Модифицированная программа Удивительные животные

Программа дополнительного образования "Удивительные животные" разработана для обучающихся начального и среднего звена.Образовательная программа «Удивительные животные» имеет эколого-биологическую направленность. В основе программы лежит программа «В дружбе с природой» авторов Куриловой Т.А. (зав.отделом высшей квалификационной категории) и Старовойтовой Г.Ю. (п.д.о. эколого- биологического отделения «Юннатик» 1кв.категории, центра детско-юношеского творчества) г. Альметьевск 2010 г. На I –м году...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»



«Утверждаю» «Согласовано» «Рекомендовано»

Директор МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МС протокол №__

_________ Матвеева В. В ______ Толстикова С. Н. ________________

«___»_______2014г «___»_______2014г. «___»______2014г.





Удивительные животные

Модифицированная программа

Уровень: начальный, основной

Направленность: эколого-биологическая

Срок реализации: 2 года



Составитель: Алексеева

Наталья Леонидовна,

педагог доп. образования,

I кв. категории



Черемхово, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Удивительные животные» имеет эколого-биологическую направленность. В основе программы лежит программа «В дружбе с природой» авторов Куриловой Т.А. (зав.отделом высшей квалификационной категории) и Старовойтовой Г.Ю. (п.д.о. эколого- биологического отделения «Юннатик» 1кв.категории, центра детско-юношеского творчества) г. Альметьевск 2010 г. На I -м году обучения из этой программы в программу добавлены блоки: «Млекопитающие», «Домашние друзья» и «Орнитология». Второй год обучения выстроен по вышеуказанной программе и адаптирована блоками: «Животные водной среды», «Разнообразие в мире животных».

Новизна программы состоит в том, что данная программа не только рассматривает мир животных в его разнообразии, но и большое влияние уделяется удивительным фактам, которые развивает интерес к изучаемому предмету, способствует развитию эрудированности обучающихся, умение нестандартно мыслить.

Актуальность:

Программа формирует нравственные ценности, основываясь на единстве природы и человека с учетом всех природных закономерностей и законов, а также взаимосвязи животных с окружающей средой. Эти знания, умения и навыки актуальны и в настоящее время, во-первых: формируется правильное представление об окружающем мире и его обитателях - животных;

Во - вторых помогут юным зоологам научиться изучать то, что нас окружает и увидеть то, что не видно на первый взгляд; В-третьих: для тех, кто любит животных и хочет о них заботиться поможет правильно научиться их содержать в домашних условиях; в- четвертых в дальнейшем выбрать

правильное направление для дальнейшего изучения животных.









Цель программы:

Формирование знаний, умений, навыков в области зоологий. Познакомить с разнообразным миром животных, научить элементарным навыкам по уходу за животными.

Задачи программы:

1.Образовательные:

  • Формировать представления о разнообразии животного мира;

  • Формировать определенные умения и навыки по уходу за животными;

  • Дать представление об экологических проблемах окружающей среды.

2.Развивающие:

  • Развитие внимания, мышления, памяти, воображения в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений и закономерностей в окружающей среде;

  • Развитие навыков самостоятельности при работе со справочной литературой и проведении наблюдений и опытов.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе и животным;

  • Воспитать экологическую культуру личности

Отличительные особенности данной программы:

Главным отличием программы от других программ подобного профиля является расширение программного содержания, занимательной информации, которая отражается в блоке «Экологический вестник» в первом году обучения и в блоке «Породы животных». Также в программу включена творческая мастерская, которая представлена различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

Возраст детей

Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 12 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на два учебных года в системе дополнительного образования. За каждый год обучения реализуется по 144 часа:

  • 1 год обучения: теоретических - 50 часов, практических - 94часов

  • 2 год обучения: теоретических - 41 часов, практических -103 часов

Формы и режим занятий

Программой предусматривается систематическое проведение занятий 2 раза в неделю - 72 занятия, продолжительностью 2 академических часа.

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения:

  • 1 год - начальная подготовка юных зоологов и основы экологических знаний;

  • 2 год - последующее совершенствование зоологических знаний, умений и навыков.

В основе методики преподавания курс программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и опыты.

Формы: лекции, просмотр фильма, викторины, практические занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, путешествия и игры.







Ожидаемый результат

1-го года обучения

Дети должны знать

  • Знать среды обитания животных

  • Знать разнообразие животного мира

  • Знать взаимосвязь организмов с окружающей средой

  • Знать перелетных, зимующих птиц

  • Знать основные проблемы окружающей среды

  • Знать удивительные факты

  • Знать обитателей Африки

  • Знать обитателей океанов

  • Знать и различать насекомых

  • Знать содержание и уход за животными

  • Знать животных озера Байкал

Дети должны уметь

  • Уметь проводить наблюдения за своими питомцами

  • Уметь ориентироваться в видах животных

  • Уметь оборудовать клетки для содержания животных

  • Уметь сравнивать различные среды обитания

  • Уметь различать породы животных

2-го года обучения

Дети должны знать

  • Знать понятие о среде обитания животных, их виды

  • Знать экологические праздники

  • Знать особенности птиц

  • Знать обитателей северного полюс

  • Знать физическое состояние воды

  • Знать многообразие подводного мира

  • Знать понятие о породах домашних животных

  • Знать многообразие подводного мира

  • Знать проблемы окружающей среды

  • Знать флору и фауну озера Байкал

  • Знать животных красной книги

  • Знать природу родного края

Дети должны уметь

  • Уметь определять возраст животного по внешнему виду

  • Уметь определять породу животных

  • Уметь ухаживать за аквариумными жителями

  • Уметь отличать заповедники от заказников

  • Уметь оформлять буклеты

  • Уметь изготавливать животных в разных техниках

  • Уметь выполнять практические работы

  • Уметь составлять пищевую цепь

Формы подведения итогов

  • Викторины: «Все о животных», «Доктор Айболит», « Млекопитающие», «Удав», «Экзотики», Приглядись и угадай», «Эти забавные животные.

  • Дидактические игры: «Эти удивительные птицы», «Дорисуй рыбку».

  • Опыты, практические и лабораторные работы: «Изучение различных состояний воды», «Водичка», «Изучение пера».

  • Выставки рисунков: «Загрязнение воды», «Подводный мир», «Среда обитания животных».

  • Научно-исследовательские конференции

  • Тестирование

















Тематическое планирование первого года обучения программы «Удивительные животные»



Тема блока

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1

2

2

История одомашнивания животных

3

7

10

3

По родным краям

3

4

7

4

Содержание и уход за животными

4

4

8

5

Творческая мастерская

2

6

8

6

Болезни животных

2

8

10

7

Млекопитающие

6

8

14

8

Домашние друзья

4

4

8

9

Экзотические животные

4

8

12

10

Класс насекомых

5

14

19

11

Орнитология

6

8

14

12

Экологическая страничка

6

14

20

13

Самые, самые

4

8

14

Итого:

50

94

144







Содержание тем первого года обучения.

1.Вводное занятие 2ч.

Теория: Путешествие по ДЭБЦ, объяснение значения программы.

2.История одомашнивания животных 10ч.

Теория: Изучение разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных.

Практика: Работа с литературой. Конкурс рисунков: «Среда обитания и животные в ней». Просмотр фильма «Наши животные». Викторина «Всё о животных».

3.По родным краям 7ч.

Теория: Изучение животных озера Байкал, изучение рыб озера Байкал

Практика: Мозговой штурм « А знаете ли вы?».

Конкурс рисунков, Викторина «Удивительные животные озера Байкала».

4.Содержание и уход за животными 8ч.

Теория: Основные требования к содержанию домашних животных, Содержание и уход за кошками, Содержание и уход за собаками, Содержание попугаев.

Практика: Работа с литературой, Составление фото - альбома, Викторина «Друзья наши меньшие», Работа с карточками

5.Творческая мастерская 8ч.

Теория: Изучение животного мира в пустыне, Обитатели океанов, Обитатели Африки.

Практика: Пластилиновая аппликация животных на картоне, Изготовление макета океана, Создание коллекции животных в технике квиллинг, Сувениры своими руками

6.Болезни животных 10ч.

Теория: Классификация болезней животных, Оказание первой помощи животным.

Практика: Составление таблицы заразных и не заразных болезней, Игра «Помоги животному», Составление списка необходимых медикаментов для домашней аптечки, Викторина «Доктор Айболит».

7.Млекопитающие 14ч.

Теория: Многообразие млекопитающих. Общая характеристика млекопитающих. Млекопитающие в зооуголке. Кролики их породы. Морские свинки - история, география возникновения. Хомяки.

Практика: Работа с литературой. Путешествие в зооуголок. Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Млекопитающие».

8.Домашние друзья 8ч.

Теория: Кошки, общая характеристика, Породы кошек. Общая характеристика собак. Породы собак.

Практика: Аппликация кошек из круп. Развлекательно - познавательная игра «Кис - мяу», Зарисовка в дневниках наблюдений, Работа с карточками

9.Экзотические животные 12ч.

Теория: Сухопутные и водные черепахи, Змеи, Ежики, Попугаи.

Практика: Наблюдение за черепахами. Зарисовки в дневнике наблюдений. Спортивная игра «Черепашьи бега». Викторина «Удав». Аппликация из ниток. Конкурс рисунков «Попугай».

10.Класс насекомых 19 ч.

Теория: Пчелы, Бабочки, Муравьи, Структура семьи, Экзотические насекомые

Практика: Зарисовки строения пчелы в дневник наблюдений, Проектирование макета улья, Аппликация бабочек из салфеток, Просмотр фильма о бабочках, Зарисовки строения муравья в дневник наблюдения, Викторина «Приглядись и угадай».

11.Орнитология 14 ч.

Теория: Происхождение птиц, Птицы леса, Водоплавающие птицы, Роль птиц в жизни человека, Хищные птицы, Лесные доктора.

Практика: Работа с литературой, Кроссворд «Эти удивительные птицы», Зарисовка птиц, Работа с дневниками наблюдений, Игра «Своя игра», Работа с литературой, Игра «Пернатые друзья».

12.Экологическая страничка 20 ч.

Теория: Проблемы окружающей среды, Изучение флоры и фауны озера Байкал, Красная книга, Красавица река Ангара, Человек и вода, Насекомые вредители и врачи лесов.

Практика: Конкурс рисунков, Работа с дневниками наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных, Изучение фото - материала, Викторина «Вода в природе», Работа с литературой. Изготовление панно «о. Байкал», Экскурсия в природу «Раннецветущие травянистые растения», Декоративное панно из природного материала

13.Самые, самые 12 ч.

Теория: Самые быстрые животные в мире, Самые маленькие животные в мире, Самые громкие животные в мир, Самые ядовитые змей в мире,

Практика: Аппликация животных из салфеток, Викторина «Кто я?», Конкурс рисунков, Составление кроссворда, Экскурсия в школу верховой езды «Гордый», Тестирование.

Тематическое планирование второго года обучения программы «Удивительные животные»

Тема блока.

Теория.

Практика.

Всего часов.

1

Введение

1

1

2

2

Осень в природе

1

5

6

3

Связь животных со средой обитания

2

4

6

4

Разнообразие в мире животных

4

8

12

5

Экологический вестник

3

7

10

6

Снежный ком

4

10

14

7

Опытническая работа

2

6

8

8

Породы животных

3

7

10

9

Творческая мастерская

5

9

14

10

Вода- источник жизни

2

6

8

11

Животные водной среды

5

13

18

12

Экологическая страничка

6

12

18

13

Мир леса

3

15

18


Итого:

41

103

144















Содержание тем второго года обучения.

1.Вводное занятие 2ч.

Теория: Объяснение значения программы.

Практика: Путешествие по малой экологической тропе

2.Осень в природе 6ч.

Теория: Осень.

Практика: Инструктаж, Осенние забавы, Экскурсия «Путешествие в осень».

3.Связь животных со средой обитания 6ч.

Теория: Понятие о среде обитания животных, ее виды. Приспособление животных к разным средам обитания.

Практика: Работа с дневниками наблюдений, Просмотр фильма, Наблюдение за обитателями живого уголка

4.Разнообразие в мире животных 12ч.

Теория: Экзотические животные. Редкие и исчезнувшие животные. Домашние животные. Дикие животные.

Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братье!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы», Аппликация из цветной бумаги, Викторина «Эти забавные животные».

5.Экологический вестник 10ч.

Теория: Синичкин день, День моржа, Всемирный день защиты животных

Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой, Составление кроссворда, Тестирование.

6.Снежный ком 14 ч.

Теория: Жизнь животных зимой, История возникновения Нового года, История возникновения новогодней игрушки.

Практика: работа с дневниками наблюдений, Операция кормушка, Проведение акции «Покорми птиц зимой», Интересные факты, Изготовление новогодней игрушки, Операция ель, Изготовление новогодней газеты.

7.Опытническая работа 8ч.

Теория: Значение опытнической работы. Методика проведения опыта.

Практика: Распределение тем и определение направленности, Заполнение дневников, наблюдение за ходом опыта, Посещение Библиотеки, Выводы.

8.Породы животных 10ч.

Теория: Понятие о породе. Породы птиц, Экзотические виды пород

Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы».

9.Творческая мастерская 14ч.

Теория: Макет Земного шара, Обитатели водоема, Обитатели Северного полюса, Создание коллекции домашних животных, Проект аквариума

Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости, Изготовление животных по технике оригами, Подбор материала,

Выставка работ обучающихся

10.Вода - источник жизни 8ч.

Теория: Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды.

Практика: Рисунки в дневниках наблюдений, Опыт « Водичка», Практическая работа: «Изучение различных состояний воды», Работа по карточкам « Вода на земле».

11.Животные водной среды 18ч.

Теория: Многообразие подводного мира. История возникновения аквариумного рыболовства. Аквариум, Аквариумные растения. Аквариумные рыбы.

Практика: Конкурс рисунков «Подводный мир». Изготовление рыб из природного материала, Зарисовки аквариума в дневниках наблюдениях, Аппликации из цветной бумаги, Создание калажей «Аквариум», Дидактическая игра «Дорисуй рыбку», Викторина «Обитатели морских глубин»

12.Экологическая страничка 18ч.

Теория: Проблемы окружающей среды, Заповедники, заказники, национальные парки нашей страны. Изучение флоры и фауны озеро Байкал. Красная книга.

Практика: Конкурс рисунков: «Загрязнение природы», Поход по экологической тропе. Изготовление панно «Прозрачный Байкал», Игра: Царица-Водица, работа с дневником наблюдений, Составление альбома по исчезнувшим видам животных.

13.Мир леса 18ч.

Теория: Природа родного края, Свойства и методы обработки природного материала, Пищевая цепь

Практика: Экскурсия в рощу (сбор природного материала), Аппликации животных из природного материала, Лесные миниатюры, Декоративное панно, Экскурсия в лесопарковую зону, Поход. Подведение итогов года.







Литература для учащихся:

1.Журнал о природе для детей и взрослых - «В мире животных», М.,1998г

2.Табарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение», М.,2003г

3. «Атлас родной природы- животные леса», М.,2000г

4. «Красная книга России - животные», М.,1978г

5. Хомяки и хомячки с Ольгой Ягодовник , М.,1987г



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Ашаткин А.Ф. «Справочник самостоятельной вет. помощи», 1997г.

  2. Баланин И.В. «Зоологический контроль микроклимата в животноводческих и птицеводческих помещениях», Л. 1988 г.

  3. Богданова О.М «300 лучших игр», 2008г.

  4. Волкова В.Н. «Кролиководство», 2006г.

  5. Игольницына Л.М., Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы под руководством 1997г.

  6. Гладкова. Н.А. «Охрана природы», 1997г.

  7. Гальцова И.Ю. «Удивительные животные», 2008г.

  8. Зорин. В.Л. «Краткие ветеринарные консультации», 1999г.

  9. Иголицин Л.М. «Сборник экологических задач».

  10. Костинская И.В. « Программы дополнительного образования»,1987г.

  11. Повловский Е.Н. «Уголок природы в школе», М. 1987г.

  12. Повловский Е.Н. «Физиология животных», 1990г.

  13. Осташов С.А. «Справочник ветеринарного врача», 2001г.

  14. Экология и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы, 2008 г.





© 2010-2022