- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка проекта открытого урока по дисциплине электротехника и электроника на тему Законы постоянного тока
Методическая разработка проекта открытого урока по дисциплине электротехника и электроника на тему Законы постоянного тока
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киреева М.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Администрация Приморского края
Департамент образования и науки Приморского края
АФ КГА ПОУ «Промышленный колледж энергетики и связи»
Методическая разработка
проекта открытого урока
по дисциплине «Электротехника и электроника»
на тему:
«ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА»
г. Артем
2015 г.
Цель урока: повторить и закрепить пройденный материал, развитие интереса к получаемым знаниям по дисциплине, любознательности, целеустремленности и предприимчивости во всех сферах жизнедеятельности.
Ход урока.
1. Слово преподавателя
Сегодня вспомним все о токах -
Заряженных частиц потоках.
Про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки.
Оставили свой след в науке.
- Век электрических свершений много это или мало? Чуть больше срока жизни человека. Две границы трех веков. И за столь короткий миг в истории человечества.
Ошибки были достиженья, успехи и разочарования. Песчинка открытий, но какая! Она представлена в рубрике "хроника событий".
-
1834 г. Один из первых электродвигателей.
-
1878 Джозеф Сван изобрел электрическую лампочку накаливания.
-
1885 Физик Генрих Герц продемонстрировал существование электромагнитных волн.
-
1926 Джон Лоджи Бэйр передал телевизионное изображение человеческого лица.
-
Создание трамвая.
-
Открытие природы электромагнитных волн и использование их в радиотехнике, телевидении.
-
Создание первого компьютера и бытовых процессов.
-
И многое, многое другое!!!
2. Повторение изученного материала. Диктант (звучит музыка, время выполнения задания 5-6 мин)
1 вариант
-
Электрический ток -… (Направленное движение заряженных частиц)
-
Единица силы тока - …(1 А)
-
Силу тока измеряют (амперметром включенным последовательно)
-
Один 1кОм -… (1000 Ом)
-
Формула сопротивления проводника -…R = p l / S
-
В электродвигателе энергия электрического тока превращается в… (механическую).
-
Формула мощности электрического тока… Р = IU
-
Единица мощности …(1 Вт).
-
Прибор для измерения мощности…(Ваттметр).
-
Формула закона Ома для полной цепи - … I= E/ R+r
-
Один 1 мА = …(0,001 А)
-
Сила тока во всех потребителях одинакова при …(последовательном соединении)
-
При увеличении длины проводника сопротивление… (увеличивается).
-
При последовательном соединении проводников общее напряжение равно… (сумме напряжений на отдельных проводниках)
-
Алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле …(равна 0).
2 вариант
-
Электрический ток в проводнике создается… (свободными электронами).
-
Единица электрического сопротивления - …1Ом
-
Закон Ома для участка цепи… (I = U/R)
-
Действия электрического тока… (магнитное, механическое, химическое, биологическое).
-
Мощность равна - …отношению работы ко времени.
-
Закон Джоуля - Ленца… (Q =I2Rt)
-
Единица ЭДС… (1 В).
-
Электрическое сопротивление зависит от рода материала, от длины проводника и… (обратно пропорционально площади поперечного сечения проводника).
-
Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при… (параллельном соединении).
-
Электрическое напряжение измеряют… (вольтметром с большим сопротивлением, который включают в цепь параллельно).
-
Амперметр включается в цепь… (последовательно).
-
При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна… (сумме сил токов в разветвлениях).
-
При параллельном соединении сила тока меньше в том проводнике, где сопротивление… (больше).
-
Короткое замыкание возникает, если внешнее… (сопротивление цепи мало).
-
Специальный прибор для измерения мощности, это - …(ваттметр)
3. Презентация (зачитывается доклад)
Принцип Ходжи Насреддина: «Пусть тот, кто знает, рассказал тому, кто не знает».
4. А знаете ли вы…
-
Первая электростанция начала давать электроэнергию в Сан - Франциско в 1879г.
-
Первая шелкопрядильная фабрика, работающая на электроэнергии, появилась в Дерби (Англия) в 1720г.
-
Первая электробритва изобретена в 1931г.
-
Первые электрические лифты были установлены в 80-х годах Д.Уиллером и Джесси Рено. Они установили в Нью-Йорке в 1900 году первый эскалатор.
-
Первый электрокамин с решеткой был продан Бейлингом в 1912 году.
-
В 1916 году появились автомобили с автоматическими электрическими дворниками.
-
Какое самое большое сопротивление мы ежедневно включаем в своей квартире: холодильник, телевизор, утюг? (воздушный промежуток выключателя)
-
В Оксфордском университете имеется электрический колокольчик, который непрерывно звонит с 1840 года. Он использует электростатическое притяжение, поэтому потребляет очень малый ток. Сухие элементы, питающие его, облиты серой для герметичности, и никто точно не знает, как именно они устроены.
-
Электрический угорь из Амазонки бьёт током с напряжением более 500 вольт. Местные жители перед тем, как ловить их, загоняют в реку стадо коров, чтобы угри истратили на них весь свой заряд.
-
В пожарной дружине калифорнийского города Ливермор висит электрическая лампочка мощностью 4 ватта, работающая практически непрерывно с 1901 года. Гасла она лишь несколько раз при отключениях электричества и два раза при переезде.
-
Почему радиоприемник, который внесли в теплую комнату с мороза, рекомендуется включать не раньше чем через 2 часа?
Конденсация пара внутри радиоприемника приводит к образованию водяной токопроводящей пленки.
5. Следующий этап нашего мероприятия. Мы вспоминаем великих ученых - физиков, Внесших значительный вклад в мировую науку. Вам будет показан ряд портретов (фотографии возможно продемонстрировать через мультимидийный проектор с компьютера, или цифрового фотоаппарата). Вы должны назвать ученого и перечислить его открытия. Правильный ответ - 1 балл. Время выполнения 2 мин. на рисунок (время также может быть задано таймером слайд- шоу компьютера). Поочерёдно демонстрирует:
Брейнринг. «А правда ли это?»
-
Между ремнем и шкивом, на который он надет, возникают электрические явления при вращении шкива.
Ответ - ДА (электризация трения)
-
Масса шара заряженного положительным зарядом изменится, если к нему прижать палец?
Ответ - НЕТ (обмен зарядом происходит переходом электронов, масса электронов мала)
-
Бензин - это изолятор?
Ответ - НЕТ (это проводник)
-
Раствор сахара это проводник?
Ответ - НЕТ (это изолятор)
-
Искра, проскочившая между наконечником свечи автомобиля и блоком цилиндров это электрический ток?
Ответ - ДА (есть направленное перемещение зарядов)
-
Для питания велосипедной фары от источника тока достаточно одного провода?
Ответ - ДА (роль второго играет рама)
-
Медные соединители стыков рельс подвижного состава служат для температурной компенсации.
Ответ - НЕТ (для уменьшения электрического сопротивления на стыке)
-
Сопротивление медной проволоки увеличится, если её разрезать пополам и включить половины в цепь параллельно?
Ответ - НЕТ (уменьшится в 4 раза)
-
Электрическая энергия экономится, если работать на металлорежущих станках тупым инструментом.
Ответ - НЕТ (часть энергии тратится на трение)
-
В плавких предохранителях применяют проволоку из легкоплавкого материала?
Ответ - ДА (цель максимально быстро разъединить цепь)
-
Провода, подводящие ток к электрической плитке не разогреваются так сильно, как спираль, потому что они значительно короче?
Ответ - НЕТ (потому что имеют маленькое удельное сопротивление)
-
Компас можно использовать для определения в проводнике прямого тока?
Ответ - ДА (если стрелка изменит направление, значит, есть ток)
-
Самодельный электрический магнит можно изготовить из не изолированного провода, железного сердечника и гвоздя?
Ответ - НЕТ (гвоздь закоротит цепь)
-
Мы являемся источником света?
Ответ - ДА (рассеянного от солнца)
-
Гальванический элемент (батарейку) можно сделать из цинка, углеграфита и раствора нашатыря в емкости.
Ответ - Да (нашатырь играет роль электролита, уголь «+», Zn «- »)
-
Срок службы электрической лампочки можно увеличить, если включить последовательно две электролампы разной мощности.
Ответ - ДА (нужно брать две лампы мощности, которых отличаются в 1,5 - 2 раза, например 40 - 75 Вт)
Преподаватель:
Дорогие коллеги! Вашему вниманию представляется научный доклад на тему «Электрический ток». Ваша задача отметить спорные и ложные утверждения, сформулированные в докладе. Каждая ошибка, в докладе зафиксированная за время его чтения приносит 1 балл.
Электрический ток - это беспорядочное перемещение макроскопических частиц называемых протонами по проводнику.
Все на свете радиодетали, окружающие нас предметы - состоят из атомов. Атом это часть протона и, следовательно, протон есть в любом веществе.
В некоторых предметах, например в деревянном стержне, при подключении к источнику тока заряженные частицы начинают двигаться. Вещества, не препятствующие движению заряженных частиц, называются изоляторами.
Солнце, электродвигатель, батарея являются источниками тока. У батареи три полюса: нейтральный, положительный, и отрицательный. Протоны имеют отрицательный заряд. Когда изолятор подключен к 2-м полюсам - нейтральному и положительному, то электроны отталкиваются положительным полюсом батареи и притягиваются нейтральным полюсом. Заряженные частицы движутся по проводам - так возникает электрический ток.
Первую батарею создал А. С. Пушкин, использовав для этого бумагу, кислоту и стеариновую свечку.
Он был первым ученым, наглядно доказавшим, что электрический ток реальность, и что нам по силам управлять его движением. Единица измерения напряжения была названа в честь этого выдающегося ученого (Пушка).
Сила батареи, приводящая в движение заряженные частицы называется Э.Д.С., что расшифровывается «Это должно сработать». Напряжение измеряется прибором «Спидометр», который включается последовательно и показывает результат в «Пушках».
Электрическая цепь - это количество электрических приборов связанных между собой звеньями из шпагата, пеньки, тесьмы. Для существования цепи необходимы два условия - источник тока и проводник.
Заключительный этап. Рефлексия. Студентам предлагается ответить на вопросы: Главным для меня было…, За этот час я понял…, Что мне понравилось:…, Осталось, что-либо не понятым? (что именно) и оценить работу на уроке.