- Преподавателю
- Другое
- Модифицированная программа Удивительные животные
Модифицированная программа Удивительные животные
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Н.Л. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рекомендовано»
Директор МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МС протокол №__
_________ Матвеева В. В ______ Толстикова С. Н. ________________
«___»_______2014г «___»_______2014г. «___»______2014г.
Удивительные животные
Модифицированная программа
Уровень: начальный, основной
Направленность: эколого-биологическая
Срок реализации: 2 года
Составитель: Алексеева
Наталья Леонидовна,
педагог доп. образования,
I кв. категории
Черемхово, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Удивительные животные» имеет эколого-биологическую направленность. В основе программы лежит программа «В дружбе с природой» авторов Куриловой Т.А. (зав.отделом высшей квалификационной категории) и Старовойтовой Г.Ю. (п.д.о. эколого- биологического отделения «Юннатик» 1кв.категории, центра детско-юношеского творчества) г. Альметьевск 2010 г. На I -м году обучения из этой программы в программу добавлены блоки: «Млекопитающие», «Домашние друзья» и «Орнитология». Второй год обучения выстроен по вышеуказанной программе и адаптирована блоками: «Животные водной среды», «Разнообразие в мире животных».
Новизна программы состоит в том, что данная программа не только рассматривает мир животных в его разнообразии, но и большое влияние уделяется удивительным фактам, которые развивает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию эрудированности обучающихся, умение нестандартно мыслить.
Актуальность:
Программа формирует нравственные ценности, основываясь на единстве природы и человека с учетом всех природных закономерностей и законов, а также взаимосвязи животных с окружающей средой. Эти знания, умения и навыки актуальны и в настоящее время, во-первых: формируется правильное представление об окружающем мире и его обитателях - животных;
Во - вторых помогут юным зоологам научиться изучать то, что нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд; В-третьих: для тех, кто любит животных и хочет о них заботиться поможет правильно научиться их содержать в домашних условиях; в- четвертых в дальнейшем выбрать
правильное направление для дальнейшего изучения животных.
Цель программы:
Формирование знаний, умений, навыков в области зоологий. Познакомить с разнообразным миром животных, научить элементарным навыкам по уходу за животными.
Задачи программы:
1.Образовательные:
-
Формировать представления о разнообразии животного мира;
-
Формировать определенные умения и навыки по уходу за животными;
-
Дать представление об экологических проблемах окружающей среды.
2.Развивающие:
-
Развитие внимания, мышления, памяти, воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;
-
Развитие навыков самостоятельности при работе со справочной литературой и проведении наблюдений и опытов.
3.Воспитательные:
-
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе и животным;
-
Воспитать экологическую культуру личности
Отличительные особенности данной программы:
Главным отличием программы от других программ подобного профиля является расширение программного содержания, занимательной информации, которая отражается в блоке «Экологический вестник» в первом году обучения и в блоке «Породы животных». Также в программу включена творческая мастерская, которая представлена различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.
Возраст детей
Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 12 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на два учебных года в системе дополнительного образования. За каждый год обучения реализуется по 144 часа:
-
1 год обучения: теоретических - 50 часов, практических - 94часов
-
2 год обучения: теоретических - 41 часов, практических -103 часов
Формы и режим занятий
Программой предусматривается систематическое проведение занятий 2 раза в неделю - 72 занятия, продолжительностью 2 академических часа.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения:
-
1 год - начальная подготовка юных зоологов и основы экологических знаний;
-
2 год - последующее совершенствование зоологических знаний, умений и навыков.
В основе методики преподавания курс программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты.
Формы: лекции, просмотр фильма, викторины, практические занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, путешествия и игры.
Ожидаемый результат
1-го года обучения
Дети должны знать
-
Знать среды обитания животных
-
Знать разнообразие животного мира
-
Знать взаимосвязь организмов с окружающей средой
-
Знать перелетных, зимующих птиц
-
Знать основные проблемы окружающей среды
-
Знать удивительные факты
-
Знать обитателей Африки
-
Знать обитателей океанов
-
Знать и различать насекомых
-
Знать содержание и уход за животными
-
Знать животных озера Байкал
Дети должны уметь
-
Уметь проводить наблюдения за своими питомцами
-
Уметь ориентироваться в видах животных
-
Уметь оборудовать клетки для содержания животных
-
Уметь сравнивать различные среды обитания
-
Уметь различать породы животных
2-го года обучения
Дети должны знать
-
Знать понятие о среде обитания животных, их виды
-
Знать экологические праздники
-
Знать особенности птиц
-
Знать обитателей северного полюс
-
Знать физическое состояние воды
-
Знать многообразие подводного мира
-
Знать понятие о породах домашних животных
-
Знать многообразие подводного мира
-
Знать проблемы окружающей среды
-
Знать флору и фауну озера Байкал
-
Знать животных красной книги
-
Знать природу родного края
Дети должны уметь
-
Уметь определять возраст животного по внешнему виду
-
Уметь определять породу животных
-
Уметь ухаживать за аквариумными жителями
-
Уметь отличать заповедники от заказников
-
Уметь оформлять буклеты
-
Уметь изготавливать животных в разных техниках
-
Уметь выполнять практические работы
-
Уметь составлять пищевую цепь
Формы подведения итогов
-
Викторины: «Все о животных», «Доктор Айболит», « Млекопитающие», «Удав», «Экзотики», Приглядись и угадай», «Эти забавные животные.
-
Дидактические игры: «Эти удивительные птицы», «Дорисуй рыбку».
-
Опыты, практические и лабораторные работы: «Изучение различных состояний воды», «Водичка», «Изучение пера».
-
Выставки рисунков: «Загрязнение воды», «Подводный мир», «Среда обитания животных».
-
Научно-исследовательские конференции
-
Тестирование
Тематическое планирование первого года обучения программы «Удивительные животные»
№
Тема блока
Теория
Практика
Всего часов
1
Введение
1
1
2
2
История одомашнивания животных
3
7
10
3
По родным краям
3
4
7
4
Содержание и уход за животными
4
4
8
5
Творческая мастерская
2
6
8
6
Болезни животных
2
8
10
7
Млекопитающие
6
8
14
8
Домашние друзья
4
4
8
9
Экзотические животные
4
8
12
10
Класс насекомых
5
14
19
11
Орнитология
6
8
14
12
Экологическая страничка
6
14
20
13
Самые, самые
4
8
14
Итого:
50
94
144
Содержание тем первого года обучения.
1.Вводное занятие 2ч.
Теория: Путешествие по ДЭБЦ, объяснение значения программы.
2.История одомашнивания животных 10ч.
Теория: Изучение разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных.
Практика: Работа с литературой. Конкурс рисунков: «Среда обитания и животные в ней». Просмотр фильма «Наши животные». Викторина «Всё о животных».
3.По родным краям 7ч.
Теория: Изучение животных озера Байкал, изучение рыб озера Байкал
Практика: Мозговой штурм « А знаете ли вы?».
Конкурс рисунков, Викторина «Удивительные животные озера Байкала».
4.Содержание и уход за животными 8ч.
Теория: Основные требования к содержанию домашних животных, Содержание и уход за кошками, Содержание и уход за собаками, Содержание попугаев.
Практика: Работа с литературой, Составление фото - альбома, Викторина «Друзья наши меньшие», Работа с карточками
5.Творческая мастерская 8ч.
Теория: Изучение животного мира в пустыне, Обитатели океанов, Обитатели Африки.
Практика: Пластилиновая аппликация животных на картоне, Изготовление макета океана, Создание коллекции животных в технике квиллинг, Сувениры своими руками
6.Болезни животных 10ч.
Теория: Классификация болезней животных, Оказание первой помощи животным.
Практика: Составление таблицы заразных и не заразных болезней, Игра «Помоги животному», Составление списка необходимых медикаментов для домашней аптечки, Викторина «Доктор Айболит».
7.Млекопитающие 14ч.
Теория: Многообразие млекопитающих. Общая характеристика млекопитающих. Млекопитающие в зооуголке. Кролики их породы. Морские свинки - история, география возникновения. Хомяки.
Практика: Работа с литературой. Путешествие в зооуголок. Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Млекопитающие».
8.Домашние друзья 8ч.
Теория: Кошки, общая характеристика, Породы кошек. Общая характеристика собак. Породы собак.
Практика: Аппликация кошек из круп. Развлекательно - познавательная игра «Кис - мяу», Зарисовка в дневниках наблюдений, Работа с карточками
9.Экзотические животные 12ч.
Теория: Сухопутные и водные черепахи, Змеи, Ежики, Попугаи.
Практика: Наблюдение за черепахами. Зарисовки в дневнике наблюдений. Спортивная игра «Черепашьи бега». Викторина «Удав». Аппликация из ниток. Конкурс рисунков «Попугай».
10.Класс насекомых 19 ч.
Теория: Пчелы, Бабочки, Муравьи, Структура семьи, Экзотические насекомые
Практика: Зарисовки строения пчелы в дневник наблюдений, Проектирование макета улья, Аппликация бабочек из салфеток, Просмотр фильма о бабочках, Зарисовки строения муравья в дневник наблюдения, Викторина «Приглядись и угадай».
11.Орнитология 14 ч.
Теория: Происхождение птиц, Птицы леса, Водоплавающие птицы, Роль птиц в жизни человека, Хищные птицы, Лесные доктора.
Практика: Работа с литературой, Кроссворд «Эти удивительные птицы», Зарисовка птиц, Работа с дневниками наблюдений, Игра «Своя игра», Работа с литературой, Игра «Пернатые друзья».
12.Экологическая страничка 20 ч.
Теория: Проблемы окружающей среды, Изучение флоры и фауны озера Байкал, Красная книга, Красавица река Ангара, Человек и вода, Насекомые вредители и врачи лесов.
Практика: Конкурс рисунков, Работа с дневниками наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных, Изучение фото - материала, Викторина «Вода в природе», Работа с литературой. Изготовление панно «о. Байкал», Экскурсия в природу «Раннецветущие травянистые растения», Декоративное панно из природного материала
13.Самые, самые 12 ч.
Теория: Самые быстрые животные в мире, Самые маленькие животные в мире, Самые громкие животные в мир, Самые ядовитые змей в мире,
Практика: Аппликация животных из салфеток, Викторина «Кто я?», Конкурс рисунков, Составление кроссворда, Экскурсия в школу верховой езды «Гордый», Тестирование.
Тематическое планирование второго года обучения программы «Удивительные животные»
№
Тема блока.
Теория.
Практика.
Всего часов.
1
Введение
1
1
2
2
Осень в природе
1
5
6
3
Связь животных со средой обитания
2
4
6
4
Разнообразие в мире животных
4
8
12
5
Экологический вестник
3
7
10
6
Снежный ком
4
10
14
7
Опытническая работа
2
6
8
8
Породы животных
3
7
10
9
Творческая мастерская
5
9
14
10
Вода- источник жизни
2
6
8
11
Животные водной среды
5
13
18
12
Экологическая страничка
6
12
18
13
Мир леса
3
15
18
Итого:
41
103
144
Содержание тем второго года обучения.
1.Вводное занятие 2ч.
Теория: Объяснение значения программы.
Практика: Путешествие по малой экологической тропе
2.Осень в природе 6ч.
Теория: Осень.
Практика: Инструктаж, Осенние забавы, Экскурсия «Путешествие в осень».
3.Связь животных со средой обитания 6ч.
Теория: Понятие о среде обитания животных, ее виды. Приспособление животных к разным средам обитания.
Практика: Работа с дневниками наблюдений, Просмотр фильма, Наблюдение за обитателями живого уголка
4.Разнообразие в мире животных 12ч.
Теория: Экзотические животные. Редкие и исчезнувшие животные. Домашние животные. Дикие животные.
Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братье!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы», Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Эти забавные животные».
5.Экологический вестник 10ч.
Теория: Синичкин день, День моржа, Всемирный день защиты животных
Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой, Составление кроссворда, Тестирование.
6.Снежный ком 14 ч.
Теория: Жизнь животных зимой, История возникновения Нового года, История возникновения новогодней игрушки.
Практика: работа с дневниками наблюдений, Операция кормушка, Проведение акции «Покорми птиц зимой», Интересные факты, Изготовление новогодней игрушки, Операция ель, Изготовление новогодней газеты.
7.Опытническая работа 8ч.
Теория: Значение опытнической работы. Методика проведения опыта.
Практика: Распределение тем и определение направленности, Заполнение дневников, наблюдение за ходом опыта, Посещение Библиотеки, Выводы.
8.Породы животных 10ч.
Теория: Понятие о породе. Породы птиц, Экзотические виды пород
Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы».
9.Творческая мастерская 14ч.
Теория: Макет Земного шара, Обитатели водоема, Обитатели Северного полюса, Создание коллекции домашних животных, Проект аквариума
Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости, Изготовление животных по технике оригами, Подбор материала,
Выставка работ обучающихся
10.Вода - источник жизни 8ч.
Теория: Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды.
Практика: Рисунки в дневниках наблюдений, Опыт « Водичка», Практическая работа: «Изучение различных состояний воды», Работа по карточкам « Вода на земле».
11.Животные водной среды 18ч.
Теория: Многообразие подводного мира. История возникновения аквариумного рыболовства. Аквариум, Аквариумные растения. Аквариумные рыбы.
Практика: Конкурс рисунков «Подводный мир». Изготовление рыб из природного материала, Зарисовки аквариума в дневниках наблюдениях, Аппликации из цветной бумаги, Создание калажей «Аквариум», Дидактическая игра «Дорисуй рыбку», Викторина «Обитатели морских глубин»
12.Экологическая страничка 18ч.
Теория: Проблемы окружающей среды, Заповедники, заказники, национальные парки нашей страны. Изучение флоры и фауны озеро Байкал. Красная книга.
Практика: Конкурс рисунков: «Загрязнение природы», Поход по экологической тропе. Изготовление панно «Прозрачный Байкал», Игра: Царица-Водица, работа с дневником наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных.
13.Мир леса 18ч.
Теория: Природа родного края, Свойства и методы обработки природного материала, Пищевая цепь
Практика: Экскурсия в рощу (сбор природного материала), Аппликации животных из природного материала, Лесные миниатюры, Декоративное панно, Экскурсия в лесопарковую зону, Поход. Подведение итогов года.
Литература для учащихся:
1.Журнал о природе для детей и взрослых - «В мире животных», М.,1998г
2.Табарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение», М.,2003г
3. «Атлас родной природы- животные леса», М.,2000г
4. «Красная книга России - животные», М.,1978г
5. Хомяки и хомячки с Ольгой Ягодовник , М.,1987г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
-
Ашаткин А.Ф. «Справочник самостоятельной вет. помощи», 1997г.
-
Баланин И.В. «Зоологический контроль микроклимата в животноводческих и птицеводческих помещениях», Л. 1988 г.
-
Богданова О.М «300 лучших игр», 2008г.
-
Волкова В.Н. «Кролиководство», 2006г.
-
Игольницына Л.М., Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы под руководством 1997г.
-
Гладкова. Н.А. «Охрана природы», 1997г.
-
Гальцова И.Ю. «Удивительные животные», 2008г.
-
Зорин. В.Л. «Краткие ветеринарные консультации», 1999г.
-
Иголицин Л.М. «Сборник экологических задач».
-
Костинская И.В. « Программы дополнительного образования»,1987г.
-
Повловский Е.Н. «Уголок природы в школе», М. 1987г.
-
Повловский Е.Н. «Физиология животных», 1990г.
-
Осташов С.А. «Справочник ветеринарного врача», 2001г.
-
Экология и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы, 2008 г.