных грибковых заболе­ваний кожи. Свое название он получил потому, что волосы на пораженных местах обламываются у корней и создается впечатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречает­ся только у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обя­зательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заражения.

Внутрикожный паразит - чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни - чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки пита­ются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежут­ки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае забо­левания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка изле­чима.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»2. Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Отделы головного мозга. Через затылочное отверстие спинной мозг сообщается с головным. Четкой границы перехода нет.

Головной мозг состоит из следующих отделов: продолгова­тый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. Последние часто назы­вают полушариями большого мозга, в отличие от полушарий мозжечка, малого мозга . Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и боль­шой мозг - к переднему мозгу.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»На уровне моста и продолговатого мозга проходит единый ствол мозга, но на уровне среднего мозга в нем возникают две симметричные половины. В переднем мозге они разобщены и сообщаются между собой перемычками. Центральный канал спинного мозга продолжается и в головном. Между продолго­ватым мозгом и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине расположен I желудочек, в правой - II желудочек.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Продолговатый мозг по своему строению и функциям схо­ден со спинным мозгом, с которым имеет непосредственную нижнюю границу. В продолговатом мозге находятся ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внут­ренние органы.

В ядрах серого вещества продолговатого мозга находятся центры защитных рефлексов - мигательного и рвотного, реф­лексов кашля и чихания, некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием - это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочно­го сока.

Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и другими его от­делами, до коры больших полушарий включительно.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Функции продолговатого мозга такие же, как у спиннго, - рефлекторные и проводящие.

Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещест­во представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пу­ти, составляющие основную массу белого вещества моста, свя­зывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отдела­ми головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.

Мозжечок состоит из средней, наиболее древней части и по­лушарий, имеющих кору. Он находится над продолговатым мозгом и связан со всеми отделами мозга. Особенно тесна связь мозжечка со средним мозгом. Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмеренными, устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции. Это бывает, когда сопротивление неожиданно исчезает или водитель транспорта меняет скорость.

3. Значение зрения. Уникальность зрения по сравнению с дру­гими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не толь­ко опознавать предмет, но и определять его место в простран­стве, следить за перемещениями.

Более 95% информации человек получает с помощью зре­ния.

Положение и строение глаза. Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах - парных углублениях черепа. В глубине глазницы заметна щель, через которую в глаз входят сосуды и нервы. К глазному яблоку подходят мышцы, которые могут перемещать его в разные сто­роны. Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями.

В верхнем углу глаза со стороны щеки находится слезная железа. При опускании подвижного верхнего века железа выделяет слезы, которые увлажняют и промывают глаз. Слезная жидкость от наружного верхнего угла глаза идет в нижний внутренний угол и отсюда попадает в слезный канал, который выводит избыток слез в носовую полость. Имен­но поэтому плачущий человек начинает хлюпать носом.

Снаружи глазное яблоко заключено в белочную оболочку, или склеру, которая в передней части переходит в прозрачную роговицу. Это самая сильная «линза» глаза.

За склерой находится сосудистая оболочка. Она черная, благодаря чему свет внутри глаза не рассеивается. В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную. Цвет радужной оболочки и определяет цвет глаз.

В середине радужной оболочки находится круглое отверс­тие - зрачок. Он играет роль диафрагмы фотоаппарата: бла­годаря клеткам гладкой мышечной ткани зрачок может рас­ширяться и суживаться, пропуская количество света, необхо­димое для рассмотрения предмета.

За зрачком располагается хрусталик, напоминающий дво­яковыпуклую линзу. С помощью окружающих его гладких мышц, образующих ресничное тело, хрусталик может менять форму: становиться то более выпуклым, то более плоским. (Хрусталик можно сравнить с механизмом точной настройки резкости изображения в оптических приборах.) Когда предмет находится далеко от глаз, хрусталик делается более плоским, когда близко - более выпуклым, фокусируя световые лучи на задней внутренней стенке глаза, которая называется сетчатой оболочкой или сетчаткой. Сетчатая оболочка - тон­кий и очень нежный слой клеток - зрительных рецепторов.

Внутренняя часть глаза заполнена стекловидным телом, а пространство между роговицей и радужкой, между ра­дужкой и хрусталиком - прозрачной жидкостью. Поэтому внутри глаза свет проходит через однородную прозрачную среду.

Ход лучей через прозрачную среду глаза. Световой поток из воздушной среды проходит через роговицу и преломляется в ней, так как ее оптическая плотность близка к оптической плотности воды. На пути светового потока располагается ра­дужка, которая пропускает его через зрачок. Если свет, попа­дающий на сетчатку, слишком яркий, зрачок суживается до диаметра, при котором освещенность на сетчатке станет опти­мальной. Если освещенность слабая - зрачок расширяется.

В этом процессе участвует автономная нервная система: блуждающий нерв суживает зрачок, а симпатический - рас­ширяет. Благодаря совместной работе этих нервов устанавливается нужный диаметр зрачка.

С помощью аналогичных рефлексов изменяется и кривизна хрусталика. Пройдя через стекловидное тело, лу­чи света попадают на сетчатку, где образуется уменьшенное обратное изображение видимого.

Строение сетчатки. Рецепторы сетчатки - клетки в форме палочек и колбочек. Они примыкают к черной сосудистой обо­лочке. Ее волоконца окружают каждую из этих клеток с бо­ков и сзади, образуя черный футляр, обращенный открытой стороной к свету.

Колбочки обладают меньшей светочувствительностью, но способны реагировать на цвет. Они сосредоточены преимуще­ственно в центральной части сетчатки, в так называемом жел­том пятне. В остальной части сетчатки находятся и колбоч­ки, и палочки, однако по ее периферии преобладают палочки. Последние передают только черно-белое изображение. Зато они обладают большей чувствительностью и могут действовать даже при слабом освещении. Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и об­рабатывают информацию, полученную от зрительных рецеп­торов. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв. В месте, где он выходит из глаза, зритель­ных рецепторов нет. Здесь находится слепое пятно, которое, как правило, человеком не замечается, но его можно выявить довольно простыми опытами.

Корковая часть зрительного анализатора. Зрительные нервные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения - в левое. Если изображе­ния от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изобраОбобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»жение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зре­нием.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Итак, на сетчатке получается уменьшенное и обратное изо­бражение предмета, но мы видим изображение прямое и в ре­альных размерах. Почему? Это происходит потому, что наря­ду со зрительными образами в мозг поступают нервные им­пульсы от глазных мышц. Нетрудно убедиться: когда мы смотрим вверх, зрачки движутся вверх, а когда вниз - то и зрачки опускаются вниз. Более того, глазные мышцы работа­ют непрерывно. Они как бы описывают контуры предмета, а эти движения фиксируются головным мозгом и могут воспро­изводиться другими органами, например рукой. О том, что это возможно, говорит тот факт, что, научившись писать рукой, мы можем знакомые буквы изобразить ногой или даже, зажав в зубах карандаш.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Бинокулярное зрение не только позволяет воспринимать объемное изображение, поскольку одновременно охватыва­ется и левая, и правая части объекта, но и определять рас­стояние до него. Чем дальше предмет, тем мельче его изобра­жение на сетчатке. Это помогает нам определять расстояние до предмета..

Предупреждение глазных инфекций. Наиболее уязвима к ин­фекции соединительная прозрачная оболочка глаза - конъ­юнктива. Она покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глаза до роговицы. Конъюнктива выделяет слизь, сни­жающую трение век при мигании. При раздражении пылью, химическими веществами она краснеет и нагнаивается. Воз­никает конъюнктивит. Глаза чешутся, болят, слезятся. Иног­да ощущается неприятная резь. Характерным признаком конъюнктивита является слипание глаз от гноя по утрам.

Причиной конъюнктивита могут быть микробы или виру­сы, которые заносятся в глаз грязными руками или воздуш­но-капельным путем, подобно гриппу. Бывает аллергический конъюнктивит.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Предупреждение близорукости и дальнозоркости. В нор­ме, при расслаблении мышц ресничного ,тела, параллельные лучи света, пройдя хрусталик, попадают на сетчатку. В бли­зоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой, в дальнозорких - позади нее. В обоих случаях изображение на ней оказывается нечетким. В результате близору­кие относительно хорошо видят детали близко расположенных предметов, но плохо видят вдаль. Напротив, дальнозоркие хо­рошо видят отдаленные предметы, но плохо видят то, что рас­положено вблизи от глаз. Исправить этот дефект удается с по­мощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков, рассеивающие свет, дальнозорким - двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

Единица измерения преломляющей силы линз называется диоптрией. Линзы для близоруких - с отрицательными ди­оптриями, а линзы для дальнозорких - с положительными. Стекла очков подбираются для каждого глаза отдельно и ин­дивидуально каждому человеку. Например, рецепт на очки OD = -5D, OS = -4D означает: очки для близорукого человека, линза для правого глаза минус 5 диоптрий, линза для левого глаза минус 4 диоптрии.

Если при чтении в очках наблюдается один из следующих симптомов: глаза слезятся, возникает резь, болит голова, то одной из причин этого могут быть неправильно подобранные очки.

Нарушения преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушений гигиены зрения, таких как привычка слишком низко наклоняться над книгой, а также чтение в транспорте или лежа, при недостаточном освещении, при ис­точнике света, расположенном справа, при бликующей по­верхности рабочего стола.

Дети, как правило, рождаются дальнозоркими, но хруста­лик до поры до времени компенсирует этот недостаток. В по­жилом возрасте хрусталик не может изменять свою кривизну в прежней степени, а дальнозоркость становится очевидной. Поэтому к старости большинство людей становятся дальнозор­кими и вынуждены пользоваться очками.

Предупреждение косоглазия. Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на соответст­вующие участки зрительной зоны коры большого мозга. Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сет­чатке возникает резкое изображение от одного глаза и рас­плывчатое от другого, то второй глаз отключается, зрачок пе­ремещается в сторону носа или виска. Информация от него идет слабая и не мешает работающему глазу. Без систематичеких упражнений зрение в косящем глазу падает. Если не ле­читься, то этот глаз может вообще утратить способность ви­деть. Исправить положение позволяют очки. Если они подоб­раны вовремя, то зрение двумя глазами может восстановиться.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Травмы глаз. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги очень опасны для глаз, так как могут стать причиной помутнения роговицы - образования бельма, что ведет к по­тере зрения.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Попавшие в глаз мелкие пылинки можно извлечь чистым носовым платком. При ранении глаза, особенно при наруше­нии его оболочек, нельзя пытаться самим извлечь попавшие в глаз предметы. Это может привести к вытеканию содержимо­го глазного яблока и гибели глаза. Следует наложить повязку и срочно доставить пострадавшего к врачу.

Причиной ранения может стать неосторожное обращение с острыми предметами, стрельба из рогаток, метание камней и т. п. На производстве опасно несоблюдение техники безопас­ности: работа по электросварке, на слесарных и токарных станках без защитных очков или с отключением защитных 11 приспособлений.

Ожоги глаз часто являются следствием небрежного обраще­ния с огнем и паром. Искра может попасть в глаз, пар из кипя­щей кастрюли или чайника может обжечь лицо и глаза.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Вариант III

1. В теплоотдаче главную роль играет кожа. При повышении температуры внешней среды раздражаются тепловые рецеп­торы кожи и рефлекторно расширяются крове­носные капилляры - кожа краснеет, начинается потоотделе­ние. При расширении сосудов через кожу протекает большее количество крови, усиливается теплоотдача и температура те­ла снижается. Этим устраняется опасность перегрева.

Холод раздражает холодовые рецепторы. Потоотделение при этом уменьшается, происходит сужение кровеносных со­судов, тепла отдается меньше. Температура во внутренней сре­де организма (и, следовательно, температура крови) повыша­ется. Параллельно происходит усиление теплообразования. Таким образом, и здесь действуют механизмы саморегуляции: отклонение температуры тела от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие нормальную температуру. Контроль за поддержанием верхней температурной границы осуществля­ют тепловые рецепторы, нижней - рецепторы холода.

Закаливание. Постепенное приспособление организма к не­благоприятным факторам окружающей среды, в первую оче­редь холоду, называют закаливанием. При этом совершенст­вуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуля­ции, укрепляется иммунная система. В целях закаливания организм постепенно подвергается действию низких темпера­тур воды и воздуха, осторожному облучению солнцем.

Что происходит при охлаждении тела, например при купа­нии в реке? Сначала сужаются кожные сосуды, кровь отлива­ет к внутренним органам, кожа бледнеет. Учащаются и уси­ливаются сокращения сердца, повышается артериальное дав­ление крови, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц), ведущий к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Вслед за этим кожа краснеет и воз­никает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция начинает превышать потерю тепла. При дальнейшем охлаж­дении кожа вновь бледнеет, губы синеют, по телу пробегает крупная дрожь (так называемый вторичный озноб) - это при­знаки опасного для здоровья переохлаждения.

Закаливание поддерживается регулярными закаливающи­ми процедурами. Если их прервать, устойчивость к холоду вновь снизится. После какого-либо заболевания интенсив­ность и продолжительность закаливающих воздействий сле­дует возобновлять постепенно.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Способы закаливания. Закаливание водой в домашних ус­ловиях начинают с температуры примерно 28-30 °С и снижа­ют ее каждые 2-3 дня на градус, доводя до 15-18°С. Обти­рать тело следует тканью или губкой, начиная с верхней части туловища. Заканчивают процедуру обтиранием тела полотен­цем в направлении от конечностей к сердцу. В последующем можно перейти к обливанию или прохладному душу.

Людям, которые склонны к простудным заболеваниям, ре­комендуется дополнительно закаливание ног и полоскание горла холодной водой. Ноги погружают в воду комнатной тем­пературы на 1-2 мин, а затем растирают. Температуру воды постепенно доводят до 10 °С. Можно попеременно на 1-2 мин погружать обе ступни в воду с температурой 40 и 15 °С с после­дующим их растиранием. Полезно летом ходить босиком по песку, рыхлой земле.

2. Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного моз­га и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Промежуточный мозг состоит из трех частей - верхней, центральной и нижней. Центральная часть про­межуточного мозга называется таламусом. Он состоит из двух парных образований, разделенных III желудочком мозга. Сю­да стекается вся информация от органов чувств. Здесь проис­ходит первая оценка ее значимости. Благодаря таламусу толь­ко важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипотала­мусом. Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и ее утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и под­держание постоянства внутренней среды - гомеостаза. С учас­тием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между дви­жениями.

Большие полушария головного мозга разделены глубокой переднезадней щелью на левую и правую части. В ее глубине находится соединяющая их перемычка из белого вещества - мозолистое тело.

Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Там сосредоточены тела нейронов. Они располагаются столбиками, образуя несколько слоев.

Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся в виде ядер островки серого веще­ства, образующие подкорковые центры.

Поверхность полушарий собрана в складки. Выступающие части поверхности образуют извилины, а углубления - бороз­ды. Они намного увеличивают поверхность коры больших по­лушарий. Самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Они примыкают к соответствующим костям и пото­му носят их названия. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая - височную долю от лобной и те­менной.

В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств. Он осуществляется в чувствительных зонах, которые занима­ют среднюю и заднюю части головного мозга. Так, в затылоч­ной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височ­ной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной изви­лины, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие актив­ное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зо­на расположена впереди центральной извилины.

Правое полушарие управляет органами левой части туло­вища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.

Основная особенность большого мозга человека заключает­ся в том, что правое и левое полушария функционально различ­ны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так назы­ваемые интуитивные решения. В правом полушарии происхо­дит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

В полушариях большого мозга образуются временные связи между сигнальными, условно-рефлекторными раздражи­телями и жизненно значимыми событиями. Благодаря этим связям накапливается индивидуальный опыт.

Старая и новая кора большого мозга. Старая кора имеется уже у рептилий. У млекопитающих ее появление связано с раз­витием обоняния. Она как пояс окружает основание мозга и включает подкорковые ядра. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, па­мятью. Старая кора дает возможность организму различать бла­гоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранит­ся информация о пережитых событиях. Это дает возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность бу­дущих событий и планировать ответы на их появление.

В новую кору поступает информация от внутренних орга­нов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель де­ятельности, план достижения цели на основании анализа об­становки и прошлого опыта.

3. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Внутренний конец наружного прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховые косточки. Молоточек упирается в барабанную перепонку, стремечко и наковальня, которая находиться между ними.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки.

Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями овальным и круглым. Они также затянуты перепонками.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Внутреннее ухо представляет собой Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» костный лабиринт, состоящий из системы полостей и ка­нальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и ор­ган равновесия - вестибулярный аппарат. Все полости ла­биринта заполнены жидкостью.

Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закручен­ный канал огибает горизонтальную ось в 2,5-2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, сред­нюю и нижнюю части.

Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, располо­женном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тон­кие мембраны.

Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее - жидкости внутреннего уха. Эти коле­бания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.


Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Вариант IV

1. Значение выделения. В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада: углекислый газ, вода, соли азота, фосфора и другие вещества. Пары воды и углекис­лый газ удаляются из организма легкими. Жидкие продукты распада, содержащие атомы азота, серы, фосфора и некоторые другие, выводятся из организма почками и частично потовы­ми железами. Избытки этих веществ вредны для организма, их содержание в плазме крови может колебаться лишь в не­больших пределах.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Основная функция органов выделения - поддержание пос­тоянства внутренней среды организма, и прежде всего плазмы крови.

Органы мочевыделения - это почки, мочевые пути - мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Кровь приходит в почки по почечным артериям. В почках она очищается от ненужных веществ и по почечным венам поступает обратно в кровоток. Ненужные вещества от­фильтровываются почками и в виде мочи по мочеточникам по­падают в мочевой пузырь. Выход из него в мочеиспускательный канал закрыт сфинктером - круговой мышцей, которая рас­слабляется лишь в момент мочеиспускания. При этом стенки мочевого пузыря сокращаются и выталкивают мочу наружу.

Строение и работа почек. Почка представляет собой пар­ный бобовидный орган. Вогнутая часть обращена к позвоночнику и называется воротами почки. В ворота каждой почки входит мощная почечная артерия, несущая неочищен­ную кровь, а выходят из них парные почечные вены и моче­точник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, под­лежащие удалению, в мочевой пузырь.

В каждой почке различают наружное корковое вещество и внутреннее мозговое вещество почки. Последнее состоит из почечных пирамид. Их основания примыкают к корковому ве­ществу почки, а вершины направлены в почечную лоханку - резервуар, где собирается моча перед поступлением в моче­точник.

Нефроны. В каждой почке насчитывается около миллиона микроскопических единиц, в которых происходит фильтра­ция плазмы крови. Они называются нефронами. Нефрон со­стоит из капсулы, которая переходит в тонкий и длинный из витой каналец (рис. 89). Капсула нефрона напоминает бокал с двумя стенками. Щель между ними сообщается с канальцем. В капсуле происходит фильтрация крови: часть плазмы крови проходит через стенку кровеносного сосуда в щель кап­сулы. В артериолах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вода, продукты распада - моче­вина, соли мочевой, фосфорной и щавелевой кислот, карбона­ты, а также питательные вещества - глюкоза, аминокисло­ты, витамины. Все эти вещества составляют первичную мочу, которая по своему составу мало отличается от плазмы крови. Первичная моча продвигается вдоль канальца, здесь из нее обратно в кровь всасываются все нужные организму вещества, в tjom числе и большая часть воды. В канальце остается то, что организму не нужно. Все это составляет вторичную, или ко­нечную, мочу. Из извитых канальцев моча поступает в собира­тельные канальцы, которые объединяются и выносят мочу в почечную лоханку.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Почечные капсулы и часть извитых канальцев находятся в корковом веществе почки. Остальная их часть - в мозговом веществе почки. Там извитые канальцы впадают в собиратель­ные канальцы, которые несут конечную мочу к верхушкам по­чечных пирамид. Каждая из них имеет несколько точечных отверстий, через которые моча попадает в почечную лоханку.

Чтобы образовался 1 л конечной мочи, через почечные ка­нальцы должно пройти до 125 л первичной мочи (124 л всасы­вается обратно).

Моча представляет собой концентрированный раствор со­лей мочевой, щавелевой, фосфорной и других кислот, а также мочевины.

Предупреждение почечных заболеваний. Нарушение рабо­ты почек приводит к изменению состава внутренней среды ор­ганизма, а это влечет за собой значительные нарушения обме­на веществ и работы органов. Поэтому заболевание почек опас­но для жизни.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»При повреждении почечных капсул в канальцы попадают белки и форменные элементы крови. Они не могут всосаться обратно в кровь и удаляются вместе с мочой. При поврежде­нии канальцев нарушается обратное всасывание необходимых организму веществ и они в избыточном количестве выводятся из организма и в крови возникает их недостаток. Задержка фильтрации воды приводит к отекам.

Следует помнить, что через почки многократно проходит вся имеющаяся в организме кровь. Поэтому любые вредные вещества, даже если они находятся в крови в небольшом ко­личестве, действуют на клетки нефронов, нарушая их работу. К такого рода веществам относятся алкоголь, вещества, содер­жащиеся в острой и пряной пище (например, уксус, перец, горчица), избыток поваренной соли.

2. Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» Значение функционального разделения нервной системы на соматический и автономный отделы. В процессе эволюции позвоночных животных произошло разделение функций нерв­ной системы.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Ее соматический отдел специализируется на восприятии информации, поступающей из окружающей среды, и управ­лении движениями тела в пространстве. Автонотный (веге­тативный) отдел управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ.

Разделение функций нервной системы дало большие преиму­щества в борьбе за существование. Постройка жилища, бегство от хищника, поиск пищи требовали точной ориентировки в ок­ружающей среде и выработки определенной линии поведения, которая выражалась в произвольных движениях, регулируе­мых соматической системой. Организация же сложного «внут­реннего хозяйства», например установление необходимого для данной работы ритма и силы сердечных сокращений, давления крови, продвижение пищи по желудку и кишечнику, проходи­ла автоматически благодаря точно очерченной для каждого ви­да генетической программе, осуществляемой автономным отде­лом нервной системы.

Автономная нервная система слабо подчиняется волевому контролю, и в этом есть определенное ее преимущество, по­скольку она не дает нам возможности вмешиваться в веками отлаженную программу работы внутренних органов.

Соматическая нервная система регулирует работу попереч­нополосатой мышечной ткани скелетных мышц.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий. Сюда стекается вся информация от органов чувств к внутренней среде организма. Здесь изыски­ваются способы удовлетворения потребностей. В лобных до­лях коры созревает план будущих действий, который реали­зуется соматической нервной системой. Цели человека много сложнее, чем цели животных, но и они в конечном счете сво­дятся к мышечному движению - будь то работа на станке, письмо, речевое общение или даже чтение (движение глаз, про­изнесение слов про себя и т. д.). Приспособление к природной и социальной среде, связанное с изменением поведения, осу­ществляется соматической нервной системой.

Автономная (вегетативная) нервная система, как и сома­тическая, имеет центральную и периферическую части. Выс­шим органом автономной нервной системы считается гипота­ламус. Он регулирует не только автономную нервную систе­му, но и эндокринные железы через гипофиз.

Автономная нервная система подразделяется на два подот­дела - симпатический и парасимпатический.

Симпатический подотдел автономной нервной системы называют системой аварийных ситуаций, так как он активи­зируется всякий раз, когда организм находится в напряже­нии. Его высшие центры расположены в боковых столбах верхней и средней частей спинного мозга. От них идут нервы к нервным узлам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола. Кроме того, имеются и допол­нительные узлы, например в области живота - солнечное сплетение, а также в некоторых других местах.

Под влиянием симпатической иннервации сердце усилива­ет свою работу, повышается кровяное давление, увеличивает­ся содержание сахара в крови, сосуды кожи сужаются, чело­век бледнеет. Органы пищеварения под действием симпатиче­ских нервов затормаживают свою деятельность.

Парасимпатический подотдел автономной нервной систе­мы. Высшие парасимпатические центры находятся в стволе го­ловного мозга и в крестцовой части спинного мозга. Самый крупный из них - центр блуждающего нерва - находится в продолговатом мозге под дном IV желудочка. Блуждающий нерв идет параллельно нервному стволу и дает ответвления ко многим внутренним органам. Нервные узлы парасимпатиче­ской системы располагаются либо в самих органах, либо неда­леко от них.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Парасимпатическую систему называют системой отбоя. Она возвращает деятельность сердца в состояние покоя, умень­шает давление и содержание сахара в крови. Под ее влиянием дыхание становится более редким, но более глубоким, что позволяет избавиться от продуктов неполного окисления, оставшихся после напряженной работы. Блуждающий нерв расширяет кожные сосуды и активизирует органы пищева­рения.

Взаимодействие симпатического и парасимпатического по­дотделов. Оба подотдела автономной нервной системы работа­ют по принципу дополнительности. В состоянии ли покоя, в состоянии ли интенсивной работы находится человек, его Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств» внутренние органы и гладкие мышцы получают нервные им­пульсы как от симпатического, так и от парасимпатического подотделов.

Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Обобщающий урок по биологии по темам: « Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение. Нервная система. Анализаторы. Органы чувств»Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, про­свет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становится настолько узким, что кровь по нему вообще не мо­жет пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не про­исходит, так как по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная вели­чина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давле­ние и скорость крови.

3. Вестибулярный аппарат - специальный орган равновесия, непрерывно контролирующий положение нашего тела.

Кожа - это важнейший приемник информации от окружающего нас мира. Кожа воспринимает прикосновения и давление, тепло и холод и наконец, боль.

Осязание - кожное чувство, связанное с ощупыванием предметов. Оно создается благодаря специальным рецепторам. Их больше всего на подушечках пальцев, на губах и на кончике языка. Главным органом осязания у человека является рука.

Орган обоняния - это скопление обонятельных рецепторов, имеющих булавовидную форму и снабженных ресничками.

Вкус- ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка - на вкусовых сосочках. Разные участки языка по - разному ощущают вкус:

Кончик языка - сладкий вкус

Корень языка - горький вкус

Боковые края - кислый вкус

Передняя и боковые части - соленый вкус

у. Сдаем тетради

Урок закончен. До свидания!









© 2010-2022