• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта работы по теме Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию

Обобщение опыта работы по теме Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию

Учитель с двадцатилетним стажем работы делится своим опытом по организации индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми. Учитель рассказывает об организации внеурочной деятельности, где выявляются особенности и способности личности, о проведении итоговой аттестации обучающихся по истории, знакомит с перечнем источников, на которые опирается в процессе подготовки к олимпиадам, а также представляет информацию о результативности данной деятельности в виде диаграмм.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по истории, обществознанию и праву

Требования, предъявляемые сегодня к учителю истории чрезвычайно широки и многогранны. Это и высокий процент качества знаний по предмету, и необходимость подготовки учащихся к участию в научно-практических конференциях, и обилие различного рода конкурсов исследовательских работ учащихся, и участие в районных и окружных олимпиадах по предмету, и воспитание личности школьника и т.п. Однако в условиях существования концентрической системы это сделать практически невозможно. Имея всего два-три урока в неделю, мы вынуждены в течение года изучать параллельно два курса - всемирную и российскую историю (соответственно, два учебника). Дефицит времени огромный. Некогда даже охватить огромный теоретический материал, не то, чтобы научить их самостоятельно добывать информацию, отстаивать свою точку зрения, систематизировать полученные знания. Поэтому систематизировать знания и формировать необходимые учебные умения школьников возможно, только используя рычаги внеурочной деятельности.

В своем докладе я не ставлю цель проанализировать или раскрыть подробно все имеющиеся методики работы с сильными учениками, а попытаюсь рассказать, как это делаю я.

Уже с первых уроков истории древнего мира в 5 классе становится ясно, кто из ребят выделяется более развитой речью, хорошей памятью и прочными знаниями. Этих ребят я стараюсь взять на заметку и максимально заинтересовать их своим предметом. Они на уроке получают индивидуальные, усложненные задания, выполняют творческие работы (первоначально это рисунки, ребусы, кроссворды). Постепенно эти ребята становятся помощниками учителя, в дальнейшем - экспертами. Но времени для работы на уроке не хватает, поэтому я вовлекаю сильных ребят в кружковую работу. Как правило. Это кружок разновозрастной (например, 5-6 10-11 классы). Ребят объединяет в кружке только интерес к истории.

Тематика кружков в 5-7 классах, как правило, определялась так: «Судьба семьи в судьбе страны», «Знай свои корни», «Путешествие в свое прошлое» и др. На этих занятиях ребята приучаются работать самостоятельно, отбирать материал, составлять родословную. Таким образом, формируются первичные навыки исследовательской работы уже в среднем звене.

Утрата историками права преподавания пропедевтического курса в 5 классе губительно сказывается на формировании картографических умений, хронологических навыков. Катастрофически не хватает времени на уроке для отработки навыков работы с памятками-алгоритмами (по составлению плана, характеристике государственного деятеля, по работе с первоисточником и др.) Все это в старших классах приводит к большим пробелам в знаниях. Когда я это осознала, то кружковую работу стала строить в этом направлении. Состав членов кружка на протяжении нескольких лет практически не обновляется, тем самым, в ходе работы происходит формирование у ребят ряда важных знаний, умений и навыков. В 8 классе переходим к формированию умений написания эссе, доклада, в 9 классе работаем над структурой реферата, пишем первые рефераты и на итоговых занятиях кружка защищаем их. Отдельные ребята в ходе переводных экзаменов выбирали экзамен в форме защиты реферата.

Как правило, постоянные члены исторического кружка ежегодно сдавали экзамен по истории, что само по себе уже является хорошей тренировкой и способствует систематизации исторического материала.

Внеурочная работа по истории в 9-11 классах, пожалуй, самая сложная и ответственная. В этот период на плечи учеников ложится большая нагрузка по участию в конкурсах исследовательских работ. Безусловно, эта работа и полезна, и необходима старшеклассникам. В последнее время все мы ощутили, что в системе среднего образования все больше внимания уделяется организации научной работы старшеклассников. На всех уровнях российского образования от школьного до всероссийского проходят конференции, на которых главные действующие лица - ученики. Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускникам для успешной учебы в вузе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением и освоением новой информации, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что это выходит за рамки учебного процесса. Т.е., еще будучи учениками, ребята получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность.

Однако, проведение и организация исследовательской работы со школьниками довольно-таки затруднительны, т.к. имеющийся незначительный опыт в написании исследовательских работ в старшей школе просто не соответствует этому обилию конкурсов, проводимых, с одной стороны РОО, с другой ЦДО. Учитель-историк сегодня загружен до основания, и то, что он отчаянно принимает участие в этой деятельности, свидетельствует о том, что он беспокоится о будущем своих выпускников.

А где можно сформировать в современной школе навыки исследовательской работы? Естественно, только на дополнительных занятиях (причем, совершенно бескорыстно). На этих же дополнительных занятиях я готовлю старшеклассников к олимпиадам. Чем мы занимаемся на этих занятиях?

В первую очередь, повторяем ранее весь изученный ранее теоретический материал посредством разного рода познавательных, проблемных и дискуссионных заданий. Благо, что подбор этих заданий в настоящее время проблемой не является, т.к. в продаже имеется большое количество книг, содержащих задания по самым актуальным и дискуссионным проблемам российской истории, а также специальные выпуски методических пособий с олимпиадными заданиями. Поэтому каждый учитель может по своему выбору варьировать блоки заданий. В методическом журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» публикуются олимпиадные задания и комментарии к ним. Надо признать, что эти задания гораздо сложнее заданий, предлагаемым нашим ученикам на районной исторической олимпиаде.

На последнем подготовительном этапе большим подспорьем выступает тестирование. Сегодня среди преподавателей усиленно обсуждается вопрос о продуктивности и результативности исторического тестирования как формы контроля знаний. Я во многом разделяю мнение ряда педагогов о том, что эта форма контроля знаний на уроке истории вытесняет устную речь, что многие тесты бывает, составлены некорректно, а иной раз даже содержат исторические ошибки. Но при всем при этом следует признать, что при наличии дефицита учебного времени у учителя нет возможности предоставить каждому ученику время для выражения личной позиции по той или иной проблеме; причем не каждый ученик выразит готовность участия в диалоге. А оценить нужно всех. Поэтому использование тестов просто удобно. И необходимо, учитывая необходимость подготовки к единому государственному экзамену. Поэтому когда основной исторический материал усвоен и повторен, его остается только проверить и закрепить. А без тестов здесь не обойтись.

Для осуществления проверочного тестирования накануне олимпиады или экзаменов я использую тесты - варианты государственного тестирования, составленные в соответствии с программой средней общеобразовательной школы («Тесты. История.11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования» под редакцией Зайцевой, Слуцкой, Студеникина). Тесты распечатаны по темам (50 тем), систематизированы по периодам в соответствующих папках, что очень удобно в обращении. Каждый работает индивидуально, после чего в ходе коллективной беседы ответы по необходимости обсуждаются, уточняются или исправляются.

В моей творческой лаборатории накоплен объемный раздаточный материал, систематизированный по классам и тематическим блокам, большим подспорьем являются образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе онлайн-тестирование.

Систематическая работа с одаренными детьми позволила добиться определенных успехов в олимпиадной деятельности.

Мои ученики ежегодно принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, стабильно занимая призовые места. Постоянный участник олимпиады по истории Шмыгун Андрей пять лет участвовал в муниципальной олимпиаде по истории, из них только один раз занял второе место, а четырежды стал победителем муниципальной олимпиады. Два года подряд Андрей участвовал в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, первый год получил сертификат участника, во второй год - диплом призера региональной олимпиады.

Обобщение опыта работы по теме Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию

В последнее время становится все более актуальными различного рода конкурсы и олимпиады, проводимые на всероссийском уровне в дистанционном режиме. Мои ученики охотно принимают участие во Всероссийском молодежном чемпионате (г. Пермь), выполняют задания мультитеста Института развития школьного образования (г. Калининград). В этом направлении достигли определенных успехов.

Обобщение опыта работы по теме Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию

Обобщение опыта работы по теме Подготовка обучающихся к олимпиадам по истории, праву, обществознанию

© 2010-2022